Меню

Условия формирования психологического здоровья подростков

Формирование психологической культуры подростков как условие психологического здоровья личности

Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 23.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.

Психологические концепции здорового функционирования личности были заложены в рамках гуманистической психологии, в работах Э. Фромма, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других. Современные представления о психологическом здоровье личности представлены в работах отечественных ученых: И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой, А. В. Шувалова, Г. А. Винокуровой и других.

Термин «психологическое здоровье» в отечественной психологии был содержательно обозначен И. В. Дубровиной. Оно понимается как необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека [1].

Также «ключевым» словом для описания психологического здоровья О. В. Хухлаева избирает слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс [4].

По мнению В. И. Слободчикова, психологическое здоровье есть то состояние, которое характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [3].

Развитие психологического здоровья подростков зависит от многих условий: особенностей развития личности, ближайшего окружения (семьи, друзей, классного коллектива, педагогов), стиля воспитания, адекватности предъявляемых в семье и в школе требований, отсутствие психотравмирующих ситуаций, создание психологически комфортной обстановки и т.д.

Неотъемлемым условием жизненного самоосуществления человека выступает также культура, определяющая пространство жизнедеятельности человека, которую человек создает в процессе собственного осуществления [2]. Психологическая культура является важнейшим компонентом общей гармонии личности. Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.

Данное обстоятельство определило цель и предмет нашего исследования.

Первым этапом исследования было изучение таких показателей психологического здоровья, как: исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина), методика диагностики агрессивности (А. Басс, А. Дарки), методика изучения общей самооценки (Г. Н. Казанцева) и уровня развития психологической культуры: методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), методика «Коммуникативная компетентность» (Л. Михельсон, модификация Ю. З. Гильбуха).

После проведения программы по формированию психологической культуры у подростков было проведено повторное изучение уровня развития психологической культуры и показателей психологической здоровья с помощью тех методик, которые мы использовали до формирующего эксперимента.

Анализ результатов исследования по методике «Исследование тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) после проведения формирующего эксперимента подростков с высоким уровнем ситуативной тревоги стало значительно меньше (2,138 *), так же снизился показатель и личностной тревоги (1,72 *).

Результаты сравнительного анализа показали по методике «Диагностика агрессивности» (А. Басс, А. Дарки), что у подростков из экспериментальной группы не выявлена предрасположенность к таким типам проявления агрессивности как физическая и вербальная, которая была им свойственна на констатирующем этапе исследования. В то время, когда результаты сравнительного анализа показали, что подросткам из контрольной группы больше свойственно физическая агрессия (2,239*), хотя по вербальной агрессии разница не прослеживается, следовательно, данный вид агрессии почти в одинаковой степени проявляется у подростков контрольной и экспериментальной группы, как и проявление раздражения, негативизма, обиды, подозрительности и чувство вины. После формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы, в отличие от подростков контрольной группы доминирует косвенная агрессия (1,885*).

Результаты математических подсчетов по методике «Изучение общей самооценки» (Г. Н. Казанцева) показали, что после формирующего эксперимента показатели самооценки у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента самооценка подростков стала более адекватной (2,767 **), в контрольной группе подростков с заниженной самооценкой значительно больше (1,967 *).

Результаты по методике «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), показали, что после формирующего эксперимента показатели развития коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. Мы выявили, что подростки экспериментальной группы по сравнению с подростками контрольной группы показали умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (1,938 *), стали меньше реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (2,293 **), показали более высокие умения самому оказать сочувствие, поддержку (2,957 **).

Результаты математических обработки свидетельствуют, что после формирующего эксперимента показатели развития психологической культуры у подростков в экспериментальной и контрольной группы разлучаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента подростков из экспериментальной группы с высоким уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (2,454 **), в контрольной группе подростков со средним уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (1,657 *). Очень высокий уровень стремления к конструктивному общению наблюдается у подростков экспериментальной группы (3,858 **), тогда как у подростков контрольной группы этот преобладает средний уровень (1,72 **). У подростков экспериментальной группы стремление к психической саморегуляции находится на очень высоком уровне (3,893 **), в контрольной он сформирован только на среднем уровне (3,893 **). Подростки экспериментальной группы стремятся стали более склонны к проявлению творчества (1,973 *), чем подростки контрольной группы, не участвовавшие в формирующем эксперименте (3,248 **). У подростков экспериментальной группы наблюдается достаточно высокое стремление к гармоничному саморазвитию (2,138 *).

Таким образом, формирование основных компонентов психологической культуры способствует сохранению и укреплению психологического здоровья личности.

  1. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – С. 153
  2. Романов, К. М. Психологический практикум : Учеб. пособие / К. М. Романов. – Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2003. – 164с.
  3. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 91–105
  4. Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков : пособие для школы / О. В. Хухлаева. – М. : Сентябрь, 2003. – 176 с.

Источник

Психическое здоровье подростков

Основные факты

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.

Источник

Читайте также:  Тест мое здоровье классного часа
Adblock
detector