Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
статья (1 класс) по теме
Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopylova_2014_03_11.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
Учитель начальных классов Копылова Т.А.
МАОУ «Гимназия №1», г.Пермь
Формирование и поддержание эмоционального настроя является основой сохранения психического и физического здоровья детей младшего школьного возраста, особенно – первоклассников.
Автором разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.
Поддержание эмоционального настроя ребенка реализуется через успешность его действий. Для этого необходимо:
— оптимизировать образовательный процесс по критерию сохранения и укрепления здоровья ребенка в учебной деятельности и в системе межличностных отношений путем реализации идей обновления образования;
— гуманизировать систему отношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выстраивая их на принципе оценочной безопасности и эмоционального комфорта в учебной деятельности.
Современная школьная практика к списку причин нервно–психических растройств у учащихся добавляет учебные перегрузки, которые в свою очередь, возникают из-за неумения учиться и несоответствия внешних требований психофизиологическим возможностям детей, их индивидуальным психологическим особенностям («слабые» и «инертные» дети адаптируются к школе с большими потерями в здоровье). Программа «Здоровые дети» строится на утверждении о том, что здоровые дети – это успешные дети. Переживание состояния успешности и благополучия обуславливает у ребенка охоту к занятиям основным делом этого жизненного периода – учебной деятельностью. Очень важно, чтобы успехи ребенка были увидены не только педагогом, но и самим учеником, были проговорены нм самим. «Я могу сегодня похвалить себя за то, что сам решил задачу». Ребенку порой бывает сложно увидеть, что у него получается, а что нет, утвердить самого себя среди других. Особенно сложно это сделать «неуспешным», неуверенным в себе детям. Формирование адекватного состояния уверенности в своих силах, самопринятия и самоуважения имеет мощную подпитку в конструктивном отношении ребенка к собственным ошибкам и неудачам.
При формировании эмоционального настроя необходимо научить детей переводить ошибки и неудачи в задачи учения, а не в обиды на одноклассника или учителя, которые дают рекомендации и делают замечания, или поводы к унынию, отказу от каких бы то ни было усилий к дальнейшим действиям. Правильно сформированная реакция даст возможность ученику увидеть свои успехи и неуспехи и самому выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.
В связи с этим, важны следующие действия:
— формировать у учащихся установку на предъявление учителю не только своих знаний, но и незнаний;
— учить детей соизмерять свои возможности с поставленной целью и не останавливаться перед задачей, для решения которой у него еще нет средств и способов;
— учить осуществлять при этом самостоятельный поиск недостающей информации о способах решения той или иной задачи в различных средствах информации, запрашивать помощь у учителя.
Умение учащихся осуществлять самостоятельные поисковые действия формируются на основе обеспечения субъектности ребенка в процессе обучения. Она реализуется путем постановки ребенка на уроке в позицию активного деятеля в результате включения его в целеполагание, планирование собственной и групповой деятельности, простраивания учебного диалога, рефлексию достигаемых результатов.
Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, какую трудность она представляет, как эту трудность преодолеть, в чем новизна способа действия, которым овладели, как хорошо этим способом владеет, что нужно в нем усовершенствовать.
Для формирования у детей большей самостоятельности и независимости, волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений дети вовлекаются в совместные учебные действия. В обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).
Постоянное использование парных, микро групповых, групповых форм деятельности учащихся расширяет детскую коммуникативную компетентность, формирует новые решения проблем в группе, расширяет возможности для переживания ситуации успеха каждым учащимся, способствует преодолению монотонии (однообразия выполняемых действий) и минимизации утомления.
Субъектная позиция ребенка в процессе обучения обеспечивается также путем дифференциации предъявления содержания образования, предложения различных вариантов изучения программного материала и индивидуализации обучения на основе построения учащимся своей собственной образовательной траектории.
Основой субьектной позиции и учебной самостоятельности ребенка является здоровая самооценка и уверенность в себе. Очень важно, чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно и конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, сохраняя при этом положительную общую самооценку и самоуважение. Эта цель трудно достижима в условиях применения общепринятой пятибалльной системе оценивания. Она является травмирующим элементом начального обучения, нервотизирующим детей и повышающим их тревожность. Для ребенка отметка обуславливает ложную основу для самооценки. Отметка для ученика младшего школьного возраста определяет отношение учителя не к его действиям, а к его личности: «Меня не любят, я плохой», «Мне поставили 5, я хороший». Для слабых учеников плохая отметка травматична, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает эмоциональное напряжение в отношении с учителем, нередко со сверстниками, а особенно с родителями, что существенно влияет на его психическое, а значит и физическое здоровье. Для сильных учеников забота о том чтоб поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы. Каждая «плохая» отметка создает для него стрессовую ситуацию, влечет дополнительное «просиживание» за учебниками, что тоже негативно сказывается на его здоровье.
