Меню

Уровень социального здоровья семьи

Показатели социального благополучия семьи.

Вопрос — Общая характеристика проблем современной семьи. Социально-педагогические проблемы семьи.

Семья — это система, элементами которой являются отдельные её члены, а системообразующей связью — родственные и супружеские отношения между ними. На самом деле нет четкого определения понятия семейное неблагополучие. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «проблемная семья» и др.

Проблемная семья — как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы.

Дисфункциональная — как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции.
Дисфункциональной обозначают также семейную систему, которая является причиной дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная — это семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства.

Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к «группе риска».

Семья группы риска — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Но не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Несмотря на разные варианты раскрытия понятия «неблагополучная семья», главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Показатели социального благополучия семьи.

Показателями соц. благополучия семьи является:

— Демографическая характеристика семьи. В нее входит: состав семьи, структура семьи. (полная, неполная, нуклеарная, или многопоколенная, количество детей и т.д.

— Социально-экономический статус семьи (материальные условия ее жизнедеятельности). Сюда входит: уровень дохода семьи, жилищные условия, благоустроенность быта.

— Социально-психологический статус семьи (психологический климат)

— Социальный статус родителей (уровень образования родителей, культурный уровень родителей, наличие девиации в поведении)

— Воспитательный потенциал семьи это совокупность характеристик семьи, определяющих успешное семейное воспитание.

Воспитательный потенциал семьи представляет собой единство следующих компонентов:

1. Педагогический компонент (психолого-педагогическая культура родителей);

2. Социально-психологический (стили семейного воспитания, наличие контакта с детьми, отсутствие конфликтов, наличие авторитета родителей)

3. Культурно-ценностных компонентов (культурный статус семьи, культура в быту, отношение к сфере досуга, гражданская позиция)

4. Социально-экономический компонент (уровень доходов. Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании ребенка)

5. Готовность сотрудничать со школой (готовность к сотрудничеству, пассивность к требованиям со стороны школы, не проявлении инициативы, старание занять позицию опекаемого, стремление к доминированию)

6. Особенности образа жизни семьи (правонарушители, психологическая отягощенность, склонность к девиации)

4. Проблемы современной российской семьи: их социально-экономическая обусловленность.

Чрезмерная занятость на производстве.

Финансовые затруднения (несвоевременная выплата зарплаты, потеря работы, низкая зарплата из-за неквалифицированного труда родителей и т.д.).

Проблемы в получении льгот и пособий.

Плохие жилищные условия (количество комнат, санитарно-гигиенические условия).

Читайте также:  Школа здоровья при хобл план занятий

Проблемы в обеспечении полноценного питания и одеждой.

Ограничены возможности получения детьми дополнительного и профессионального образования (нет средств на кружки, секции и т.д.).

Неумение найти дополнительный заработок (как родителями, так и детьми).

Трудности (или невозможность) оформления ребенка в детский сад.

Проблемы в оформлении и восстановлении документов на жилье.

Алкогольная или наркотическая зависимость родителей.

Инвалидность кого-то из членов семьи.

Хронические заболевания, требующие стационарного, санаторно-курортного лечения.

Некачественное питание, несоблюдение режима дня.

Нарушение детско-родительских отношений.

Конфликтность между членами семьи, эмоционально-напряженная атмосфера в семье.

Нарушение психического развития ребенка (проблемы с речью, памятью).

Нарушения в поведении ребенка (воровство, ложь, упрямство, непослушание, бранные слова и т.д.).

Психологические проблемы родителей (тревожность, доминантный стиль поведения).

Отсутствие должного контроля за ребенком со стороны родителей, безнадзорность.

Отсутствие единых требований у родителей, непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания.

Деструктивные методы воспитания, использование антипедагогических мер воздействия на ребенка, применение физического наказания.

Нарушение прав и интересов детей в семье.

Неорганизованный отдых и досуг семьи.

Отсутствие у ребенка уголка для учебных занятий и игр.

