Психологическое здоровье семьи
методическая разработка на тему
Сценарий психологиченского практикума для родителей, в процессе которого раскрываются основные аспекты детско-родительских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_psihologicheskogo_praktikuma_dlya_roditeley.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий психологического практикума для родителей
«Психологическое здоровье семьи»
Составитель: Вахрушева Н.В.,
Педагог-психолог высшей категории
Многолетние исследования восточных долгожителей показывают, что все они имели хороший личностный стержень, находились в гармонии с самим собой и окружающими людьми, а так же обладали высокой стрессоустойчивостью.
По данным диагностики, далеко не все дети нашей школы демонстрируют такие качества. Так, например, мы попросили детей второго класса отразить своё собственное «Я». И только 6 человек из 18-ти при характеристике себя как личности использовали положительные эпитеты. Больше половины учащихся при этом употребили больше отрицательных высказываний, нежели положительных. Кроме того детей попросили нарисовать счастье своей семи. К сожалению, были и такие рисунки . (изображения на экране).
Все эти качества формируются с детства и самое главное – формируются в семье, поскольку в воспитательные учреждения (детский сад, школа) ребёнок приходит уже со сформированными качествами и особенностями поведения. Именно поэтому для того, чтобы формировать психологически здоровую личность, сама семья должна была психологически здорова.
А что же включает в себя понятие «психологического здоровья семьи»?
Во-первых, это сходство семейных ценностей всех членов семьи.
Эти ценности в разных семьях могут быть разными, но главное – они должны совпадать.
Во-вторых, это функционально – ролевая согласованность.
Здесь очень кстати будет рассказать такую притчу.
«Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим праздничным столом жена подумала: Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хрустящей корочки. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом эту верхнюю корочку, а другую отдала мужу. И вопреки ожиданиям, он очень обрадовался и сказал: «Ты доставила мне огромную радость. Вот уже пятьдесят лет я не ел нижнюю часть корочки, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что должен уступить её тебе, ведь она такая вкусная…».
И часто бывает именно так. Мы, стараясь угодить, не проявляем никакой инициативы, отодвигаем на задний план собственные потребности и желания. Это приводит не только к недоразумениям, но к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как обуза и порабощение.
В-третьих, в понятие «психологического здоровья семьи» входит оптимальная эмоциональная дистанция. Не близкая, не далекая, а именно оптимальная. Такая, чтобы она устраивала всех членов семьи. Все люди имеют разный темперамент, разный характер. Одному нужно, чтобы его выслушали и проявили участие, другому – напротив, чтобы оставили его наедине с самим собой. И если в семье смогут найти эту дистанцию, то это будет только способствовать оздоровлению семьи.
Вполне возможно, что кто-то из присутствующих сейчас обнаружил, что с психологическим здоровьем его семьи не всё в порядке. Как быть?
Психологи дают следующие рекомендации для поддержания психологического здоровья семьи:
- Взаимопонимание. И сейчас наши команды продемонстрируют свое умение понимать друг друга с полуслова . (командам раздаются карточки с известными пословицами, которые они должны изобразить пантомимой. Другая команда должна угадать эту пословицу и наоборот. Можно заменить на конкурс скульптур «Идеальная семья»).
- Взаимное доверие . Прежде, чем доверять свои тайны, необходимо хотя бы знать своих родственников. Знание родственников поможет командам в разгадывании кроссвордов. (команды разгадывают кроссворды, затем они проверяются коллективно со всем залом).
- Признаки психологического здоровья семьи одинаковы независимо от того, какого возраста ребёнок в ней воспитывается. Но ожидания ребёнка различны в зависимости от его возраста. Например, младенец требует от родителей лишь еду и тепло. Дошкольнику уже нужна совместная деятельность, помощь и ответы на вопросы. Младший школьник ожидает от родителей поддержки и похвалы. А подросток уже ждёт признания его взрослым.
Поэтому семья должна не просто создавать надёжный тыл и благоприятный тон, но ещё и учитывать стадии психического развития ребёнка, соответствовать его запросам. Поэтому третий совет – это соответствие запросам ребёнка .
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и не умение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца к детям уродует их».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определенных ситуациях . Родителям предлагается закончить предложения:
- ребенка постоянно критикуют, он учится … ( ненавидеть) ;
- ребенок живет во вражде, он учится … ( быть агрессивным);
- ребенок растет в упреках, он учится … ( жить с чувством вины );
- ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);
- ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);
- ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);
- ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей);
- ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя);
- ребенка высмеивают, он учится … ( быть замкнутым);
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.
- Терпение и любовь к близким. В связи с этим решающий конкурс. Какая же школа без задачек? Посчитайте, сколько родственников в этой семье:
Задам сейчас задачу я.
Послушай вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я
Какая же у нас семья?
(6 человек: дед и бабка, отец и мать, сын и дочь)
Говоря о психологическом здоровье семьи, хочется дать главный совет. Но прежде позвольте рассказать вам одну историю.
Любопытные и слон
Слона выставили для обозрения ночью в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали знакомиться наощупь, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог почувствовать только часть животного и таким образом составить свое представление о нём. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.
В любой семье могут случаться проблемы и недоразумения. Иногда эти проблемы перерастают в конфликт, принимая такие же огромные размеры, как этот слон. И было бы не плохо узнать отношение всех членов семьи, что чувствуют они в этой проблеме. А потому – общайтесь друг с другом и стремитесь к взаимопониманию. И тогда психологическое здоровье вашей семьи будет в полном порядке.
Любой доктор скажет, что для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиену. И психологическое здоровье в этом плане – не исключение. Поэтому примите на память рекомендации по гигиене психологического здоровья семьи.
- Сын моей матери.
- Мой родитель.
- Брат отца или матери.
- Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
- Та, что дала нам жизнь.
- «Святая КРОВЬ» — мать мужа.
- Сестра мамы или папы.
- Сын моего ребенка.
- Мой наследник.
- Сын моей сестры и брата.
- Отец мужа.
- Имя человека, родства не помнящего.
Источник
Психологическое здоровье современной семьи
Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.
Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.
К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.
1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило родителей и детей. Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наследница и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует надеине уровня развития семьи. Как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезоргаиизационных проявлений ее членов.
4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и г. д.
5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.
Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.
На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаше наблюдается у представителей профессии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
6. Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентичность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.
Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
Наряду с вышеназванными основными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.
Все эти элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.
Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Охарактеризуйте социокультурные детерминанты развития семьи.
2. Перечислите признаки здоровой и проблемной семьи.
3. Проанализируйте официальную и скрытую бракоразводную статистику.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. //Психологический журнал. 1991, №4.
Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ). // Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.
Керш П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Вопросы психологии. 1990. №1. С. 103—109.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
Переведенцев В. И. Воспроизводство населения и семья. //Социологические исследования. 1992. С. 82—95.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.
Семья и время (статьи по социологии семьи) //Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996. №3. С. 60—88.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.
Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1971.
Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Источник