Меню

Уроки здоровья тема дыхание

Упражнения для дыхания: техники дыхательной гимнастики

Содержание статьи:

Чем полезна дыхательная гимнастика

Трудно переоценить пользу дыхательной гимнастики для организма:

  1. Предупреждает заболевания органов дыхания (бронхиальную астму, бронхит).
  2. Стимулирует перистальтику кишечника, работу органов пищеварения.
  3. Повышает концентрацию внимания, работоспособность, нормализует сон и психоэмоциональное состояние.
  4. Улучшает общее самочувствие, дает заряд бодрости.
  5. Помогает избавиться от избыточного веса.
  6. Тонизирует кожу.

Основные правила дыхательной гимнастики

При выборе любой системы дыхательных упражнений следует придерживаться элементарных правил. Начинать нужно с минимальной нагрузки, увеличение проводить плавно и постепенно. Для занятий следует выбирать удобную одежду. Желательно выполнять упражнения на свежем воздухе или в проветриваемом помещении. Во время занятий дышать нужно медленно.

Во время дыхательных упражнений допустимо развитие легкого головокружения, при всех остальных случаях плохого самочувствия следует прекратить тренироваться.

Существует множество разных концепций дыхательной гимнастики. Каждый человек, в зависимости от состояния здоровья, возраста и личных предпочтений, сможет подобрать для себя подходящую.

Комплекс Бутейко

Дыхательная практика основана на минимизации глубины вдохов, полной трансформации нормального дыхания. Она помогает избавиться от многих болезней или облегчить их течение (очень эффективна при астме, сильных аллергиях). Основная задача при освоении метода Бутейко – добиться поверхностного дыхания с задержками.

  1. Максимально долго задерживать вдох до появления ощущения острой нехватки воздуха.
  2. Вдыхать поверхностно, порционно.
  3. Задержать дыхание при ходьбе снова до ощущения недостатка воздуха. Немного подышать, упражнение повторить.
  4. В конце занятия дышать поверхностно, начиная с 3 мин., постепенно увеличивая время до 10 мин.

Первое время после тренировок может наблюдаться неважное самочувствие – потеря аппетита, панические атаки, частое дыхание, но в процессе занятий органы дыхания развиваются, что приводит к улучшению состояния.

Дыхательная практика Оксисайз

Представляет собой систему несложных упражнений для органов дыхания, позволяющую избавиться от лишних килограммов и фактически не имеющую противопоказаний. Программа обучения правильному дыханию рассчитана на 3 недели, нацелена на доведение движений до автоматизма. После ее освоения можно делать упражнения. Они разделены на четыре стадии:

  1. Вдыхаем через нос, максимально надувая живот.
  2. Выпячиваем вперед ягодицы, расслабив мышцы в области живота.
  3. Делаем 3 неглубоких вдоха, напрягая мышцы промежности и ягодиц.
  4. Начинаем выдыхать ртом, губы вытянув в трубочку, а мышцы живота максимально подтянув к ребрам. Выдох заканчиваем энергично, до конца освобождая от воздуха легкие. Плечи опускаем, спину при этом держим прямо.

Упражнения следует выполнять каждое утро натощак по 30 серий. На это потребуется около 20 мин.

После занятий в течение часа желательно ничего не кушать.

Дыхательная практика Цигун

Комплекс упражнений нацелен на трансформацию состояния человека, расширение границ его физических возможностей. Гимнастика Цигун не имеет противопоказаний и возрастного ценза. На фоне рациональных физических нагрузок и здорового питания нормализует работу нервной системы, регулирует массу тела, способствует восстановлению естественных функций органов дыхания.

Дыхательная гимнастика состоит из 3 специальных упражнений:

  1. Лягушка. Сидя на стуле, поставить ступни на ширине плеч. Ладонь одной руки сжать в кулак, обхватив его ладонью другой руки. Локти упереть в колени, а кулак – в лоб. Опустить вниз веки и полностью расслабиться. Сидеть в таком положении четверть часа, повторять 3 раза в день.
  2. Волна. Лечь на твердую поверхность лицом вверх. Ноги согнуть под углом 90о. Одну руку расположить на груди, другую – на животе. При вдохе максимально втянуть живот и выпятить грудную клетку. При выдохе – наоборот. Выполнять 40 подходов.
  3. Лотос. Сидя на низком стуле, ноги скрестить перед животом. На них положить руки (одну на другую вверх ладонями). Спину выпрямить, голову опустить, глаза закрыть. Дышать как обычно в течение 5 мин., максимально сосредоточившись на выполнении упражнения. Еще столько же дышать с обычным вдохом и плавным неглубоким выдохом. Далее в течение 10 мин. дышать как обычно, при этом максимально расслабившись.

