Меню

Уроки здоровья по географии

здоровьесберегающие технологии на уроках географии
материал по географии на тему

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современном стали в последнее время занимать здоровье сберегающие технологии.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Чернослободская основная общеобразовательная школа

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современном стали в последнее время занимать здоровье сберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.

Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.

Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по

течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее.

Организацию ролевых игр можно показать на примере урока – экспедиции «Вверх по течению Амазонки». (добавить)

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

  1. Технология мозгового штурма .

Мозговой штурм — это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».

  1. все высказываются и все слушают;
  2. все имеют равные права;
  3. называя идеи, нельзя повторяться;
  4. чем больше список идей, тем лучше;
  5. разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
  6. идеи не оцениваются и не критикуются.

Применяю при изучении тем: «Глобальные проблемы человечества», «Альтернативные источники энергии», «Топливно – энергетический комплекс России» и других.

  1. Технология групповой дискуссии .

Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:

  1. Постановка проблемы.
  2. Деление участников на группы.
  3. Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
  4. Обсуждение проблемы группой в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
  5. Решение проблемы.

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе, и своим ученикам

• дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;
• упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы;

  1. поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Как пробудить творческие силы? Это можно сделать только при наличии положительного эмоционального отношения к учебной деятельности. При объявлении домашнего задания можно сказать: «Выучить параграф. Буду спрашивать про экваториальные леса». А можно объявить, что на следующем уроке предстоит встреча с пигмеями- жителями лесов и необходимо привести в порядок свои мысли и впечатления. Обучая школьников составлению описания различных территорий, важно учить понимать мир как единое целое. «Географ должен воспринимать ландшафт всеми пятью чувствами. В лесу он видит деревья, растущие в несколько ярусов, слышит движение муравьев, чувствует запах цветущих растений и ощущает влагу в воздухе. При этом следует отметить, что чем шире поле использования художественных образов, тем более продуктивно работает головной мозг. Это могут быть:

1. Эпиграфы к уроку

« Россия — огромная равнина, по которой носится лихой человек». А.П.Чехов как эпиграф к теме «Рельеф России» 8кл

Краткая аннотация — система образной карты при изучении районов России. Сахалин и Курилы.

Источник

«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»
материал по географии

«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…

Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Деятельность педагога на организацию здоровьесберегающей среды на уроке направлена на:

1. Изучение факторов риска;

2. Знание психологических особенностей учащихся по возрастам;

3. Моделирование позитивного настроя детей;

4. Проведение диагностики тревожности и утомляемости;

5. Создание на уроке психологического комфорта;

6. Соблюдение санитарно-гигиенических условий (экология кабинета);

7. Двигательная активность на уроке;

8. Воспитательная работа (формирование здорового образа жизни, культура здоровья учителей и родителей);

9. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Здоровьесберегающий подход в организации обучения географии помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.

Можно выделить основные потребности учащихся:

— потребность в движении;

— потребность в общении;

— потребность ощущать безопасность;

— потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

— потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

— потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.

Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.

Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся.

1. Правильная организация урока – это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

• Различные виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования. В идеале на уроке должно прослеживаться от до 7 видов деятельности с их продолжительностью не более 10 минут;

• Распределение интенсивности умственной деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.

• Виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, парная и групповая работа и т.д.). Во время урока используется не менее 3-х видов преподавания с их чередованием не позже, чем через 10-15 минут;

• Наличие эмоциональных разрядок (за урок 2-3);

• Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток;

• Место и длительность применения ТСО;

• Психологический климат на уроке (преобладание положительных эмоций)

2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Я хочу представить те технологии и формы работы, которые я использую на уроках географии.

• Снятие эмоционального напряжения. Доброе слово и улыбка в начале урока уже снимает эмоциональное напряжение. При изучении новой темы на этапе актуализации знаний или мотивации я, при возможности, использую небольшие видеофрагменты по теме. Так при изучении Кавказа я использую видеоролик с видами Кавказский гор под национальную кавказскую музыку. При изучении отдельных стран можно познакомить ребят с интересными, иногда очень забавными фактами о них. Или же по изображениям каких-то известных достопримечательностях, людях, объектах, событиях (иногда с первого взгляда и не относящихся к географии) учащиеся угадывают страну или регион, о котором пойдет речь на уроке.

Для снятия эмоционального напряжения очень эффективно использовать на уроке игровые моменты, небольшие отступления от основной темы. Например, в 7 классе на уроках по Северной Европе мы с учащимися слушаем балладу «Вересковый мед», которая сопровождается видеорядом природы этого региона. Это способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

• Создание благоприятного психологического климата на уроке. Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Каждый ученик имеет способности. Моя задача, как учителя, создать такую ситуацию, чтобы раскрыть эту способность или показать значимость этого ученика, его успешность. Я часто использую такой прием, когда на уроке-зачете моими помощниками являются именно слабые ученики. В таких случаях они не только получают крепкие знания (ведь они выслушивают ответы нескольких учеников), но у них повышается самооценка.

• Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Такие вопросы на уроках географии мы затрагиваем при изучении тем «Население». И чаще всего эти вопросы носят проблемный характер.

«Почему японцы являются мировыми лидерами по продолжительности жизни? Почему Японию называют нацией здоровых людей, несмотря на неблагоприятную экологическую обстановку и очень высокий темп жизни?»

« Почему на Кавказе так много долгожителей?»

