Книга: Тихомирова «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет»
|
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
См. также в других словарях:
Переутомление — мозговое переутомление учащихся. Физиологическая сущность утомления еще не совсем выяснена. По всей вероятности, оно обуславливается двумя рядом идущими друг с другом процессами. Всякой работе мышц или центральных органов нервной системы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Александр II (часть 1, I-VI) — — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия
Аракчеев, граф Алексей Андреевич — генерал от артиллерии, род. 23 го сентября 1769 г., ум. 21 го апреля 1834 г. Род Аракчеевых, старинных дворян Новгородской губернии, ведет свое начало от новгородца Ивана Степанова Аракчеева, получившего в 1584 г. «за службу предков и отца… … Большая биографическая энциклопедия
Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия
Школьная гигиена* — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Школьная гигиена — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тихон Соколов — (Тимофей Савельевич) святитель,епископ Воронежский, Задонский чудотворец. † 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых. Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье… … Большая биографическая энциклопедия
Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия
Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия
Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия
Источник
Азбука здоровья
методическая разработка по зож по теме
Методические рекомендации «Азбука здоровья»
по развитию навыков здорового образа жизни учащихся 1-6 классов
для педагогов-психологов образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_azbuka_zdorovya.docx | 87.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Кемерово
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Методические рекомендации «Азбука здоровья»
по развитию навыков здорового образа жизни учащихся 1-6 классов
для педагогов-психологов образовательных учреждений
педагог-психолог ОППО МБОУ «ЦДиК»
Игра-путешествие «В стране здоровья»………………………………………..
Викторина «Правильное питание – здоровое питание»……………………….
Урок здоровья «Спортом заниматься – здоровья набираться»………………..
Урок здоровья «Секреты здорового образа жизни»……………………………
Нет друга, равного здоровью;
нет врага, равного болезни
(Древний Восток. Индия)
В настоящее время здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье нации, а детский возраст, характеризуясь бурным ростом, имеет основополагающее значение в формирования здоровья человека. При этом, как показала практика, дети часто имеют недостаточный уровень знаний о том, как необходимо поддерживать свое здоровье и что значит здоровый образ жизни.
В целях эффективной организации просветительско-профилактических мероприятий разработаны методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по проведению мероприятий, направленных на актуализацию знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) школьников.
Цель мероприятий: развитие навыков ЗОЖ, формирование у учащихся ценностного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи мероприятий: развивать у детей осознанное положительное отношение к здоровому образу жизни, показать взаимосвязь здорового образа жизни и состояния здоровья, расширить кругозор обучающихся в вопросах, касающихся здорового питания, активного образа жизни, соблюдения правил гигиены, формировать компетенции коллективной творческой деятельности у обучающихся.
Формы проведения: урок здоровья, викторина, игра.
Ориентируясь на возрастные особенности детей, рекомендована продолжительность мероприятий для обучающихся младшего школьного возраста – 40 минут. Количество участников не должно превышать 20 – 25 человек.
Ведущая роль в мероприятиях отводится коллективной творческой деятельности участников, решению познавательных и ситуативных задач, моделированию проблемных ситуаций, работе в командах
Ожидаемые результаты: расширение кругозора обучающихся в вопросах здоровья, здорового образа жизни, осознанное положительное отношение к здоровому образу жизни, ценностное отношение к своему здоровью. Сформированность у обучающихся компетенции коллективной творческой деятельности.
Реализация мероприятий может осуществляться классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-организаторами здоровьесберегающей среды совместно с медицинскими работниками, педагогами-психологами, обслуживающими ОУ, с привлечением специалистов.
Игра-путешествие «В стране Здоровья»
- указатели с названием станций,
- карточки «режим дня».
- Приветствие
- Станция 1 «Секреты Здоровья»
- Станция 2 «Магазин продуктов»
- Станция 3 «Спортивная»
- Станция 4 «Режим дня»
- Станция 5 «Чисто жить – здоровым быть»
- Станция 6 «Дружно вспомним»
- Заключительное слово. Подведение итогов
Приветствие. Вступительная беседа
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о … Здоровье.
