Меню

Уровни психологического здоровья ребенка примеры

Уровни психологического здоровья детей

Подводя итоги многолетних исследований психологического здоровья школьников, В. А. Ананьев выделил и описал уровни психологического здоровья детей.

Креативный уровень.Дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка–творца.

Адаптивный уровень.Дети адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности.

Ассимилятивно–аккомодативный уровень.К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от фактора внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды.

Дети с преобладанием процессов ассимиляциистремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению.

Для детей с преобладанием процессов аккомодациихарактерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам.

Дата добавления: 2015-06-17 ; просмотров: 2426 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Перечислим уровни «психологического здоровья» детей

1. Креативный уровень.Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоро­вья, его высший уровень. Назовем его креативным (что означает творческий, созидательный).

2. Адаптивный уровень.Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диа­гностических методик проявляют отдельные признаки дезадапта­ции, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья» и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей

направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья, Назовем его адаптивным.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень.Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляциистремятся во что бы то ни стало изменить окружа­ющий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соот­ветствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффекти­рованных капризах и т. д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации,напротив, характерно приспособленчество к тре­бованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего вне­шнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют диф­ференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с пси­хологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического ха­рактера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Читайте также:  Возмещение причиненного вреда здоровью мвд

Источник

Психологическое здоровье детей
материал на тему

Что такое» психологическое здоровье» и факторы, влияющие на него.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_detey.docx 17.23 КБ
psihol._zdorove_chast_1.ppt 2.19 МБ
psihol._zdorove_chast_2.ppt 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье детей

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает жизнь, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон психологами не так давно. Они считают, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что же характеризует психологически здорового человека?

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования, в рамках которого изучались психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

Безусловно всем нам надо помнить и о возрастных особенностях детей. Как сказал В.А.Сухомлинский: «На человека надо учиться всю жизнь».

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того, какие взрослые их окружают. Таким образом, чтобы наши дети были здоровы, необходимо взрослым в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Источник

Критерии психологического здоровья ребенка

О формировании психологического здоровья ребенка заботятся не только родители и люди, окружающие ребенка с пеленок, но и впоследствии педагоги дошкольного и школьного образования. Именно через взрослых людей малыш познает взрослый мир, поэтому от них зависит, насколько просто будет ему входить в него. Поэтому, как психологическое, так и охрана здоровья детей в целом – это главное условие полноценного развития ребенка.

В нашей современной действительности практически все дети нуждаются в психологической поддержке из-за воздействия ряда негативных факторов.

Различие психического и психологического здоровья состоит в том, что психическое – относится к отдельным психическим процессам. Тогда как психологическое – характеризует личность в целом и дает возможность выявить психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье – необходимое условие развития человека в процессе жизни и тесно связано с физическим.

Основные критерии психологического здоровья ребенка это:

  • состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
  • приемлемое социальное поведение;
  • умение понимать не только окружающих, но и себя;
  • реализация потенциала в различных видах деятельности;
  • умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.

Состояние психологического здоровья ребенка делится условно на уровни.

Первый – креативный – к нему относятся дети с устойчивой адаптации к окружающей среде, силами для борьбы со стрессовыми ситуациями и творческим отношением к реальности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

Второй – адаптивный – дети, которые в целом адаптированы к обществу, но у них существует повышенная тревожность.

Третий, считается самым низкий, – дезадаптивный – к нему относятся дети, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам, жертвуя своими возможностями или желаниями. Или же используя активную наступательную позицию, подчиняя окружающих своим потребностям. Отнесенные к этому уровню дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Существуют факторы риска, которые влияют на психологического здоровье ребенка. Это:

  • средовые (окружение). К ним относятся неблагоприятные условия проживания в семье или связанные с детским садом. К примеру, в последнем травмой может стать и первая встреча с воспитателем, от которой, надо сказать, зависит дальнейшее взаимодействие ребенка с взрослыми.
  • Субъективные (индивидуальные особенности) включают в себя характер, самооценку и темперамент.

Другими словами, основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.

Источник

Adblock
detector