Оценка уровня сформированности культуры здоровья
Напомним, что под культурой здоровья мы понимаем ту часть общей культуры человечества, которая имеет отношение к его здоровью. Это тот опыт, который не передается по наследству и который должен формироваться у каждого нового поколения путем его передачи от старшего поколения к младшему. Эта передача осуществляется на протяжении всей жизни человека, но особую роль имеют те этапы онтогенеза, когда человек находится в рамках государственных систем образования.
Отражением принципа о том, что многознание уму не научает и что важнейшей целью образования является обучение методу и искусству познания жизни, стал компетентностный подход в образовании. Идея представления желаемых качеств выпускника в виде компетенций стала выражением принципиальной смены общей ориентации высшего образования со знаниевоориентированной (предметноориентированной) на деятельностноориентированную (личностноцентрированную) парадигму. Такая смена ориентации, безусловно, важна для снятия противоречий между результатами высшего образования и изменяющимися требования к нему.
В соответствии с государственным образовательным стандартом последнего поколения одна из общекультурных компетенций связана с формированием культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся и педагогов. В этой связи, возникает необходимость технологического обеспечения процесса формирования данной компетенции у педагогов и учащихся, что и стало предметом данного исследования.
Всякое образование базируется на том или ином понимании психики человека. С позиций деятельностного подхода, психика человека является социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в ситуациях общения и деятельности. Развитие психики осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов деятельности. Источником развития психики служит культура. В этой связи, главная цель образования — развить у учащихся качества творческих субъектов деятельности. Быть субъектом деятельности – значит уметь строить ее в имеющихся условиях. Так как структура всякой деятельности включает потребности, мотивы, задачи, цели, действия, условия и операции, то в содержании каждой компетенции можно выделить шесть компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный (знаниевый), ориентировочный, операциональный, опыт и результативный.В соответствии с такой структурой нами разработаны функциональные карты компетенции «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» для педагогов и учащихся
Мотивационно-ценностный компонент характеризует значимость данной компетенции для учащихся и педагогов, понимание необходимости личных усилий для ее формирования. Он предполагает наличие у педагога следующих мотиваций:
— реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогики;
— помощи ребенку в осознании здоровья как ценности, понимании необходимости личных усилий для его формирования;
— помощи ребенку в изначальном признании себя как субъекта собственного развития;
— стимулирования ценностных установок ребенка на саморазвитие культуры здоровья;
— формирования личного профессионального здоровья.
У учащихся должны быть сформированы мотивации:
— осознания здоровья как ценности, понимания необходимости личных усилий для его формирования;
— признания себя как субъекта собственного развития;
— осуществления саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни.
Когнитивный компонент компетенции включает в себя наличие у школьников и их наставников комплекса знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач. Он предполагает знание педагогом:
—научных основ здоровья и здорового образа жизни;
— основ школьного этапа онтогенеза, влияние различных сторон учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся;
— региональные особенности здоровья учащихся в процессе образовательной деятельности;
— отечественный и зарубежный опыт работы образовательных учреждений, способствующих здоровью учащихся;
— стратегии и технологий сохранения, укрепления, формирования и саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни;
— стратегии и технологий формирования профессионального здоровья педагога.
Этот же компонент для учащихся включает знание:
—научных основ здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
— основ школьного этапа онтогенеза, влияние различных сторон учебно-воспитательного процесса на состояние своего здоровья;
— основных подходов к осуществлению самопроцессов в сфере самопознания, самоеализации, самоконтроля;
— механизмов влияния различных сторон образа жизни на здоровье человека;
— стратегии и технологий разработки индивидуальной профилактической и оздоровительной программы.
Ориентировочный компонент включает в себя степень владения участниками учебно-воспитательного процесса способами постановки, планирования решения этого типа задач и оценки результатов решения. Для педагога он предполагает понимание значимости решения данного типа задач в профессиональной деятельности, умение:
— ставить задачи этого типа (определять критерии оценки задачи);
— определять состав и структуру компетенции в зависимости от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, условий жизни, условий образования и т.д.;
— оценивать результат решения задачи.
Для учащегося этот компонент предполагает понимание значимости данной компетенции для повышения качества образования и реализации личностного саморазвития, умение:
— ставить задачу личностного саморазвития и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
— определять состав и структуру компетенции в зависимости от индивидуальных и типологических особенностей, условий жизни, условий образования и т.д.;
— оценивать результат решения задачи.
В операциональный компонент входит степень владения учащимся и педагогами методами выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа. В рамках данного компонента учитель должен владеть методами:
— оценки мотивационного поля и структуры мотивации оздоровительной деятельности;
— выявления уровня готовности учащихся к саморазвитию культуры здоровья;
— развития необходимых психических качеств, регуляции психических состояний;
— формирования и саморазвития культуры здоровья;
— помощи ребенку в формировании научного понимания сущности здоровья и здорового образа жизни, формирования знаний в этой области;
— оценки уровня сформированности культуры здоровья с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и результативного компонентов;
— оценки уровня саморазвития культуры здоровья;
— формирования профессионального здоровья учителя.
