Меню

Уровни психологического здоровья относится

Уровни психологического здоровья:

К высшему уровню психологического здоровья — креативному — можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню — адаптивному — отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень — это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Таким образом, можно сделать вывод, что в психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей.

Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекции необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления.

Факторы риска нарушения психологического здоровья

Их можно разделить условно на две группы:

объективные, или факторы среды,

и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Обсудим сначала влияние факторов среды. Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Понятно, что факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, поэтому раскроем их наиболее подробно.

Типы взаимодействия матери и ребенка

Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами, поэтому опишем его подробнее. Перевозбуждение и сверхстимуляция ребенка могут наблюдаться в случае материнской гиперопеки с отстранением отца, когда ребенок играет роль «эмоционального костыля матери» и находится с ней в симбиотической связи. Такая мать постоянно пребывает с ребенком, не оставляет его ни на минуту, потому что ей хорошо с ним, потому что без ребенка она чувствует пустоту и одиночество. Другой вариант — непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер: питание или опорожнение кишечника. Как правило, этот вариант взаимодействия реализует тревожная мать, которую безумно беспокоит, доел ли ребенок положенные граммы молока, регулярно ли и как опорожнил кишечник. Обычно она хорошо знакома со всеми нормами развития ребенка. К примеру, она внимательно следит, вовремя ли ребенок начал переворачиваться со спины на живот. И если он задержался с переворотом на несколько дней, сильно беспокоится и бежит к врачу.

Следующий вид патологических взаимоотношений — чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В России наиболее часто этот вид реализует мать-студентка, т. е. не имеющая возможности постоянного ухода за ребенком, но потом пытающаяся загладить чувство вины непрерывными ласками.

И последний вид — это формальное общение, т. е. общение, лишенное эмоциональных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода.

Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия (М. Эйнсворт, Э.Эриксон). Следует отметить, что эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. В качестве примеров актуализации тревожной привязанности в младшем школьном возрасте можно назвать повышенную зависимость от оценок взрослых, стремление делать уроки только с мамой. А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи, причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью.

Следует также отметить роль младенчества в возникновении психосоматических нарушений. Как отмечают многие авторы, именно с помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. Вследствие пластичности психики ребенка возможно его полное освобождение от психосоматических нарушений, но не исключен вариант и непрерывности соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста. С сохранением психосоматического языка реагирования у некоторых младших школьников нередко приходится встречаться и школьному психологу.

Читайте также:  Журналист быков дмитрий здоровье

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом по следующим причинам.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. А вот выбрать расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком это следует делать, обычно бывает достаточно трудно.

Таким образом, к неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать.

Кроме того, поскольку ранний возраст — это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, — «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой — нарушением своего психологического здоровья.

Следует также отметить, что важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил — ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Любопытно, что исследователи традиционного детского фольклора полагают, что страхи наказания за неопрятность находят свое отражение в детских страшных сказках, которые обычно начинаются с появления «черной руки» или «темного пятна»: «Один раз в одном городе по радио передавали, что появляется какое-то черное пятно на стенах, и все время падает потолок и всех убивает. ».

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Как утверждает Г. Фигдор, отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью — отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Но как редко в современной мире отец хочет, и как редко имеет возможность быть рядом с ребенком! Таким образом, и отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка.

Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником многих трудностей младшего школьника и прежде всего источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности. Педагоги и родители нередко ошибочно считают, что ребенок с проблемой выражения гнева — это тот, кто дерется, плюется, ругается. Стоит напомнить им, что проблема может иметь различную симптоматику. В частности, можно наблюдать вытеснение гнева, выражающееся у одного ребенка как страх взросления и депрессивные проявления, у другого — как чрезмерная тучность, у третьего — как резкие необоснованные вспышки агрессивности при выраженном стремлении быть хорошим, приличным мальчиком. Достаточно часто вытеснение гнева принимает форму сильной неуверенности в себе. Но еще более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.

Источник

Психологическое здоровье – это эмоциональная, поведенческая и социальная зрелость

Психологическое здоровье — это состояние внутреннего благополучия, когда индивидуум максимально раскрывает личный потенциал, способен побеждать стрессовые ситуации, любит собственную работу, чувствует полезность семье, социуму. Исследованием в этой области занимается дисциплина, которая называется психологией здоровья. Она изучает поведенческие, социальные, личностные факторы, влияющие на психику.

