Состояние физического развития населения России
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ НАСЕЛЕНИЯ
Состояние физического развития населения России
Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития населения.
Социально-экономический кризис 90-х годов привел к ухудшению показателей физического развития населения и в первую очередь детей. Последствия кризиса проявляются до сих пор. В России возросло число детей и взрослых с дефицитом или избытком массы тела. Это связано с тем, что в годы реформ значительная часть населения находилась в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса. Обнищание большей части населения страны привело к значительному изменению характера питания — избыточному потреблению углеводистых продуктов (хлебобулочных изделий, картофеля и т.д.), а также насыщенных жирных кислот, высококалорийных рафинированных продуктов, которые являются наиболее дешевыми. Недостаток белка в рационе питания привел к снижению массы тела у многих современных детей и сегодня впервые за последние 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста. Снижение двигательной активности, часто повторяющиеся стрессы, депрессия на фоне несбалансированного питания стали провоцировать развитие ожирения. В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются лишь 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%.
Весьма острой, требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и физического развития учащихся. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. По причине низкого уровня состояния здоровья более 1 млн детей школьного возраста по состоянию здоровья сегодня отнесены к специальной медицинской группе занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 75-85%, а уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений. Преподавание физической культуры в общеобразовательных школах не соответствует требованиям современных образовательных стандартов. Большинство общественных и спортивных организаций развивают преимущественно коммерческие виды спорта или спорт высших достижений.
Низкие показатели физического развития молодежи отражаются на качестве комплектования вооруженных сил личным составом.
Такой важный статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития граждан, как наличие первого спортивного разряда или спортивного звания, в настоящее время у призывников не превышает 3%. Значительная часть юношей, призванных на военную службу, не справляется с физическими нагрузками первых месяцев военной службы.
Таким образом, в состоянии физического развития населения России назревает критическая ситуация, которая требует принятия комплекса государственных мер, направленных на улучшение качества жизни, развитие ценностного отношения населения к своему здоровью, формирование здорового образа жизни, обеспечение рационального питания, совершенствование физического воспитания, восстановление престижа физической культуры и спорта среди всех слоев общества и в первую очередь среди детей, подростков и молодежи.
Однако состояние физического развития является не только российской проблемой, оно волнует правительства и население большинства стран мира. И первой наиболее острой медико-социальной проблемой, связанной с физическим развитием, стало ожирение, которое представляет собой особую угрозу для населения многих стран мира.
Проблема ожирения
Ожирение проявляется в избыточном отложении жировой ткани в организме. Оно может быть самостоятельным заболеванием (первичное ожирение) или синдромом, развивающимся при различных поражениях центральной нервной и эндокринной систем (вторичное ожирение). Первичное, или алиментарно-экзогенное ожирение, характеризуется повышением массы тела вследствие накопления жира при отсутствии каких-либо заболеваний. Оно наиболее распространено среди населения и составляет более 75% всех случаев ожирения.
В настоящее время ожирение широко распространено среди населения земного шара. ВОЗ, объявила это заболевание «эпидемией XXI века». По оценкам ВОЗ избыточной массой тела в мире страдают приблизительно 1,6 млрд людей в возрасте старше 15 лет, из них 400 млн страдают ожирением. Около 20 млн детей в возрасте до 5 лет имеют избыточную массу тела. В Китае и Японии ожирением страдают около 15% населения, в Германии, Великобритании и России — около 50-54%, в США 66% взрослого населения имеют избыточную массу, из них 32% страдают ожирением. Около 30% населения в экономически развитых странах мира имеют массу тела, превышающую норму на 20% и более, а в странах Европейского региона половина взрослого населения и каждый 5-й ребенок имеют избыточную массу тела, из них 1/3 страдают ожирением.
Показатели распространенности ожирения возрастают высокими темпами. Только в Европейском регионе за последние два десятилетия распространенность ожирения возросла почти в 3 раза. Ожирение затрагивает весь жизненный цикл: у матерей, страдающих ожирением, выше вероятность рождения крупных детей, а у ребенка, имеющего избыточную массу тела, выше вероятность того, что она сохранится и в зрелом возрасте. Рост ожирения среди детей и подростков создает все большую угрозу здоровью будущих поколений. Ежегодные темпы роста ожирения среди детей непрерывно увеличиваются и в настоящее время более чем в 10 раз превышают уровень 1970 г. По прогнозам ВОЗ, к 2015 г. примерно 2,3 млрд взрослых людей будет иметь избыточную массу и более 700 млн человек — ожирение.