Программа рассчитана минимум на 2 месяца.

Концепция Стрельниковой

Гимнастический комплекс выступает в роли профилактического и лечебного средства при головных болях, заболеваниях бронхов, легких (в том числе таких тяжелых, как пневмония). С успехом ею пользуются вокалисты, поскольку упражнения позволяют разрабатывать голос.

Специалисты предпочитают программу Стрельниковой для тренировки речевого дыхания у детей.

Суть концепции существенно отличается от дыхательных практик Бутейко, Цигун, Оксисайз. Она сконцентрирована на моменте вдоха, не изменяет естественного дыхания, подходит для людей всех возрастов, не имеет противопоказаний (за исключением существенно повышенной температуры тела, высокого кровяного давления и постинфарктного состояния). Комплекс включает в себя 12 упражнений. Важно освоить 3 основных:

Читайте также:  Здоровье детей дошкольного возраста консультации для родителей

  1. Ладошки. Для выполнения упражнения нужно встать прямо, кисти сжать в кулаки и поставить на пояс. При вдохе кулаки опускать к полу. Делать 12 подходов по 8 вдохов с промежутками в 5 сек.
  2. Насос. Встать прямо. Руки расположить вдоль туловища, ноги – уже плеч. Склонив голову, туловище слегка наклонить вперед, одновременно сделав шумный энергичный вдох, затем выпрямиться. Делать упражнение нужно несколько раз подряд. При этом не следует наклоняться ниже уровня талии.
  3. Погончики. В положении стоя согнуть локти, кисти поднять на уровень плеч. Во время шумного энергичного носового вдоха сжимать кулаки. Делать 6 подходов по 4 вдоха с перерывом в 5 сек.

Зарядка для органов дыхания по Стрельниковой позволяет увеличить диафрагму, сделать ее эластичной, что особо важно при лечении эмфиземы легких.

Представляет собой учение, нацеленное на активизацию человеческой возможности управлять работой организма на духовном и физическом уровнях. Техника дыхательных упражнений в йоге именуется Пранаяма. Методика учит человека управлять своей энергией и позитивно смотреть на мир, улучшает обменные процессы, укрепляет иммунитет, стабилизирует работу сердца и органов дыхания, избавляет от одышки.

Капалабхати (дыхание животом) – один из вариантов дыхательной гимнастики:

  1. Сесть поудобнее, выпрямив спину. Прикрыть глаза, достичь полной концентрации на точке между бровями.
  2. Сделать вдох, не напрягая брюшную стенку, позволив воздуху самостоятельно зайти в легкие и раскрыть их.
  3. Выдохнуть, энергично прижав живот к позвоночнику. Грудная клетка при этом должна оставаться неподвижной.

Упражнение на начальном этапе можно выполнять по 36 раз, постепенно доходя до 108 циклов.

Правильное дыхание без преувеличения творит чудеса, заключающиеся в оздоровлении организма и улучшении настроения. Но перед выбором определенного комплекса дыхательных упражнений, стоит посоветоваться с профессионалом. Именно он сможет подобрать наиболее подходящую конкретному человеку технику.

Источник

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему «Дыхание и здоровье человека»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на последующие, так как направлен на углубление и закрепление ранее полученных знаний о строении органов дыхания и их функциях. Данный урок разработан с использованием ЭОР. Стихи (физкультминутка) в конспекте мои, не судите строго это заимствование.

Кстати, урок был разработан аж в 2009 г., когда про ФГОС и Новую Москву мы еще слыхом не слыхивали.

Скачать:

Вложение Размер
dihanie.rar 1.34 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока: «Дыхание и здоровье человека»

Мудрецов Игорь Вячеславович

МОУ Щаповская СОШ Московской области Подольского района

Тема и номер урока в теме

Дыхание и здоровье человека №29

Биология. Человек. 8 класс./ Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. — М.: Дрофа, 2009.

Цели и задачи урока:

  1. Углубить и закрепить ранее полученные знания о строении органов дыхания и их функциях.
  2. Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.
  3. Обучить приемам оказания первой помощи при нарушении дыхания.
  1. Сформировать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания.
  2. Активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счет использования информационных технологий.
  3. Развивать логическое мышление.
  4. Развивать информационную компетентность и навыки работы за ПК.
  1. Воспитывать интерес к познанию собственного организма.
  2. Прививать гуманное отношение к окружающим людям.
  3. Продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и работа в малых группах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры или ноутбуки (1 на группу из 2х чел.).

Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте! Наш урок посвящен здоровью человека, а здоровье это не только здоровое тело, но и положительный психологический настрой. Давайте же улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Садитесь.

Ребята, тема нашего урока сегодня:

«Дыхание и здоровье человека»

Мы с вами познакомимся с некоторыми возможными заболеваниями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, правилами здорового дыхания, научимся оказывать первую помощь при нарушении дыхания.

Актуализация знаний (5 мин)

Давайте повторим пройденный материал. Несколько человек будут работать с карточками на своем рабочем месте… (Учитель раздает карточки. «Приступайте»). Приложение 1 _______________ по карточке у доски. Приложение 2

(с оставшимся классом проводится фронтальный опрос)

— Что называют «Дыханием»? Дайте, пожалуйста, определение этому термину.

( предполагаемый ответ: совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода).

— Как осуществляется процесс дыхания?

( предполагаемый ответ: при сокращении межреберных мышц и диафрагмы легкие растягиваются происходит вдох, при их расслаблении, легкие сжимаются – выдох.)

— Чем регулируется процесс дыхания?

( предполагаемый ответ: регуляция осуществляется дыхательным центром продолговатого мозга (непроизвольная регуляция) и корой больших полушарий (произвольная). Также существует гуморальная регуляция – изменение концентрации СО 2 ускоряет или замедляет дыхание)

— Какие заболевания дыхательных путей вам известны?

( предполагаемый ответ: гайморит – воспаление гайморовой пазухи, и фронтит – воспаление лобной пазухи, тонзиллит – хроническое заболевание, при котором воспаляются миндалины)

Хорошо. Давайте теперь проверим, как справился _______ у доски. (в случае ошибок, учитель корректирует при помощи класса ответы, оценивает.)

Теоретическая часть урока (10 мин)

Обращаю ваше внимание на таблицу, что находится у вас на столах. Я подготовил для вас определения, но сами понятия внести в нее забыл. Пожалуйста, в ходе урока, будьте предельно внимательны и внесите недостающее в соответствующие колонки.

Учитель переходит к объяснению нового материала.

Возбудители инфекции постоянно находятся в воздухе и попадают на слизистые оболочки дыхательных путей.

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым.

Однако далеко не всегда человек заболевает – этому препятствуют защитные силы организма. Бывает и так, что симптомы заболевания выражены незначительно.

При этом, заболевшие не изолируются от окружающих, болезнь переносится, как говорится, «на ногах». Вирусная инфекция начинает очень быстро распространяться.

Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз, а в результате — воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как ОРЗ, ОРВИ, грипп.

— Скажите, а в 2009 году какой вирус вызвал тревогу всего мира?

( предполагаемый ответ: свиной грипп, АН1N1)

Верно. Мы уже искали информацию об этом вирусе.

__________ обобщил (а) материал по данной теме. Давайте внимательно послушаем его (ее) сообщение. Пожалуйста.

СООБЩЕНИЕ (очень кратко 2 мин)

Давайте посмотрим, а как же сегодня обстоит дело с эпидемиологической ситуацией в нашей стране и в мире. В режиме on-line осуществляется выход в интернет на сайты:

(контент сайтов регулярно меняется, поэтому желательно заранее просмотреть материал и открыть необходимые страницы (максимум 2), дабы не тратить время на их загрузку; желательно использовать экранную лупу)

Важно помнить – предупрежден – значит защищен. Если существует вероятность заболеть и получить осложнение, нужно не пренебрегать элементарными правилами профилактики.

Кстати сказать, в Японии выпускают забавные маски для защиты органов дыхания, а еще японцы рекомендуют в качестве профилактики традиционный, известный многие сотни лет точечный массаж ШИАТЦУ.

Давай воспользуемся одним из таких упражнений, вы поймете, как все просто.

Откройте, пожалуйста, теперь учебники на странице 149. Прочитайте отрывок текста, начиная с пункта «Болезни дыхательной системы» и до конца этой страницы.

— Скажите, какие еще заболевания в последнее время, получили широкое распространение?

( предполагаемый ответ: туберкулез и рак легких)

Посмотрите на доску.

— Что важное для себя лично вы должны вынести после прочтения материала учебника и этой таблицы?

( предполагаемый ответ: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика. Поэтому флюорографическое обследование каждый должен проходить хотя бы раз в год)

Вы также со следующего года будете проходить флюорографическое обследование. Относитесь к этому, пожалуйста, серьезно. Увеличение лимфатических узлов – признак неблагополучия в организме(демонстрируется слайд с флюорограммами).