Критерии, уровни психологического здоровья

К уровням психологического здоровья относятся:

  1. Субъективное человеческое «я», личное восприятие благополучия. Это первый (глубинный) уровень.
  2. Второй уровень включает психическое, физическое состояние индивидуума — человеческую идентичность, особенности характера, достоинства, способности, наклонности.
  3. Третий уровень включает отношения личности с окружающим миром — семьей, работой, средой. Взаимодействие индивидуума и социума, отношение к существующим моральным нормам, нравам. Способность личности выстраивать здоровые отношения с членами семьи. Доступность материальных ресурсов, удовлетворенность работой.

Психическое и психологическое здоровье — разные вещи. Первое подразумевает отсутствие серьезных заболеваний (шизофрении, биполярного расстройства). Что касается психологического здоровья, то это ощущение жизненной удовлетворенности. Отсутствие психических отклонений его вовсе не гарантирует. Личность согласно психиатрическим нормам бывает без патологий, однако несчастлива. Следовательно, к уровням психологического здоровья не относится наличие-отсутствие отдельных психических патологий личности.

Читайте также:  Здоровье человека является тайной

Таким образом, у личности все в порядке с психологическим здоровьем, когда:

  • ощущает счастье, полную внутреннюю жизненную удовлетворенность;
  • обладает достаточными ресурсами, удовлетворяет материальные, духовные потребности;
  • не болеет психически, физически;
  • имеет прочные стабильные отношения с членами семьи, коллегами;
  • внутреннее я гармонично уживается с существующими ценностями, нормами, правилами поведения окружающего социума;
  • личность целостна, знает чего хочет, имеет ясно очерченные достижимые цели, ориентиры.

Также у личности психологическое здоровье в норме, если она (вместе с вышесказанным) максимально продуктивно использует внутреннюю энергию, чтобы достичь морального благополучия.

Критерии психического состояния

Здоровье представляет собой основу всей человеческой жизни, определенную гарантию успеха и того, что все будет хорошо. Оно является одним из обязательных условий для достижения целей в жизни. Во многих культурах оно является не только ценностью одного индивида, но и огромным общественным достоянием.

Психологические основы физического, психического и социального здоровья принято рассматривать в двух его аспектах. Критерии оценки психического самочувствия наиболее полно раскрыты А. А. Крыловым. Они применимы также и к психологическому состоянию.

Ученый выделяет критерии в соответствии с тем, каким образом они себя проявляют (различные процессы, свойства). Крылов полагает, что личность, которая в порядке психически, может характеризоваться следующими свойствами:

  • нравственность (то есть чувство совести и чести) ;
  • сосредоточенность;
  • уравновешенность;
  • оптимистичное отношение к жизни;
  • адекватные притязания;
  • чувство долга;
  • отсутствие обидчивости;
  • уверенность в себе;
  • отсутствие лени;
  • общая естественность;
  • наличие чувства юмора;
  • независимость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • самоконтроль;
  • уважение к самому себе;
  • доброжелательность к окружающим.

Опираясь на эти критерии психологического здоровья и психического здоровья, которые вывел Крылов, есть возможность сделать вывод, что нормальная психика, как определенная составляющая самочувствия в целом, включает в себя совокупность таких характеристик, которые помогают установить равновесие и предоставить возможность человеку выполнять свои функции в социуме.

Человек с нормальной психикой адаптирован к жизни в социуме, а также принимает в нем непосредственное участие.


Поддержание психологического здоровья: важные моменты

Чтобы ощущать счастье, необходимо:

  • научиться контролировать собственные желания, эмоциональные проявления (иначе будет намного тяжелее побеждать стрессы, преодолевать тяжелые жизненные периоды, кризисы);
  • считаться (внутренне не полностью соглашаясь) с общепринятыми стандартами поведения;
  • избегать конфронтации с коллегами, нездоровой конкуренции. Отбросить манипуляции, желание доминировать, использовать окружающих;
  • стремиться работать с удовольствием. Действовать согласно буддийской мудрости: «Если думаешь об отдыхе, значит, не живешь». Когда получается плохо, работу необходимо бросать, искать новую;
  • с близкими стремиться к честным отношениям, основанным на взаимном доверии, равноправии, общем видении будущего;
  • стараться быть собой. Нередко цели, ценности, желания окружающих подчиняют индивидуума. Итог — психические проблемы, заболевания. Важно принять собственное «я», поменьше «прогибаться» под чуждые, внутренне неприемлемые ценности, интересы. Для обретения психологического здоровья следует понять собственные желания, научиться ставить личные (не навязанные другими) цели.

