«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Автор: Кидняева Оксана Николаевна
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы
используем в своей работе:
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Психогимнастика — снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.
Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Источник
Конспект интегрированного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья « Где прячется здоровье?»
план-конспект на тему
Данное занятие разработано для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Где прячется здоровье?» Цели: — воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: -формировать представления де | 354.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
Конспект интегрированного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
« Где прячется здоровье?»
Подготовила и провела :
Методист, педагог дополнительного образования
Пихиенко Ольга Юрьевна
«Где прячется здоровье?»
— воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
-формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.
-уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
-продолжать обучать осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов, обучить избирательно относиться к рекламе, понимать значение пословиц и поговорок о здоровом образе жизни.
-развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.
Оборудовани е: компьютер, мультимедиапроектор, презентация « Где прячется здоровье?», модель солнца, набор иллюстраций — “Продукты питания”.
Оборудование для опыта : ёмкость с водой, бутылочки и трубочки по количеству детей, ёмкость для снега, снег.
— Здравствуйте уважаемые гости, коллеги, родители, дети! Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с душой и сердцем. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Дорогие ребята, уважаемые наши гости сегодня у нас необычное занятие. На сегодняшнем занятие мы узнаем, где прячется здоровье?
-Ребята, посмотрите нам пришло письмо на нем написано слово СОС, а что оно означает? Да это сигнал о помощи. Кому же нужна наша помощь давайте прочитаем письмо: «Дорогие ребята нас захватили в плен. Нам здесь очень плохо, нас кормят только вредной пищей, поэтому нашему здоровью грозит опасность. Пожалуйста, спасите нас! Высылаем карту, по которой можно нас найти». Здоровячки.
— Кто такие здоровячки? – педагог.
— Дети, это люди, которые редко болеют, потому что они закаливаются, занимаются спортом.
Педагог: «Ну что, поможем здоровячкам? Тогда идем на помощь здоровячкам! Посмотрим куда лежит наш путь, посмотрите, на карте нарисован знак — лес. Итак, в путь.
Педагог: «А вот и волшебные шишки… Что же в них?
А здесь загадки. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это дети? А чем полезна морковь? Да, она полезна для глаз. Вторая загадка «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает», а это что? А чем полезен лук? Дети, он убивает микробы и еще одна загадка – «Сто одежек и все без застежек»?
Дети: «Это капуста.
Педагог: «А чем полезна капуста? »
Дети: «Делают компрессы, когда болят ноги, сок помогает быстрому перевариванию пищи».
Слышится звон в музыкальный колокольчик – «Это значит, что вы справились с заданием.
Посмотрим на карту, куда лежит наш путь дальше. Нарисован знак «неровная дорога», нам нужно перепрыгнуть через кочки и там мы найдем корзины с продуктами».
«А вот и корзины. Посмотрите, в одной из них продукты, злая волшебница перепутала все продукты — и полезные и вредные сложила в одну корзину, наша задача разложить по корзинам. Как вы думаете в какую корзину сложим полезные продукты?
Дети: «В корзину с зеленым бантом, потому что зеленый цвет — это разрешающий, а вредные продукты в корзину с красным бантом. (Дети выполняют задание)
Педагог «Давайте проверим, как вы справились с заданием».
Слышится звук музыкального колокольчика
— Опять вы правильно выполнили задание. А можно есть вредные продукты (чипсы, пепси- кола, кириешки и т. п.? )
Педагог: Можно, но лучше их не есть или в малых количествах.
Дети: От них можно растолстеть и заболеть.
Педагог: Да правильно не зря говорят в народе «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть»
-Итак, куда лежит путь дальше ?
Дети: Поворот налево.
Педагог: Повернуть налево, пройти через мостик, итак в путь.
Педагог: Посмотрите, нас кто-то встречает. Да это же ежик.
Ежик: А куда вы путь держите?
Дети: Мы здоровячков спасаем.
Ежик: Я пропущу вас если вы назовете молочные продукты. (дети называют) слышится звон колокольчика. Опять вы справились с заданием.
Ежик: Вот еще одно задание — вот волшебный цветок, на цветке написана сказка. Читаю сказку нужно найти ошибки, что Марфуша делала не так?
«Жили-были отец и мать были у них две дочери Марфуша и Настенька. как то раз поехали родители на базар, а дочери дома остались. Настенька на огород грядки полоть пошла, а Марфуша схватила со стола пирожок горячий и побежала на улицу. она бежала и откусывала пирожок, обжигаясь, а там ребята в жмурки играют. Марфуша кричит им, чтобы и ее подождали. Она так торопилась, что пирожок упал на землю. Марфуша его подняла, обтерла о сарафанчик и весь кусок в рот положила».
