Роспотребнадзор разъяснил вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира
Apriori / Depositphotos.com |
Сегодня на официальном сайте службы появилась соответствующая памятка. В ней содержится перечень прав потребителей при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам, а также приводится инструкция в части действий при возникновении ДТП или причинении вреда. Одновременно разъясняются особенности обязательного страхования ответственности перевозчика и судебной защиты прав пассажиров.
Так, приоритетным правом пассажира, пользующегося транспортными услугами (независимо от формы оплаты проезда – самостоятельно или через третье лицо), считается его право на безопасность перевозок. А в случае ДТП или причинения пассажиру, его имуществу вреда перечень прав включает также права требовать:
- возврата или снижения стоимости перевозки;
- возмещения убытков, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества;
- выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу;
- компенсации морального вреда;
- рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
При этом приводятся советы в части действий потерпевших при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам. Так, в первом случае Роспотребнадзор призывает настаивать на вызове сотрудников Госавтоинспекции для оформления происшествия. Если же имело место причинение вреда здоровью, то рекомендуется дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи или обратиться к водителю с просьбой довезти до ближайшего лечебного учреждения, либо самостоятельно прибыть в медучреждение, проинформировав об этом водителя или перевозчика. Эксперты советуют, по возможности, зафиксировать на фото или видео место в салоне, где был причинен вред, причиненные травмы или ущерб имуществу. Также следует обменяться контактами с пассажирами или свидетелями ДТП для облегчения процесса доказывания в последующем.
В числе рекомендаций также:
- информирование по телефону перевозчика о произошедшем событии и причиненном вреде и получение от него информации о сроках подготовки документа о произошедшем событии и месте его получения;
- обращение в страховую компанию, информирование о произошедшем, получение инструкции о дальнейших действиях;
- подготовка и подача претензии перевозчику.
Что касается вопросов обязательного страхования ответственности перевозчика, то Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (далее – Закон № 67-ФЗ) обязывает всех перевозчиков, кроме метрополитена, страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. «Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию», – подчеркивается в материале. Это не распространяется на перевозки легковыми такси – при причинении вреда в процессе его использования действует полис ОСАГО.
Отмечается, что с информацией о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, подлежит размещению во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика. После получения такой информации у потерпевшего есть возможность обратиться за страховой выплатой. Последняя выплачивается в установленных размерах, которые определены в зависимости от риска гражданской ответственности (например, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира – не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира – не менее 2 млн руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира – не менее 23 тыс. руб. на одного пассажира).
Если же на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик (п. 3 ст. 5 Закона № 67-ФЗ). В этом случае пострадавший может написать заявление-претензию на имя перевозчика и потребовать от него компенсировать причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск потребитель может предъявить в суд по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика, являющегося ИП. Если цена иска каждого из истцов не превышает 1 млн руб., то уплачивать госпошлину по искам о защите прав потребителей не придется.
Источник
Кто заплатит за вред здоровью пассажира?
В новостях периодически появляются сообщения о травмах, полученных при поездке в общественном транспорте. По закону ущерб в подобных ситуациях возмещается виновником происшествия или его страховой компанией. Однако самим пассажирам не помешает знать некоторые особенности страхования ответственности за вред здоровью пострадавшего.
«Бытовые» и «возмездные» перевозки
Если при причинении вреда пассажиру нет договора перевозки (так называемые «бытовые» перевозки или перевозки для личных нужд) – как и при наезде на пешехода, выплата будет производиться в рамках закона об ОСАГО . А вот если пассажир ехал на общественном транспорте (здесь уже присутствует перевозка на возмездной основе), то ущерб возмещается по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП).
Стоит иметь в виду, что по закону об ОСГОП перевозчиком считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки в соответствии с законодательством РФ. Физические лица (например, водитель, подвозящий попутчика) не подпадают под действие данного закона. Страхование ответственности перевозчика предусматривает возмещение ущерба пострадавшему в том числе при неосторожном вождении: к примеру, если из-за резкого торможения пассажир упал и получил травму или испортил свою одежду.
Таблица 1. Ситуации причинения вреда здоровью.
№ | Кому причинен вред | Обстоятельства причинения вреда | В рамках какого вида страхования возмещается ущерб (ОСАГО или ОСГОП) |
---|---|---|---|
Пешеход | Наезд на пешехода | ОСАГО | |
Пассажир (перевозка не на коммерческой основе – автомобиль принадлежит физ. лицу) | При нахождении в машине знакомых и т.п., посадке или высадке из нее | ОСАГО | |
Пассажир – перевозка на коммерческой основе (публичный договор перевозки или перевозки по заказу, транспортное средство эксплуатируется предприятием/организацией или индивидуальным предпринимателем) | При нахождении в транспортном средстве, при посадке или выходе из него. | ОСГОП |
Получить выплату одновременно по двум страховкам не получится – потерпевшим по «автогражданке» не является лицо, которое признается потерпевшим в рамках Закона об обязательном страховании пассажиров (ОСГОП).
Период ответственности перевозчика
Нелишне будет обратить внимание, что при перевозках общественным транспортом (например, в городском автобусном сообщении) право на выплату по ОСГОП сохраняется даже в случае, если пассажир не оплатил проезд на момент наступления события.
А как быть, если человек получает травму при входе или выходе из автобуса? Покрывается ли это договором страхования ответственности перевозчика?
Нормативно установлено, что возмещается ущерб, причиненный во время периода перевозки. При этом законодательно определено, что «перевозка пассажиров включает в себя . период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства».