Росту распространенности ожирения способствует ряд изменений социальной, экономической, культурной и экологической среды обитания. Проблема энергетического дисбаланса, наблюдающаяся среди населения, вызвана резким снижением уровня физической активности и изменением рациона питания, включая увеличение потребления высококалорийных, но малопитательных пищевых продуктов и напитков (с высоким содержанием насыщенных жиров, соли и сахара) при недостаточном потреблении фруктов и овощей.
Избыточная масса и ожирение играют значительную роль в развитии многих неинфекционных болезней, являются фактором риска таких заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др. Только в США за последние десятилетия число заболевших сахарным диабетом выросло в 9 раз, а каждый 2-й американский ребенок имеет риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Среди лиц, страдающих ожирением, смертность выше и смерть наступает в более молодом возрасте. Особо значительно ожирение повышает риск смерти в комбинации с сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом. Установлено, что превышение массы тела по сравнению с нормой на 10% увеличивает смертность в среднем на 30%. Каждый год заболевания, связанные с избыточной массой тела, становятся причиной более 1 млн случаев смерти в Европе, почти 400 тыс. американцев ежегодно умирают от болезней, вызванных этой причиной.
Ожирение приводит к значительным экономическим потерям, связанным как с прямыми затратами на лечение, так и с косвенными потерями, обусловленными преждевременной смертью, снижением производительности труда и т.д. Только в Европейском регионе прямые затраты составляют около 6% расходов на здравоохранение, а косвенные как минимум еще в 2 раза выше. В Великобритании на борьбу с ожирением тратится около 1 млрд фунтов стерлингов, экономические потери США от «болезни века» в целом обходятся государству в 70 млрд долларов ежегодно, а его лечение стоит дороже, чем борьба с последствиями курения и алкоголизма.
Ожирение негативно сказывается на качестве жизни человека. Избыточная масса тела усугубляет социальное неравенство, так как ожирением в большей степени страдают представители групп населения с низким социально-экономическим статусом, что в свою очередь приводит к усилению неравенства в отношении их здоровья.
Сегодня ожирение перестало быть проблемой, характерной лишь для богатых стран, оно становится столь же распространенной и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой, особенно в условиях глобализации. Таким образом, ожирение перешло из разряда личных в разряд общемировых проблем, и для успеха национальной политики в этой области стали необходимыми международное сотрудничество и поддержка. Для решения проблем в области здравоохранения, экономики и развития, связанных с ожирением, в 2006 г. была проведена специальная Европейской министерская конференция ВОЗ по борьбе с ожирением, где была принята Европейская хартия по борьбе с ожирением.
Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 2368 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Здравоохранение России: 2018–2024гг
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию поставлена общенациональная цель – увеличить продолжительность жизни населения с нынешних 73 до 78 лет к 2024 г. Это сверхзадача для российского здравоохранения, решение которой немыслимо без консолидации усилий всего общества: государства, бизнеса, самих граждан. Для этого сначала необходимо провести объективный анализ текущего состояния здоровья населения и оценить, какие факторы на него влияют и в какой степени. Затем обеспечить созидательную мощь: определить приоритеты, сформулировать стратегические задачи и контрольные показатели, рассчитать необходимые ресурсы. И действовать – точно и быстро, ведь до достижения цели осталось всего 6 лет!
Главные проблемы в состоянии здоровья населения РФ
Главный показатель оценки состояния здоровья – это ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). Он рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности. Сегодня ОПЖ в России на 6 лет ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития, а в 1987г. эта разница составляла меньше 1 года.
Самая большая проблема – высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Она в 3,4 раза выше в расчете на 100 тыс. населения, чем в странах ЕС (расчеты академика РАН А.Г. Аганбегяна). Научные данные свидетельствуют, что в половине случаев это напрямую или косвенно связано с избыточным потреблением алкоголя и табакокурением. Российские мужчины живут на 10,6 года меньше, чем женщины, и на 7,2 года меньше, чем мужчины в «новых-8» странах ЕС. Кстати, в 1987г. эта разница была только 2 года (рис. 1)
Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, число лет
«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Росстат; ЕМИСС; база данных ВОЗ «Здоровье для всех».