Педагог: дети, укажите, что же Марфуша делала не так.
Дети: — она не мыла руки перед едой,
— спешила во время еды,
-ела горячий пирожок, а это вредно,
-плохо прожевывала пищу,
-поднимала еду с земли.
слышится звон музыкального колокольчика.
Педагог: Молодцы ребята! Быстро вы нашли ошибки в сказке.
А сейчас давайте отдохнем — физкультминутка хомка.
Молодцы ребята вот мы набрались сил и здоровья. Ведь не зря говорят в здоровом теле здоровый дух.
Дети садятся на стулья а, педагог предлагает назвать правила приема пищи.
-Холодная пища желудку не нужна и очень горячая тоже вредна.
-А сладостей всяких и чипсов и колы желудок боится как дети уколов.
-Не ешь на ходу — это очень опасно, все люди знают об этом прекрасно.
-За стол в одно время всегда ты садись, и руки помыть до еды не ленись.
-Большими кусками не стоит глотать, а тщательно надо еду прожевать.
-Старайся ты все же много не есть
-Чтоб толстым не стать и не болеть.
-И помни, желудок у тех не болел, кто с детства его понимал и жалел.
Педагог: Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила.
Вопрос: Каких вы людей считаете сильными? А твой папа сильный? А ты сильный? А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.)
Педагог: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Самые сильные мышцы у (….) как у Геракла, посмотрите ребята! Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки стали сильными?
Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела ?
Посмотрим, сколько силы стало в ваших руках (проверяют сами).
Педагог: Сразу видно, “силушка по жилушкам огнём бежит”.
Вопрос: Какие мышцы стали у тебя?
Педагог: Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровья человека!
“Крепится человек – крепче камня
Ослабнет — слабее воды!”
Чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. Возьмите по бутылочке, загляните внутрь.
Вопрос: Что там лежит? А у тебя что–то есть? Сейчас мы увидим, кто там прячется! “Один, два, три невидимка из бутылочки беги”- опускайте бутылочки в воду.
Вопрос: Что за невидимка сидел в бутылочке?
Педагог: Мы увидели воздух, который был в бутылочке. Давайте посмотрим, какой воздух мы вдыхаем. Поставьте бутылочки, этот фокус вы можете показать дома.
Ребята все мы знаем:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
Давайте проверим, так ли это.
Опыт: Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.
Вопрос: Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? А ты что чувствовал?
Педагог: Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем (давайте вспомним, какое упражнение на дыхание мы знаем).
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения? А откуда в воздухе появляется кислород?
Воспитатель: Правильно, ребята, воздух, богатый кислородом, – это чистый воздух!!
Вопрос: Как же зовут второй лучик здоровья?
Педагог: Чтобы быть здоровым нужен чистый свежий воздух?
Ребята, следующий лучик – правильное питание.
Педагог: Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете полезные продукты.
Следующий лучик нашего здоровья прячется под салфеткой. Отгадаете загадку, узнаете отгадку: (1 вариант)
“На горе горой, а в избе водой.”
Внести ёмкость с комочками снега (второй вариант)
Педагог: Пусть ваши руки отгадают, что под салфеткой лежит?
“Возьмите снежные комочки, разотрите ими щёчки”
(игры со снегом)
Педагог: “С молоду закалишься, на весь век сгодишься”
Вопрос: Почему вы закаляетесь? Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек? А вам нравится закаляться? Чем ещё вы закаляетесь? (Водой) Чем больше любите закаливаться, снегом или холодной водой?
“Закаляться надо снегом и водой холодной,
И тогда микроб голодный вас вовек не одолеет.»
Вопрос: Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Открываю лучик).
Педагог: Внимательно, внимательно посмотрите друг на друга, почему у (…) сверкают глаза. Почему у (…) добрая улыбка? Почему вы все весело улыбаетесь? Какое у вас настроение. Хорошее настроение — вот имя последнего лучика. Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы узнали где прячется здоровье. А вот вы сможете ли сберечь его? Молодцы, я уверена в вас! А вот здоровые и весёлые здоровячки , мы с вами правильно выполнили все задания и спасли их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летние развлечения всегда проходят весело, задорно. К детям приходят интересные персонажи, которые проводят игры, эстафеты. Танцуют и поют вместе с ребятишками.
«Веселое путешествие» конспект игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный конспект урока представляет из себя адаптацию материала данной темы к особенностям домашнего обученияна детей с ограниченными возможностями здоровья. Он составлен на основе материала учебно-мет.
Цель: закрепление знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения.
Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.Задачи:1. Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;2. Прививать любовь и бе.
Материал для формирования представления у детей об экологических сообществах: ручей, озеро, река, море, океан.
Источник