Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет[7], а во всём мире — на шесть лет.
Дополнительные сведения: Критерии оценки качества здравоохранения
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.
Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
доступность первичной медико-санитарной помощи.
уровень иммунизации населения.
степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
состояние питания детей.
уровень детской смертности.
средняя продолжительность предстоящей жизни.
гигиеническая грамотность населения.
Болезнь (morbus) — сложное явление, которое состоит из ряда основных элементов. В болезни всегда есть две стороны: повреждение и реакция на него.
Важнейший составной элемент болезни — нарушение гомеостаза и взаимодействия организма с внешней средой.
При болезни имеет место изменение ряда гомеостатических показателей, которые в организме удерживаются очень жестко и сдвиг их приводит к гибели (например pH). Хотя нужно отметить, что основная масса показателей может колебаться в определенной степени (например температура тела, биохимический или клеточный состав крови). В принципе гомеостаз — максимальная экономичность функционирования организма, возможность более полноценного приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Гомеостаз полезен в здоровом организме, а при болезни он нарушается. Утрачивая гомеостаз организм теряет обычные механизмы регуляции. Приспособление к внешней среде будет неполноценным (например ребенок с лихорадкой очень чувствителен к гипоксии).
Термин » болезнь » применяется для:
1) обозначения заболевания конкретного человека, понятия о болезни как нозологической единице и
2) обобщенного понятия о болезни, как биологическом и социальном явлении. Представление о болезни связано с качественно отличающейся от здоровья формой существования организма. Но в то же время эти состояния находятся в тесном единстве, так как состояния здоровья и болезни представляют хотя и различные, но неразрывно связанные между собой формы проявления жизни.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 2003 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
Введение
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.
Отдых — состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собой в учебной, производственной и других сферах деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Глава 1. Понятие здоровья
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).
К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля. Всемирный день психического здоровья — 10 октября.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Виды здоровья
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В.П. Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».
Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Признаки здоровья
Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации — клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.
5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Для полного представления, учета индивидуальных показателей здоровья человека в настоящее время выделяют восемь основных групп показателей индивидуального здоровья (таблица 1), значительная часть их может быть выражена количественно, что позволяет получить суммарную величину уровня здоровья, кроме того, динамика показателей индивидуального здоровья позволит судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
1) Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
2) Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
3) Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
4) Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований.
С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире — на шесть лет.
Здоровый образ жизни
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [23], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Источник
Оценка уровня здоровья человека в медико –социальных исследованиях. Факторы определяющие общественное здоровье.
Оценка уровня здоровья человека в медико –социальных исследованиях. Факторы определяющие общественное здоровье.
При оценке здоровья принято выделять 4 уровня:
1уровень – здоровье отдельного человека.
2 уровень – здоровье малых социальных или этнических групп – групповое здоровье.
3 уровень – здоровье населения – административно – территориальная единица.
4 уровень – общественное здоровье – здоровье общества, популяции в целом.
При изучении общественного здоровья, факторы, его определяющие, принято объединять в следующие группы:
а) Социально – экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние).
б) Социально – биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода).
в) Экологические и природно – климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации).
г) Организационные или медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико – социальной помощи).
Определения «медицина», «здоровье», «общественное здоровье», «качество жизни». Прямые и косвенные показатели состояния здоровья населения (популяции).
Медицина – это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека (Малая Медицинская энциклопедия, т. 3, 1992 г., стр. 203).
Здоровье (ВОЗ) – здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни людей.
Качество жизни (ВОЗ, 1999 г.) – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
Прямые показатели здоровья популяции:
1) Медико-демографические показатели:
а) Показатели естественного движения населения:
— смертность общая и возрастная;
— средняя продолжительность жизни;
— естественный прирост населения;
— возрастно – половая структура населения
2) Показатели механического движения населения:
— иммиграция, эмиграция, репатриация;
— показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
3) Показатели инвалидности и инвалидицазии.
