Влияние глобализационных процессов на формирование конкурентоспособного человеческого капитала
Уровни развития человеческого капитала
Уровни проявления возможностей человеческого капитала
Знания, навыки, опыт, здоровье, уровень образования индивида, которые влияют на его профессиональную карьеру, личную жизнь; материальное положение и место в обществе
Совокупные знания, опыт, квалификация, физическое состояние, материальное положение сотрудников компании, которые, работают на увеличение ее прибыльности
Уровень развития системы образования, здравоохранения, науки, инновационная активность, сальдо миграционных потоков в определенном территориальном образовании, и их влияние на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность региона
Уровень развития науки, системы образования и здравоохранения, сальдо демографических и миграционных показателей в стране, и их влияние на национальное социально-экономическое процветание
Совместная мобилизация человеческих ресурсов, в целях борьбы с обостряющимися глобальными проблемами современности; реализация общей глобальной стратегии устойчивого развития человечества
Изучение изменений в характеристиках и возможностях человеческого фактора под влиянием современных глобализационных тенденций дает основание для выделения в качестве специального объекта научного анализа категории «конкурентоспособный человеческий капитал», что позволяет углубить понимание общих проблем повышения конкурентоспособности хозяйственных систем в глобальной экономике. В работе дано определение конкурентоспособного человеческого капитала как совокупности интеллектуальных и физических характеристик человека, способных приносить доход и позволяющих занимать хозяйственным структурам лидирующие позиции в усиливающейся конкурентной борьбе. Категория «конкурентоспособный человеческий капитал» определяет функциональную принадлежность человеческого капитала (как возможность участия в экономических процессах и способность к продуктивной деятельности) и вместе с тем отражает динамику этого участия (конкурентоспособность как более эффективное действие).
Конкурентоспособный человеческий капитал в действительности становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности хозяйственных систем, поэтому современные динамичные страны реализуют меры по повышению способности привлекать и удерживать конкурентоспособный человеческий капитал.
Во второй главе «Факторы и условия формирования конкурентоспособного человеческого капитала на современном этапе глобализации» представлен анализ основных факторов, влияющих на формирование конкурентоспособного человеческого капитала, проводятся сопоставления данных показателей по России и другим странам мира, оцениваются основные мировые тенденции развития новых качественных характеристик человеческого капитала в условиях нарастающей глобализации мировой экономики.
Анализ показал, что на процесс формирования конкурентоспособного человеческого капитала оказывают усиливающееся влияние следующие факторы: здравоохранение, образование и наука, профессиональная подготовка, развитая социальная инфраструктура, миграционная и демографическая политика, экологическая ситуация в стране, применяемые механизмы государственного регулирования экономики. Эти факторы определяют количественную и качественную структуру человеческого капитала в хозяйственных системах в современном контексте глобализации (см. таблица 2).
С учетом целей экономической политики на конкретном этапе истории, каждая страна выбирает и реализует свои приоритетные направления формирования и развития человеческого капитала, что и является важнейшим условием удержания конкурентных позиций в мировой экономике. В работе определено, что выбор страной приоритетных направлений развития человеческого капитала опирается на наличие собственных «избыточных ресурсов».
Сопоставление показателей развития человеческого капитала
в России и некоторых странах мира, 2009 г.
Средняя продолжительность жизни
Численность студентов (на 1000 чел.)*
Расходы на образование (% к ВВП)
Расходы на НИОКР (% к ВВП)
Расходы на здравоохранение (% к ВВП)
Численность пользователей интернет (на 1000 чел, 2006 г.)
*Студенты высших учебных заведений и учреждений послевузовского образования (2006 г.)
