Меню

Уровень сформированности зож у младших школьников

Выявление уровня сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни;

2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности у младших школьников на здоровый образ жизни;

На основе анализа психолого — педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности установки на здоровый образ жизни, которые представлены в Таблице 1. [26]

Критерии, показатели, методики изучения сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни

Критерии Показатели Методики
Когнитивный наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья. Методика 1. Анкета «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ» [14]
Мотивационно — потребностный наличие желания вести здоровый образ жизни; наличие интереса к своему здоровью. Методика 2. Анкета «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуша) [7]
Деятельностный наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни; данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей. Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша) [7]

На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни:

Высокий.Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни, знает о правилах личной гигиены, оказания первой медицинской помощи; младший школьник испытывает интерес к знаниям относительно здорового образа жизни, испытывает желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности; наличие внутренней мотивации, младший школьник систематически использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни, является активным участником мероприятий оздоровительной направленности, во внеурочной деятельности оздоровительной направленности, приобщает других детей к мероприятиям оздоровительной направленности.

Средний.Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания, не всегда испытывает интерес к здоровому образу жизни, проявляет желание принимать участие в некоторых мероприятиях оздоровительной направленности, внутренняя мотивация должна подкрепиться внешней, младший школьник не всегда использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни, является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности, имеет средние успехи во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

Низкий.Младший школьник не в полной мере владеет знаниями основ здорового образа жизни, не испытывает интереса к знаниям относительно здорового образа жизни, необходима внешняя мотивация; младший школьник редко использует или не использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни, не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности, редко успешен во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

Для выявления уровня сформированности у младших школьников установки на ЗОЖ были использованы следующие методики: анкета «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ», анкета «Гармоничность образа жизни школьников» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».

Методика 1 «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ»

Цель: выявить уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ у младших школьников

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и обведите наиболее правильный вариант ответа. В вопросах № 1, 4 можно дать несколько ответов, в вопросах № 2, 3, 5, 6 выберите один вариант ответа»

Содержание методики: представлено в Приложении 1.

Уровни оценивания:

Высокий уровень (30-36 баллов) – высокая осведомленность о требованиях ЗОЖ. Ученик владеет знаниями основ здорового образа жизни, знает правила личной гигиены, осведомлен о правилах оказания первой медицинской помощи и правилах организации режима питания.

Средний уровень (24-29 баллов) – достаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ. Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, оказания первой медицинской помощи и организации режима питания.

Низкий уровень (меньше 24 баллов) – недостаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ. Ученик не владеет знаниями основ здорового образа жизни, не знает о правилах личной гигиены, оказания первой медицинской помощи и организации режима питания.

Обработка результатов:

Результаты по методике представлены в Приложении 2.

В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ отображены в Таблице 2.

Уровни осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ

Уровень Количество учеников %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ представлено на диаграмме (рис. 1).

Читайте также:  Зож советы от кашля

Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ

Методика 2 «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуша)

Цель:выявить наличие у учащихся желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, бланк для ответов, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».

Содержание методики: представлено в Приложении 3.

Уровни оценивания:

Высокий уровень (110 – 80 баллов) – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, проявление интереса к собственному здоровью.

Средний уровень (75 – 50 баллов) – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое проявление интереса к собственному здоровью и желание вести ЗОЖ.

Низкий уровень (45 баллов и меньше)– отсутствие у школьников желания и интереса к собственному здоровью, ведению здорового образа жизни.

Обработка результатов:

Результаты по методике представлены в Приложении 2.

В обобщенном виде результаты изучения наличия у учеников желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью отображены в Таблице 3.

Уровни наличия у учеников желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью

Уровень Количество учеников %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью представлено на диаграмме (рис. 2).

Рис. 2 Диаграмма уровней наличия у младших школьников желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью

Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».

Содержание методики: представлено в Приложении 4.

Высокий уровень (130 – 100 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень (90 – 50 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень (меньше 40 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Обработка результатов:

Результаты по методике представлены в Приложении 2.

В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в Таблице 4.

Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

Уровень Количество учеников %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено (рис. 3).

Рис. 3 Диаграмма Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни (см. прил 2 ).

В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности установки на здоровый образ жизни отображены в Таблице 5.

Уровни сформированности у младшего школьника установки на ЗОЖ

Уровень Количество учеников %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней сформированности у младших школьников установки на ЗОЖ представлено (рис. 4).

Рис. 4 Диаграмма уровней воспитанности ЗОЖ у младших школьников

Источник

Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников

База исследования: МБОУ «ОЦ № 11» г. Череповца, 3 «А» класс в количестве 24 человек. Учитель: Чеп Надежда Мироновна.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников.

Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

3)проанализировать результаты по каждому критерию сформированности здорового образа жизни у младших школьников и определить общий уровень.

На основе анализа психолого — педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности здорового образа у младших школьников, представленные в таблице (см. Таблицу 2).