Этот же компонент для учащегося предполагает владение методами:
— качественной и количественной оценки уровня сформированности и саморазвития культуры здоровья;
— оптимизации двигательного режима, рационального питания, поддержания иммунитета и закаливания, рациональной организации жизнедеятельности, психофизиологиической саморегуляции, отказа от вредных привычек, валеологического самообразования, профилактики факторов риска, рационального медицинского поведения;
— разработки и реализации индивидуальных оздоровительных и профилактических программ;
— развития необходимых психических качеств, регуляции психических состояний.
Опыт – это компонент компетенции, позволяющий оценивать степень включенности школьников и их наставников в соответствующие виды деятельности, благодаря опыту другие компоненты компетенции оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа. Данный компонент компетенции предполагает наличие у педагога опыта:
— создания условий и организации свободной творческой деятельности по формированию навыков здорового стиля жизни;
— создания условий для активизации самопроцессов в сфере самопознания, самореализации, самоконтроля;
— использования детской инициативы в процессе саморазвития культуры здоровья;
— оптимизации условий учебно-воспитательной деятельности
— координации влияний социума;
— формирования личного профессионального здоровья.
Для учащегося этот компонент включает следующие виды опыта:
— самопознания и оценки различных составляющих своего здоровья;
— разработки и реализации индивидуальной профилактической программы;
— разработки и реализации индивидуальной оздоровительной программы;
— регуляции физического и психоэмоционального состояния в процессе образовательной деятельности;
— оценки уровня сформированности и саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни.
Результативный компонент характеризует уровень сформированности компетенции у участников образовательного процесса. Для педагога это наличие необходимого уровня компетенции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся в процессе образовательной деятельности и компетенции формирования профессионального здоровья учителя. Для учащегося – это необходимый уровень сформированности и саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, ориентировочного, операционального, деятельностного и результативного компонентов.
Для оценки уровня сформированности компетенции и ее компонентов можно, например, воспользоваться методическими рекомендациями, разработанными Институтом инновационной деятельности в образовании РАО:
На первом уровне компетенции человек имеет неполную ориентировку в условиях задач данного типа и способен решать только единичные задачи этого типа. Из-за ограниченности ориентировки в условиях он может применять имеющиеся в его распоряжении методы там, где их применение неадекватно реальным условиям задачи.
Второй уровень компетенции обеспечивает решение особенных видов задач данного типа, посредством обобщенных методов с пониманием условий и границ их применимости. Уровень обобщенность применяемых методов позволяет решать определенные группы задач внутри данного типа, но не любых.
Третий уровень компетенции обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи. При этом существенные условия задачи выявляются самостоятельно.
Нами для оценки уровня сформированности компетенции разработаны анкеты для педагогов и учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов. Их апробация на курсах повышения квалификации учителей физической культуры и специалистов служб сопровождения свидетельствует (таблица), что в целом степень владения данной компетенцией у педагогами г. Сургута не превышает 50% от максимально возможного уровня.
Дата добавления: 2015-01-21 ; просмотров: 1902 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников
Обработка результатов
Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй — второй, третьей — третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй — шестой, третьей — пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.
Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.
Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)
Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь.
Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа; в) не более 0,5часа или вообще не выхожу на улицу.
4. Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание; в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.
Обедаете ли в школьной столовой?
а) да, регулярно; б) иногда; в) нет.
1. 6. В котором часу ложитесь спать?
а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов.
Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?
а) да, активно; б) изредка; в) никогда.
Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями; в) читаю книги; г) помогаю по дому; д) преимущественно смотрю телевизор (видео); е) играю в компьютерные игры; ж) другое.
Бланк ответов
№ вопроса | Вариант ответа | |||||
а | б | в | г | д | е | ж |
Сумма баллов: |
Обработка результатов
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
№ вопроса | Вариант ответа | |||||
а | б | в | г | д | е | ж |
Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация
Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.
Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья»
Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах I, IV, V, V I, в вопросах II и III отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.
1. Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции; б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья; д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) никогда не участвую; б) нерегулярно; в) раз или два в неделю; г) три и более раз в неделю.
3. На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей; б) без желания; в) лишь бы не ругали.
4. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание; б) доверительные; в) уважительные; г) отсутствие взаимопонимания.
5. Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу; в) занимаетесь спортом; г) делаете регулярно утреннюю зарядку; д) не имеете вредных привычек.
- Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость; б) умственная работоспособность;в) ум, сообразительность; г) сила воли, выдержка, терпение и упорство; д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; ж) внимание и наблюдательность; з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность); к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д; п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
Интерпретация
Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.
Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:
- в спортивных соревнованиях; • в спортивных праздниках;
- в туристических походах; • в проведении дней, недель здоровья;
- в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
- в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах; • в проведении физкультминуток, физкультпауз; • в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
- в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
- в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни; • в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни; • в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.
Обработка результатов
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
Интерпретация
Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников
Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья:
Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.
Источник