Меню

Условия сохранения физического здоровья детей дошкольного возраста

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Составляющие здорового образа жизни дошкольника в условиях ДОУ. Направление формирования привычки ЗОЖ в условиях ДОУ.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Но здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

— формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям:

— Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

— Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

— Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

— Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Основные компоненты здорового образа жизни:

— Рациональная двигательная активность.

— Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

1. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

— Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

— Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

— Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

— Формирование культурно-гигиенических навыков.

— Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

— Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Читайте также:  Когда говорят дай бог вам здоровья

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

— Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

— Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

3.Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

— Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

— Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

— Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

— Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитанияиобразования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

4.Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.

Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи.

Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.

5. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Поэтому, особое внимание следует уделять таким компонентам ЗОЖ, как занятия физкультурой, прогулки, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе, медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций, формирование понятия «не вреди себе сам»

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 6377 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»
методическая разработка

Педагогический совет

Тема:

«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»

Цель: совершенствование работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни – Шалгенбаева Г.Т.

Читайте также:  Что такое здоровье по гиппократу афоризмы

2. Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни- Коробкова М.В.

3. Проектная деятельность по здоровьесбережению детей- Шалгенбаева Г.Т.

4. Итоги смотра –конкурса «Лучший физкультурный уголок»- Бушинская Е.В., Шалгенбаева Г.Т., Коробкова М.В.

5. Организационные вопросы. Разное

Ход педагогического совета.

1. Вступительное слово

Счастье или Здоровье?

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:

— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.

— Каждый также хочет быть здоровым.

— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.

— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?

— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?

Они обратились к мальчику.

— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?

— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.

— О! Да, я счастливый!

— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.

— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.

— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива

1. На вопросы по теме отвечать кратко, грамотно, оперируя педагогическими понятиями.

2. Вносить дополнения и предложения коротко, ясно и убедительно.

3. Следить за ходом выступлений, выделять главное, анализировать

Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. Проблема заключается в том, что, таковой, потребности в здоровье у ребёнка нет. Она есть у родителей, детского сада, общества. Ребёнок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. Пока ребёнок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Оказывается, что болезнь или травма могут иметь серьёзные последствия для жизни, хотя зачастую их можно было бы избежать. К сожалению, у большинства детей уже сформирована позиция пассивного отношения к своему здоровью.

Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование привычки к здоровому образу жизни.

2. О системе работы по сохранению и укреплению физического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни- расскажет инструктор по физической культуре Коробкова М.В.

Динамическая минутка « Крокодил». Один член команды выходит, берёт карточку и при помощи артикуляции, пантомимо передаёт название одной из технологий физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Задача отгадать название здоровьесберегающих технологий. Побеждает та команда, которая назвала большее количество здоровьесберегающих технологий

/дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, подвижные игры, хороводные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, самомассаж, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, кинезотерапия, Су – Джок терапия, логоритмика, игровой стретчинг, фитбол, психогимнастика, релаксация, коммуникативные игры, валеологическое просвещение, тропа здоровья, НОД по физкультуре, физкультурные досуги, развлечения и т. д. /

Слайд 5 Серсо

Слайд 6 Фитбол

Слайд 7 Игровой стрейчинг

Слайд 8 Кинезотерапия

1. Система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды (закаливание).

2. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия (здоровье).

3. Благодаря чему происходит снижение концентрации вредных веществ, в том числе продуктов человеческой жизнедеятельности? (проветривание)

4. Специально подобранные упражнение, которые проводятся в течение 2 недель, а на 3 — 4 неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения, или используются предметы (зарядка).

5. Бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье – это…. (овд).

6. В какой группе увеличивается дозировка ОРУ до 8 – 10 раз? (подготовительная)

7. Совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции (эстафета).

8. Часть НОД, включающая в себя ОРУ, ОВД, подвижную игру (основная)

3. Проектная деятельность по здоровьесбережению детей — Шалгенбаева Г.Т.

Читайте также:  Открытка пожелать здоровья женщине

Современные педагогические исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектирование – это комплексная деятельность, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и помогает реализовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Физкультурно-оздоровительное направление, является одним из приоритетных в работе детского сада. Его цель: качественное улучшение физического состояния воспитанников их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни. На протяжении последних лет наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, снижение двигательной активности, снижение уровня компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Данные проблемы способствовали внедрению в практику работы ДОУ по физкультурно–оздоровительному направлению новой и эффективной формы – проектов.

На основании всего вышесказанного, разработать проект по здоровьесбережению воспитанников Проект «Неделя здоровья» с 22.03.2021 – 01.04.2021 Тема: «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу» Продолжительность проекта: краткосрочный.

«В здоровом теле — здоровый дух

«Будь здоров!» «Если хочешь быть здоровым», «Спорт в моей семье».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.

Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.

Цель проекта:

Приобщение детей и родителей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

— Поиск эффективных методов и приемов по повышению активности родителей в вопросах здоровьесбережения у дошкольников;

— Формирование у дошкольников через образовательную деятельность представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

— Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей в семье;

— Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Участники проекта: педагоги, дети, родители,

Работа над проектом осуществляется в три этапа.

Слайд 11

Цель которого — выявить отношение воспитанников и родителей к занятиям физкультурой и знания по сохранению и укреплению здоровья.

Организованное анкетирование, позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять его здоровье и т. п.

2.Беседы с детьми.

3.Выявление первоначального уровня отношения к занятиям физической культурой, знаний и владений способами укрепления своего здоровья.

Слайд 12

Цель которого – реализация мероприятий, для решения поставленных задач.

1. Различные виды гимнастик (утренняя, корригирующая, дыхательная).

2. Образовательные ситуации (познавательные, физкультурные, валеологические).

3. Различные виды игр и игровых упражнений (подвижные, спортивные, дидактические, игры — шутки).

4. Викторины о спорте и ЗОЖ.

5. Консультации для родителей.

6. Совместные спортивные мероприятия с родителями.

7. Изготовление семейных проектов

8. Обогащение предметно – развивающей среды на группах.

9. Разработка картотек проблемных ситуаций, стихов, загадок и ООД по вопросам укрепления и сохранения здоровья воспитанников.

Слайд 13

3 этап- Заключительный

Цель – выявить изменения, проанализировать полученные результаты.

1. Анкетирование родителей.

2. Беседы с детьми.

3. Анализ полученных результатов

Организация такой формы работы, хоть и требует большой предварительной работы, но оказывает положительное комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.

3.Итоги смотра конкурса «Самый лучший физкультурный уголок»

Выступление старшего воспитателя Шалгенбаевой Г.Т.

Подведение итогов педагогического совета.

Для того, чтобы достичь положительных результатов в деле здоровье сбережения воспитанников нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье. А нам — педагогам необходимо:

— Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.

— Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности.

— Систематически проводить и рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами.

— Осуществлять тесное взаимодействие с семьями воспитанников по данному направлению.

1. Продолжить совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровье сберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

2. Дополнить содержание физкультурных уголков: спортивный инвентарь, нестандартное оборудование в соответствии с возрастом детей.

3. Продолжать тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.

Источник

Adblock
detector