Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании» (опыт МОУ СОШ №3 г. Морозовска Ростовской обл.).
статья по теме
Сегодня много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть ответственное отношение к здоровью как к личному и общественному достоянию. Здоровье оказывает огромное влияние на производительность общественного труда и динамику экономического развития общества. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из факторов, определяющих уровень цивилизации.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека — осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитания ценностных ориентаций на здоровьетворение занимает современная система образования.
Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья детей, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни нашли отражение в различных нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране окружающей среды», «Семейный кодекс РФ», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и других.
Формирование культуры здоровья состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые. Различные социальные институты и группы решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Субъектами формирования культуры здоровья личности в современном образовании являются: наука, администрация, учитель, врач, психолог, семья, ученик.
Образовательное учреждение ставит перед собой цель: сохранение психического и физического здоровья, одним из основных направлений его деятельности является воспитание потребностей здорового образа жизни. Сохранность детского здоровья представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. Она включает великое множество мало изученных вопросов, требующих настоятельного решения. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач сегодняшнего образования.
Так и в нашем образовательном учреждении возникла необходимость создания системы формирования культуры здоровья, которая дает положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышения качества образования и воспитания школьников.
Основными задачами деятельности нашего педагогического коллектива по формированию культуры здоровья личности являются:
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие интересов и способностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
- привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня;
- организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.
В нашей школе созданы все условия обучения, когда ребенку комфортно и психологически, и физически; когда к каждому ученику применяется индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. На настроение, состояние ребенка во время учебных занятий большое влияние оказывает благоприятная психологическая среда. Основная деятельность в школе – это учеба. Расписание составлено таким образом, что письменные предметы чередуются с творческими, где можно сидеть свободно, походить, да и просто встать. Для профилактики переутомления проводим различные физминутки, динамические паузы. Большое внимание уделяем организации перемен, позволяющих учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма. Ученики дежурных классов приходят к малышам и организовывают подвижные игры.
В учебном плане школе такие предметы, как физическая культура, ОБЖ, «Окружающий мир», элективные курсы: «ЗОЖ», «Химия в быту», «Экологический мониторинг окружающей среды» учат адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, т.к. неадекватное поведение может привести к утрате здоровья.
В 2010-2011 учебном году на I и II ступени обучения введено по третьему часу физической культуры. Учителями физкультуры Колесниковой О.Ю. и Сизякиной Н.С. ежегодно проводится мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, отслеживается уровень развития физических качеств — диаграммы по результатам медицинского осмотра обучающихся.
Дополнительное образование также направлено на формирование культуры здоровья учащихся на разных ступенях обучения.
Повышение эффективности формирования культуры здоровья учащихся в условиях дополнительного образования обеспечивается при моделировании следующего комплекса педагогических условий:
1) здоровье учащихся определяется и рассматривается как целостное единство структурно-функциональных, физико-химических и психологических, эмоциональных, духовных компонентов;
2) в условиях дополнительного образования обеспечивается формирование у подростков понятий, мотивации и навыков здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями, ценностными ориентациями, морально-волевыми установками и уровнем образованности;
3) в практику дополнительного образования учащихся внедряется методика, обеспечивающая формирование информационной компетентности подростков, включающей:
— обучение методам ведения здорового образа жизни;
— воспитание ответственного отношения к своему здоровью как к общественному достоянию, высшей социальной ценности;
— выработку основных гигиенических психо-физиологических навыков;
— ознакомление с основными видами современных заболеваний и мерами их профилактики.
Дополнительное образование представлено кружками…( ),
Работают в школе 4 спортивные секции:
- Волейбол (руководитель Ходеев Г.А – тренер ДСЮШОР).
- Футбол (руководитель Макаров А.Д. – тренер ДСЮШОР).
- Туризм (Сулименко А.А. – преподаватель ДДБ).
- Секции ДОП клуба «Олимп».
- Учащиеся нашей школы обучаются в школе МЧС.