Практическая часть (2 мин)

На партах у вас находятся различные флюорограммы – больных и здоровых людей, попытайтесь определить, кто из них здоров, а кто болен.

— Хорошо. Молодцы. (опыт показывает, что после объяснения все справляются с этим заданием)

Теоретическая часть урока (3 мин)

Посмотрите, пожалуйста, маленький флеш-ролик, демонстрирующий влияние курения на развитие опухоли.

Кроме диагностики заболеваний важно также соблюдать определенные гигиенические правила.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

  1. Дышать нужно глубоко и размеренно, ритмично через нос.

(при глубоком и размеренном дыхании происходит необходимое насыщение организма О 2 и наблюдается массирующие действие на внутренние органы. При дыхании через нос воздух достигает необходимой температуры, увлажняется и очищается от пыли)

  1. Используйте при дыхании грудную клетку и диафрагму.

(это необходимо для полной вентиляции легких)

  1. Помните — курение вредно для органов дыхания и всего организма.

(Курение ведет к кислородному голоданию – гипоксии, как следствие ухудшается умственная и физическая работоспособность.

Эта привычка может также спровоцировать многие серьезные заболевания, в частности, рак легких)

  1. Важно бороться с пылью, помещения нужно регулярно проветривать и регулярно делать влажную уборку..

(И носить сменную обувь… Пыль, поднимаясь в воздух, а вместе с ней и болезнетворные микробы попадают к нам в дыхательные пути)

  1. Кроме того, воздух в помещении не должен быть слишком сухим или слишком сырым.
  2. Для правильного дыхания важна правильная осанка и правильное положение тела во время стояния и сидения.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. (1 мин)

(руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны и еще раз сначала)

Дышим носом глубоко

(поднимаясь на носки, руки вверх – вдох, бросить руки вниз – выдох)

Вы проверили осанку?

Спину прямо и свели лопатки…

Мы упрямо Вам в ответ

Головой покрутим: НЕТ.

(повороты головы в стороны)

А затем, улыбнувшись, как всегда,

Головой покажем: ДА.

(киваем вперед и назад)

Вдох и в стороны… Прогнулись.

(приглашает сесть за компьютерные столы по двое)

Теоретическая часть урока (14 мин)

— Да, хорошо быть здоровым и заботиться о состоянии своего здоровья, выполнять все профилактические предписания, но жизнь диктует свои правила…

Не так уж редко можно увидеть такую картину: где-нибудь у остановки автобуса лежит человек. Никто не подходит.

«Пьяный. нажрутся, а потом валяются».

Именно так чаще всего происходит в нашем очерствевшем обществе.

А ведь стоит только подойти к этому человеку, наклониться и пощупать пульс, и вы сразу сумеете отличить острую сердечно-сосудистую недостаточность от опьянения. Дыхание прерывистое, хриплое, а то и вовсе отсутствует, губы белые или чаще синие, пульс отсутствует явные признаки клинической смерти . Человека нужно срочно спасать.

А как? Кто-то из окружающих сует в полуоткрытый рот таблетку валидола, кто-то расстегивает ворот рубашки, кто-то брызгает «минералкой» из бутылки. Но улучшение не наступает и к приезду «скорой» помощь уже не нужна. Иначе как танцем беспомощности эти действия не назовешь.

— Сейчас я вам предлагаю самостоятельно изучить новый материал, используя ЭОР №1 « Терминальное состояние. Этапы сердечно-легочной реанимации».

Закрепление изученного материала

(дифференцированное контрольное задание) (7 мин)

После изучения материала ЭОР №1 учащимся предлагается поменяться местами за ПК и выполнить контрольное задание. Приложение 5

Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания ЭОР №2

Задание дифференцированно – для более сильных учащихся ЭОР №3, остальным — ЭОР №2, кроме того это исключит списывание, заставит работать самим, достаточно лишь рассадить пары в чередующимся порядке.

Используя возможности локальной сети можно проконтролировать и откорректировать ответы учащихся (в некоторых случаях даже перехватив управление ПК)

Рефлексия. (1 мин)

Давайте проверим таблицу, с которой вы работали в течение урока. (Молодцы – все были внимательны и правильно заполнили пропущенные графы).

— Урок был интересен вам? ___________ . Что бы и последующие уроки наши уроки прошли также увлекательно, давайте запишем Д/З.

Учитель объявляет оценки за урок.

Домашнее задание. (1 мин)

  1. §29, прочитать и ответить на вопросы.
  2. Выполнить лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» — стр.147, §29
  3. Дополнительное задание. Используя «алгоритм Цицерона» подготовить сообщение или презентацию на тему: «Бронхиальная астма».

Источник

Adblock
detector