Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога
статья по психологии на тему
Данная статья посвящена изучению аспектов психологического сопровождение профессиональной деятельности педагога. Психологическое сопровождение включает в себя системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является одним из ресурсов развития современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога
Бабич О.И., Баранова О.В., Зубцова О.В., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.
Иркутский институт повышения квалификации работников образования
Многими авторами сегодня отмечается потребность педагога в психологическом сопровождении его профессиональной деятельности [1], [3], [4], [7]. Педагоги осознают необходимость работы психолога в образовательном учреждении. Рассматривая вопрос о психологическом сопровождении деятельности педагога, следует учитывать, что профессиональная деятельность педагога становится сегодня качественно иной в связи с введением ФГОС 3-го поколения.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять педагогу в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
В силу сложности задач по реализации ФГОС, считаем, что готовность педагогических кадров может обеспечить не только повышение квалификации в узком смысле, но и выстроенная система психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога [2].
Отметим особенности развития системы психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога на современном этапе: изменяющиеся условия модернизации образования, необходимость привлечения более узких специалистов в процессе сопровождения.
Таким образом, сегодня требуется педагог-профессионал, который, во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.
Психологическое сопровождение в данном контексте понимается нами как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для всех участников образовательного процесса.
Психологическое сопровождение позволяет обеспечить позитивные психологические условия формирования профессиональной мотивации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности педагога.
Психологическое сопровождение включает в себя системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания.
Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”. Совместный поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности создает на этой основе условия для профессионального развития педагога.
Психолог, сопровождая профессиональную деятельность педагога, может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушающим ему уверенность в собственных силах; просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание; собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя; игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта; методистом – носителем культуры «психологизированной» дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.
В процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога реализуется в следующем:
— Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
— Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
— Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.
— Сопровождение инновационной деятельности педагога.
— Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
— Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
— Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
— Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
— Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.
— Проведение сеансов психологической разгрузки.
— Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Необходимым условием психологического сопровождения педагогической деятельности является формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, которая связана с динамикой изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности педагога.
Выделяются следующие критерии эффективности психологического сопровождения: успешность осуществления профессиональной деятельности педагога и удовлетворенность ею.
Итак, психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является одним из ресурсов развития современного образования.
Однако следует обозначить и трудности исследуемой нами проблемы. Многие проблемы в деятельности психологического сопровождения обусловлены разобщенностью усилий различных групп специалистов.
Статус специалистов системы психологического сопровождения и отдельных ее уровней требует более четкого юридического определения, кадрового и материально-технического обеспечения.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
- Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов //Начальная школа плюс до и после.- 2011.- № 5.- С. 3-16.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. Спб.: Издательство «Питер», издание 4-е, 2006 год, 592 стр.
- Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. докт. дис. М., 1995.
- Сабельникова С.И. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса / С.И.Сабельникова, Н.М.Муреева // Управление начальной школой.- 2011.- № 8.- С. 19-23.
- Хван А.А. Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации.
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с.
Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс.
ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год.
Методический материал «Психологическое сопровождение профессиональной подготовки кандидатов в водители».
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога.
Педагогический проект на тему: Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихся.
Источник
Сохранение психологического здоровья педагога
специалист в области арт-терапии
Сохранение психологического здоровья педагога
Психологическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психологическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье обучающихся.
Проведем небольшой тест. Ниже приведены два основных признака, по которым условно можно судить о состоянии психического здоровья. Попробуйте соотнести их с Вашей жизнью и профессиональной деятельностью.
1.Позитивное настроение, в котором находится человек, полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение
2.Высокий уровень саморегуляции, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций,с связанных с переживанием тревоги, страха.
Если Вы чувствуете уверенность в своих силах, Вас вдохновляет Ваша деятельность, Вы спокойнее переносите ситуации стресса, Ваша психика здорова! Но если Вы часто испытываете неудовлетворенность, чувство тревоги и напряжения, часто сомневаетесь в своих действиях, то следует обратить внимание на потребности Вашего организма!
Профессия педагога считается одной из самых стрессогенных и энергозатратных. Нередко в этой сфере как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия возникает синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности исполнением работы.
Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.
Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные обучающиеся. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.
Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, выборочного выполнения профессиональных функций.
В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.
Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.
Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации по профилактике стресса, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
1. Определите краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
2. Используйте «таймауты». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы. Иногда необходимо найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладевайте умениями и навыками саморегуляции (обеспечение самоорганизации различных видов психической активности человека). Овладение такими психологическими умениями и навыками как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
4. Занимайтесь профессиональным развитием и самосовершенствованием. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
6. Стремитесь эмоционально общаться. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти разумное решение возникшей проблемы.
7. Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.
Источник