Понятия чрезвычайной ситуации, катастрофы и аварии
Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои возможности воздействия на человека и среду его обитания.
Знание причины возникновения ЧС, позволяет принять соответствующие меры защиты и предотвратить или хотя бы ослабить силу их разрушительного воздействия, более конкретно и действительно осуществить меры по ликвидации последствий, определить правильное поведение населения в конкретной обстановке.
Что же представляет собой ЧС? В словаре русского языка С.Н. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой превосходящий все», такие ситуации действительно часто встречаются в жизни человека. Но события, которые воспринимаются как чрезвычайные отдельным человеком или группой людей, не всегда являются таковыми для всего общества или государства. Поэтому необходимо уточнить само понятие ЧС.
В теории БЖД ЧС – совокупность событий, результат которых характеризуются одним или несколькими из следующих признаков:
а) опасность для жизни и здоровья значительного числа людей,
б) существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС,
в) выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности,
г) значительный материальный и экономический ущерб,
д) необходимость привлечение больших, как правило, внешних по отношению к району ЧС, сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий,
е) психологический дискомфорт для больших групп людей.
Таким образом, ЧС можно определить как:
«ЧС – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате последствий опасного природного, техногенного, военного происшествия или социального бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
Исходя из определения, ЧС представляет совокупность событий, характеризуемых одним или несколькими из следующих признаков (ГОСТ Р 22.0.02-94):
— наличие источника ЧС;
— угроза здоровью и жизни людей;
— нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей;
— нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде);
— масштабы последствий (объект, территория, акватория).
Примерами значительных ЧС являются: аварии на ЧАЭС (1986г.), заводе «Азот» г. Ионава (Литва) в 1988г., людские потери и материальный ущерб в ходе войны в Ираке. В случае диверсии на Назранской ГЭС в Таджикистане (подрыв плотины) это может привести к затоплению 1\3 страны.
В развитии ЧС необходимо выделить четыре стадии:
I стадия – формирование условий, накопление дефектов, появление негативных процессов в коллективах, ослабление безопасных связей в системе «человек-среда», т. е. стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.
II стадия – инициирование ЧС.
III стадия – осуществление ЧС(развитие ее в пространстве и во времени).
IV стадия – затухание ЧС(период от локализации ЧС до ликвидации ее прямых или косвенных последствий). Продолжительность годы, а то и десятилетия. Например, авария на ЧАЭС.
Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.
К опасным техногенным происшествиям следует отнести аварии, катастрофы.
Авария – это происшествие, происходящее по техногенным причинам, а также из-за случайных внешних воздействий и приводящих к разрушению технических устройств и сооружений.
Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.
Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
К опасным природным происшествиям следует отнести стихийные бедствия или бедствия природно-антропогенного характера, проявляемые в различных сферах (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).
Стихийное бедствие – это разрушительное природное или антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды.
Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания экономику или генофонд.
К опасным военным происшествиям относятся террористические диверсии, взрывы и пожары на военных складах оружия и боеприпасов, аварии на военных объектах с выбросом радиоактивных веществ, АХОВ и других токсических веществ в окружающую природную среду, борьба с вооруженными бандформированиями в мирное время. В военное время – последствия применения в ходе боевых действий ОМП или обычных средств по населенным пунктам, жизненно важным объектам экономики, воздействия на окружающую природную среду.
К социальным бедствиям относятся: снижение жизненного уровня у значительного числа населения страны, ухудшение криминальной обстановки, превышение смертности над рождаемостью, рост безработицы с одновременным сокращением производства в отдельных регионах, террористические акты на почве межнациональных и религиозных конфликтов.
3.2 Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
В разных источниках приводится различная классификация ЧС. Наиболее объемлющей и поэтому приемлемой является классификация ЧС по следующим признакам (параметрам):
— по социальному характеру;
— по сфере возникновения;
— по ведомственной принадлежности;
— по основным причинам возникновения;
— по интенсивности протекания;
— по характеру поражающих факторов;
— по характеру воздействия;
— по характеру последствий.
Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить по социальному характеру на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.
Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, существуют классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС (природного, техногенного и экологического характера, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.
В соответствии с ГОСТ Р. 22. 02.-94 в первую очередь различают ЧС по характеру источника и по масштабам.
По характеру источника выделяют следующие ЧС: природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
Учитывая, что большинство из первых трех групп ЧС по своим последствиям оказывают непосредственное влияние на окружающую природную среду (ОПС), то по воздействию их на ОПС рассматривают экологические ЧС, которые в свою очередь подразделяются по сфере их проявления в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.
По масштабам определяют следующие ЧС: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), глобальные.
В соответствии с Постановлением Правительства от 13. 09. 1996г. №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» по масштабам последствий все ЧС классифицируют следующим образом.
К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта;
К местной относится ЧС, в результате которой пострадало до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 до 300 человек, либо материальный ущерб свыше 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, района;
К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, материальный ущерб составляет 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ;
К региональнойотносится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 0,5 тыс., но не более 5 млн. МРОТ, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ;
К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;
К глобальной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.
К ЧС социального характера относятся:
межнациональные и религиозные конфликты;
превышение смертности над рождаемостью в стране;
сравнительно высокий уровень безработицы в отдельных регионах;
снижение жизненного уровня меньше прожиточного у более 30% населения страны.
ЧС военного характера в первую очередь подразделяют по временным периодам их осуществления на мирного и военного времени.
К ЧС военного времени относятся применение различных средств нападения и последствия, вызываемые ими на окружающую природную среду и системы жизнеобеспечения.
Они могут классифицироваться как:
1. По средствам применения: оружие массового поражения(ОМП), обычные средства поражения, высокоточное оружие (ВТО), оружие базирующееся на новых физических принципах.
2. По масштабам распространения: локальные, региональные, континентальные, мировые.
3. По последствиям инициирования: техногенные, природные, экологические и социальные.
Военные ЧС мирного времени, как правило, рассматривают как ЧС военно-политического характера, к которым относят:
— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;
— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;
— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;
— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.
ЧС мирного времени в общем случае могут классифицироваться:
1. По природе возникновения:
— конфликтные (экономические кризисы, национальные и религиозные конфликты, терроризм);
— бесконфликтные (техногенные, экологические и природного характера).
2. По причине возникновения:
— преднамеренные (социально-политические конфликты, диверсии);
— непреднамеренные (промышленные, транспортные, технологические ЧС);
— неизбежные (стихийные бедствия).
3. По объекту возникновения: техногенные, природные, антропогенные, социальные.
4. По масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, местные, региональные и глобальные.
5. По скорости распространения опасности (степени внезапности):
— внезапные (взрывы, землетрясения, транспортные аварии и т.д.);
— быстро распространяющиеся (пожары, аварии на ХОО, плотинах);
— умеренные (выброс РВ, извержения вулканов, паводки, наводнения);
— плавные (аварии на промышленных очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические ЧС).
ЧС экологического характера делятся по сфере возникновения на:
— ЧС, связанные с изменениями состояния суши (почва, недра, ландшафт);
— ЧС, связанные с изменением состава и свойства атмосферы (резкое изменение погоды или климата, кислотные осадки и т. д.);
— ЧС, связанные с изменением гидросферы (нехватка питьевой воды, истощение водных ресурсов и т. д.;
— ЧС, связанные с изменением состояния биосферы (исчезновение видов животного и растительного мира, массовая гибель животных и т.д.).
Отдельно следует рассматривать ЧС военно-политического характера в мирное время:
— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;
— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;
— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;
— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.
В целом по опасности возникновения и масштабам последствий ЧС можно рассматривать в такой последовательности:
1. — аварии на АЭС и других радиационно-опасных объектах (РОО);
2. — аварии на химически опасных объектах (ХОО);
3. — аварии на биологически опасных объектах;
4. — пожары, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;
Источник
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
С изменениями и дополнениями от:
17 мая 2011 г., 20 декабря 2019 г.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
Информация об изменениях:
Подпункт «в» изменен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;
Информация об изменениях:
Подпункт «г» изменен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Информация об изменениях:
Подпункт «д» изменен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Информация об изменениях:
Подпункт «е» изменен с 1 января 2020 г. — Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 марта 2020 г. N 1)
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1
2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.
Классификация предусматривает в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размера ущерба чрезвычайные ситуации: локального характера (не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.); муниципального характера (не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших — не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн. руб.); межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогичен критериям предшествующей ситуации); регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.; межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен региональной); федерального характера (количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн. руб.).
Ранее действовавшая классификация подразделяла чрезвычайные ситуации на локальную, местную, территориальную, региональную, федеральную и трансграничную.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 мая 2007 г. N 111, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 22 ст. 2640
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376
Источник