Меню

Уровни культуры здоровья дошкольников

Культура здоровья дошкольника
консультация по теме

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качества окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам материнства и детства.

Скачать:

Вложение Размер
kultura_zdorovya_doshkolnikov_22.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качества окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам материнства и детства .

В.А.Сухомлинский писал: “Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. По мнению Д.Н.Давиденко, эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств и, прежде всего, тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

И это при том, что человечество имеет опыт создания приоритета здоровья в обществе. Например, в основу воспитательной системы эллинов (Древняя Греция) в классический период была положена идея о гармоническом развитии человека. Справедливо считалось, что люди должны быть одинаково совершенны как в духовном, так и в физическом отношении. Древнегреческий философ Платон называл «хромым» каждого, у кого тело и разум были развиты неодинаково.

Творец Афинской демократии, мудрый Перикл как-то сказал, что не может доверить даже самую второстепенную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не подкрепит и совершенством физическим. Ибо тот, кто не умеет управлять собственным телом, едва ли в состоянии управлять другими людьми.

Обосновывая свое стремление с раннего детства развивать и закалять тело, греки говорили: «Сначала надо создать прочный сосуд, а потом уже наполнять его вином просвещения».

Прекрасное привлекает всегда. Хотя со времени могучего культурного расцвета Эллады прошло более двух тысячелетий, мы и сегодня восхищенно рассматриваем, изучаем гениальные произведения античных скульпторов. Наши музеи, дворцы и парки украшают копии всемирно известных статуй: Аполлон Бельведерскпй, Венера Милосская, Геракл, которого изваял Гликон, Дискобол работы Мирона. И почти каждая скульптура того времени — это безукоризненное изображение не менее безукоризненного, совершенного человеческого тела.

В большинстве случаев автору не приходилось фантазировать: перед его взором всегда проходили сотни людей, развитых гармонично. Они-то и служили «натурой» античным мастерам.

Сегодня, несмотря на исследовательский бум в отношении проблем валеологии, до сих пор существуют разногласия в понимании того, что же такое здоровье.

По точному замечанию Г.Л.Апанасенко «. использовать показатели заболеваемости в качестве критерия здоровья, это все равно, что характеризовать белый цвет наличием или отсутствием черного. Ведь понятие «здоровье» означает нечто большее, чем просто отсутствие болезни. В то же время здоровье сосуществует с болезнью. Больной человек живет и выполняет свои биологические и социальные функции за счет определенных резервов здоровья, компенсирующих патологический процесс и недостаточность той или иной функции».

Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то следует вспомнить профессора Г.Cигериста, который еще в 1941 г. отмечал: «Здоровье не означает просто отсутствия болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Определение Всемирной Организации Здравоохранения, сформулированное в 1946 г., основано на тех же положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Трем уровням личности (соматическому, психологическому и социальному) соответствует три аспекта здоровья: физический, душевный и социальный (духовный). Г.Л.Апанасенко отмечает, что следует помнить о возможной взаимной компенсации одних элементов здоровья другими. Например, недостаточное соматическое здоровье может быть компенсировано хорошим психическим (душевным) здоровьем, качествами личности: силой воли, целеустремленностью и пр. Однако ни духовные, ни душевные аспекты здоровья не способны компенсировать тяжелые органические заболевания. В любом случае эти состояния ограничивают социальную активность человека, сужая границы его деятельности.

То, что «здоровье» — категория социальная, не вызывает сомнений. Специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность — социальна. Все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических систем, и ничто социальное не реализуется без биологической субстанции.

Формирование здоровья — процесс, регулируемый рядом факторов, основными из которых являются образ жизни человека и состояние окружающей среды.

В настоящее время доказано, что в целом здоровье человека на 50% определяется его образом жизни.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни — характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Сегодня особенно остро встает проблема: в обществе должен быть сформирован приоритет здоровья по сравнению с болезнью. И приоритет этот, по нашему мнению, может быть сформирован через культуру здоровья, как физического, так и психического, и нравственного.

Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками, связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов риска находятся в детском возрасте. Причина столь раннего возникновения этих факторов связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека.

Разработку проблемы культуры здоровья дошкольников следует начать с определения понятия культуры. Существует, как известно, множество различных подходов к его истолкованию. Среди общепринятых определений чаще других используется следующее определение «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

В этой связи необходимо выделить два положения:

  1. культура характеризует социальную реальность, отличающуюся от природной, естественной, биологически заданной;
  2. культура связана с деятельностью человека, имеющий гуманистический характер, и в нее надо включать не только результаты деятельности, но и в определенной степени саму деятельность (способ деятельности, используемые средства и т.д.).

Определение эталона культуры в дошкольном возрасте затруднено как полифоничностью этого понятия, так и гетерохронностью формирования его составляющих. Значительную сложность представляет также разделение понятий «культурный» и «образованный».