Но сначала, скажите мне: какое слово люди говорят обычно друг другу при встрече? Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, а что оно означает? ( Дети отвечают) Действительно, так люди приветствуют друг друга, желая, друг другу здоровья. Здравствуй — означает будь в здравии. Здравие – здоровье. Т.е. здравствуй означает будь в здравии, будь здоровым ! А задумывались ли вы когда-нибудь, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
( Дети отвечают). Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и хорошее настроение, умение хорошо трудиться.
Зависит ли здоровье ( отсутствие болезней, хорошее настроение, умение хорошо трудиться/ учиться ) человека от него самого? ( Дети отвечают)
Ученые говорят, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого! А что же для этого нужно делать мы сегодня все вместе вспомним, совершив небольшое путешествие в страну здоровья, ведь каждый из нас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, заниматься интересными делами, бегать, прыгать, веселиться! В народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться, и отдыхать. Я приглашаю всех вас, ребята, в путешествие в страну Здоровья. Для путешествия в эту нам понадобятся только желание и немного фантазии.
И так, отправляемся в путешествие по Стране Здоровья. Путешествовать мы будем все вместе на дружном паровозике. Представьте себе, что мы все вагончики, а вагончики крепятся друг за друга (встаем друг за другом, ручки кладем на плечи соседу, что стоит впереди вас. Паровозик у нас очень дружный, никто не торопится, не расцепляем и дружно едем вперед до первой станции…
Станция 1 «Секреты Здоровья»
Я буду называть, что должен делать человек, чтобы быть здоровым. А вы должны поднять руку, если это высказывание верно.
- Соблюдать режим дня;
- Есть чипсы, пить пепси-колу;
- Закаляться, заниматься спортом;
- Лежать на диване, смотреть телевизор;
- Правильно питаться;
- Есть булочки, торты, конфеты;
- Соблюдать гигиену;
- Есть неизвестные фрукты и ягоды;
- Посещать врачей;
- Мыть руки, овощи, фрукты.
Таким образом , какие основные составляющие здоровья? Что нужно выполнять, чтобы быть здоровым? (Дети отвечают).
Подводится итог: Совершенно точно, чтобы быть здоровым нужно:
- Соблюдать режим дня (чередование труда и отдыха).
- Правильно питаться.
- Вести активный образ жизни: заниматься физкультурой, чаще бывать на свежем воздухе, закаляться.
- Ухаживать за своим телом: следить за состоянием волос, зубов, ногтей, кожей, содержать свое тело в чистоте.
- Соблюдать чистоту (в окружающей среде, дома и на улице).
А теперь соберемся в дружный паровозик: встаем друг за другом, ручки кладем на плечи соседу, что стоит впереди вас. Паровозик у нас очень дружный, никто не торопится, рук не расцепляем, дружно едем до следующей станции!
Станция 2 «Магазин продуктов»
Если мы с вами поехали в путешествие, нам понадобятся продукты питания. Но мы едем в путешествие по стране здоровья, а значит, будем брать с собой только полезные продукты питания.
Поэтому давайте разберемся, что полезно, а что нет. Будем отгадывать загадки, распознавать полезные продукты питания и чем они полезны.
Дети отгадывают загадки о продуктах питания
А какие вы знаете вредные продукты питания? Дети отвечают: пепси, гамбургеры, чипсы и т.д.
Молодцы, ребята! А теперь, чтобы доехать до следующей станции собираемся в дружный паровозик: встаем друг за другом, ручки кладем на плечи соседу, что стоит впереди вас. Паровозик у нас очень дружный, никто не торопится, рук не расцепляем, дружно едем до следующей станции!
Станция 3 «Спортивная»
Чтобы мы никогда и ничем не болели.
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятерки уроки учились,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься…(зарядкой).
Ребята, а кто из вас каждый день делает утреннюю зарядку? (Дети отвечают)
Какие упражнения можно включить в зарядку? Дети по желанию показывают упражнения (все вместе делаем несколько упражнений – потягиваемся, наклоны в сторону, поворот головы, поднимаем колено, разминаем плечи, наклоны и др.)
Очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому пройдем пешком: раз-два, раз-два! (дети стоя маршируют на месте).
Очень полезна по утрам легкая пробежка! Побежали ! (дети бегут на месте)
Народная мудрость гласит: «Двигайся больше — проживешь дольше».
