Меню

Уровень здоровья подрастающего поколения

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре

Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya._tendentsii_sostoyaniya_zdorovya_podrostayushchego_pokoleniya.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.

Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.

Охрана здоровья подрастающего поколения — наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.

В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

В результате исследования здоровья школьников, проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].

Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» — в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья [40].

Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. 

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.

Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников. Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.

Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества. Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей, вред гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.

Все это волнует сегодня общество и стало предметом беспокойства и президента России Путина В.В, выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.

Все дети распределены в 3 группы по состоянию здоровья: основную, подготовительную и специальную. Контроль распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.

Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к занятиям в спортивных секциях, к подготовке и участию в соревнованиях.

Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.

Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.

Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой, игру н.теннис, дарц.

В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.

Источник

Уровень здоровья подрастающего поколения

Библиографическая ссылка на статью:
Садретдинова И., Федосеева Я., Калеева М., Маслова М., Хусяинова А. Состояние здоровья современных детей и подростков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39595 (дата обращения: 26.05.2021).

Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет – наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [1,2].

Здоровье детей – обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состо­я­ние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни [3,4,5].

Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию [6,7].

Здоровье ребенка формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций [8,9,10]. Дети независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи [11,12,13]. Особой заботы заслуживают дети из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья (Кучма Р.М., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., 2002), заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья детей. У детей из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания. [14,15,16,17].

Правительством РФ обозначена задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет реформирования системы образования. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [18,19].

Среда общеобразовательных школ представляет собой сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. [1,20].

Количественный показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и школьников села. Результаты научных исследований показывают, что только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии. По уровню и структуре физического развития сельские школьники отличаются от учащихся городских школ, особенно по показателям, характеризующим функционирование сердечно-сосудистой системы. Выявленные различия зарегистрированы на фоне незначительных расхождений по значениям показателей тотальных параметров тела: например, сельские девочки по росту и массе тела не отстают от городских сверстниц. Морфофункциональная характеристика особенностей адаптации, по данным кардиоинтервалограммы и гемодинамическим показателям, свидетельствует о возрастании индекса напряжения у сельских школьников на этапах индивидуального развития в отличие от детей мегаполиса, при этом, не выходя за пределы физиологической нормы [21,22,23].

Реализация принципа вариативности школьного образования достигается путем создания новых видов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов) с правом разрабатывать свои учебные программы и применять различные педагогические технологии, не получающие санитарно-гигиенической экспертизы на их безвредность для здоровья школьников [1,24]. Постоянно нарастающая интенсификация учебной нагрузки подвергает значительную часть учащихся (до 80%) школьному стрессу, повышающему уровень невротизации среди детей и увеличивающему среди них число дидактогенных неврозов (до 50%). Это ведет к росту распространенности всех классов и групп болезней в 2 раза среди учащихся школ нового вида, что превышает распространенность соответствующей патологии среди детей и подростков массовых школ. По результатам комплексной оценки состояния здоровья менее половины сельских школьников Нижегородской области (2010 г) признаны здоровыми: 1-я группа здоровья – 10,1% школьников, 2-я – 34,2%, больных детей зафиксировано 54,6%, из них 53,2% с хронической патологией в стадии компенсации и 1,4% – в стадии субкомпенсации. Распределение школьников по группам здоровья в зависимости от ступени обучения показывает снижение количества здоровых детей с увеличением учебного стажа – с 63,3% в младших классах до 35,5%) – в старших. Уровень заболеваемости сельских школьников по обращаемости ниже, по сравнению с результатами углубленных медицинских осмотров городских детей, что связано с меньшей доступностью квалифицированной медицинской помощи на селе и сниженной медицинской активностью сельских жителей [1,4,14,25,26].

Согласно Концепции государственной политики по охране здо­­ровья детей в РФ (2009), здоровье ребенка – это процесс его индивидуального физического, психического, умственного, духовно-нравственного, культурного и социального развития, не ограниченного факторами внутренней и внешней среды.

Количественные и качественные характе­ристики питания, а также уро­вень физического развития сельских школь­ников отличаются по важ­нейшим показателям от соот­ветст­вую­щих показателей городских де­тей Данные исследований, проведенных на территории Нижегородской области, свидетельствуют об изменениях в физическом развитии детей, как крупного промышленного центра — г. Нижнего Новгорода, так и проживающих в сельской местности Нижегородской области, обусловленных стремительным увеличением числа факторов риска, влияющих на рост и развитие, причем городская среда проецируется более негативным отражением на морфофункциональном развитии современного подрастающего поколения. [27,28,29].