Рисунок 2. Смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2015 г. или последнем возможном (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)
«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источник: база данных Всемирного банка.
Четвертая проблема – крайне неудовлетворительные показатели смертности от инфекционных болезней. СКС от них в 4 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС, а от туберкулеза – в 8 раз выше (СКС рассчитан по мировому стандарту). Более того, смертность от инфекционных заболеваний за последние 4 года (с 2012 по 2016 г.) выросла на 8%. Причем этот рост произошел за счет смертей от ВИЧ – в 2 раза и от вирусных гепатитов – в 1,4 раза.
Пятая проблема – существенная разница в состоянии здоровья между сельскими и городскими жителями. На селе живут на 1,9 года меньше, чем в городе. В 1995 г. эта разница была почти в 3 раза ниже и составляла 0,7 года.
Какие факторы влияют на состояние здоровья населения РФ
На здоровье населения влияют социально-экономические факторы, образ жизни, условия внешней среды, доступность и качество медицинской помощи (зависящие от уровня финансирования и эффективности работы системы здравоохранения) (рис. 3).
Рисунок 3. Факторы, влияющие на здоровье населения
При оценке воздействия системы здравоохранения на здоровье граждан следует иметь в виду, что в странах, где она хорошо финансируется, влияние будет меньшим по сравнению со странами, где есть резервы роста в этом направлении. Например, в РФ увеличение финансирования и повышение эффективности деятельности системы здравоохранения в большей степени повлияют на улучшение здоровья населения, чем это произойдет в странах ЕС. Это было доказано на примере реализации ПНП «Здоровье» в 2005–2012 гг. и других целевых программ, инициированных руководством страны в этот период.
Исследования ВШОУЗ показали, что для РФ в 2011–2015 гг. доли влияния факторов здоровья распределялись следующим образом: темп роста ВВП определял ОПЖ на 30%, снижение потребления алкоголя – на 35%, увеличение государственного финансирования здравоохранения – на 35%. К сожалению, сегодня напряжение и недовольство здравоохранением среди населения очень высоко. Так, по опросам ВЦИОМ, здравоохранение – это третья по важности проблема, которая беспокоит граждан (после отсутствия роста заработных плат и стагнации экономики). С одной стороны, такое отношение связано с завышенными ожиданиями в части доступности медицинской помощи и недопониманием гражданами существующих ограничений в системе здравоохранения. С другой – с 2012 по 2016 г. в результате непродуманных реформ произошло сокращение мощностей государственной системы здравоохранения, и, как следствие, снизилась ее пропускная способность, т.е. возможность оказать бесплатную медицинскую помощь реально уменьшилась.
Все это крайне отрицательно сказалось на процессе взаимодействия пациентов и врачей, последние стали заложниками неверных решений. Так, с 2012 по 2016 г. число больных в РФ увеличилось на 2% (+4,2 млн человек), а обеспеченность врачами сократилась на 4%. И это при том, что уже в 2012 г. большинство российских врачей работали с существенной перегрузкой (коэффициент совместительства составлял не менее 1,5).
В результате обеспеченность врачами в РФ сегодня установилась на уровне стран ЕС, и это при большем потоке больных и существенно бо’льших расстояниях. Обеспеченность стационарными койками за 2012–2016 гг. в РФ также сократилась на 13%. Как следствие, сократилось число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (на 12%) и госпитализацций (на 13%).
Дефицит кадровых и материально-технических ресурсов во многом обусловлен недофинансированием. В 2016 г. государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,1 трлн руб., или 3,6% ВВП. В «новых-8» странах ЕС эта доля в 1,4 раза выше – 5,0% ВВП. Недостаточная ресурсная обеспеченность российского здравоохранения усугубляется неэффективным управлением. Оно проявляется в том, что в отрасли не выделены приоритеты, действует противоречивая нормативная база, сами нормативные требования зачастую не обеспечены необходимыми ресурсами, статистические данные противоречивы или закрыты, не проводится объективный системный анализ деятельности, как следствие, не принимаются правильные решения.