Запомните! Исследователи, работающие в области психологии здоровья, советуют использовать «активную», «пассивную» стратегию борьбы со стрессом. Активно бороться с разрешимой проблемой, однако «пассивно» принять ситуацию, если ничего невозможно предпринять.

Нормы психического здоровья

Психика человека ухудшается с возрастом (после примерно 80 лет, иногда даже раньше) и во время болезней. Благополучие психики вовсе не является чем-то постоянным, оно динамично. К нормам этого состояния относятся:

  1. Умственные способности. Это хороший интеллектуальный уровень, способность продуктивно мыслить, стремление к определенному положительному исходу, при этом опираясь на действительные факты. К этой норме также относятся самосовершенствование и воображение.
  2. Понятие морали. Про таких людей принято говорить, что у них есть «душа». Им совсем не свойственна тупость нравственная. При этом таким людям присущи объективность и справедливость. Воля у них твердая, но без упрямства. Ошибки признают, но не терзают себя.
  3. Адаптивность к различным социальным ситуациям. Такие люди контактируют с различными слоями населения самых разных возрастов. Им свойственна непринужденность в отношении вышестоящих и нижестоящих лиц вместе с чувством ответственности. Они хорошо ощущают социальную дистанцию, а поведение их несколько спонтанно.
  4. Оптимизм личности. Это добродушность характера и эмоциональная самостоятельность. Реалистичное отношение к жизни без страха перед риском.
  5. Эмоциональность, в которой отсутствуют лишняя подозрительность или доверчивость, при этом присутствует свежесть эмоциональных ощущений.
  6. Сексуальность. Здесь имеется в виду учет мнения и различных пожеланий своего партнера и уважение его личности.

Почему важно уделять внимание своему психологическому здоровью в наши дни?

Психология здоровья сегодня крайне важна. Ускоренный жизненный ритм, перенасыщение информацией, отчуждение, рожденное цифровыми технологиями, стрессы требуют особой заботы о собственной психике. Иначе неминуемо придут тяжелые расстройства — депрессии, неврозы, хроническая бессонница, навязчивые мысли о суициде, алкогольная зависимость.

Данные ученых говорят: индивидуумы с психическими проблемами в 2,5 раза чаще страдают серьезными сердечно-сосудистыми патологиями, в 2 раза чаще — заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

В современном мире психические проблемы нередко становятся причиной деградации. Из-за депрессии индивидуум часто теряет работу. Ему намного сложнее строить здоровые отношения с окружающими, сохранять семью.

Запомните! Исследования ученых-психологов говорят: нормальное состояние психики невозможно без веры во что-нибудь — в высшую силу, светлое человеческое начало, собственное высокое предназначение. Она особенно помогает, когда приходит большая беда (серьезная болезнь, потеря близкого). Ученые утверждают: благодаря вере личность сохраняет надежду, оптимизм, позитивный настрой в самых тяжелых непростых ситуациях.

Психологическое здоровье критически важно для полноценной счастливой жизни. Чтобы патологии обходили стороной, специалисты советуют ценить себя, раскрывать свои возможности, находиться в гармонии с окружающими, сохранять оптимизм. Психология здоровья — это неотъемлемая составная полноценной жизни.

Читайте также:  Группы показателей характеризующие состояние здоровья населения

Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.

Осн проблемы ПЗ:

  1. Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).
  2. Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).
  3. Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)
  4. Снижение уровня соц поддержки
  5. Актуализация всех грехов чел-ка
  6. Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.

Связь с др науками:

валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.

Влияние стресса на сознание и общее состояние организма

В психологии еще нет четкого ответа на вопрос: что вызывает психологические нарушения. Но выявлены основные факторы, оказывающее негативное влияние на психику. В первую очередь это — регулярный стресс.

Под стрессом понимают сильное воздействие внешних факторов на психику, приводящее к нарушению нормального функционирования человека. Стресс не обязательно приводит к заболеванию, но всегда является отягчающим обстоятельством. Сильная эмоциональная перегрузка влияет на способность адекватно оценивать действительность. Находясь в состоянии регулярного стресса, человек быстро утомляется, становится рассеянным, раздражительным, вспыльчивым или, наоборот, апатичным. Его жизненный тонус резко снижается.

Физическое состояние, находясь в тесной связке с психическим, ухудшается. Появляются регулярные головные боли, проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой. При этом обследование может показывать нормальные результаты анализов, и никто, кроме психотерапевта или психиатра, не сможет поставить верный диагноз.

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

    Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
    Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.

Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.
И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.

Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.
Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.

Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.
От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.

Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.
Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

  • Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
  • Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.
    Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.
  • Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

    • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
    • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
    • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

    Источник

    Adblock
    detector