4) Показатели физического развития населения.
Косвенные показатели здоровья популяции:
1) Отчисление ВНП на здравоохранение.
2) Доступность первичной медико – санитарной помощи (ПМСП).
3) Охват населения медицинской помощью.
4) Уровень иммунозации населения.
5) Степень обследования беременных квалифицированными специалистами.
6) Состояние питания детей.
7) Уровень детской смертности.
8) Средняя продолжительность жизни.
9) Гигиеническая грамотность населения.
Структура дисциплины. Методы изучения предмета. Обусловленность заболеваемости населения (по Ю.П. Лисицыну). Структура здоровья населения РФ.
Структуры дисциплины.
— Теоретические проблемы здравоохранения.
— Состояние здоровья населения и методы его изучения.
— Проблемы социальной помощи.
— Организация медицинской помощи населению.
— Экономика, планирование, финансирование здравоохранения.
— Здравоохранение за рубежом. Деятельность ВОЗ.
Методы изучения предмета.
-Системный подход и анализ.
— Метод организационного эксперимента.
Обусловленность заболеваемости населения (по Ю.П. Лисицыну):
1) Условия и образ жизни ≈ 50%.
2) Экология (внешней среды) ≈ 20%.
3) Генетические факторы ≈ 20%.
4) Состояние здравоохранения ≈ 10%.
Структура здоровья населения РФ:
1) Группа – здоровые ≈ 20%.
2) Группа – практически здоровые с факторами риска ≈ 20%.
3) Группа – больные в состоянии компенсации ≈ 30%.
4) Группа – больные в состоянии декомпенсации ≈ 30%.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1) Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина. Определение, главные задачи, проблемы.
2) Структура дисциплины и методы исследования предмета.
3) Предпосылки возникновения предмета.
4) Определения: «Медицина», «Здоровье», «Общественное здоровье», «Качество жизни».
5) Прямые и косвенные показатели состояния здоровья населения (популяции).
6) Структура здоровья населения РФ.
7) Что изучает дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение».
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. Уровень здоровья человека и факторы его определяющие.
2. Что входит в определение прямых показателей состояния здоровья популяции.
3. Обусловленность состояния здоровья популяции (по Ю.П. Лисицыну).
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Политика в области охраны здоровья населения.
2. Основные задачи медицинской науки
3. Современная медико-социальная ситуация в РФ.
4. Основы политики отечественного здравоохранения. Принципы здравоохранения в РФ.
5. Законодательная база здравоохранения как отрасли.
Задания для самостоятельной работы
1. Реорганизация амбулаторно-поликлинической помощи в РФ.
2. Рерганизация стационарной помощи в РФ.
Тема №3: «Медико-социальные аспекты демографии».
Цель обучения: изучить медико-социальные аспекты демографии, определение понятия «демография», основные разделы и показатели естественного и механического движения населения, статику населения, расчёты коэффициентов миграционного прироста, коэффициент общей плодовитости нации, показатели младенческой смертности, перинатальной смертности, изучить расчёты данных показателей.
Учебно-целевые задачи.
Студент должен знать:
1) Определение медицинской демографии, её основные разделы и показатели;
2) Источники информации медико-демографического состояния нации, роль врачей в её сборе и анализе;
3) Основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.
Студент должен уметь:
1) Рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;
2) Использовать полученную медико-демографическую информацию при анализе других показателей общественного здоровья, оценки деятельности учреждений здравоохранения, планирование медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.
Учебно-воспитательные задачи: каждый студент должен знать понятия «демография» и её медико-социальные аспекты, основные разделы, значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.
Знать статику населения и её важнейшие показатели (численность, плотность населения, возрастно-половой состав и др.), типы возрастно-половой структуры населения, постарение населения как современная демографическая тенденция развитых стран.
Знать динамику населения, её виды, миграцию населения – внешнюю, внутреннюю, факторы, её определяющие, основные тенденции, влияние миграции на здоровье населения, задачи органов и учреждений здравоохранения.