Следует отметить, что в обыденной жизни часто именно образовательный уровень принимается за культурный. Более того, сформировались определенные стереотипы представления о культурном уровне дошкольника, отражающие лишь отдельные понятия человеческой культуры. Например, ребенок не чистит зубы, не считает нужным здороваться, выражать слова благодарности, но знает несколько слов на иностранном языке и может играть на компьютере. Считать ли его культурным? В какой степени?

Мы считаем, что все многообразие культурного опыта ребенка можно условно разделить на три уровня:

1 – необходимый, то есть тот уровень культуры, без освоения которого вообще невозможно говорить о нормах отношения ребенка к себе и окружающим. К этому уровню можно отнести, например, гигиенические навыки, навыки самообслуживания, навыки общения и т.п.

2 – желательный. К этому уровню целесообразно отнести все разделы работы, осуществляемой в дошкольном учреждении в рамках образовательной программы: музыкальная культура, художественная культура, физическая культура, экологическая культура и т.п.

3 – вариативный. К этому уровню относятся виды индивидуального культурного предпочтения, которые, как правило, реализуются через систему дополнительного образования: в музыкальных, художественных, спортивных школах и т.п.

Культура здоровья относится к 1 (необходимому) уровню культуры дошкольника.

Освоение ребенком культурного опыта происходит постепенно. Сначала ребенок приобретает знания о культурном явлении, затем у него вырабатываются необходимые умения и, наконец, формируется стиль поведения.

Поэтому при определении культурного уровня ребенка целесообразно определять, на каком этапе он находится. Например, ребенок знает, что необходимо утром делать зарядку, имеет навыки подбора, с этой целью, физических упражнений, но зарядку не делает.

Мы выбрали этот пример потому, что из него логично вытекает вопрос о роли родителей в формировании у ребенка культуры. Ведь ребенок, может, с удовольствием делал бы по утрам зарядку, если бы родители создали ему для этого условия.

Видимо, подход к выявлению культурного опыта дошкольника должен основываться на определении достижений ребенка в освоении ценностей культуры. Но достижения эти должны рассматриваться не как его возможности, а, как результат деятельности педагогов и родителей, а также создания соответствующих условий.

С этой целью целесообразно по каждому компоненту здоровья определить знания и умения, которые должны освоить все дошкольники. Следует выделить группу тем, которые достаточно освоить ребенку на уровне знаний; группу тем, по которым необходимо формировать навыки; и особо выделить группу тем, по которым целенаправленно будут вырабатываться привычки, определяющие культуру здоровья.

Все это даст возможность формировать у ребенка культуру здоровья на доступном для него уровне, что обеспечит в будущем его физическое, душевное и социальное благополучие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки»здорового образа жизни». Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж.

Мастер-класс для педагогов «Культура здоровья дошкольника»игры-путешествия по Царству здоровья&raquo.

Формирование культуры здоровья и экологической культуры в нашем детском саду является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками .

Источник

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённогопедагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего детства.

Скачать:

Вложение Размер
kultura_zdorovya.docx 24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО

Воспитатель : Сучкоусова Н.А.

« Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста ».

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования констатирует: «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Главный залог успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи . В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, информационные уголки здоровья «Вот я болеть не буду» «Как я расту», консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.

Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности. Основы культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку. Для формирования культуры здорового образа жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни».

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию культуры здорового образа жизни.

Практика показывает, что мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. С детьми дошкольного возраста проводят ежедневную утреннюю зарядку, специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок.

Процесс формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста осуществляется путем использования различных форм, методов и приемов работы. На занятиях и в непрерывной образовательной деятельности дети получают представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего мира. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Расширению и закреплению полученных представлений способствуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, прогулки, проблемные ситуации, опыты и др. Наряду с экскурсиями используют эколого-оздоровительные прогулки. Целью таких прогулок является наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы, а также во время таких прогулок осуществляются оздоровительные мероприятия: занятия физической культурой, дыхательная гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни (оздоровительное влияния закаливающих природных факторов: солнца, чистого воздуха, воды). Для непосредственного восприятия детьми объектов и явлений на прогулке организуются кратковременные и длительные наблюдения и опыты. Наблюдение позволяет показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, помогает осознать влияние окружающей социальной и природной среды на оздоровительный образ жизни. Опыты способствую формированию у детей познавательного интереса к окружающей социальной и природной среде, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.

Детская книга – важное средство воздействия на детей. Ценные возможности при формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает чтение художественной литературы. В дошкольном возрасте у детей очень бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в играх и при восприятии художественных произведений. Дети дошкольного возраста очень эмоционально воспринимают описанные события, мысленно участвуют в них. Детские художественные произведения не только будят в детях интересы, воображение, фантазию, но и воспитывают, формируют устойчивые представления, культуру. Неоспоримый вклад в воспитание подрастающего поколения вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни. Чтение детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка прочные представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОУ. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.

1. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007

2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М.: Гардарики, 2008

3. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Шадринский Дом Печати

Источник

Читайте также:  Вред для здоровья при сушке
Adblock
detector