Меню

Уровень физического здоровья анамнез

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗРАЗВИТИЯ, УРОВНЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ. МЕДИЦИНСКИЙ И СПОРТИВНЫЙ АНАМНЕЗЫ

Анамнез (анамнезис — воспоминание), или расспрос, является одним из основных медицинских методов исследования. Результаты самых информативных методов исследования бывает трудно правильно оценить, если не собран анамнез.

Без тщательно собранного анамнеза нельзя определить состояние здоровья и уровень функционального состояния организма, а при наличии заболевания правильно поставить диагноз. В зависимости от сведений, которые врач получил при расспросе, он намечает план дальнейшего обследования пациента. Например, если спортсмен жалуется на боли в подложечной области, появляющиеся после еды, изжогу, тошноту, рвоту, врач обязательно назначит ему специальное рентгенологическое исследование желудка.

В спортивной медицине анамнез подразделяется на три части: общие сведения (или паспортные данные), анамнез жизни и спортивный анамнез. Если же у спортсмена есть какие-либо жалобы, собирают анамнез болезни.

Общие сведения, или паспортные данные, включают фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, образование и профессию, семейное положение. От того, насколько общее развитие обследуемого соответствует его возрасту, зависит определение степени нагрузок при занятиях физическими упражнениями. Если, например, физическое развитие подростка не соответствует его паспортному возрасту, в методику занятий с ним должны быть внесены соответствующие коррективы. Сведения об образовании и профессии дают представление об общем интеллектуальном уровне, о возможном воздействии профессиональной деятельности на организм спортсмена, что также должно учитываться в процессе тренировки. Изменения в семейном положении спортсмена (женитьба, замужество, отцовство, материнство) накладывают на него дополнительные обязанности (по содержанию семьи, уходу за детьми и др.) и, естественно, подлежат обязательному учету при планировании тренировки.

Анамнез жизни заключается в расспросе о самочувствии (хорошее, удовлетворительное, плохое), наличии жалоб (какие, когда они появились, обращался ли за советом к врачу, как лечился и т.п.). Затем собирают подробные сведения о перенесенных заболеваниях, так как некоторые из них могут оставлять различные последствия (например, после перенесенного ревматизма — порок сердца, частых воспалений легких в детстве — снижение сопротивляемости организма и т.п.). Эти последствия могут резко ограничивать физические возможности спортсмена или даже препятствовать занятиям спортом. Выясняют также, какие заболевания перенес спортсмен в последнее время. Это необходимо знать для определения сроков возобновления тренировок и их характера.

Особенно тщательно должен быть собран анамнез, касающийся заболеваний, связанных с занятиями физической культурой и спортом. К ним относятся прежде всего перенапряжения, перетрениро-занность, заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Надо выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилось заболевание, как долго продолжалось, каким было лечение, прекращались ли тренировки и на какой срок.

Иногда спортсмены выступают в соревнованиях или тренируются будучи больными, что может явиться причиной различного рода осложнений, перенапряжения и т. д. Поэтому при сборе анамнеза эти сведения также имеют важное значение.

Следующим является вопрос об имевшихся спортивных травмах. Выясняются их причина, локализация, характер и степень тяжести, а также длительность прекращения тренировочных занятий, применявшееся лечение и исход: полное выздоровление, наличие остаточных явлений (ограничение подвижности, разболтанность сустава, привычный вывих и т.д.).

Далее расспрашивают о наследственных особенностях, нет ли в семье у спортсмена наследственных заболеваний, например гипертонической болезни, психических и других, которые могут проявляться при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе при чрезмерных физических и эмоциональных нагрузках, иногда встречающихся в спорте. Выяснение наследственных свойств (темперамента, физического развития, телосложения и др.) имеет важное значение для правильного выбора спортивной специализации.

Затем переходят к расспросу об условиях жизни спортсмена в прошлом и в момент исследования. Выясняются жилищные условия (метраж, количество проживающих, гигиеническая оценка, наличие ванны, душа и т. п.), так как плохие бытовые условия могут неблагоприятно сказываться на отдыхе спортсмена и восстановлении его работоспособности после занятий, а это может быть одной из причин переутомления; материальные условия жизни, питание спортсмена, бюджет семьи (какой доход в рублях приходится на одного члена семьи).

Сведения о соблюдении гигиенического режима быта, труда, отдыха, питания и других условий, имеющих значение для сохранения здоровья, профилактики заболеваний, особенно простудных, учитываются при определении методики занятий. Исходя из этих сведений, врач, тренер и преподаватель проводят со спортсменом соответствующую воспитательную и санитарно-просветительную работу.

Читайте также:  Международная неделя здоровья подростков 2021

Наконец, в анамнезе жизни выявляются вредные привычки: курение (давно ли курит и сколько, постоянно или прекращает в период интенсивных тренировок, курит ли натощак, во время тренировок и соревнований); употребление алкоголя (систематически употребляет или от случая к случаю, как часто, в каком виде и количестве). Сведения о вредных привычках ориентируют врача в отношении тех изменений в состоянии здоровья, которые они могут вызвать. Врач, тренер и преподаватель должны проводить со спортсменом санитарно-просветительную работу, направленную на борьбу с вредными привычками.

Спортивный анамнез раскрывает вопросы физической активности начиная с занятий физическими упражнениями, спортом в школе (следует выяснить, в какой группе занимался обследуемый — в основной группе или по медицинским показаниям в подготовительной или специальной, или был освобожден от занятий; занимался ли в спортивных секциях, в каких и с какого класса, участвовал ли в соревнованиях и какого масштаба, каких добился успехов и т. п.). Далее выясняется следующее: с какого возраста начались систематические занятия спортом и какими видами, об участии в соревнованиях, показанных результатах, какими видами спорта занимается в настоящее время, спортивная квалификация (она свидетельствует об уровне подготовленности, в частности специальной тренированности в избранном виде спорта), объемы применяемых нагрузок и т. д.

Представляют интерес данные о том, как по годам происходило повышение спортивного мастерства спортсмена, какова динамика его спортивных достижений, лучшие результаты и т. д.

Важное значение имеют сведения о том, как спортсмен тренируется в настоящее время: период тренировки, количество тренировок в неделю, их длительность и направленность, применяемые средства, их объем и интенсивность, были ли какие-либо перерывы в тренировке и какой длительности; участие в соревнованиях в последнее время и показанные результаты. Все эти данные важны не только для определения уровня тренированности спортсмена, но и для обоснования результатов других исследований и рекомендаций по тренировке.

При расспросе выясняют также, как спортсмен сам оценивает результаты своей тренировки: удовлетворен ли своим спортивным ростом, считает ли достаточными применяемые нагрузки и др.

В заключение расспрашивают об общем режиме тренировки и отдыха: соблюдается ли строгий режим тренировки и какой (время начала каждой тренировки и продолжительность и т. п.), время и характер отдыха, количество часов сна, занимается ли утренней гимнастикой, закаливанием и др.

Важно, чтобы преподаватель и тренер были не только знакомы с методом расспроса, но и умели применять его в своей работе, так как он позволяет лучше познакомиться со своими учениками, учитывать изменения в их организме, происходящие при воздействии факторов внешней среды, в том числе спортивной тренировки.

Источник

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

Читайте также:  Товары для здоровья суставов

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Читайте также:  Значение имени татьяна здоровье

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Adblock
detector