Критерии, показатели, методики изучения сформированности здорового образа жизни у младших школьников

Критерии Показатели Методики
Когнитивный наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Методика 1. Анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»
Мотивационно — потребностный Положение ценности «здоровье» в системе ценностей ребенка. Методика 2. Анкета «Ценностные ориентации»
Деятельностный наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)
Читайте также:  Профилактика зож у подростков статья

На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников:

Высокий (36 – 29 баллов) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает ведущее место; младший школьник является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Средний (28 — 18) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает промежуточное положение; младший школьник является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

Низкий (менее 18) —знания основ здорового образа жизни отсутствуют или фрагментарны; ценность «здоровье» занимает последнее место в системе ценностей; младший школьник не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников были использованы следующие методики: анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни», анкета «Ценностные ориентации» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».

Методика 1 «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, отметьте знаком «+» те варианты ответов, которые, по вашему мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все)».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 1)

Уровни оценивания:

Высокий уровень (15-18 баллов) – необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

Средний уровень (10-14 баллов) – хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

.Низкий уровень (4-9 баллов) – Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 13 % (3 человека)

Средний уровень — 54 % (13 человек)

Низкий уровень — 33 % (8 человек)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 3).

В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни представлены в таблице (см. Таблицу 3).

Уровни осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 1).

Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ, что составляет 54%. Ученики хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

13% учеников имеют высокий уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ.

На низком уровне находится 33 % обучающихся класса. Знания у детей о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Например, Дарья К., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем осведомленности о здоровье и здоровом образе, дала 16 правильных ответов на вопросы анкеты. Матвей Б. дал 6 правильных ответов на вопросы, что говорит о низком уровне осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.

Методика 2 «Ценностные ориентации»

Цель:выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и расположите данные словосочетания/слова в последовательности от 1 до 5: 1 – это для меня очень значимо, 5 – это для меня имеет наименьшее значение».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 4).

Уровни оценивания:проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Высокий уровень (4-5 баллов) – ценность здоровья занимает ведущее место в системе ценностей ребенка.

Средний уровень (3 балла) – ценность здоровья занимает среднее положение в системе ценностей младшего школьника.

Низкий уровень (1-2 балла)– в системе ценностей ценность «здоровье» занимает последнее место.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 66 % (15 человек)

Средний уровень — 17% (4 человека)

Низкий уровень — 17% (4 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 5).

В обобщенном виде результаты изучения места здоровья в системе ценностей у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 4).

Читайте также:  Вестник зож лечение всех болезней

Уровни места здоровья в системе ценностей

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней места здоровья в системе ценностей представлено на диаграмме (см. Рисунок 2).

Рис. 2 Диаграмма уровней места здоровья в системе ценностей

В результате проведения методики 2 выявлено, что у большинства учеников здоровье занимает ведущее место в системе ценностей, что составляет 66%.

У 17% учеников ценность « здоровье» занимает промежуточное положение в системе ценностей.

Низкий уровень места здоровья в системе ценностей имеют 17% учеников класса.

Например, Катя К. отводит ведущее место ценности «здоровье» из представленного перечня. Это позволяет сделать вывод о том, что данный ученик находится на высоком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у более половины класса в системе ценностей ведущее место занимает ценность «здоровье».

Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 6).

Высокий уровень (13 – 10 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень (9 – 6 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень (менее 6 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 33% (8 человек)

Средний уровень — 42 % (10 человек)

Низкий уровень — 25% (6 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложениие7).

В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в таблице (см. Таблицу 5).

Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 3).

Рис. 3 Диаграмма уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

В результате проведения методики 3 выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ, что составляет 42%.

Например, Дарья Кузн., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем деятельности, активно принимает участи во всех мероприятиях. А Артем М., показавший низкий уровень деятельности, неактивно участвует в данных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе преобладает средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ.

Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников (см. приложение 2).

В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 6).

Уровни сформированности ЗОЖ у младшего школьника

Уровень Количество учащихся
Абсолютное число %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней сформированности ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 4).

Рис. 4 Диаграмма уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников

Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что большинство учеников в классе имеют средний уровень сформированностиности ЗОЖ. Это составляет 71%. Это даёт право предполагать, что учащиеся не в полном объёме владеют правилами ведения здорового образа жизни, а также не испытывают высокую потребность к ЗОЖ, 13% учащихся находится на высоком уровне сформированности ЗОЖ. Такие ученики знают правила ведения ЗОЖ, активно принимают участие в оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятиях. На низком уровне находится 16% учеников, можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют активности по ведению ЗОЖ, а также не владеют правилами ЗОЖ.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента с учетом выделенных критериев и показателей, подобранных методик, нам удалось выявить исходный уровень сформированности ЗОЖ у учеников 3 «А» класса. Большинство учеников (71 %) имеют средний уровень, 13% учащихся находятся на высоком уровне и 16% на низком.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Adblock
detector