Программа «Здоровые дети» опирается на формирование оценочной деятельности учащихся, осуществляется на основе реформ в системе школьного образования. Оценочная самостоятельность заключается в создании оценочной безопасности для ребенка в процессе его учебной деятельности, что является основой благоприятного психолого-педагогического климата. Использование безопасных, достойных для ребенка форм оценивания его учебных достижений опирается на правила оценочной безопасности. Суть их кратко сводится к следующему содержанию:
-не скупиться на поощрение детей, замечать малейшее продвижение ребенка вперед, малейший его успех;
— поощрять исполнителя, критиковать только исполнение;
— помогать ребенку находить элементы успешности в любых случаях;
— ставить перед ребенком только конкретные цели;
— создать условия, в которых каждому ребенку можно предоставить возможность высказать свое мнение, исключить метод принуждения, не упрекать ребенка по поводу неправильных учебных действий.
Знание и соблюдение правил оценочной безопасности благотворно влияет на психологический климат урока, взаимоотношения учителя и учащихся, деловое и личностное общение, эмоциональный комфорт, т.е. обеспечивает психологическую безопасность.
Программа «Здоровые дети» строится и на основе учета эмоциональноличностных особенностей детей. Тревожные дети, в силу особенностей своего темперамента, при неудачах быстро теряют уверенность в себе. По отношению к таким детям важно соблюдение правила «безболезненное оценивание». Для неуверенного в себе ученика ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать такого ребенка к доске следует только в том случае, если учитель знает, что материал школьником хорошо понят и усвоен. Дети с повышенной физической и умственной утомляемостью часто проявляют плаксивость. Они нуждаются в дозировке нагрузок, в более частых перерывах, заполненных либо активными движениями, либо релаксацией, а иногда в дополнительном выходном дне посередине учебной недели. Дети с повышенной двигательной активностью, для которых характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлеченность внимания, часто оказываются в ситуации замечания, наказания. Не следует постоянно одергивать таких детей, замечать мелкие нарушения и, конечно, наказывать за это. Работу направить на самоконтроль, саморегуляцию своего поведения. В случае проявления у детей признаков гиперактивности следует рекомендовать родителям обратиться к специалисту. Дети с замедленным темпом деятельности не должны подвергаться осуждению за медлительность, поскольку, это связано с их физиологической природой (медленное протекание нервных процессов), и ребенок над ней не властен. Для таких детей можно сокращать объем работы и учить их правильному выполнению задания.
Таким образом, данное направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на:
— адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников;
— гуманистический подход к организации образовательного процесса;
— идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.
Индикаторами благоплучия детей, их позитивного эмоционального настроя при выполнении данного направления будут следующие показатели: 1) процент детей, согласных, что школа-это благоприятное место; 2) повышение мотивации учения, а, следовательно, улучшения результатов образовательного процесса; 3) сформированность рефлексивных действий по умению выстраивать учебную траекторию; 4) чувство уверенности учащихся в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п.
Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.
Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной.
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.
Физическое воспитание младших школьников через якутские национальные игры История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций н.
Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание .
Источник
Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
статья
Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.
Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohr._emots._zdorovya.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
Антонова М.В., учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа №46
Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы. Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни. Современные психолого-педагогические исследования с тревогой отмечают факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учеников. Все больше и больше детей находятся в состоянии эмоциональной напряженности. Такие дети уязвимы, особенно чувствительны к предполагаемой обиде и остро реагируют на отношения окружающих. Увеличивается число детей с неврозами, а также дети с отклоняющимися формами поведения [3].
Школьный возраст — это значительный период жизни, определяющий эмоциональный мир человека и механизмы его регуляции. В контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, которые вызывают эмоциональный стресс у школьников; в будущем последствия эмоционального перенапряжения становятся устойчивыми и проявляются в образе жизни и поведении. Наступает период жизни, когда результаты эмоциональной регуляции становятся автономными: состоявшийся человек будет проявлять интерес ко всему новому и с благоговением относиться к жизни или, наоборот, трудности жизни будут способствовать формированию незрелой идентичности, становлению «неудачника», и он будет чувствовать себя беспомощным в этом мире, предопределяя для себя источники новых страхов. Сформированный тот или иной хронотоп (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, В.В. Ляудис) и история жизни определяют систему эмоциональных отношений и восприятия мира, переживание его безопасности или, наоборот, чуждости [6].