Воспроизводство населения (естественное движение), общие и специальные показатели, методы расчёта, анализ, оценка, современное состояние и тенденции демографических процессов РФ, факторы, определяющие особенности и динамику современных демографических процессов.
Результат освоения:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-11 | З-1 | Определение медицинской демографии, ее основные разделы и показатели |
З-2 | Источники медико-демографической информации и роль врачей в ее сборе и анализе | |
З-3 | Основные тенденции медико-демографических процессов и факторы их определяющие | |
У-1 | Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения | |
У-2 | Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности | |
У-3 | Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения | |
У-4 | Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики |
Определения и основные вопросы темы.
Вопросы для повторения и закрепления материала
· Медико-социальные аспекты демографии. Оптимизация демографических процессов. Статика населения (определение).
· Динамика населения. Виды механического движения населения.
· Статика населения. Расчёт коэффициентов.
· Воспроизводство (естественное движение) населения. Определение.
· Живорождение. Мертворождение. Определения.
· Отличие «смертности» населения от «летальности».
· Коэффициент младенческой смертности. Коэффициент перинатальной смертности.
· Классификации типов населения: возрастные, демографической зрелости, геронтологическая.
Задания для самостоятельной работы
· Расчёты коэффициентов рождаемости.
· Расчёты оценки миграционных процессов.
Тема №4: «Заболеваемость; состояние и тенденции»
Цель обучения: изучить определения понятий «заболеваемость» в здравоохранении, роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости, методы изучения заболеваемости и их сравнительную характеристику, изучить виды заболеваемости и эпидемиологические методы изучения заболеваемости.
Студент должен знать:
4) Определить понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;
5) Основные методы и виды изучения заболеваемости;
Студент должен уметь:
1) Рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели заболеваемости населения;
2) Использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.
Каждый студент должен знать основные закономерности заболеваемости населения и факторы, их определения, учётно-отчётную документацию для сбора и анализа информации, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости, эпидемиологические методы изучения заболеваемости, виды заболеваемости, специальные виды изучения заболеваемости по обращаемости, их особенности; общая заболеваемость по данным поликлиник и амбулаторий, госпитализированная, инфекционная (эпидемическая) неэпидемическая, профессиональная, производственный травматизм, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, необходимость и особенности применения МКБ в практической деятельности врача.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-12 | З-1 | Определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения |
З-2 | Инвалидность, понятие, основные источники информации | |
З-3 | Физическое развитие, определение, основные показатели и закономерности физического развития | |
У-1 | Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения | |
У-2 | Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности | |
У-3 | Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения | |
У-4 | Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики | |
В-1 | Владеть методикой сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп |
Определения и основные вопросы темы:
Вопросы для повторения и закрепления материала
1) Заболеваемость. Определение. Значение знаний о заболеваемости населения.
2) Норма. Болезнь. Промежуточное состояние. Определения.
3) Дефиниции (определения) заболеваемости в здравоохранении.
4) Методы изучения общей заболеваемости. Источники информации.
5) Виды заболеваемости по обращаемости.
6) 4 группы показателей общей заболеваемости населения.
7) Виды профилактических медицинских осмотров. Определения.
8) 3 группы контингентов подвергающимся предварительным и периодическим медицинским осмотрам.
Задания для самостоятельной работы
1. Формы специального учёта и отчётности заболеваний. Инфекционная, неэпидемическая заболеваемость, учёт всех случаев заболеваний.
2. Формы специального учёта и отчётности заболеваний. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, госпитализированная заболеваемость.
Тема №5: «Инвалидность как медико-социальная проблема РФ»
Цель обучения: изучить показатели первичной инвалидности, распространенности инвалидности, изучить нарушения функций организма, приводящие к инвалидности, критерии жизнедеятельности, которые ограничивают инвалидность, изучить современное состояние и тенденции инвалидизации населения при основных заболеваниях факторы их определяющие.