Мы бежим быстрее ветра,
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра,
Кто ответит почему?
Маша плавает как рыбка,
Кто ответит почему?
На губах у нас улыбка,
Кто ответит почему?
Может мостик сделать Шура.
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
Проведем небольшую физкультминутку «Вихрь»
«Ветер шелестит листвой»
Начинаем движения, имитируя звуки начинающей бури:
сначала потирает руки
Щелкаем пальцами/ хлопаем в ладоши
«Ливень – пик бури»
Топаем ногами с постепенным усилием
Легким шагом отправляемся дальше.
Молодцы, ребята! А теперь, чтобы доехать до следующей станции собираемся в дружный паровозик: встаем друг за другом, ручки кладем на плечи соседу, что стоит впереди вас. Паровозик у нас очень дружный, никто не торопится, рук не расцепляем, дружно едем до следующей станции!
Станция 4 «Режим дня»
Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за уроки,
Когда гулять идти, когда.
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим
И станет он тебе родным.
Сейчас, ребята, мы с поиграем в игру, которая поможет вам запомнить режим дня, которого полезно придерживаться школьникам.
Дети делятся на 2 команды. Играющим раздаются вразброс карточки с пунктами режима дня. Нужно встать в правильном порядке.
Когда дети встали с распределенными карточками, проверяем.
Молодцы, ребята! А теперь, чтобы доехать до следующей станции собираемся в дружный паровозик: встаем друг за другом, ручки кладем на плечи соседу, что стоит впереди вас. Паровозик у нас очень дружный, никто не торопится, рук не расцепляем, дружно едем до следующей станции!
Станция 5 «Чисто жить – здоровым быть»
Как вы понимаете эту пословицу? ( Дети отвечают). Это значит соблюдать чистоту.
Необходимо соблюдать гигиену – чистоту тела. Что для этого нужно делать? Принимать ежедневно душ.
Ведь в грязи живет зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза через рот к вам отправится в живот!
Что же необходимо, чтобы такого не произошло? Нужно мыть руки с мылом.
А когда? Перед едой, после возвращения с прогулки, посещения туалета, выполнения грязной работы, после мест общего пользования (магазины, транспорт).
А почему нужно мыть мылом? Потому что веселые мыльные пузыри смывают грязь, бактерии и микробы с наших рук.
А еще у нас у всех есть на руках… ногти. Ногти — роговые защитные образования. Они защищают кончики пальцев от травм. Но ногти если не соблюдать чистоту, тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.
А как вы думаете? что надо делать, чтобы этого не случилось? Содержать ногти в чистоте.
А кто из вас знает, как нужно ухаживать за ногтями? Регулярно подстригать. Обрабатывать.
Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою —
Я с радостью этим зверям отдаю.
О чем эти загадки? (О зубах.)
Зубы помогают нам переваривать и усваивать пищу, а значит получать полезные вещества в организм. Поэтому важно заботиться о них!
Как у нашей Любы
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять.
Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка)
Почему появилось повреждение? Как называют врача, который лечит зубы? (Стоматолог)
Что вредно для зубов? (Грызть орехи. Есть очень холодную и очень горячую пищу. Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
Что нужно делать, чтобы сохранять зубы здоровыми? ( Дети отвечают). Хорошо чистить зубы утром и вечером, поласкать рот после еды, не есть вредную для зубов пищу.
Чтобы зубы были здоровыми запомним правило:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое :
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Соблюдать гигиену нам помогают различные предметы и специальные принадлежности, а какие мы сейчас отгадаем:
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (Зубная щетка).
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне (Мыло).
Я всегда тебе нужна,
Горяча и холодна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу (Вода).
В пещеру затекла,
Чистит добела. (Зубная паста).
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня! (Полотенце).
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою (Водопроводный кран).
Молодцы, ребята! А теперь, чтобы доехать до следующей станции собираемся в дружный паровозик: встаем друг за другом, ручки кладем на плечи соседу, что стоит впереди вас. Паровозик у нас очень дружный, никто не торопится, рук не расцепляем, дружно едем до следующей станции!
Станция 6 «Дружно вспомним»
А теперь ребята давайте вспомним и повторим о чем мы говорили в нашем путешествии.
