Меню

Ущерб причиненный здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Право, теория и понятие права

Согласно законодательству предприятия, учреждения, органи­зации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничто­жением, повреждением, нерациональным использованием при­родных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обяза­ны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной сре­де в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке так­сами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутст­вии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей при­родной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды.

Взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предпри­ятию, учреждению, организации) дая принятия мер по восстанов­лению потерь в окружающей природной среде либо перечисля­
ются в государственный экологический фонд, если природный
объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание произво­дится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагопри­ятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или от­дельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются‘.
степень утраты трудоспособности потерпевшего;
необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
затраты на уход за больным;
иные расходы, в том числе упущенные профессиональные воз­можности;
потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;

• затраты, связанные с необходимостью изменения места жи­тельства и образа жизни, профессии. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, об­щественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его уста­новления — за счет средств соответствующих государственных эко­логических фондов.
Вреду причиненный имуществу граждан в результате неблаго­приятного воздействия окружающей природной среды, вы­званного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит воз­мещению в полном объеме.
При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природ­ной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд (а граждане в суд) о прекращении экологически вредной деятель­ности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, на­родному хозяйству и окружающей природной среде.
Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности — основание для прекращения ее финанси­рования соответствующими банковскими учреждениями.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного на­рушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды»).

Источник

Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное, общественно опасное деяние, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологическое правонарушение связано с таким причинением вреда окружающей природной среде гражданами или другими субъектами, которое способно, в свою очередь, причинить вред здоровью человека или его имуществу. Этот момент важен потому, что вред окружающей природной среде не может причинить любой природный катаклизм, каким бы разрушительным он ни был с точки зрения человека. Нефть способна сама по себе вылиться из природных глубин и загрязнить какой-либо водоем; буря может выбросить танкер на камни, и разлившаяся нефть причинит ущерб окружающей природной среде и человеку, но экологического правонарушения не будет.

Читайте также:  Духовное здоровье человека пример

Граждане вправе предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде. Ущерб, причиненный экологическим правонаруше­нием, может рассматриваться в двух аспектах: с одной стороны, как ущерб, нанесенный окружающей среде, что проявилось в уничтожении лесных массивов, животного мира, ухудшении качества вод и т. д., и, с другой стороны, как ущерб, который нанесен (может быть нанесен) небла­гоприятной окружающей средой жизни, здоровью и имуществу граждан.

За совершение экологического правонарушения для граждан и должностных лиц предусмотренаадминистративная либо уголовная, а также гражданско-правовая, дисциплинарная (материальная) ответственность. Юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшим, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания.

Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. Эти права конкретизируются и развиваются в российском федеральном законодательстве – Земельном, Водном и Лесном кодексах, законах о недрах, о животном мире, об охране и использовании атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и др.

Среди экологических прав граждан приоритетное значение имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Оно относится к числу важнейших субъек­тивных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни че­ловека и степень демократичности современного общества.

Вцелях реального улучшения защиты экологических прав граждан требуется:

— развитие законодательно-нормативной базы реализации экологических прав граждан, включая принятие международной Конвенции об экологических правах;

— проведение всеохватывающей кампании эколого-правового просвещения населения;

— повышение экологической и правовой культуры лиц, принимающих решения, вплоть до самого высокого уровня;

— реализация государственной экологической политики в развитии органов местного самоуправления, равноправного сотрудничества с субъектами РФ в этой сфере;

— реализация на всех уровнях принципа приоритетности экологических критериев при принятии хозяйственных, экономических и иных решений.

Источник

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ

Право на возмещениеущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушениемзакреплено в ст.42 Конституции РФ. Закон “Об охране окружающей среды” (ст. 77-79) и Гражданский кодекс РФ (ст.1064, 1082) конкретизируют данное положение.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систе и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение вреда здороью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации в интересах потерпевшего.

Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления – за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.

Факторы, учитываемые при определении величины вреда здоровью граждан

— степень утраты трудоспособности потерпевшего;

— необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;

— затраты на уход за больным;

— иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;

— потери, связанные с моральными травмами.

Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.

Читайте также:  Польза горчичного масла для здоровья

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВЫПОЛНЕНИИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» определенные экологические требования должны вы­полняться при размещении, проектировании, строитель­стве, реконструкция, вводе в эксплуатацию и при эксплуа­тации предприятий, сооружений и иных объектов.

При строительстве объекта обязательны следующие требо­вания:

— строительство разрешается только по проекту, прошедше­му экологическую экспертизу;

— ведение строительных работ до утверждения проекта и от­вода земельного участка в натуре запрещается;

— при ведении строительных работ должны соблюдаться ме­ры по охране природы;

— при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одно­временным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.

При вводе в эксплуатацию:

— ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требова­ний;

— запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечен­ных современными технологиями по охране природы и без завер­шения запроектированных работ по охране природы.