Так, требования обязательных порядков не согласованы с методическими документами, прилагаемыми к Программе государственных гарантий. Требования стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания зачастую не обеспечены ресурсами, а соответственно, не выполнимы. При этом на соответствие требованиям порядков и стандартов проводятся многочисленные проверки контрольно-надзорных органов, но эффективность этих проверок под большим вопросом. Более того, сами контрольные мероприятия и критерии для проверок множатся. Так, в приказе Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» определено около 2400 показателей.
В развитых странах для контроля медорганизаций обычно применяются не более 30–50 результирующих показателей.
Приоритеты в системе охраны здоровья граждан
Из анализа, очевидно, вытекают приоритетные направления для действий по охране здоровья населения РФ. На ближайшие годы ими должны стать охрана здоровья российских мужчин трудоспособного возраста, российских детей и подростков, а также ликвидация различий в состоянии здоровья городских и сельских жителей.
Для этого необходимо реализовать 2 стратегических направления.
1. Добиться снижения потребления алкоголя и табака среди населения. Реализация этого направления должна стать зоной ответственности глав регионов и муниципальных образований. Для этого необходимо срочно приступить к разработке и реализации национальной, региональных и муниципальных комплексных межведомственных программ по снижению распространенности потребления алкоголя и табакокурения, особенно среди молодежи. К его реализации необходимо также подключить работодателей.
2. Повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи. Это зона ответственности министра здравоохранения РФ и руководителей региональных органов управления здравоохранением.
И здесь тоже важны приоритеты, одновременно развивать все не получится – просто не хватит ресурсов.
Приоритет 1. Развитие первичного звена здравоохранения
Очевидно, что главным при- оритетом должна стать медицинская помощь, к которой население обращается чаще всего. Например, поликлиники граждане России посещают почти 1,5 млрд раз в год. Лекарства в амбулаторных условиях потребляют практически все. Значит, чтобы повлиять на доступность медицинской помощи и настроения людей, надо развивать первичное звено и поэтапно распространить бесплатное лекарственное обеспечение на все категории населения (а не только на тех, кто имеет специальные льготы, как сейчас).
Особый акцент необходимо сделать на развитии педиатрической службы, а также на охране здоровья женщин репродуктивного возраста в первичном звене. Это тем более важно, поскольку вместе с другими мерами будет спо- собствовать преодолению последствий катастрофического снижения рождаемости, которое вызвано снижением числа женщин детородного возраста и ухудшением социально-экономических условий. Огромная роль в охране здоровья граждан трудоспособного возраста принадлежит работодателям. На всех крупных производствах (от 1000 чел.) должны быть созданы (восстановлены) медико-санитарные части, которые обеспечат оказание первичной медико-санитарной помощи этой группе населения – так, как это было в СССР и как сегодня обстоит во многих развитых странах.
Для обеспечения доступной и квалифицированной помощи в первичном звене нужны дополнительные кадры (минимум на 50% больше врачей, чем имеем сейчас, а среднего медицинского персонала – в 2 раза больше). Сегодня врачам первичного звена приходится мириться с огромными переработками, чтобы обеспечить приемлемый уровень заработной платы. Большинство из них не имеют возможности постоянно повышать квалификацию. Поэтому, возлагая новые задачи на первичное звено, именно на этом уровне необходимо увеличить обеспеченность медицинскими кадрами и создать благоприятные условия для труда медицинских работников.
Приоритет 2. Ускоренное повышение квалификации медицинских кадров
Только введения системы аккредитации (или проведения заключительного экзамена на оценку соответствия компетенций выпускников медицинских вузов определенному уровню) явно недостаточно, чтобы повысить качество их подготовки. Потребуются обеспечивающие меры – повышение оплаты труда и квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и медицинских училищ, существенное улучшение их материально-технической базы. Далее, для того чтобы врачи и медицинские сестры могли повышать квалификацию непрерывно (что является критическим требованием для повышения качества медицинской помощи), необходимо создать соответствующие условия.