Вам, мальчишки и девчонки,
Есть советы у меня.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите: нет, нет, нет.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет! А чем будем чистить зубы?
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Дети. Нет! А что должна была сделать Люда?
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? Дети. Нет, нет, нет, нет!
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? Дети. Нет, нет, нет, нет!
3. Заключительная часть.
Заключительное слово. Подведение итогов
Вот и завершается наше путешествие по стране Здоровья. Мы освежили в памяти свои знания о том, как поддерживать себя бодрым, веселым, здоровым! Каждый получил отметки-поощрения, а значит, может оценить свои знания! Мы все молодцы!!
И в завершении я хочу вам сказать такие слова:
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомни ведь здоровье
В магазине не купить.
Путешествие закончено! Спасибо вам!
Игра-викторина «Здоровое питание – полезное питание»
Проводится среди 2 команд.
Материалы (в 2х экземплярах для каждой команды):
- Карточки с названиями продуктов питания (для игры «Корзина полезных продуктов»)
- Ватманы + принадлежности для рисования (для «Коллажа»)
- Карточки «Спрятанные слова»
- Кроссворд
- Ручки, карандаши, фломастеры (для выполнения заданий «Коллаж», «Спрятанные слова», «Кроссворд»)
- Приветствие
- Отгадывание загадок
- Игра «Корзина с продуктами»
- Рисование «Коллажа» (на выбранную тему)
- Игра «Спрятанные слова»
- Разгадывание Кроссворда «Полезный продукт – сушеный фрукт»
- Игра «Вопрос-ответ»
- Подведение итогов
«У нас сегодня викторина, посвященная теме «Здоровое питание – полезное питание». В командах мы будем соревноваться в знании того что значит «Здоровое питание». Итак, начнем!
- Отгадывание загадок (примерные загадки см. приложения)
- «К орзинка с продуктами »
Команды должны собрать «Корзину полезных продуктов» (из названий продуктов, написанных на бумаге) .
Выигрывает та команда, игроки которой раньше и качественнее соберут корзину с полезными продуктами.
- Рисование коллажа (на выбранную тему)
Темы коллажа по выбору.
2. Еда богатырей.
3. Овощи и фрукты — полезные продукты.
4. Щи да каша – пища наша.
5. Полезный стол.
Делается коллаж в течение некоторого времени (10 минут).
Оценивается коллаж с точки зрения эстетики, выдержанности темы.
- И гра « Спрятанные слова»
Какая команда быстрее найдет спрятанные слова по горизонтали. Клеточки с полезными продуктами закрасит в красный цвет, с вредными – в синий.
- Разгадывание Кроссворд «Полезный продукт – сушеный фрукт»
Какая команда быстрее отгадает кроссворд «Сушёный фрукт – полезный продукт»
- Сушёные плоды финиковой пальмы. (Финики)
- Сушёная ягода фигового дерева. (Инжир).
- Сушёный виноград. (Изюм)
- Сушёный абрикос с косточкой. (Урюк).
- Сушёный абрикос без косточки. (Курага).
- Сушёная слива. (Чернослив).
- Игра «Вопрос-ответ»
- Какие пищевые вещества не являются источниками энергии, но участвуют в её усвоении, а также регулируют и осуществляют процессы роста, развития организма? (витамины и минеральные вещества)
- Назовите последовательные этапы переваривания пищи? (рот, желудок, поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка, конец тонкого кишечника, толстый кишечник).
- Расходует ли энергию человек, когда находится в состоянии покоя (сна)? (Да)
- Главное предназначение пищи? (Это обеспечение пищевыми веществами и энергией).
- Идеальная пища, приготовленная самой природой? (материнское молоко).
- Витамин, укрепляющий зрение, улучшающий состояние кожи (Витамин А — каротин)
- Витамин, при недостатке которого начинается цинга — разрушение зубов (Витамин — С)
- Витамин, который содержится только в растительных продуктах (Витамин С)
- Зачем человеку нужен витамин Д? (Витамин Д нужен для укрепления зубов и костей. При недостатке этого витамина развивается рахит)
- В каких продуктах содержится витамин Д? ( Витамин Д образуется в коже под воздействием солнечных лучей. Для предотвращения рахита детям дают рыбий жир или рыбу в масле)
- Употребление избыточного количества углеводов ведет к . (ожирению, нарушению обмена веществ, нарушению деятельности ССС, диабет и др.)