Учебно – целевые задачи:
Студент должен знать:
3) Определение понятия «инвалидность»
4) Определение понятия «социальная недостаточность»
5) Основные источники информации
6) Основные закономерности инвалидности населения при важнейших заболеваниях и факторы, их определяющие.
Студент должен уметь:
1) Применять основные методы статистического анализа для анализа инвалидности при оценке здоровья населения и при обучении на профильных кафедрах.
2) Определить степень отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
3) Пользоваться классификацией нарушений функций организма при определении инвалидности у больных.
Учебно – воспитательные задачи:
Каждый должен знать, что означает понятие «инвалид», «социальная недостаточность», знать определения этих понятий, нарушения функций организма, приводящие к инвалидности, критерии жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность, знать определения каждой группы инвалидности, основные причины, приводящие к инвалидности взрослых и детей, структуру первичной инвалидности, факторы риска врожденных заболеваний, взаимодействие клинико – экспериментных комиссий лечебно – профилактических учреждений с учреждениями медико–социальной экспертной комиссией, реабилитацию инвалидов, цель, определение понятий «реабилитационный потенциал», «реабилитационный прогноз», виды реабилитации инвалидов, индивидуальный план реабилитации (ИПР).
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-12 | З-1 | Определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения |
З-2 | Инвалидность, понятие, основные источники информации | |
З-3 | Физическое развитие, определение, основные показатели и закономерности физического развития | |
У-1 | Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения | |
У-2 | Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности | |
У-3 | Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения | |
У-4 | Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики | |
В-1 | Владеть методикой сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп |
Определение и основные вопросы темы:
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Определение понятия «инвалид» и «социальная недостаточность».
2. Нарушения функций организма, приводящие к инвалидности.
3. 3 степени нарушений функций организма.
4. Медико-социальная экспертиза. Задачи.
5. Группы инвалидности, определения.
6. Структура первичной инвалидизации, основные причины.
7. Детская инвалидность, структура, медико-социальные причины.
Задания для самостоятельной работы
1. 3 раздела медицинских показаний для определения детской инвалидности.
2. Реабилитация инвалидов, цель.
3. Виды реабилитации инвалидов. Определение индивидуального плана реабилитации (ИПР).
Тема №6: «Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья».
Цель обучения-изучить задачи, уровни (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды профилактики-социальная, социально-медицинская, медицинская.
Учебно-целевые задачи.
Студент должен знать:
1) Определения, основные задачи, виды профилактики;
2) Определение факторов риска, групп риска, скрининга, здорового образа жизни;
3) Эпидемические подходы к определению факторов риска;
4) Классификацию факторов риска и основные методы их оценки;
5) Основные принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;
6) Роль врача в формировании здорового образа жизни.
Студент должен уметь:
1) Обосновать актуальность профилактики на современном этапе;
2) Определять факторы риска в своей практической деятельности;
3) Применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах;
4) Выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации.
Учебно-воспитательная задача: каждый студент должен знать, что профилактика, это одно из самых приоритетных направлений охраны здоровья населения, цель профилактики, задачи, уровни, виды.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-26 | З-1 | Укрепление здоровья населения, современные проблемы профилактики, определение, основные задачи, виды профилактики и показатели оценки ее эффективности, факторы риска, классификацию факторов риска, принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения |
У-1 | Обосновать актуальность профилактики на современном этапе | |
У-2 | Определить факторы риска в своей практической деятельности | |
У-3 | Применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах | |
У-4 | Выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации | |
В-1 | Владеть методикой анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений |
Определения и основные вопросы темы:
Задачи ПМСП
1) Оказание высококвалифицированной специализированной помощи приходящим больным.
2) Внедрение в диагностику, лечение и профилактику новейших достижений медицины.
3) Санитарно-противоэпидемические мероприятия (вакцинация, иммунопрофилактика, прививки).
4) Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).
5) Санитарно-гигиеническое воспитание населения.