За последние 20 лет, как в России, так и в других странах, стали отмечаться тенденции физического развития, показывающие уменьшение окружности грудной клетки, снижение мышечной силы, смещение ростовых скачков на более ранний возраст. Результаты исследований свидетельствуют о двух крайних тенденциях в изменении массы тела: недостаточная и избыточная, причем вторая отмечается намного чаще и позиционируется европейскими учеными как «эпидемия ожирения». Анализ результатов функциональных параметров учащихся Нижегородской области показал, что современные школьники, в отличие от сверстников 70-х годов прошлого столетия, имеют более низкие значения показателей функциональных возможностей, обусловленные снижением результатов пробы Штанге, жизненного и силового индексов, при этом показатели пробы Генчи снизились незначительно. Выявленные изменения показателей функциональных резервов произошли на фоне значительного увеличения тотальных параметров тела и эпизодически разнонаправленного изменения жизненной емкости легких и динамометрии, что, возможно, привело к получению сниженных значений изучаемых индексов и проб.

Уровень биологического созревания сельских школьников за истекшие 45 лет статистически значимо вырос и имеет тенденцию к сближению к таковому для городских школьников на начало 21 века. Современные сельские школьники Нижегородской области характеризуются высокой вариабельностью наступления стадии появления вторичных половых признаков и их выраженности. Результаты исследования показали, что за последние 40 лет произошли неоднозначные изменения показателей функционального состояния сельских школьников со снижением в целом адаптационных ресурсов [30,31,32,33,34,35].

Таким образом, всестороннее изучение процессов морфофункционального развития, как индикатора достигнутого уровня здоровья учащихся, стали обязательным компонентом системы контроля за его качеством среди подрастающего поколения. Динамика условий среды обучения и воспитания обосновывает регулярность разработки новых более информативных методов изучения возрастных закономерностей роста и развития для корректной оценки здоровья детей в современных условиях, в т.ч. проживающих в сельской местности.

Библиографический список

  1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  2. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Проблемы здоровья современных школьников // NOVAINFO.RU. – 2014. – № 23.
  3. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.
  4. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2012. – Вып.7. – С.37-43.
  6. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А.Баранов, Ю.Е.Лапин. – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  7. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №2(31). – С.98-104.
  8. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. – № 6. – С. 667-669.
  9. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д.Онтогенетический подход к экологии человека // экология человека. – 2011. – № 9. – С. 9-18.
  10. Биктемирова Р.Г., Валеев А.М., Зайнеев М.М. Оценка показателей физического развития детей, проживающих в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды // Сборник трудов «Чтения памяти профессора А.А. Попова», Казань: Изд-во «Печать-сервис-XXI век», 2012, – С. 158-159.
  11. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  12. Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Вестник образования России. – 2013, №1. – С.12-27.
  13. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г.Г.Онищенко, А.А.Баранов, В.Р.Кучма. – М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. – 154 с.
  14. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2012 году (во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2012 года №675 «О докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области». – URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013.
  15. Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». -Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
  16. Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6-1(38). – С.9.
  17. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Сравнительная оценка физического здоровья студентов в зависимости от состава семьи // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 7(35). – С.5-8.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  19. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  20. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания / А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 33 с.
  21. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Крылов В.Н., Жулин Н.В., Лавров А.Н., Болтачева Е.А. Сравнительная характеристика уровня функциональных резервов сельских и городских школьников // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 8-(40). – C.48-60.
  22. Михайлова, С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / С.В.Михайлова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12(32). – С.46.
  23. Сравнительные тенденции морфофункционального развития городских и сельских школьников Нижегородской области в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2013. – Вып. 7. – С. 34-43.
  24. Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00 / Калюжный Евгений Александрович. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
  25. Внедрение оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области в процесс повышения квалификации педагогов социально-гуманитарных профилей / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – Челябинск: Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – № 1. – 2013. – С.113-118.
  26. Аникина Т.А., Крылова А.В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течение учебного года // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3(1). – С.76-80.
  27. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. – №3. – 2012. – С.15-19.
  28. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов сельских школьников // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33). – С.99-106.
  29. Внутригрупповые особенности физического развития сельских школьников / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, Е.А.Болтачева, В.Н.Жулин // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С.197-202.
  30. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  31. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
  32. Михайлова, С.В. Биометрические аспекты эпохальной динамики тотальных размеров тела сельских школьников Нижегородской области / С.В.Михайлова Е.А.Калюжный // Приволжский научный вестник. – № 5(21). – 2013. – С.11-16.
  33. Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Динамика биометрических показателей физического развития сельских школьников Нижегородской области // Исследования в области естественных наук. – 2014. – №2(26). – С.2
  34. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Жулин Н.В. Динамика показателей функциональных резервов сельских школьников Нижегородской области (1968-2012 гг.) // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7(39). – С.216-224.
  35. Шайхуллин Р.М., Рахимов И.И. Историческое освоение территории и оценка экологических условий населенных пунктов Татарстана // Филология и культура. – 2011. – № 26. – С. 92-97.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Читайте также:  Газета за здоровьем всей семьей
Adblock
detector