Уровни психического здоровья личности братусь это
В контексте нашего изложения сказанное выше должно означать, что предстоит продолжить движение от абстрактного к конкретному, начатое в первой главе, с тем чтобы данное там общее представление о личности по возможности довести, конкретизировать до развернутой психологической концепции (путь этот пока не является в психологии частым. Как справедливо замечает В. Е. Кемеров, обычно «психология шла не по пути «реконструкции» психики на основе истолкования личностного бытия, а, наоборот,— по пути «реконструкции» бытия личности на основе описания ее психики» (Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 127)).
Напомним, что в этом общем представлении личность рассматривалась как способ организации, инструмент, орудие присвоения человеческой сущности. Этим мы как бы подтверждали, экстраполировали идущее в отечественной психологии от Л. С. Выготского понимание человека как существа производящего, строящего орудия и инструменты своего развития. Причем орудия эти могут быть не только внешними, вещными, конкретно представленными — лопата, топор, станок, ЭВМ, но и внутренними, психологическими — способ мышления, специальные приемы запоминания, воображение, построение образа, использование знака и т. п.
Следующим шагом в этом направлении должно было стать понимание развитых внутренних психологических орудий не только как средств решения возникающих перед индивидом задач, но и как особого рода «психологических органов», в функции которых входит относительно самостоятельное продуцирование самих задач, обеспечение и закрепление определенных, достаточно единообразных способов их решения, взаимодействие с другими подобными «психологическими органами» и т. п. Ценной аналогией здесь служит представление о «функциональных органах» («. Одним из крупнейших современников И. П. Павлова, А. А. Ухтомским, была выдвинута мысль о существовании особых физиологических, или функциональных органов нервной системы. Это органы, которые функционируют так же, как и обычные морфологически постоянные органы; однако они отличаются от последних тем, что представляют собой новообразования, возникающие в процессе индивидуального (онтогенетического) развития. Они-то и представляют собой материальный субстрат тех специфических способностей и функций, которые формируются в ходе овладения человеком миром созданных человечеством предметов и явлений — творениями культуры. Теперь мы можем более ясно представить себе и то, в чем именно выразилось очеловечивание человеческого мозга. Оно выразилось в том, что кора человеческого мозга с ее 15 миллиардами нервных клеток стала в гораздо большей степени, чем у высших животных, органом, способным формировать функциональные органы» (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 408)), которые возникают, складываются в нервной системе в единое целое прижизненно, в тесной зависимости от конкретных внешних условий и обстоятельств, и затем начинают функционировать с той же устойчивостью, что и морфологически наследственно обусловленные органы. «Органом,— писал А. А. Ухтомский,— может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (СНОСКА: Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1950. С. 279). Эта, безусловно, важнейшая гипотеза была направлена по преимуществу в сторону высшей физиологии и не касалась сути психологических проблем. Лишь в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, а в последнее время В. П. Зинченко и его сотрудников гипотеза получила развитие применительно к ряду областей психологии и стало возможным говорить об отдельных психологических структурах (мышления, памяти, действия) не только как о психологических орудиях, но и как о психологических органах.
Источник
Уровни психического здоровья личности братусь это
Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима соответственно организованная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. Этот другой уровень мы назовем уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем.
Кроме двух обозначенных уровней необходимо, особенно в контексте изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один — психофизиологический уровень. В противном случае личностные процессы как бы повиснут в воздухе и будут пониматься без учета роли биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.
В соответствии с таким подходом будет строиться и наше представление о психическом здоровье. Его следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. (В первой главе мы уже называли некоторые философско-психологические основания критериев нормальности.) Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.
Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои особые закономерности протекания. Из этого в свою очередь следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других (нелишне заметить, что применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным (равно, впрочем, как и в перечисленных выше в примечании примерах «поуровневых» делений). Об уровнях в строгом значении уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда, скажем, каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В нашем же случае речь идет скорее о составляющих, параметрах, этажах психического здоровья, существующих (живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязано и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга. Но поскольку понятие поэтажного подхода пока не привычно, да и ассоциируется больше со строительным делом, нежели с психологией, мы с учетом высказанных оговорок будем в основном использовать устоявшуюся, «уровневую» терминологию). Представим последнюю гипотезу в формализованном виде.
Источник
Уровни психического здоровья личности братусь это
Экзаменационные билеты по медицинской психологии
1. Предмет и задачи медицинской психологии — кратко
2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии — кратко
3. Методы исследования в медицинской психологии — кратко
4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога — кратко
5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко
6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю — кратко
7. Подходы к определению психической нормы — кратко
8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни — кратко
9. Определение понятий симптома и синдрома — кратко
10. Диагностические принципы — альтернативы
Современная классификация и виды психических расстройств — кратко
13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга — кратко
14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний — кратко
15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний — кратко
16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний — кратко
17. Теория стресса Г. Селье — кратко
18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) — кратко
19. Виды стрессоров и стрессовых реакций — кратко
20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний — кратко
21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. — кратко
22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости — кратко
24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии — кратко
25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений — кратко
26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности — кратко
27. Модель психической патологии в поведенческом подходе — кратко
28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств — кратко
29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры — кратко
30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера — кратко
31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку — кратко
32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека — кратко
33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека — кратко
34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека — кратко
35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса — кратко
36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе — кратко
37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах — кратко
38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу — кратко
39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств — кратко
40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу — кратко
41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств — кратко
42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) — кратко
43. Теория «навешивания ярлыков» — кратко
44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) — кратко
45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период — кратко
46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики — кратко
47. Проблема развития и строения ВПФ — кратко
48. Проблема соотношения биологического и социального — кратко
49. Проблема развития и распада психики — кратко
50. История развития медицинской психологии в СССР — кратко
История развития клинической психологии как науки
« назад Оглавление вперед »
5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко « | » 7. Подходы к определению психической нормы — кратко
Определение нормы и патологии в современной психологии, подходы к их пониманию. Критерии психологического здоровья личности и уровни его нормы. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности и их отличительные черты.
Источник