«Уроки здоровья» как средство формирования здорового образа жизни учащихся
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время важное значение. Очевидно, что общеобразовательная школа должна сыграть ключевую роль в ее решении. Современной школе нужны педагоги, которые в состоянии понять, что здоровье учащихся зависит от их гигиенической грамотности и культуры поведения, от образа жизни в целом. Таких учителей готовят педагогические вузы страны, в том числе и Армавирский государственный педагогический университет. Преподаватели кафедры биологии, медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности проводят ежегодные научно-практические конференции по проблемам валеологии, участвуют в семинарах по вопросам формирования культуры здоровья учащихся, выступают в школах с тематическими беседами по гигиеническому воспитанию. При рассмотрении вопросов методики проведения бесед с детьми и подростками обращаем внимание на применение активных форм воспитательной работы, в процессе обучения действиям, составляющим умения и навыки, используется прием подражания, вхождения в роль. Например, во время ролевой игры по теме “Гигиена и здоровье школьника” студенты играют роль специалистов (врачей-педиатров, наркологов, окулистов и др.).
На практических занятиях по дисциплинам, изучающим организм человека, применяются такие методики преподавания, которые формируют социальную потребность быть здоровым. На занятиях студенты оценивают свое поведение, свои действия в той или иной ситуации. Это ведет к осознанному выполнению гигиенических требований. Подобная работа помогает обращать внимание студента — будущего педагога на свое здоровье и здоровье воспитанников. Знания, полученные на занятиях, будущие учителя закрепляют во время педагогической практики в школе и в условиях оздоровительных летних пионерских лагерей.
Вопросы валеологического образования мы постоянно включаем в тематику научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов. Под нашим руководством будущие педагоги участвуют в проведении профилактических дней в школах города Армавира, выступают среди учащихся по вопросам здорового образа жизни. Стало уже традицией проведение конкурсов газет и плакатов, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом и экологической конференции накануне Всемирного дня здоровья.
В первые годы обучения в школе необходимо формировать у детей гигиенические знания, умения и навыки. Важно, чтобы школа для ребенка стала вторым домом, в котором он должен чувствовать заботу не только об успеваемости, но и о здоровье и безопасности. Поэтому особое внимание мы уделяем подготовке будущих учителей начальной школы, которые изучают физиологические и психологические особенности детского организма. К сожалению, вопросы гигиенического воспитания не выделяются в специальную дисциплину по независящим от нас причинам. А вопросы формирования здорового образа жизни рассматриваются в дисциплинах кафедры в основном на первых курсах – таковы особенности учебных планов. Хотя известно, что процесс валеологического образования должен быть непрерывным.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно начальная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует от педагогов нетрадиционных подходов. Одним из возможных путей решения этой проблемы может стать проведение “Уроков здоровья” в начальном звене общеобразовательной школы.
Уроки здоровья – наиболее удачная технология оздоровления, которая применяется для того, чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья. На обычных уроках биологии сведения о здоровье – это далекая от жизни теория. Знания же, полученные на “Уроках здоровья” используются учащимися в повседневной жизни. Такие уроки являются своеобразным полигоном для осуществления самостоятельной работы над собой, своим телом, психикой. Они могут проводиться в виде ролевой игры. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем. Игры и конкурсы способствуют развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.
Проведению уроков здоровья мы готовим студентов перед выходом на педагогическую практику. Для них читаются дисциплины “Гигиенические основы образования учащихся”, “Основы медицинских знаний”, “Здоровый образ жизни”, “Охрана репродуктивного здоровья”, “Профилактика употребления психоактивных веществ”. Овладение методиками воспитания культуры здоровья является важным и социально необходимым этапом в период профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.
Несколько лет при кафедре работает “Школа здоровья”, в рамках которой студенты — волонтеры проходят соответствующую подготовку по разным направлениям воспитания школьников – патриотическому, экологическому, антинаркотическому и валеологическому. При “Школе” возникло волонтерское движение студентов “За здоровый образ жизни”, которое ставит следующие задачи:
- формирование нового здорового поколения;
- вовлечение молодежи в работу по профилактике наркомании;
- формирование у детей и подростков негативной установки на употребление психоактивных веществ;
- содействие личному росту и самореализации;
- формирование потребности помогать нуждающимся в помощи;
- организация мероприятий, способствующих ориентации молодежи на здоровый образ жизни.
Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявляющиеся в последние годы, ставят перед учебными заведениями новые задачи. Среди них наиболее важными являются:
- воспитание потребности быть здоровым;
- формирование у школьников научного понимания сущности здорового образа жизни;
- формирование практических умений и навыков здоровой жизнедеятельности.
Нами разработана образовательная программа по валеологии “Школа здоровья”. Она предназначена для работы с детьми, обучающимися в школе-интернате слепых и слабовидящих детей. Это дети, имеющие определенные патологии органа зрения, поэтому мы учитываем особенности работы с такими детьми. Основная цель программы – пробудить у детей и подростков интерес к себе, своему здоровью; формировать безопасное поведение детей с ограниченными возможностями. Студенты — волонтеры социально-педагогического факультета проводят “Уроки здоровья”, которые содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования умений и навыков. Содержание уроков наполнено сказочными персонажами и игровыми моментами. Даже самые сложные темы, касающиеся анатомии и физиологии человека, разработаны и представлены в интересной, увлекательной форме. Некоторые уроки здоровья удается проводить в виде театрализованных представлений.
В рамках волонтерского движения молодежи города Армавира преподаватели кафедры организовали очередной этап работы “Школы здоровья”, направленный на распространение знаний по профилактике инфекционных заболеваний. Так, студенты второго курса филологического факультета провели Урок здоровья в необычной форме: “Суд” над СПИДом. Об этом писала городская газета “Армавирский собеседник” в январе 2008 года. “Судебное заседание” прошло в школе-интернате для слабовидящих детей. Перед студентами стояла непростая задача: силой голоса, особой интонацией передать трагедию поломанных судеб, загубленных надежд. На скамье подсудимых оказались “Казанова”, “Нерадивый лекарь”, “Распутница”. Каждый из них пытался оправдать себя жизненными неудачами, роковым стечением обстоятельств. Однако в большинстве случаев синдром приобретенного иммунодефицита – наказание за аморальный образ жизни, кара за распущенность. Жертвы СПИДа: “Любовь”, “Жизнь”, “Детство” призывали ребят не рисковать своими мечтами, огромным и прекрасным миром, который ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.
Обучение и воспитание студентов – будущих учителей важно начинать с самого главного – с умения постоянно охранять здоровье своих питомцев и свое собственное. Каждый педагог должен понимать, что никакие новации, никакая инициатива и творчество не должны идти впереди заботы о здоровье ученика.
Источник
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников
статья по географии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zdorovya_kak_sredstvo_formirovaniya_kultury_zdorovya_shkolnikov.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки здоровья как средство формирования
культуры здоровья школьников
Выступление Шкуренко И.Н. при проведении единого методического дня «Создание условий для формирования культуры здоровья учащихся»
Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.
В настоящее время происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.
К сожалению, системы целенаправленного воспитания культуры здоровья как в образовании, так и в семье пока нет. И именно с этим обстоятельством специалисты связывают снижение уровня здоровья учащихся. Низкий уровень культуры здоровья сказывается на всех сторонах жизни детей, включая режим учебы и поведение в быту. На первый план выходят более привлекательные и доступные занятия, например, переедание, вредные привычки, потребление травмирующей психику телевизионной и компьютерной информации и т.д. Отдаленные последствия такой жизни дети не могут предвидеть. Неудивительно, что при большом количестве хронических заболеваний подавляющая часть учащихся считает себя здоровыми и не предпринимает целенаправленных усилий к избавлению от различных патологий.
При этом многие трудности, с которыми сталкиваются педагоги, – плохое усвоение учащимися программы, слабая ориентация в прикладном значении полученных знаний, чрезмерное умственное и психическое напряжение – связаны именно с низким уровнем здоровья учащихся.
Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при непрерывной системе специального образования, рассчитанного на весь период обучения. В нашей школе включен в учебный план учебный курс «Культура здоровья», который изучается в объеме одного часа в неделю в 7-х классах.
Учебный курс «Культура здоровья» призвана вооружить школьников умениями и навыками, необходимыми для перехода к здоровому образу жизни.
Задачами учебной программы по культуре здоровья являются:
- Формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни.
- Формирование системного мировоззрения учащихся в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья.
- Обучение школьников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях.
- Обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.
- Побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности.