Незнание родителями психологических особенностей своего ребенка

Источник

«Социальное и душевное здоровье семьи»
статья на тему

Разработан для выступления на семинаре.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_i_dushevnoe_zdorove_semi.ppt 1.57 МБ
vystuplenie_na_seminare.docx 17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социальное и душевное здоровье семьи

Семья – это важнейший институт социализации человека, институт психологической поддержки и воспитания его, воссоздания определенного образа жизни и отношений.

Последние годы в российской практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами

Положительные характеристики благополучных семейных отношений : Преданность Сотрудничество Гибкость отношений Стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению Совместное переживание радости в семье Взаимопоощрительное поведение членов семьи по отношению друг к другу.

пОказатели психологического и социального здоровья семьи: — Сходство семейных ценностей

— Устремленность на семейное долголетие

Особое значение имеет специализированная подготовка, затрагивающая широкий круг вопросов, связанных с семьей. Все усилия по предупреждению роста уровня разводов не дадут должного результата, если на твердую основу не будет поставлена просветительская деятельность в этом направлении, охватывающая все население. Эти целенаправленные усилия, распределенные на многие этапы и различные по форме мероприятия можно назвать одной из стратегических зон профилактики разводов, отправным пунктом и главным направлением продвижения общества в решении столь деликатной задачи, как стабилизация супружества и семьи.

Предварительный просмотр:

Семья – это важнейший институт социализации человека, институт психологической поддержки и воспитания его, воссоздания определенного образа жизни и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Если с момента существования семьи значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов, в первую очередь, в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания.

Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами

Американский психолог Карл Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как преданность и сотрудничество, общение и открытое самовыражение, гибкость отношений, самостоятельность, постоянное стремление партнеров к сохранению семьи, стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению, совместное переживание радости в семье, взаимнопоощрительное поведение членов семьи по отношению друг к другу (люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга), искренность и естественность в отношениях друг с другом и др. Известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья, а в семье – психологического здоровья семьи.

Цель психологического здоровья семьи – сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья всех членов семьи.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальным, экономическим, биологическим, психологическим и т. д. Норма в здоровье отдельной личности или отклонения от нормы адекватно отражаются на психическом здоровье не только отдельной личности, а в итоге и на психологическом здоровье семьи.

В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы- личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели, рассмотрим их подробнее.

Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец – мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. д.; жена – заботливая мать, хозяйка, хранительница семейного очага и т. д.; дочь, сын – помощники родителей, опора в будущем, наследники и т. д.)

Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости – «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д.

Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

Наряду с вышеперечисленными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Можно сделать вывод: семья все же строится вокруг супружеских отношений, растет тенденция членов семьи к индивидуализации, возникают новые формы брачно-семейных отношений, брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, формируются новые решения семейных проблем.

Скоро мы станем свидетелями того, как будет положено начало искоренению взаимоотношений, построенных на силе, диктате, повиновении и стереотипах. Ведь все это ведет только к душевному дискомфорту, стрессам, конфликтам и, как следствие, психологическому нездоровью.

Таким образом психологическое здоровье семьи является важнейшей характеристикой межличностных отношений. Мы все должны понять, что жизнь делают люди и то, какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье

Особое значение имеет специализированная подготовка, затрагивающая широкий круг вопросов, связанных с семьей. Все усилия по предупреждению роста уровня разводов не дадут должного результата, если на твердую основу не будет поставлена просветительская деятельность в этом направлении, охватывающая все население.

Эти целенаправленные усилия, распределенные на многие этапы и различные по форме мероприятия можно назвать одной из стратегических зон профилактики разводов, отправным пунктом и главным направлением продвижения общества в решении столь деликатной задачи, как стабилизация супружества и семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры.

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога.

Цели проекта: · Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей;· Повышение интереса к физич.

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении.

Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.Программа ориентирована на обучающихся 9 классов .

Источник

Adblock
detector