У медработника должен быть минимум 1 выделенный день в месяц для повышения квалификации, медорганизация должна иметь средства для командирования сотрудников на образовательные мероприятия. Сами программы подготовки и непрерывного медицинского образования должны удовлетворять высоким требованиям и быть аккредитованы. В медорганизациях также должны быть созданы условия – это электронные медицинские библиотеки на рабочих местах врачей с доступом к системам поддержки принятия клинических решений, медицинским словарям, справочникам и другим образовательным и информационным ресурсам.
Приоритет 3. Создание современной службы скорой медицинской помощи с четким зонированием, этапностью, материально-техническим оснащением (оборудование, связь, средства медицинской эвакуации и санитарного транспорта), преемственностью на всех этапах и обучением кадров
Приоритет 4. Развитие центральных районных больниц и межмуниципальных центров
Особый акцент необходимо сделать на обеспечении кадрами и материально-техническими ресурсами ЦРБ и их структурных подразделений (ФАП, врачебные амбулатории) – оплота сельской медицины.
Приоритет 5. В связи с ростом доли населения старше пенсионного возраста (на 3 млн с 2017 по 2025г.) для этой категории граждан потребуется организация медико-социальной службы и реабилитации на дому
Приоритет 6. Потребуется разработать целевую программу по снижению смертности от онкологических заболеваний
Причем акцент в ней должен быть сделан на раннем выявлении новообразований, особенно в молодых возрастах, и на увеличении доступности бесплатной лекарственной терапии и других видов лечения.
Приоритет 7. Потребуется разработать целевую программу по снижению смертности и распространенности инфекционных заболеваний
Для реализации каждого названного приоритетного направления необходимо применить проектный подход: назначить ответственных исполнителей для управления с федерального уровня до регионального, а также определить необходимые ресурсы и обозначить целевые индикаторы для контроля. Дальнейшее увеличение расходов на такие виды помощи, как экстракорпоральное оплодотворение или интенсивное выхаживание маловесных младенцев, которые исчисляются только несколькими тысячами пациентов, придется отложить до лучших времен.
Условия для достижения ОПЖ, равной 78 годам, к 2024г.
Их три: снижение потребления алкоголя и табакокурения, увеличение финансирования здравоохранения и эффективное расходование средств отрасли.
Расчеты ВШОУЗ показали, что при выполнении базовых условий (снижение потребления алкоголя на 40%, рост ВВП на 1,5% ежегодно, как запланировано прогнозами Минэкономразвития) для достижения к 2024 г. ОПЖ, равной 78 годам, государственные расходы на здравоохранение должны поэтапно вырасти в 1,4–1,5 раза в ценах 2016 г. (в 2 раза в текущих ценах).
Эти средства должны пойти на реализацию вышеназванных приоритетов. Следует отметить, что увеличение государственного финансирования здравоохранения – это необходимое условие достижения целей, но далеко не достаточное. Дополнительные средства только в том случае дадут ожидаемый результат, если оперативное управление ими будет эффективным. Даже обоснованные приоритеты не приведут к результату, если руководящие кадры не будут владеть современными управленческими технологиями.
Сегодня здравоохранением РФ руководят врачи. Но успешно управлять лечением одного пациента еще не означает, что также успешно можно управлять потоками сотен и тысяч больных, проходящих лечение в медицинских учреждениях, или десятками миллионов пациентов на уровне системы здравоохранения страны.
Обучение руководящих кадров придется срочно поднять на принципиально новый уровень. Сегодня состояние российского здравоохранения таково, что у отрасли нет запасов прочности, чтобы новые руководители учились на рабочих местах методом проб и ошибок.
Что касается определения выбора конкретных технологий лечения (например, будем ли лечить с помощью робототехники, теми или иными инновационными лекарствами, использовать методы персонифицированной медицины и т.п.), это счетные вопросы, которые можно определить с помощью медико-экономического анализа.
В завершение следует отметить, что успех в лечении пациентов будет достигнут только в том случае, когда мы восстановим доверие и взаимное уважение между врачами и пациентами. Это важнейшая управленческая задача, и для ее решения в обществе необходимо культивировать уважение к медицинским работникам, их тяжелому и высокоответственному труду, а со стороны системы здравоохранения мы должны гарантировать пациентам качественную и безопасную медицинскую помощь.
Источник