** Студенты учреждений среднего профессионального образования высших учебных заведений, аспиранты и докторанты (2008 г.)
Источник: Таблица составлена автором по статистическим материалам Всемирного Банка, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ
В работе отмечаются особенности характеристик развития человеческого капитала в ведущих странах мира. Например, конкурентоспособность человеческого капитала Японии, США и Германии определяется значительной долей расходов на НИОКР, что обеспечивает высокую степень инновационности человеческого капитала данных стран. Значительные расходы на здравоохранение в США, Франции, Германии, Канаде способствуют высокой продолжительности жизни населения в этих странах. Хотя Россия занимает ведущее место по численности студентов на 1000 чел. населения, но при этом низкие расходы на образование, НИОКР и здравоохранение не обеспечивают адекватный современности уровень развития человеческого капитала в стране и его конкурентоспособность. Недостаточный уровень здоровья населения страны негативно влияет на процесс демографического воспроизводства, снижает возможности общества осваивать наукоемкие и трудоемкие профессии. Неразвитость системы здравоохранения заметно уменьшает «срок службы» человеческого капитала.
В эпоху глобализации мировой экономики, как известно, усиливается миграция населения и обостряется конкурентная борьба за интеллектуальные кадры. Выявленная в работе тенденция значительного притока низкоквалифицированных специалистов в развитые страны, меняет структуру человеческого капитала этих стран. Поэтому, одним из важнейших факторов поддержки уровня человеческого капитала является регулируемая миграция населения.
Проводимая в России миграционная политика имеет свои особенности. Приток мигрантов необходим для воспроизводства человеческого капитала в стране и увеличения доли ее экономически активного населения. Однако, вследствие низкой заработной платы (средняя зарплата в Москве составляет 24,8% от средней зарплаты в Нью-Йорке), неразвитой социальной инфраструктуры и административных барьеров, в Россию, в основном, осуществляется приток низкокваллифицированной рабочей силы, которая снижает конкурентоспособность человеческого капитала страны в целом. Выходом из сложившейся ситуации являются меры по изменению миграционной политики и условий пребывания мигрантов в стране, анализируемые автором.
Более действенным фактором повышения конкурентоспособности человеческого капитала должна стать модернизация российского образования, которая, между тем, требует значительных финансовых ресурсов и государственной поддержки. При существующем уровне расходов на образование (3,8% к ВВП в 2009 г.) необходимые преобразования в системе образования затянуться на недопустимый срок и не приведут к должному повышению конкурентоспособности страны.
Сделанный в работе анализ потенциала развития человеческого капитала в России (по материалам SWOT-анализа) позволяет оценить реальные возможности развития конкурентоспособного человеческого капитала (см. таблица 3).
SWOT -анализ человеческого капитала в России
Высокий уровень образования населения
Система российского образования требует значительной модернизации и внедрения инновационных технологий
Положительная динамика темпов роста заработной платы
Высокий уровень и опережающий темп роста заработной платы в экспортных отраслях. Низкий уровень з/пл в науке, образовании, медицине
Развитие инфраструктуры жилищного фонда
Строительство жилищного фонда не покрывает потребности населения в жилье
Реализация приоритетных национальных проектов
Недостаточное государственное регулирование и финансирование проектов
Рост государственных инвестиций в НИОКР
Низкая заинтересованность частного бизнеса в финансировании НИОКР
Улучшение демографической ситуации в стране
Недостаточное воспроизводство и старение экономически активного населения
Увеличение численности мигрантов
Преобладает доля низкоквалифицированных мигрантов из стран СНГ. Значительная эмиграция высококвалифицированных кадров
Стабилизация политической среды
Высокий уровень коррупции
Повышение конкурентоспособности человеческого капитала России путем:
— увеличения инвестиций в НИОКР;
— повышения з/пл в сфере науки, образования и здравоохранения;
-развития системы научно-образовательных кластеров;
— государственного стимулирования человеческого капитала
Снижение конкурентоспособности человеческого капитала России и, как следствие:
— Продолжение экстенсивного экономического роста в стране и следование сырьевому сценарию развития экономики;
— Снижение наукоемкости ВВП;
— Рост инфляции, безработицы, преступности и коррупции;
— Деградация населения страны и потеря конкурентных позиций в мировой экономике;
В экономической практике для оценки вклада главных факторов развития человеческого капитала используется интегрированный показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Исходя из проведенного анализа методики расчета данного показателя, диссертантом выявлено, что ИРЧП базируется на усредненных показателях, которые при существующей дифференциации в уровне развития стран, не могут дать достоверного и адекватного представления о ситуации и тенденциях. Например, значительный ИРЧП в нефтедобывающих странах Ближнего Востока является следствием высокого уровня ВВП на душу населения. При этом по другим показателям данные страны имеют более низкий уровень развития, в особенности с учетом гендерного фактора. Россия входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, но занимает только 73 место. Тенденция снижения ИРЧП в стране прослеживается с началом социально-экономических трансформаций 1990-х годов из-за сокращения ВВП и ухудшения демографической ситуации в стране.
В условиях современной глобализации России важно, в приоритетном порядке, модернизировать системы здравоохранения, образования и профессиональной подготовки кадров, увеличить приток инвестиций в научную сферу, создать и реализовать в стране инновационные модели развития человеческого капитала.
В третьей главе «Пути и методы повышения конкурентоспособности человеческого капитала в России» осуществлен анализ государственных программ поддержки развития человеческого капитала в России, на основе которого предложена авторская концепция создания современного научно-образовательного кластера. Доказано, что он должен и может стать существенным фактором повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
В ходе анализа доли государственных расходов в ВВП было выявлено, что эффективное государственное регулирование программ поддержки и развития человеческого капитала страны способствует социально-экономической стабильности и конкурентоспособности хозяйственных систем. На примере Европейских стран (в особенности шведская модель развития социалистического капитализма) в работе показано, что эффективное государственное регулирование экономики способствует снижению уровня коррупции, безработицы и активно влияет на образованность населения.
Реализация государственных программ, связанных с развитием человеческого капитала в России (Национальный проект «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье» и др.), призвана обеспечить не только воспроизводство необходимых качественных и количественных характеристик человеческого капитала в стране, в соответствии с нуждами экономического развития, но активно способствовать формированию инновационной экономики. С учетом этого, в 2009 году в России было выделено на образование более 33 млрд. руб. федеральных средств; на здравоохранение в 2010 году около 144,4 млрд. рублей. По-видимому, на ближайшую перспективу масштабы ассигнований в развитие этих важных сфер должны, несмотря на кризис, наращиваться.
Для повышения эффективности реализации государственных программ по формированию конкурентоспособного человеческого капитала следует, как показано в работе, изменить порядок распределения бюджетных средств, существенно усилить поддержку приоритетных направлений подготовки кадров (адресные инвестиции, гранты), освоить эффективные методы планирования, управления и координации в отраслях и сферах, связанных с воспроизводством человеческого капитала.
Под влиянием глобализации мировой экономики ныне быстрее, чем когда-либо ранее устаревают не только технологии, но и идеи, квалификация специалистов, поэтому для поддержания инновационности человеческого капитала особую значимость обретает проблема выбора средств и методов подготовки кадров. В качестве одной из эффективных мер в этом направлении автором предлагается использование кластерного подхода. Рассмотрены особенности кластерной политики в разных странах в плане влияния на уровень человеческого капитала.
В работе показано, что современный научно — образовательный кластер представляет собой системное образование или совокупность образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры, объединенных общей идеей «интеллектуального производства» специалистов для создания инновационной и наукоемкой продукции (см. рис. 2):
Рис. 2. Схема функционирования научно-образовательного
Предложенная применительно к России концепция создания научно-образовательного кластера опирается на ключевые положения социально-экономической политики страны на долгосрочную перспективу и предполагает усиление курса на модернизацию науки и образования в стране.
Целесообразность применения научно-образовательной кластерной политики в России объясняется значительной протяженностью территории страны и вытекает из необходимости диверсификации деятельности экономических субъектов.
Формирование системы научно-образовательных кластеров обусловлено объективными общественными потребностями, в связи с чем оно должно сопровождаться поддержкой со стороны государства. При этом ориентация на реальные потребности конкретных потребителей научно-образовательных услуг может создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов в сферу воспроизводства качественного человеческого капитала.
При анализе существующих территорий инновационного развития (ТИР) в стране, в диссертации сделал вывод, что авторская концепция научно-образовательного кластера нисколько не противоречит развитию подобных образований, а напротив, дополняет их. В работе, на примере развития наукоградов в Западной Сибири и на Урале, отмечено усугубление проблемы нехватки конкурентоспособного человеческого капитала в регионах, отдаленных от Москвы, и раскрыты возможности ее преодоления на путях формирования научно-образовательных кластеров.
На развитие научно-образовательных кластеров внутри страны способно оказывать дополнительное влияние международное партнерство с ведущими мировыми образовательными и научными учреждениями. В перспективе может быть реализована идея создания международных научно-образовательных кластеров на базе ведущих университетов и научных центров для воспроизводства человеческого капитала мирового уровня. К числу особенностей международных научно-образовательных кластеров следует, прежде всего, отнести их системную открытость и возможность использования внешних информационных и иных ресурсов. В настоящее время некоторыми странами реализуются программы по созданию элементов научно-образовательных международных кластеров. В работе проанализирован опыт развития международного сотрудничества между университетами и бизнесом в Германии и США, создания офисов лицензирования высоких технологий в Китае, межстрановых соглашений в области науки, образования и экологии в Балтийском регионе.
На основе изучения путей и форм повышения конкурентоспособности человеческого капитала в разных странах автором предлагает, применительно к России:
— усилить роль государственного участия в экономике страны;
— увеличить объем как государственных, так и частных инвестиций;
— повысить эффективность внедрения государственных программ в области здравоохранения, образования, демографии, миграции, социальной инфраструктуры;
— поднять уровень инновационности российских предприятий;
— разработать механизм внедрения научно-образовательных кластеров для подготовки высококвалифицированных кадров регионов и территорий.
В заключении работы сформулированы основные выводы и предложения по результатам диссертационного исследования.
По содержанию диссертации автором опубликованы следующие работы:
В изданиях, рекомендованных ВАК:
Байкова И.А. Факторы конкурентоспособности человеческого капитала // «Бизнес в законе». – М.: «Медиа-ВАК», 2009. — № 5. – С. 314 – 318. – 0,7 п.л.
Байкова И.А. Повышение и эффективное использование инновационного потенциала России // Вест. Тамбовского гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». – Тамбов: ВТУ, 2008. — № 9 (65). – С. 344 – 348. – 0,3 п.л.
Байкова И.А. Пути усиления конкурентных позиций России в глобальной мировой экономике // Вест. Тамбовского гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». – Тамбов: ВТУ, 2008. — № 10 (66). – С. 344 – 348. – 0,2 п.л.
В других изданиях:
Байкова И.А. Научно-технологические факторы усиления конкурентных позиций России в глобальной мировой экономике // Россия: ключевые проблемы и решения: Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 7. Часть 2. – М.: РАГС, 2008. – С. 29-32. – 0,2 п.л.
Байкова И.А. Развитие фармацевтического рынка РФ в условиях усиливающейся конкуренции // Россия: ключевые проблемы и решения: Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 8. Часть 2. – М.: РАГС, 2009. – С. 66-71. – 0,2 п.л.
Байкова И.А. Пути повышения инновационного потенциала российских предприятий в условиях нарастания мировой конкуренции // Экономический потенциал России: развитие и эффективное использование: материалы научной конференции. Москва. РАГС. 24 апреля 2008 г. Лебедевские чтения. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – С. 198-205. – 0,3 п.л.
Байкова И.А. Факторы, влияющие на формирование национальной конкурентоспособности // электронное научное издание «Вестник Российской академии государственной службы при Президенте РФ». — № 3. – 2009. – 0,3 п.л.
Байкова И.А. Особенности формирования человеческого капитала в условиях глобализации мировой экономики // электронное научное издание «Вестник Российской академии государственной службы при Президенте РФ». — № 4. – 2009. – 0,3 п.л.
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Байкова Ирина Андреевна
Влияние глобализационных процессов на формирование конкурентоспособного человеческого капитала
д.э.н., профессор Кушлин Валерий Иванович
Байкова Ирина Андреевна
Подписано в печать 20.04.2010 Тираж 80 экз.
ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при
Источник