Направления (элементы) ПМСП:
1) Первичная профилактика, цель-не допустить заболевание, травму, отравление, метод-санитарно-просветительная работа, контингент- здоровые люди.
2) Вторичная профилактика, цель — не допустить рецидива заболевания у лиц с хроническими болезнями, метод — диспансеризация, контингент- указанные больные.
Критерии постановки больных на «Д» наблюдение.
Определение термина «диспансеризация»
3) Третичная профилактика, цель — социальная реабилитация инвалидов, метод- индивидуальная программа реабилитации (ИПР), контингент- указанные больные.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1) Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения.
2) Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Определение, задачи, элементы.
3) Факторы риска. Определение факторов риска.
4) Классификация первичных и вторичных больших факторов риска (ВОЗ).
5) Классификация факторов риска по группам населения.
6) Образ жизни. Определение. Элементы образа жизни.
7) Медицинская активность. Определение, элементы.
8) Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Определение.
9) Формирование здорового образа жизни.
10) Гигиеническое воспитание населения – цель, методы, формы, средства, принципы.
Задания для самостоятельной работы
1. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Определение.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Гигиеническое воспитание населения – цель, методы, формы, средства, принципы.
Тема №7: «Организация медицинской помощи сельскому населению».
Цель обучения: изучить особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи медицинских работников на каждом этапе оказания медицинской помощи, критерии организации сельского врачебного участка, фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа).
Учебно – целевые задачи:
Студент должен знать:
7) Определение лечебно-профилактической помощи.
8) Структуру и задачи основных учреждений лечебно-профилактической помощи.
9) Основные виды деятельности лечебно-профилактических учреждений.
10) Формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями лечебно-профилактической помощи.
Студент должен уметь:
8) Использовать полученную информацию анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения при организации медицинской помощи сельскому населению.
9) Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики.
Учебно – воспитательные задачи: каждый студент должен знать, что принципиального отличия в организации медицинской помощи жителям сельской местности нет, однако есть особенности, которые обусловлены особенностями их труда и быта.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-17 | З-1 | Организацию медицинской помощи сельскому населению, особенности, сельский врачебный участок, структуру, функции, центральная районная больница, функции задачи, областные медицинские учреждения, функции, задачи |
У-1 | Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения | |
У-2 | Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности | |
У-3 | Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения | |
У-4 | Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики | |
В-1 | Владеть методикой сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп |
Определение и основные вопросы темы:
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Особенности и проблемы медицинской помощи сельскому населению.
2. Критерии организации сельского врачебного участка.
3. Критерии организации фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа).
4. Категоричность сельских участковых больниц.
5. Количество врачей-специалистов в каждой категории сельской участковой больницы.
6. Районные учреждения здравоохранения.
7. Задачи, функции, категорийность ЦРБ.
8. Областные (республиканские, краевые) медицинские учреждения. Категорийность, количество специальностей.
Задания для самостоятельной работы
1. Основные направления совершенствования медицинской помощи сельскому населению.
2. Особенности в организации амбулаторной и специализированной помощи в сельской участковой больнице.
Тема №8: Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий.
Цели и задачи изучения темы:
Изучение структуры и задач основных учреждений лечебно-профилактической помощи; основные виды деятельности лечебно-профилактических учреждений; формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями лечебно-профилактической помощи.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-16 | З-1 | Организацию медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий, строительства и транспорта, особенности, основные формы организации медицинской помощи, задачи и функции цехового врача, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
У-1 | Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения | |
У-2 | Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности | |
У-3 | Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения | |
У-4 | Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики |
Особенности и основные формы организации медицинской помощи, работающим на промышленных предприятиях, в строительных организациях и на предприятиях транспорта.
Медико-санитарная часть, здравпункты: их задачи, структура и функции. Цеховой участковый принцип работы. Основные функции цехового врача, его роль в снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Организация и проведение медицинских осмотров работающих в условиях воздействия профессиональных вредностей и других декретированных контингентов.