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Тонкости понятий
Таким образом, человек начинает считаться пассажиром уже при посадке в транспортное средство независимо от приобретения билета, и считается таковым вплоть до выхода. Как поясняют специалисты по урегулированию убытков в некоторых страховых компаниях, ответственность перевозчика начинается в момент объявления (начала) посадки в транспортное средство и заканчивается, когда пассажир вышел и транспорт отъехал.
Если, предположим, пострадавший начал заходить и одной ногой стоял в автобусе, а водитель закрыл дверь и тронулся (или если человек вышел, но не успел отойти, а автобус тронулся и задел его) – такие события будут признаны страховыми случаями. Однако следует убедиться, что в официальных документах о происшествии зафиксирована формулировка «при выходе из транспортного средства» или «при посадке в транспортное средство», чтобы избежать недоразумений при урегулировании убытка в страховой компании.
Полный перечень документов, которые потребуются для выплаты, определен правилами и законом о страховании ответственности перевозчика.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Источник
Пассажир в ДТП: какие полагаются выплаты по ОСАГО
В этой статье мы поговорим о ДТП, а если более конкретно, то о пострадавшем. Многих интересует вопрос, как действовать человеку, который пострадал в аварии и можно ли ему ждать выплат по ОСАГО.
От ДТП не застрахован даже самый добропорядочный водитель. Иногда это просто стечение обстоятельств или злой рок, в конце концов всегда нужно учитывать человеческий фактор. Участником происшествия может стать пассажир, который кстати может в ДТП и пострадать. Полагаются ли ему какие-либо выплаты по ОСАГО в 2019 году?
Участниками ДТП могут стать как водители, так и пассажиры и даже пешеходы. Пассажир может не управлять авто, но при этом получить даже более серьёзные травмы чем водитель. Пострадавшее лицо имеет право потребовать возмещение ущерба с виновника.
Пассажир — это виновник аварии. Согласитесь, что не укладывается в голове, как такое может произойти, но это достаточно распространённый случай. Как бы то ни было, возмещать вред имуществу и здоровью будет виновник аварии. Но здесь интересно то, что пассажир в таком случае оплачивает всё со своего кармана, так как по ОСАГО такие лица не страхуются.
Пассажир может открыть дверь автомобиля, в которую может въехать другое авто или же он может подцепить велосипедиста. Тут будут учитываться различные варианты, ведь иногда виновным будет тот, кто не захотел предотвращать столкновение.
Если пассажир был не пристёгнут и в момент аварии нанёс своим телом удар другому человеку, то с него так же можно потребовать компенсацию.
И самый распространённый случай — это когда пассажир, который сидит рядом с водителем, взял управление на себя, несмотря на препятствия автомобилиста.
Оформление аварии с пострадавшими. В такой аварии никто не может самостоятельно рассчитать сумму ущерба. Всем участникам ДТП нужно дождаться инспектора ГИБДД.
Инспектор внесёт все сведения о пассажире. Если виновник был водитель, а пострадал пассажир, то он может потребовать материальный ущерб со страховой компании, которая обслуживает виновника ДТП. В таком случае ему нужно будет собрать все необходимые документы, в обязательном порядке нужно взять медицинскую справку, в которой будет заключение врача.
Опять же, если вы отказываетесь от госпитализации, то вам будет трудно доказать спустя время, что травмы были получены в результате ДТП. Если вы хотите получить выплаты, то сразу зафиксируйте все ссадины, ушибы и тд.
В 2019 году по закону есть три вида вреда:
— Ущерб, который был нанесён пассажиру в результате ДТП.
— Авария стала причиной гибели пассажира.
— Вред имуществу. Возможно из-за ДТП один из участников испортил одежду, сотовый телефон и т.д.
ВАЖНО! Если в ДТП одному из участников аварии был причинён вред здоровью либо имуществу, европротокол оформить нельзя.
Страховка ОСАГО для пострадавшего пассажира. Пассажир, получивший травмы в результате ДТП, может получить выплаты по полису ОСАГО. Расходы в таком случае ложатся полностью на страховую компанию виновника ДТП.
Автомобиль считается источником повышенной опасности. Тот, кто садится за руль ТС должен нести ответственности не только за себя, но и за тех людей, которые едут вместе с ним.
Получаем выплату. Первым действием нужно зафиксировать все травмы. Далее отправляемся в страховую компанию, специалистам отдайте все документы и заполните заявление. На рассмотрение заявления уходит не больше двадцати дней. Далее компания должна либо возместить вред здоровью, либо отправить аргументированный отказ.
Документы:
— Справка о ДТП, её можно взять у инспектора ГИБДД. Кстати в 2019 году она выдаётся не в обязательном порядке.
— Медицинское заключение. Сюда можно приложить чеки покупок препаратов для лечения. Возможно вы посещали платных врачей, тогда это тоже нужно зафиксировать.
— При наличии погибших, справка о смерти, она выдаётся в ЗАГСЕ.
Помните, что обращаться в страховую можно исключительно после завершения административного расследования.
Возмещение упущенной выгоды. Если ваше транспортное средство пострадало по вине другого человека, то собственник имеет право возместить упущенную выгоду.
Здесь учитываются расходы на восстановление автомобиля. Стоимость транспортного средства, а так же доходы, которые машина приносила владельцу.
Судебная практика показывает, что доказать упущенную выгоду очень сложно. Но если для вас это важно, то нужно собрать пакет документов и подать иск на имя виновника ДТП.
Суровая правда. Возмещение ущерба пострадавшему пассажиру по страховке ОСАГО может быть только в том случае, если мед.помощь не была оказана бесплатно. Возможно пострадавшему потребовались такие медикаменты, которые не может выдать ни одна больница.
Источник