« Какими качествами должен обладать человек, чтобы достойно представлять себя на рынке труда?»

Кроме того, очень много о ЗОЖ скрывается в народном фольклоре, который я часто использую на уроках.

• Физкультминутки должны соответствовать возрастным способностям учащихся . И еслив начальных классах они имеют игровой характер, то в среднем звене и старших классах физкультминутки должны соответствовать теме урока.

На уроках географии важным инструментом является карта. В моем кабинете карты размещены по периметру, поэтому при сопоставлении карт различной тематики учащиеся не только делают повороты головой, но иногда и полностью разворачиваются. Еще один прием, при котором по классу размещены таблички с географической номенклатурой, задача учащихся – разместить таблички по соответствующим картам.

При изучении темы «Азимут и ориентирование на местности» учитель называет стороны горизонта в разном порядке, учащиеся разворачиваются в данном направлении.

Для отдыха глаз можно предложить учащимся сыграть в игру «Да –нет» закрытыми газами. Учащиеся закрывают глаза, если они согласны с утверждением, то поднимают руку. В данном случае физкультминутка сочетается с первичным закреплением знаний.

3. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
К таким технологиям относятся личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.

• Педагогика сотрудничества проявляется в гуманном отношении к детям, в оптимистичной вера в них, в отсутствии прямого принуждения, в приоритете положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения. Все это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и повышает интерес к предмету.

В своей практике в данном направлении я использую следующие приемы:

1) Выбор учащихся формы проведения урока, домашнего задания, способ его выполнения (презентация, реферат или доклад), формы проверки домашнего задания. Конечно, это требует от учителя дополнительной подготовки, но в любом случае МЫ придем к поставленной цели, у учащихся будет полная уверенность, что они сами сделали выбор, да и с них можно будет строже спросить за невыполнение работы (ведь это именно они сделали такой выбор).

2) К обязательному домашнему заданию я добавляю творческие задания по желанию. Причем тему учащиеся выбирают самостоятельно, я лишь даю им направление.

3) Просьба о помощи. Во время проведения предметной декады я всегда привлекаю к ее проведению учащихся. Они помогают проводить мероприятия в младших классах (а иногда справляются и самостоятельно), входят в состав экспертных групп и жюри.

• Игровые технологии . Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников, при этом соревнования в игре способствуют усилению работоспособности. Игра на уроке выполняет такие функции как коммуникация, самореализация, диагностика, коррекция.

На уроках географии существует множество возможностей использовать данную технологию в разных ее проявлениях.

1) Игровые моменты: кто быстрее покажет на карте географический объект, кто лучше всех покажет какое-то географическое явление или объект, «Ванька-встанька» (кто согласен с утверждение, тот встает, или подпрыгивает, варианты могут быть разные) и т.д. В данном случае игровой момент выступает еще и в роли физкультминутки.

2) Ролевые игры. На уроках географии они очень продуктивны, так как учащиеся сами выбирают себе роль по своим способностям, они сами добывают знания, выбирая их из разных источников, выполняют различные виды деятельности. Кроме того во время таких уроков ребята не статичны, у них есть возможность свободно перемещаться по классу в поисках информации.

3) Повторение и закрепление знаний по теме в форме игры. Такие уроки наиболее любимы учениками, так как на первый взгляд они несут только лишь развлекательный характер. Но кроме этого у таких уроков есть масса возможностей по здоровьесбережению. Во – первых, это чаще всего групповые игры и у ребят формируется способность к сотрудничеству и общению. Во-вторых, именно на таких уроках можно активно использовать и чередовать разные виды деятельности. В-третьих, используются задания, которые сочетаются с активной физической нагрузкой. В-четвертых, на таких уроках царит благоприятный психологический климат, нет напряжения из-за боязни получить плохую оценку, так как на таких уроках плохие оценки не ставятся, а слабые ученики зачастую неожиданно проявляют себя. В-пятых, я стараюсь подобрать такие задания, чтобы можно было увидеть географию там, где ее казалось и нет (песни, стихи, пословицы, поговорки, танцы).

• Проблемное обучение. Как уже говорилось выше, на уроках географии мы можем обсуждать и решать проблемы ЗОЖ в разных странах.

• Проектные технологии, где темами проектов выступают вопросы ЗОЖ. Например, составление памятки как выжить в условиях пустыни или джунглей, или памятка путешественника по Австралии. Так или иначе, в этих проектах будут вопросы, касающиеся безопасности здоровья человека.

• Технологии исследовательской и групповой деятельности. Данные технологии предполагают четкую и ясную постановку целей обучения, способов достижения этих целей, что позволяет вызвать у учащихся интерес, желание дойти до конца, увидеть результат своей работы. Чаще всего такую форму работы я использую во внеурочной деятельности, поэтому учащиеся уже не находятся в строгих рамках урока, и у них появляется возможность выбора собственного комфортного темпа обучения и работы, что снижает нагрузку и стресс. А также некоторые виды работ возможно проводить на улице на свежем воздухе и с использованием физических нагрузок. Так при работе «Изучение и измерение атмосферного давления» мы с ребятами провели исследовательскую работу, как изменяется давление с высотой, поднимаясь на разную высоту. Также сами изготовили простейший барометр и убедились в его правильной работе.

Конечно, и собственный пример учителя является немаловажным фактором на становление личности ребенка.

Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны.

Источник

Читайте также:  Школа территория нравственного здоровья
Adblock
detector