Диспансерное наблюдение различных групп работающих, связь с диспансерами. Организация первичной медицинской помощи на предприятиях (доврачебной, врачебной). Санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая работа на предприятиях. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, связь с санитарно-профилактическими учреждениями, с органами охраны труда и техники безопасности на предприятиях. Связь медико-санитарной части с администрацией и общественными организациями предприятий. Комплексный план оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.
Особенности организации медицинской помощи на промышленных предприятиях разных форм собственности.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Цеховой участковый принцип работы.
2. Основные функции цехового врача.
3. Диспансерное наблюдение различных групп работающих, связь с диспансерами.
4. Организация первичной медицинской помощи на предприятиях.
Задания для самостоятельной работы
1. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2. Комплексный план оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Общие и теоретические основы экспертизы. Принципы.
2. Медицинские и социальные критерии временной нетрудоспособности.
3. Определение временной нетрудоспособности. Уровни.
4. Задачи и функции КЭК ЛПУ.
5. Лица, имеющие права на получение листка временной нетрудоспособности.
6. Лица, не имеющие права на получение листка временной нетрудоспособности.
7. Медицинские работники и организации, не имеющие права на выдачу листка временной нетрудоспособности.
8. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Определение. Социальные и биологические факторы, влияющие на стойкую нетрудоспособность.
Задания для самостоятельной работы
1. Порядок выдачи листка временной нетрудоспособности врачом, средним медицинским персоналом.
2. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Определение. Социальные и биологические факторы, влияющие на стойкую нетрудоспособность.
3. Характеристика первичных и высших МСЭК. Структура штатов. Группы инвалидности.
4 курс, 7 семестр
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Цель, задачи, основные этапы.
2. Акушерско-гинекологические учреждения.
3. Детская поликлиника, задачи, особенности организации амбулаторно-поликлинической помощи детям.
4. Функции участковых педиатров.
5. Организация стационарной помощи детям: виды стационаров, задачи, структура. Организация специализированной помощи детям.
Задания для самостоятельной работы
1. Репродуктивные потери, мероприятия по предупреждению материнской и перинатальной смертности.
2. Структура детской поликлиники.
3. Формирование педиатрических участков.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Определение качества медицинской помощи
2. Методика оценки качества медицинской помощи
3. Анализ качества медицинской помощи
Задания для самостоятельной работы
1. Стандарты медицинской помощи
2. Факторы, оказывающие влияние на деятельность амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Определение, виды социальной защиты.
2. Законодательство по социальному страхованию и социальной защите населения.
3. Виды, принципы медицинского страхования.
4. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Особенности, характеристики.
5. Программа медицинского страхования
Задания для самостоятельной работы.
1. Фонды обязательного медицинского страхования
2. Бюджет социального страхования.
3. Фонд социального страхования.
Тема 4. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, МАРКЕТИНГА, УПРАВЛЕНИЯ,ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Цели и задачи изучения темы:основные методы планирования и источники финансирования мероприятий по охране здоровья населения; основные проблемы управления, экономики и финансирования здравоохранения; основы теории менеджмента и маркетинга в здравоохранении; правовые основы предпринимательства в здравоохранении.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ПК-29 | 3-1 | Основы маркетинга в здравоохранении, основные элементы маркетинга, медицинский маркетинг, рынок, монополистический, олигархический, монопсонический, основная единица маркетинга, свойства и характеристика медицинской услуги |
У-1 | Применять полученные знания по вопросам планирования здравоохранения при обучении на профильных кафедрах и при прохождении производственной практики | |
У-2 | Знать и рассчитывать элементы маркетинга при анализе сегментации групп населения | |
У-3 | Уметь сопоставить бюджетное финансирование ЛПУ и альтернативные источники финансирования | |
В-1 | Владеть вопросами организации медицинской экспертизы (временной и стойкой утраты трудоспособности) |
Планирование здравоохранения: определение, принципы, задачи и основные направления.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник