Меню

Уровень физического здоровья школьников

Уровень физического здоровья школьников

Методы оценки здоровья школьников

Уровень функционального состояния основных систем организма проводится с помощью морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье). Для оценки индексов применяется формализованная бальная система (С.В.Хрущев, 1995).

Индекс Кетле. Данный индекс позволяет вычислить степень соответствия массы тела и роста, определить избыток или недостаток массы тела человека.

Инвентарь: ростомер и электронные весы.

Ростомер представляет собой укрепленную на подставке вертикальную линейку с подвижной планкой, откидным сидением для измерения роста стоя. На вертикальной линейке имеется две шкалы: светлая шкала используется для измерения показателя «рост стоя», отчет ведется от площадки подставки. Подвижная горизонтальная планка свободно перемещается по вертикальной линейке. Показания роста следует считывать по нижнему краю планки.

Методика измерения. Обследуемый человек становится босыми ногами на площадку ростомера, выпрямляет осанку, касается вертикальной линейки ростомера пятками, ягодицами и спиной. Наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны находиться на горизонтальной линии. Затем горизонтальную планку опускают на темя и слегка прижимают, чтобы преодолеть упругое сопротивление волос. Отсчет ведется по шкале с точностью до 0,5 см.

Вес тела определяется взвешиванием на электронных весах. Исследуемый человек без обуви встает на середину площади весов. Точность измерения должна быть на уровне 50 г.

Индекс Кетле определяется по формуле:

ИК = Вес / Рост, г/см.

Индекс Робинсона представляет собой показатель резерва сердечно-сосудистой системы — двойное произведение. Характеризует систолическую работу сердца, основываясь на закономерности формирования «экономизации функции сердечно-сосудистой системы» в покое.

Инвентарь: секундомер и электронный тонометр.

Методика измерения. Частота сердечных сокращений измеряется за первые 10 с первой минуты, а затем полученное число умножается на 6. Артериальное давление измеряется с помощью электронного тонометра.

Индекс Робинсона определяется по формуле:

ИР = ЧСС x АДс / 100, усл.ед., где

ЧСС — частота сердечных сокращений в мин, с;

АДс — систолическое артериальное давление, мм. рт. ст.

Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка.

Методика проведения. После отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15 с. (Р1) и предлагают выполнить 30 глубоких приседаний за 45с., выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15 с. (Р2) и последние 15 с. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

4 ( P 1+ P 2+ P 3)-200 /10

Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

Методика измерения. Подъемы (сгибания) туловища в сед, проводятся из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Необходимо выполнить за 60 с. максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.

(Вес тела (г) /рост (см)) × (количество наклонов за 1 мин / 60)

Индекс Скибински характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.

Инвентарь: спирометр и электронные весы.

1. Подсчитать частоту сердечных сокращений за одну минуту в покое.

2. Необходимо обработать мундштук спирометра раствором антисептика. Подвижную шкалу прибора необходимо установить на ноль. Для измерения жизненной емкости легких нужно сделать максимально глубокий вдох, а затем, зажав нос, в течение 4-6 с. выдыхать воздух через мундштук спирометра с равномерной скоростью до максимального глубокого выдоха. Измерение повторяют три раза с интервалами не менее 30 секунд, лучший результат вносится в протокол.

3. Сделать максимальный вдох и задержать дыхание максимально долго, данные занести в протокол.

(ЖЕЛ мл ×время задержанного дыхания на вдохе (с)) / ЧСС уд/мин, где

Читайте также:  Месячник психологическое здоровье учащихся

ЧСС — частота сердечных сокращений в мин.,

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.

Назначение теста: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

С помощью этого теста можно вычислить показатели (по А.Ю.Козыревой):

· эффективность работы (ЭР)

ЭР = (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/ 5, где Т i – время работы с i -той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах)

5 баллов — 30 и меньше; 4 балла — 31-35; 3 балла — 36-45; 2 балла — 46-55; 1 балл -56 и более.

· степень врабатываемости (ВР)

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

· психическая устойчивость (ПУ)

Результат меньше 1,0 хорошая психическая устойчивость, чем выше показатель, тем хуже психическая устойчивость.

Карта методики САН

Класс _______ Возраст ________

1. Самочувствие хорошее

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

6. Хорошее настроение

22. Желание отдохнуть

27. Соображать трудно

29. Полный надежд

Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

Обработка и интерпретация данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют о неблагоприятном состоянии.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Определение тотальных признаков физического развития

Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости.

Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15 — 20 см и подводится к наиболее высокой точке головы, при этом инструмент находится в строго вертикальном положении. Точность измерения — до 0,5 см.

Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов. Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и сходить с нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения — 100 гр.

Оценка физического развития

При оценке физического развития ребенка в соответствующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по горизонтально строке – диапазон «нормы» массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие.

Читайте также:  Здоровье при проблемах с жкт

Выделяются следующие варианты физического развития:

1. Нормальное физическое развитие – масса тела в пределах нормальных вариантов (от M-1σ до M+1σ относительно конкретного роста).

2. Дефицит массы тела — масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно роста (меньше M-1σ).

3. Избыток массы тела — масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно роста (больше M+1σ).

4. Низкий рост варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице (меньше M-2σ).

Методика выполнения тестовых упражнений для оценки физической подготовленности

Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В весе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.

Тест «Подъем туловища за 30 или 60 секунд» (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнять, рационально распределяя усилия, а 30 или 60 секунд (с 11 лет) максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями, лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.

Тест «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед, и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет только лучший результат.

Источник

Состояние физического здоровья российских школьников
статья по физкультуре по теме

состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН), причины сложившейся ситуации, состояние здоровья учащихся на примере конкретной школы, возможные пути решения сложившийся ситуации.

Скачать:

Вложение Размер
Состояние здоровья школьников 67 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние физического здоровья российских школьников

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, абсолютно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. По данным института возрастной физиологии РАО 30 — 35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Аналогичные данные приводит Научный центр здоровья детей РАМН – «. каждый третий ребёнок, поступающий в школу, не готов (по состоянию здоровья) к систематическому обучению в школе».

На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) сейчас:

— 70 % детей страдают от гиподинамии;

— у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

— 30 % школьников имеют нарушения в сердечнососудистой системе.

По среднероссийским данным за последние годы заболеваемость детей до 14 лет возросла на 16%, подростков — на 18 %. Сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй ребенок, а почти 60% из них. Причем «пик» школьного нездоровья приходится на 10-14 лет [1].

Обобщив вышесказанное, обозначим особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН):

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1.5 раза, хронических болезней — в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза — опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет — 3 диагноза, 16-17 лет -3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и раннее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения определяют необходимость тщательного изучения и всестороннего анализа здоровья учащихся для того, чтобы оказать своевременную помощь школьникам и целесообразно спланировать здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений.

Я изучила состояние здоровья учащихся нашей школы № 8 Кировского района г. Казани с 2007 по 2012 год и получила следующий результат:

Полученные данные о здоровье учащихся с 2007 — 2012гг.

Источник

Adblock
detector