(приложение – фото, грамоты, результат)
Во всех классах начальной школы проводится практикум «Час здоровья», который имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Занятия направлены на воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение уровня воспитанности учащихся, создание комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей учащихся, сплочение коллектива.
В школе действует отряд Юных инспекторов движения, который занимается пропагандистской деятельностью по соблюдению правил дорожного движения пешеходами и водителями. Его члены осуществляют рейды к наиболее опасным местам проезжей части в районе школы, сотрудничают с работниками ГИБДД и других правоохранительных органов, проводят конференции, беседы, рейды, режимные линейки, выпускают газету «Перекрёсток», участвуют в городских соревнования «Безопасное колесо».
Одной из основных задач воспитательной работы нашего образовательного учреждения является воспитание потребности в здоровом образе жизни (Забавы богатырские, Всемирный День Здоровья). Проведение Всемирного Дня здоровья проводится в 2 этапа: 1-это сценарий о вреде табакокурения, о вреде наркотиков, о правильной осанке и т. д. (в разработке сценария участвуют школьники), 2-спортивные эстафеты.
Работа с родителями: родительский всеобуч ( Роль семьи в сохранении здоровья школьника, Психофизические особенности подростков, Формирование нравственного здоровья и т.д., по просьбе родителей были проведены общешкольные родительские собрания: «Как помочь ребенку во время «переходного возраста»», «Гиперактивный ребенок, как ему помочь?»
Важна роль медработников в формировании культуры здоровья учащихся. Проводится диагностика состояния здоровья, плановые медицинские осмотры учащихся. Частые беседы с учащимися медработником также помогают решать задачу формирования культуры здоровья личности в нашей школе.
Правильное питание – залог здоровья
Конечно же, обучение, воспитание, закаливание невозможно без правильно организованного питания. Ученики младших, средних и старших классов, дети из групп продленного дня с удовольствием приходят на обед, где их ждут сбалансированные блюда, овощные салаты, соки, разнообразная выпечка, заботливо приготовленные школьными поварами. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена постановлением Правительства Российской Федерации в Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации. О правильном питании ведется разговор на уроках окружающего мира, биологии и химии, физики, технологии, литературы и истории, где учащиеся знакомятся с разными кухнями, учатся этикету. Во время классных часов проводим много бесед о правильном питании, о гигиене. Изучаем правила хорошего тона, закрепляем здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости).
Ежегодно в нашей школе работает оздоровительный лагерь. Организация отдыха и оздоровления детей во время каникул располагает необходимым количеством квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения своих обязанностей и руководствующихся в своей работе принципами любви и доброжелательности. Коллектив проявляет к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывает физическое и психическое состояние каждого ребенка.
Решая задачи по формированию культуры здоровья личности, педагогический и ученический коллективы находятся в постоянном творческом поиске. Следует отметить, что наиболее эффективно её задачи решаются при тесном сотрудничестве и взаимопонимании всех сторон педагогического процесса: учителей, учащихся и их родителей. Большую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказывают внешкольные организации: спортивные школы, медицинские учреждения, правоохранительные органы.
Источник
Лекция на тему: «Факторы и условия, влияющие на формирование культуры здоровья»
специалист в области арт-терапии
Педагог дополнительного образования Емельянова С.В.
«Факторы и условия, влияющие на формирование культуры здоровья»
Исследователи выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование культуры здоровья. К числу объективных факторов относят: слабую материальную и экономическую базу развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие у большинства населения традиций и культуры укрепления и сохранения здоровья. К группе субъективных факторов причисляют: социально — личностные качества: пассивность, неумение организовывать активный досуг, недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотивации и потребностей в двигательной активности (Лисицын, Ю.П. Чумаков, Б.Н.).
Семёнова Е.Л. также выделяет две группы факторов, объективные и субъективные. К объективным факторам относит: средства массовой информации, семью, школу, здравоохранение, референтную группу. К субъективным факторам — содержание ориентации и установок на овладение культурой здоровья, личный опыт ее освоения, состояние здоровья человека.
По мнению Е.В. Беляковой, культура здоровья формируется под влиянием культурных, социальных, экономических факторов, но наиболее важное влияние оказывает система образования.
Как отмечает О.Л. Трещева, формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако она выделяет следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека: социальные и культурные, педагогические; медико-физиологические.
Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы (Питание и здоровье в Европе. Региональные публикации ВОЗ, № 96).
Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Например, обследованием физической активности в Англии установлено, что люди, более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями (Allied Dunhar national fitness survey, 1992). Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание и здоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие (Health update 5: physical activity, 1995).
Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.
В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.
К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.
Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления.
Макаренко В.К. выделяет следующий ряд факторов:
1. Правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.
2. Социально-экономические факторы, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
3. Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
4. Личностные факторы, которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.
5. Медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
6. Культурологические факторы, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
7. Юридические факторы — обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.
8. Экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
9. Семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.
Среди выше перечисленных факторов, важную роль в формировании культуры, играют семейные факторы.
Потенциал здоровья и привычный стиль жизни человека закладывается в детстве. Семейное окружение вносит существенный вклад в общее состояние здоровья и благополучие детей и рассматривается как важнейший ресурс формирования здоровья и здорового образа жизни ( Л.Л. Липанова, Г.М. Насыбуллина, М.О. Короткова).
Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
Л. Антипина констатирует, что благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.
По мнению Берман Л.А., самым главным в формировании культуры здоровья и мышления в семье является творческое начало во всех аспектах жизни семьи.
Берман Л.А. также выделяет, что здоровье детей зависит и от информированности родителей по вопросам здоровья, таким как физиология развития их детей, законы правильного питания, нормы гигиены, режима сна и отдыха детей, особенностей этапов психологического развития и др.
Л.Л. Липанова, Г.М. Насыбуллина, М.О. Короткова выделяют комплекс семейных факторов, влияющих на приобщение подростков к потреблению психоактивных веществ. Во-первых, это лояльное отношение родителей и других членов семьи к курению и употреблению алкоголя; во-вторых отсутствие доверительных отношений в семье, недостаточный контроль за поведением и досугом ребенка.
Языкова В.С относит к семье следующие функции: воспитательную, реактивную, досуговую и трудовую.
Воспитательная функция семьи – один из самых значимых социальных показателей при характеристике ее современного облика. Более того, удовлетворение потребности в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связано с этой функцией. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет та атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье.
Все большее значение приобретает реактивная (восстановительная, оздоровительная, досуговая) функция семьи. Состояние в браке само по себе является фактором, благоприятствующим здоровью. Известно, что одинокие люди чаще болеют и раньше умирают.
Досуговая функция семьи характеризуется с помощью двух основных параметров: количества времени, которое каждый член семьи может посвятить целям отдыха, и характера использования этого времени. Оно зависит от уровня трудовой и бытовой занятости членов семьи, их культуры, представлениях о полезном и вредном для ее жизнедеятельности.
Особое место в семье занимает трудовая функция . Семейный трудовой коллектив – бытовые традиции семьи. Трудовое воспитание детей улучшается за счет включения их в реальную полезную работу. Только в труде человек формируется как личность, осознает общественное значение своей деятельности (Языкова В.С.).
Анализ литературы свидетельствуют о наличии комплекса факторов, связанных с семейным воспитанием и школьной средой, способствующих формированию у школьников здорового образа жизни. Это: рациональный режим, вовлечение детей в социально одобряемые формы досуговой деятельности, включая занятия физкультурой и спортом, гигиеническое обучение и воспитание, формирование благоприятной психоэмоциональной среды. Такая работа требует хорошей подготовки специалистов в школе, взаимодействия педагогических работников с родителями, демонстрации детям собственного ответственного отношения к здоровью. Результатом таких совместных действий родителей и педагогов является формирование у детей достаточных гигиенических знаний, жизненных навыков, таких, как мотивация к достижениям, организованность, ответственное отношение к своему здоровью, способность противостоять давлению и взаимодействовать с окружающими ( Л.Л. Липанова, Г.М. Насыбуллина, М.О. Короткова).
Источник