При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности:

— предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохранению окружающей природной среды;

— выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов до­пускается на основе разрешения, выданного специальным, уполно­моченным на то органом РФ в области охраны окружающей при­родной среды;

-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть уста­новлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;

— нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельно­сти предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;

— перепрофилирование деятельности предприятий и органи­заций производится только по согласованию с органами РФ в облас­ти охраны окружающей природной среды и санитарно-эпиде­миологического надзора.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Экологическая экспертиза – самостоятельный вид экологического контроля. Основные принципы и задачи экологической экспертизы отражены в Законах РФ «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Экологическая экспертиза выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний, имеет предупредительное значение, так как совершается до начала вредной деятельности. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Для определения соответствия предприятий и органи­заций требованиям экологически безопасного воздействия на окружающую природную среду все они должны прохо­дить государственную экологическую экспертизу.Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом, ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного для исполнения.

Цель экспертизы — проверка соответ­ствия хозяйственной и иной деятельности предприятия, организации и т. д. экологической безопасности общества, и предупреждение возможных неблагоприятных воздействий любой деятельности на окружающую природную среду.

Задачи – обеспечение государственного экологического контроля, оценка степени опасности.

Принципы — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения экспертизы, научная обоснованность, за­конность выводов, независимость, вневедомственность, глас­ность, участие общественности, ответственность и платность.

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, исполнитель, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура. Исполнителем обычно являются НИИ либо самостоятельная комиссия. Потребителями считаются предприятие, учреждение, объекты или документы, которые стали предметом экспертного анализа.

Объектами государственной экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экономические обоснования лицензий и сертификатов.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологиче­ской экспертизе, установлен в Положении 1993 г.

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий: назна­чение экспертизы; сбор, обобщение, оценка информации; формиро­вание предварительного заключения и ознакомление с ним общест­венности; представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем; разрешение споров.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд, которые в необходимых случаях отменят решение комиссии.

Экспертиза может быть одобрена, отклонена или отправлена на доработку.

Читайте также:  Система охраны здоровья воспитанников доу

Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз – общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Экологический контроль — одно из проявлений экологиче­ской функции государства и одновременно — составная часть меха­низма реализации эколого-правовых норм. Основные принципы и задачи экологического контроля отражены в Законе «Об охране окружающей среды» (ст.64-69). Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Цель контроля — охрана природной среды путем предупреждения и устранения правонару­шений.

Задачи экологического контроля: провер­ка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздо­ровлению окружающей природной среды.

Формы экологического контроля: информационная — сбор и обобщение экологической информации с целью принятия преду­предительных или иных мер; предупредительная, направленная на предотвращение наступления вредных последствий; карательная — выражается в применении мер государственного принуждения.

Методы экологического контроля: наблюдение за объек­том контроля, проведение проверок соблюдения законодательства, предупреждение или принятие ограничительных и иных мер к нару­шителю. Система экологического контроля включает четыре вида:

1) государственный экологический контроль;

2) муниципальный экологический контроль;

3) производственный экологический контроль;

4) общественный экологический контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Должностные лица государственного контроля обладают широкими полномочиями.

Муниципальный контроль проводится как правило на территории муниципального образования.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятия.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собойпредпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневе­домственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, пла­тежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финан­совых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

Экологический аудит — это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о финансовом положении аудируемого предприятия, выполнения им требований экологического зако­нодательства, реализации им планов природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности и имеющих своим результатом мнение ау­дитора о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружаю­щей природной среды; соответствия нормативов природоохранной дея­тельности предприятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности промышленного объекта). При этом необходимо документирование ау­диторских проверок на основе правил (стандартов аудиторской деятель­ности).

Прин­ципы экологического аудита: поддержка экологического аудита и реагирования на его резуль­таты со стороны руководства предприятия; независимость функций эко­логического аудита по проверяемой деятельности; обоснованный подбор аудиторов; определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности экологического аудита; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования; наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и ясное изложение результатов экологического аудирования в заключении; наличие процедур, гаранти­рующих качество экологического аудита и конфиденциальность инфор­мации; презумпция потенциальной экологической опасности хозяйствен­ной и иной деятельности; ответственность аудитора.

Задачи экологического аудита:

1) обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

2) определение приоритетов и планирование природоохранной дея­тельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

3) повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хо­зяйственной деятельности на окружающую среду;

4) снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Экологическое аудирование может проводиться на уровнях: го­сударственных структур; транснациональных корпораций; отрасли (структурное — оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное — аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли); территории (региона); предпри­ятия.

Экологический аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Инициативный экологический аудит проводится по решению субъ­екта хозяйственной деятельности.

Выбор организации, привлекаемой для проведения экологического аудита, осу­ществляется заказчиком работ.

Источник

Adblock
detector