Школьная тревожность является ключевым показателем устойчивого эмоционального недостатка. Она выражается в волнении и беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения с учителями и одноклассниками, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство беспокойства в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается беспокойством. Повышенная тревожность в школе может быть вызвана ситуационными факторами, а также индивидуальными особенностями ребенка (темперамент, характер).
Неспособность учащихся справляться со школьной программой которая может быть вызвана высоким уровнем сложности, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, недостаточной профессиональной компетентностью учителя и психическим синдромом хронической неуспешности, способствует формированию и закреплению школьной тревожности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников может провоцировать регулярные повторяющиеся ситуации контроля и оценки, неблагоприятные отношения с учителями (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования и избирательное отношение к ребенку). Неадекватные ожидания со стороны родителей также играют значительную роль в закреплении тревожности [10].
Тревожность ребенка, поступающего в школу, обусловлена новой социальной ситуацией и периодом адаптации и, как следствие, усилением психического напряжения. Школа стандартизирует условия жизни ребенка, что приводит к множеству отклонений от предначертанного пути развития. Школьная тревожность среди детей-первоклассников характеризуется эмоциональным расстройством и неуверенностью за свое благополучие.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на состояние школьной тревожности учащихся на начальном этапе обучения влияют различные факторы: учебная перегрузка; неспособность ученика справиться со школьной учебной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с учителями; оценочные ситуации в школе.
Учебная перегрузка обусловлена разнообразными сторонами современной системы обучения. Во-первых, они связаны со структурой учебного года, то есть с неравномерностью распределения и смены учебной нагрузки и отдыха. Во-вторых, перегрузка может быть вызвана загруженностью ребенка учебными делами в течение рабочей недели. В-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся (особенно младших школьников) вносит существующая продолжительность урока.
Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной внутриличностного конфликта ребенка, что, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности в целом. С точки зрения школьной тревожности — это прежде всего, ожидания относительно школьной успеваемости. Чем больше родителей ориентировано на достижение высоких образовательных результатов для ребенка, тем более ребенок встревожен [4].
Неблагоприятные отношения с учителями как фактор формирования школьной тревожности являются многослойными. Во-первых, беспокойство может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого учитель придерживается. Во-вторых, завышенные требования учителей к ученикам, которые часто не соответствуют возрасту детей, могут также формировать тревожность. В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением учителя к конкретному ребенку, особенно в связи с систематическим нарушением правил поведения этим ребенком в классе.
Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации в школе оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьников, поскольку проверка интеллектуальных способностей обычно является наиболее психологически неудобной ситуацией, особенно, если она связана с социальным статусом личности. Л.И. Божович отмечает, что стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, стремление получить хорошую оценку «своих усилий, а не качество проделанной работы», в конечном итоге, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации [5].
Система обучения ребенка в коллективе сверстников включает такие факторы, которые могут оказать негативное влияние на эмоциональное здоровье ученика и привести к возникновению школьных страхов. Детские страхи, обычно простые и быстро проходящие, частично сменяются более сложными и затяжными, характерными для взрослых. В многообразии эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев и т. д.) страх младшего школьника занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональное благополучие ребенка. Этот факт отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, «особенно в таких вопросах, как охрана психического здоровья». Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки проблема страхов не нова. Школьные страхи, как и любое другое эмоциональное явление, являются динамичными, т.е. изменяются со временем и под воздействием различных внешних и внутренних факторов [2].
Когда ребенок поступает в школу, меняется его социальный статус. Это приводит к переориентации ребенка на социальные нормы и отношения. По мнению разных авторов: Н.И. Гуткиной, О.В. Хухлаевой и др. — ребенок, готовый к обучению в школе, не боится ее. Первоклассник с удовольствием входит в класс, он готов общаться с учителем, выполнять его требования, учиться чему-то новому, соответствовать требованиям школы. Однако особенности учебного заведения, взаимодействие учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и могут проявиться школьные страхи.
А.И. Захаров на основании наблюдений выявил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» [8].
В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.
В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.
В период второго-третьего года обучения на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. В четвертом классе появляются страхи «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу».
Сохранение эмоционального здоровья школьников — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются: снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика; развитие умения понимать и выражать свои эмоции [7].
Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с младшими школьниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка — учителем и родителями. Реализация данных задач является основой для организации всей деятельности школьного психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной [9].
Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы школьников.
Психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по сохранения эмоционального здоровья младших школьников включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми [1].
Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в младшем школьном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных и адекватных методов работы школьного психолога для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей [11].
Для обеспечения психологических условий благоприятных для сохранения эмоционального здоровья младших школьников необходимо обучение педагогов навыкам конгруэнтной коммуникации, которые в наибольшей степени способствуют разрешению педагогических ситуаций, созданию ситуации успеха у школьников, благоприятного психологического климата в классе, атмосферы доверия и сотрудничества.
Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок — взрослый» базируется на идеях принципах гуманистической психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечений системы психолого-педагогических условий позитивного личностного развития ребенка.
Наиболее эффективна в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьника специально составленная программа, которая компелирует в себе различные методы и техники психологической коррекции.
Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.
— снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
— снижение уровня агрессивности;
— снижение психоэмоционального напряжения;
— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
— развитие умения понимать и выражать свои эмоции;
— обучение приемам релаксации;
-обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.
В качестве основы при разработке программы нами были использованы элементы психогимнастики, которая является одним из основных методов работы школьного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы.
- Вводная часть – ритуал приветствия.
- Основная часть – основные упражнения.
- Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.
Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья у детей
младшего школьного возраста
Занятие 1. А вот и МЫ.
Цель : знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы.
Вводная часть. Слово ведущего. Правила работы в группе. Знакомство.
Основная часть. Имя оживает. Ласковое имя. Рисунок своего имени.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 2. Я люблю…
Цель: формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Переходы. Разыщи радость.
Основная часть – основные упражнения. Рисование на тему: «Я люблю больше всего…» Танцевальный этюд «Подари движение».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 3 . Настроение.
Цель : снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Настроение.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнечный зайчик». Рисование на тему «Мое настроение». Упражнение «Тренируем эмоции». Передай улыбку другому.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 4. Сказочная страна «Радость».
Цель: Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Радость можно выразить жестом.
Основная часть – основные упражнения. Зоопарк. Как доставить радость другому человеку? Медвежата выздоровели (этюд на выражение радости). Собираем добрые слова.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 5. Путешествие по стране «Грусти».
Цель: Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Имя шепчут волны.
Основная часть – основные упражнения. Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне». Скульпторы.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 6. Злость.
Цель: обучение пониманию чувства злости у других людей.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд для выражения гнева «Злой пес». Конкурс хвастунов.
Основная часть – основные упражнения. Работа со сказкой Е. Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились». Рисунок по сказке.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 7. Обида.
Цель: обучение пониманию чувства обиды.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Передай Эмоцию. Отдыхалка.
Основная часть – основные упражнения.
Лесовичок и его внучок. Обиженный кустик. Рисунок на тему «Моя обида».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 8. Мои чувства.
Цель: обучение детей способам владения чувствами.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд «Разные настроения».
Основная часть – основные упражнения. Золотая книга сказок. Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева) [12].
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 9. Новичок.
Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Скучно, скучно так сидеть.
Основная часть – основные упражнения. Комплименты. Дракон кусает свой хвост.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 10 . Ласка.
Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Миниконкурс «Назови и покажи».
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Страшный зверь». Рисование по приведенному этюду. Этюд «Ласка». Минута шалости. Комплекс «Волшебный сон».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 11 . Общая история
Цель: помощь детям в выражении своей индивидуальности; обучение высказыванию своих мыслей; обучение адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.
Основная часть – основные упражнения. Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории». Иголка и нитка.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 12 . Волшебный лес.
Цель: обучение способам передачи эмоционального состояния героя; развитие способности понимать чувства другого.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Ежик» и «Тропинка». Рисование на тему «Волшебный лес». Упражнение «Танец». Этюд «Ежики смеются».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 13. Я все люблю.
Цель: создание положительного эмоционального фона, помощь в восприятии красоты окружающего мира.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Утро». Этюд «Радость». Этюд «Шарик». Рисование по темам. Этюд «Я всё люблю».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 14 . Солнце в ладошке.
Цель: подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений, развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Мальчик (девочка) — наоборот.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнце в ладошке». Этюд «Просто так». Клеевой дождик. Идем за синей птицей! Встреча сказочных героев.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 15. Правила Дружбы.
Цель: развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Найди друга. Секрет.
Основная часть – основные упражнения. Цветик-семицветик. Рисование на тему «Новоселье». Правила дружбы. Релаксация «Улыбка».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю. В программе использованы игры, упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л., Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И.
1. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер. Психология. – 2008. — №1. – С. 18
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Моногр. – СПб., 2002.
3. Безруких М.М.. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. – 2003. – №1. – С. 104-113.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
6. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. – Начальная школа. – 2004. – №4.
7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
8. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. – М., 1985. – С. 56–65.
9. Куликова Т.И., Декина Е.В. Психологическое обеспечение деятельности классного руководителя по развитию личности и индивидуальности учащихся. – Тула: Левша, 2008. – 88с.
10. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994. – С. 42–47.
11. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
Источник