Меню

Условия сохранения психофизического здоровья детей

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
статья на тему

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchaya_sreda_detskogo_sada_kak_uslovie_sohraneniya_psihofizicheskogo_zdorovya_detey.docx 27.43 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Шипнягова О.В., старший воспитатель

МБДОУ города Иркутска

детского сада № 153

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ряд целевых ориентиров, выступающих основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, в число которых входят показатели физического, психического и социального здоровья дошкольников. Сформированность психофизических качеств у выпускников детских садов — основа предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, залог успешности обучения и благоприятной социально-психологической адаптации в условиях школы.

Понятие «здоровье» многокомпонентное и включает в себя здоровье физическое, психическое, а также, социальную адаптированность человека в обществе.

Современные дошкольники живут в особой ситуации развития, при которой компьютерные технологии и потоки информации создают предпосылки для того, что дети не проходят полноценно все возрастные этапы развития. Дети очень рано становятся уверенными пользователями современных гаджетов, проводят много времени за компьютерами и телевизорами, что значительно снижет двигательную активность и потребность во взаимодействии со сверстниками, снижается сформированность сюжетно-ролевого взаимодействия. Стремительный темп современной жизни, большая занятость родителей, работающие бабушки и дедушки, технологизация всех каналов коммуникаций часто ставят детей в условия дефицита общения. Все чаще встречаются дети с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм), которые сочетаются с внутренней социальной незрелостью и инфантилизмом.

Перечисленные факторы, а также экологические проблемы приводят к ухудшению физической, психической и социальной составляющей здоровья детей. В связи с этим, здоровье практически всех детей требует внимания и помощи, как со стороны родителей, так и со стороны врачей, педагогов и психологов.

Факторы риска нарушения здоровья детей можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды (семейные факторы риска, неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, общая социально-экономическая ситуация), и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями развития ребенка.

Здоровьесберегающая среда детского сада — это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную эмоциональную и бытовую среду в детском саду, повышающих социальную адаптированность дошкольников. Целью создания здоровьесберегающей среды в ДОУ становится снижение объективных и субъективных факторов риска, а также создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Единство физической, психической и социальной составляющей в понятии «здоровье» предполагает значительное взаимовлияние данных компонентов друг на друга. Соответственно, одним из важных принципов создания здоровьесберегающей среды в ДОУ будет принцип комплексности и интегративности, при котором организация здоровьесберегающей деятельности по достижению цели должна проходить во всех направлениях и при взаимодействии всех участников образовательного процесса в детском саду.

Важными педагогическими условиями образовательной среды детского сада, влияющими на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей являются: оптимизация образовательного процесса за счет увеличения игровых форм организации занятий; личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми; индивидуально-дифференцированный подход при использовании образовательных технологий; достаточная двигательная активность дошкольников; соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса; психолого-педагогическая компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения; систематическое применение здоровьесберегающих технологий, в том числе технологий, дающих воспитанникам опыт «успеха и радости», возможности раскрытия образа «Я», необходимый для поддержки психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации.

Создание здоровьесберегающей среды в условиях нашего детского сада осуществляется по нескольким направлениям:

  • организационно-просветительское (координация действий всех субъектов образовательного процесса, обучение родителей и педагогов приемам и методам оздоровления детей, формирование у них устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивирование на здоровый образ жизни);
  • лечебно-профилактическое (мониторинг здоровья, оказание первичной медико-санитарной помощи, прививки, профилактика заболеваний, витаминизация, обеспечение требований санитарно-эпидемиологических нормативов, том числе при организации питания, при определении оптимальной нагрузки в организованных формах обучения, длительности прогулок и дневного сна);
  • физкультурно-оздоровительное (рациональная организация двигательного режима в течение всего времени пребывания детей в детском саду, проведение оздоровительных и закаливающих процедур, совместных спортивно-оздоровительных мероприятий с участием родителей);
  • коррекционно-развивающее (коррекция выявленных недостатков в развитии речи, развитие психофизических качеств проводится учителем-логопедом; развитие и коррекция эмоциональной сферы, обучение рефлексивным умениям, формирование адекватной самооценки, развитие эмоциональной децентрации, самосознания, эмпатии, познавательных и психических процессов проводится педагогом-психологом в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе);
  • образовательная здоровьесберегающая деятельность: формирование внутренней картины здоровья (совокупность представлений о способах сохранения и развития здоровья, положительное отношение к здоровому образу жизни и сформированность элементарных навыков сохранения здоровья) у дошкольников посредством различных здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода;
  • создание условий для педагогического процесса (психологически комфортная предметно-пространственная среда: наличие уголков уединения и экранов настроения, учет возрастных и гендерных особенностей, зоны ближайшего развития, насыщенность, полифункциональность и трансформируемость среды; обеспечение возможности выбора детьми вида деятельности, применение в режиме дня приемов релаксации, элементов аутотренинга, психогимнастики, музыкотерапии).

Осуществление работы по данным направлениям с учетом педагогических условий при взаимодействии всех участников образовательного процесса позволяет систематизировать деятельность по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду, способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников, создает предпосылки для успешного обучения в школе выпускников детского сада.

Источник

Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему

Что такое «психическое» здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?

Скачать:

Вложение Размер
doklad_usloviya_sohr._fiz_psih_zdorovya.docx 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Условия сохранения физического и психического здоровья детей в детском саду»

МДОУ ЦРР – д\с № 11

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране, одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости при внутренней социальной незрелости. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессовых факторов не только не уменьшается, но и существенно увеличивается.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того, чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В.Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И.В.Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально- личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становится и взаимоотношения с отцом. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.;
б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:
— подает ребенку пример отношений с матерью;
— выступает прообразом внешнего мира. То есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;
— является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной готовностью к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребностей в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у всех положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

Влияние факторов среды
1. Семейные неблагоприятные факторы:
— неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий);
-нарушение правил семейного воспитания;
— проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, кризисная, конфликтная и др.)
2. Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:
— не налажена взаимосвязь с педагогом;
— конфликтные отношения со сверстниками.

Источник

Читайте также:  Здоровье томография головного мозга
Adblock
detector