Учебный курс «Культура здоровья» предполагает обеспечить школьников системой знаний по различным аспектам здоровья, которые отражены в следующих разделах программы:
- место человека в природе и обществе;
- анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития;
- здоровье и здоровый образ жизни;
- нравственно-этические основы здоровья;
- рациональная организация жизнедеятельности;
- методы оценки и коррекции психофизиологического состояния;
- факторы риска здоровья и профилактика заболеваний;
- основы семейной жизни;
- охрана здоровья в чрезвычайных ситуациях;
- первая (доврачебная) помощь;
- антропологические изменения в природе и их влияние на организм человека.
Контроль за уровнем знаний, умений, личностного отношения к проблеме здоровья и здорового образа жизни необходимо осуществлять в рамках каждого тематического блока. При этом особый акцент следует сделать на качественные сдвиги в познании, когда учитывается не столько возможность воспроизведения изучаемого материала, сколько формирование на основе этой информации взглядов, убеждений и мотивации. Таким образом, тематические и поэтапные формы контроля за успеваемостью школьников вырабатывают у них способность к анализу собственных действий.
Требования к уровню подготовки учащихся седьмого класса
Учащийся должен знать:
- значение и взаимосвязь биологического и социального проявлений в человеке;
- строение и функции системы кровообращения;
- особенности функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте;
- основные компоненты здорового образа жизни;
- значение двигательной активности для здоровья человека;
- последствия гиподинамии;
- меры профилактики плоскостопия;
- основы профилактики заболеваний мочеполовой системы;
- способы оказания первой помощи при вывихах, переломах и ожогах.
Учащийся должен иметь представление:
- о половой дифференциации;
- о сбалансированном питании;
- о влиянии алкоголя на организм человека;
- об умственной и физической работоспособности и ее колебаниях;
- об упражнениях, тренирующих системы кровообращения и дыхания;
- о системе дыхательной гимнастики по методике К.Бутейко;
- об особенностях питания для людей, ведущих активный образ жизни, и для людей, имеющих избыточный вес;
- о биосоциальном предназначении полов;
- о типах темперамента человека;
- об экстремальных ситуациях в природных и городских условиях, средствах индивидуальной защиты;
- о технике выполнения искусственного дыхания;
- о влиянии загрязнения воды и воздуха на здоровье человека.
Учащийся должен уметь:
- обосновывать зависимость уровня здоровья человека от его жизненных ориентаций;
- выявлять положительные и отрицательные черты своего образа жизни;
- приводить примеры, подтверждающие благотворное влияние физической активности на здоровье человека;
- повышать производительность работы сердца;
- предотвращать развитие плоскостопия;
- определять индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности, тип темперамента;
- использовать средства личной гигиены;
- оказывать помощь пострадавшему при вывихах, переломах, ожогах;
- выполнять искусственное дыхание.
Практика показывает, что преподавание культуры здоровья как учебного курса требует особой методики изложения материала, следуя которой можно достичь высокой эффективности усвоения материала. Основные принципы изложения материала:
- а) Заинтересованное отношение школьников к освоению учебного материала. Чтобы сделать учащегося заинтересованным участником образовательного процесса, надо предлагать ему задания индивидуального характера, в ходе которых он должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, то есть не сравнивать себя с другими по принципу «лучше – хуже», а сравнивать свои вчерашние достижения с сегодняшними.
- б) Осознание практической значимости изучаемой информации. В процессе преподавания педагог должен придерживаться известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы учащегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации. Поэтому важно, чтобы любой новый учебный материал включал прикладной, а еще лучше – практический компонент: где, когда, как в жизни могут пригодиться эти знания. Такой подход обеспечит понимание учащимся важности осваиваемого материала, его необходимости для настоящей или будущей жизни.
- в) Создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается». Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе.
- г) Уточнение и конкретизация задач освоения учебного материала. Заинтересовать учащихся новым материалом, показать его важность для самих учащихся и для освоения последующего материала. В этом отношении особое значение имеет увязывание рассматриваемой темы с ранее освоенными знаниями по данной и по другим учебным дисциплинам, что не только способствует осознанию значимости этого материала, но и потребует от учеников аналитического подхода к установлению причинно-следственных связей фактов и явлений.
Главным результатом работы по обучению теоретическим знаниям о здоровом образе жизни и практическим навыкам его обеспечения должно быть воспитание культуры отношения к здоровью, вооружение учащихся средствами и методами формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Источник