Меню

Условия сохранения психологического здоровья дошкольника

Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему

Что такое «психическое» здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?

Скачать:

Вложение Размер
doklad_usloviya_sohr._fiz_psih_zdorovya.docx 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Условия сохранения физического и психического здоровья детей в детском саду»

МДОУ ЦРР – д\с № 11

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране, одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости при внутренней социальной незрелости. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессовых факторов не только не уменьшается, но и существенно увеличивается.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того, чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В.Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И.В.Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально- личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становится и взаимоотношения с отцом. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.;
б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:
— подает ребенку пример отношений с матерью;
— выступает прообразом внешнего мира. То есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;
— является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной готовностью к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребностей в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у всех положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

Влияние факторов среды
1. Семейные неблагоприятные факторы:
— неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий);
-нарушение правил семейного воспитания;
— проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, кризисная, конфликтная и др.)
2. Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:
— не налажена взаимосвязь с педагогом;
— конфликтные отношения со сверстниками.

Источник

Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО

Светлана Котихина
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО

Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Большинство современных исследований подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Термин “психологическое здоровье” был введен недавно, однако описываемые этим понятием личностные особенности являлись предметом исследования многих авторов и рассматривались в разных аспектах (Н. Г. Гаранян, А. Г Холмлгорова, О. В. Хухлаева). Дубровина И. В. говорит о том, что “ психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства” [20; 43].

“Забота о психологическом здоровье, — пишет И. В. Дубровина,— предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, (выделено мной. — И. М.) к окружающему миру,. к жизни как таковой.

Таким образом, психологическое здоровье включает в себя:

Способность к саморегуляции

Наличие позитивных образов Я и Другого

Владение рефлексией как средством самопознания

Потребность в саморазвитии

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу”, — подчеркивает О. В. Хухлаева [29;24]. Поэтому одна из задач работы педагога-психолога — создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть методы и приемы работы психолога со старшими дошкольниками в системе психологических занятий.

Метод Значение Примечания

Психологические игры и упражнения Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. «Король-Солнце», «В царстве Нептуна», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки» и др.

Психогимнастические этюды и игры Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»

Коммуникативные игры Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договориваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Добрые эльфы», «Путанка», «Принцесса, воин и дракон», «Магазин «Попроси», «Мигалки»

Подвижные игры с правилами Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»

Сказкотерапия и мульттерапия Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. «Белочка – Припевочка», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.

Мультфильмы «Варежка», «Он попался», «Приключения Хомы», «Лунтик»

Чтение и обсуждение художественных произведений, беседа Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений. Маршак С. Я. «Два котенка», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Циферов Г. «Жил на свете слоненок» и др.

Моделирование и анализ проблемных ситуаций Развивает у ребенка представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Шаловливые игры», «Кривляки, хвастунишки и дразнилки», «Злой язычок», «Машина шутка», «Цирк»

Рассматривание рисунков и фотографий, слушание музыки Обогащение эмоционального мира детей, развитие понимания других и себя Пиктограммы эмоций, сюжетные картинки, музыка для релаксации, музыка настроений

Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации Развивает у ребенка способность к самопониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна», рисование на одном листе в парах, тройках и др.

Релаксационные упражнения Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мыщцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»

Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни. Поэтому каждую возникающую ситуацию в общении необходимо использовать как воспитательную, развивающую.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Источник

Читайте также:  Педиатрия 5 групп здоровья
Adblock
detector