Уровень психологического здоровья по братусю
В контексте нашего изложения сказанное выше должно означать, что предстоит продолжить движение от абстрактного к конкретному, начатое в первой главе, с тем чтобы данное там общее представление о личности по возможности довести, конкретизировать до развернутой психологической концепции (путь этот пока не является в психологии частым. Как справедливо замечает В. Е. Кемеров, обычно «психология шла не по пути «реконструкции» психики на основе истолкования личностного бытия, а, наоборот,— по пути «реконструкции» бытия личности на основе описания ее психики» (Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 127)).
Напомним, что в этом общем представлении личность рассматривалась как способ организации, инструмент, орудие присвоения человеческой сущности. Этим мы как бы подтверждали, экстраполировали идущее в отечественной психологии от Л. С. Выготского понимание человека как существа производящего, строящего орудия и инструменты своего развития. Причем орудия эти могут быть не только внешними, вещными, конкретно представленными — лопата, топор, станок, ЭВМ, но и внутренними, психологическими — способ мышления, специальные приемы запоминания, воображение, построение образа, использование знака и т. п.
Следующим шагом в этом направлении должно было стать понимание развитых внутренних психологических орудий не только как средств решения возникающих перед индивидом задач, но и как особого рода «психологических органов», в функции которых входит относительно самостоятельное продуцирование самих задач, обеспечение и закрепление определенных, достаточно единообразных способов их решения, взаимодействие с другими подобными «психологическими органами» и т. п. Ценной аналогией здесь служит представление о «функциональных органах» («. Одним из крупнейших современников И. П. Павлова, А. А. Ухтомским, была выдвинута мысль о существовании особых физиологических, или функциональных органов нервной системы. Это органы, которые функционируют так же, как и обычные морфологически постоянные органы; однако они отличаются от последних тем, что представляют собой новообразования, возникающие в процессе индивидуального (онтогенетического) развития. Они-то и представляют собой материальный субстрат тех специфических способностей и функций, которые формируются в ходе овладения человеком миром созданных человечеством предметов и явлений — творениями культуры. Теперь мы можем более ясно представить себе и то, в чем именно выразилось очеловечивание человеческого мозга. Оно выразилось в том, что кора человеческого мозга с ее 15 миллиардами нервных клеток стала в гораздо большей степени, чем у высших животных, органом, способным формировать функциональные органы» (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 408)), которые возникают, складываются в нервной системе в единое целое прижизненно, в тесной зависимости от конкретных внешних условий и обстоятельств, и затем начинают функционировать с той же устойчивостью, что и морфологически наследственно обусловленные органы. «Органом,— писал А. А. Ухтомский,— может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (СНОСКА: Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1950. С. 279). Эта, безусловно, важнейшая гипотеза была направлена по преимуществу в сторону высшей физиологии и не касалась сути психологических проблем. Лишь в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, а в последнее время В. П. Зинченко и его сотрудников гипотеза получила развитие применительно к ряду областей психологии и стало возможным говорить об отдельных психологических структурах (мышления, памяти, действия) не только как о психологических орудиях, но и как о психологических органах.
Источник
Понятие «норма» и уровни психического здоровья по Б. С. Братусю в практике постановки клинико-психологического диагноза.
На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма– этический стандарт идеальный образ, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.
Психическое здоровье по Дубровиной – собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата: положительное самоотношение и отношение к окружающим, личностная рефлексия и потребность в саморазвитии.
Психическое здоровье по Братусю – образование, имеющее сложное многоуровневое строение-
Здоровье рассматривается на 3-ёх уровнях:
*личностно-смысловой-уровень личностного здоровья, которе опряделяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе.
*индивидуально-психологический-оценка этого уровня зависит от способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений.
*психофизиологический-определяется особенностямивнутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
Дата добавления: 2015-01-24 ; просмотров: 2841 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Уровень психологического здоровья по братусю
Экзаменационные билеты по медицинской психологии
1. Предмет и задачи медицинской психологии — кратко
2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии — кратко
3. Методы исследования в медицинской психологии — кратко
4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога — кратко
5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко
6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю — кратко
7. Подходы к определению психической нормы — кратко
8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни — кратко
9. Определение понятий симптома и синдрома — кратко
10. Диагностические принципы — альтернативы
Современная классификация и виды психических расстройств — кратко
13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга — кратко
14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний — кратко
15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний — кратко
16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний — кратко
17. Теория стресса Г. Селье — кратко
18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) — кратко
19. Виды стрессоров и стрессовых реакций — кратко
20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний — кратко
21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. — кратко
22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости — кратко
24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии — кратко
25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений — кратко
26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности — кратко
27. Модель психической патологии в поведенческом подходе — кратко
28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств — кратко
29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры — кратко
30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера — кратко
31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку — кратко
32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека — кратко
33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека — кратко
34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека — кратко
35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса — кратко
36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе — кратко
37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах — кратко
38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу — кратко
39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств — кратко
40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу — кратко
41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств — кратко
42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) — кратко
43. Теория «навешивания ярлыков» — кратко
44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) — кратко
45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период — кратко
46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики — кратко
47. Проблема развития и строения ВПФ — кратко
48. Проблема соотношения биологического и социального — кратко
49. Проблема развития и распада психики — кратко
50. История развития медицинской психологии в СССР — кратко
История развития клинической психологии как науки
« назад Оглавление вперед »
5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко « | » 7. Подходы к определению психической нормы — кратко
Определение нормы и патологии в современной психологии, подходы к их пониманию. Критерии психологического здоровья личности и уровни его нормы. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности и их отличительные черты.
Источник
Представления об уровнях психического здоровья. Уровни психического здоровья: личностного-смысловой, индивидуально-психологический и психофизиологический.
Братусь: уровни здоровья.
1) Уровень личностного здоровья, высший уровень. Всегда определяется качеством смысловых отношений человека, значимыми смыслами
2) Уровень индивидуально-психологического здоровья. Предполагает хорошо развитую сп-сть человека выстроить адекватную его возможностям стратегию реализации своих смысловых устремлений
3) Уровень физиологического здоровья.
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
• У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
• Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
• Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
• Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
• Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
• Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
• Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
• Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
• Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
• Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
• Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
• Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
– Личностно-смысловой, т.е. уровень реализации деятельности; определяется качеством смысловых отношений человека. Уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношением с миром как целым, развернутым во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации
– Индивидуально-психологический; оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Уровень социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной ситуации конкретного социума.
– Психофизиологический уровень (особенности нервных процессов), определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. На этом уровне личность функционирует в логике непосредственного удовлетворения потребностей.
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
Таким образом, нам представляется симпатичной точка зрения, рассматривающая психическое здоровье, с одной стороны как целостный феномен, с другой — выделение в этой целостности определённых уровней (Б.С. Братусь; В.И. Слободчиков; И.В. Дубровина и др.). Вслед за указанными авторами, мы подходим к определению психического здоровья (как предмета) в контексте его объекта (человека), традиционно рассматриваемого как систему, включающую 3 уровня: индивид, личность, индивидуальность. Соответственно, психическое здоровье рассматривается не как однородное образование, а как целостное, системно-структурное образование, имеющее сложное, поуровневое строение.
Источник