- В химический состав клетки входят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В пище человека должны содержаться эти вещества. Решите: какие из них могут заменять друг друга, а какие незаменимы? (в пище человека незаменимы белки и нуклеиновые кислоты; жиры и углеводы могут заменять друг друга)
- Низкий рост некоторых из народов тропических стран — не особая расовая черта, а следствие неполноценного питания. Каких веществ недостаточно в их пище? (Недостаточно белка)
- Что является основными питательными веществами? (белки, жиры, углеводы) Назовите основные источники белков, углеводов? (белок: мясо, молоко, рыба, продукты переработки зерна, хлеб, овощи; углеводы: овощи, фрукты, мед, ягоды, зерновые и др., т.е. растительная пища).
1. Назовите из перечисленных продукты, которые являются продуктами кисломолочного брожения?
(Молоко , сметана , сок).
- Развитие посторонней микрофлоры возможно при: ( — несоблюдение сроков и условий хранения ;
— при термической обработке продуктов; — при замораживании продуктов.
3. К полезным для микрофлоры кишечника относятся: ( — лактобактерии ; — сальмонеллы; — шигеллы)
- Что происходит в организме при недостатке йода в пище? (При недостатке йода возможно заболевание щитовидной железы).
- Употребление какого цвета овощей и фруктов считается полезным при пониженном содержания гемоглобина и почему? (в овощах и фруктах красного цвета содержится необходимый организму микроэлемент — железо)
- Какой микроэлемент недополучают жители Кемеровской области. Недостаток данного микроэлемента отрицательно сказывается на здоровье детского организма? (йод).
- Зачем врачи советуют забивать гвозди в яблоки? (увеличивается количество железа, которое содержится в яблоке)
- К дефициту какого микроэлемента в организме приводит чрезмерное употребление газированных вод в детстве, в результате возрастает опасность переломов костей (кальция).
- Сок какого растения (овоща) с сахаром и медом — прекрасное лекарство от кашля? (Редька)
- Какие продукты необходимо употреблять при недостатке йода? (Морская рыба, водоросли, морская капуста, креветки, крабы).
- Употребление какой сибирской ягоды считается полезным для улучшения остроты зрения, которая произрастает в том числе и в Кемеровской области? (Черника).
- Почему при начале простудного заболевания врачи советуют употреблять большое количество «аскорбинки»? (Витамин С стимулирует деятельность иммунной системы).
5. Почему при интенсивной умственной деятельности возникает желание съесть что-нибудь сладкое? (потому что основным источником энергии для деятельности нервной системы являются углеводы).
- Считают, что пред приемом пищи полезно выпить полстакана воды. Почему? (Вода раздражает желудочные железы, повышает аппетит и улучшает переваривание пищи.)
- К какому времени полезнее отнести последний прием пищи перед сном? (позже 7 часов вечера есть не рекомендуется.)
- Чем грозит человеку перерыв в питании больше 5 часов? Почему? (В пище содержится глюкоза — универсальное топливо для всего организма, в том числе мозга. При перерыве в питании больше 5 часов мозг хуже воспринимает информацию, ухудшаются память, внимание).
- Назовите «золотое правило» питания (умеренное потребление пищи)
- Сколько раз в день необходимо принимать пищу и в какое время? (не меньше 4-5раз в день и в одно и то же время).
(Пословицы и высказывания) (необходимо продолжить)
- Хлеб — всему голова
- Всякому нужен и обед и ужин.
- «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу» (Ирвинг Фишер, американский исследователь)
- Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья» (А. Джами)
1. В южных странах национальные блюда обычно сильно сдабривают острыми специями, обжаривают в масле. В чем причины таких особенностей южной кухни? (На юге теплый и влажный климат, благоприятный для развития кишечных паразитов и инфекций, их активность на юге выше, чем в умеренных широтах, есть все условия для распространения кишечных инфекций. Приходится обрабатывать пищу, чтобы обезопасить себя от инфекций. Температура кипения масла — 250 градусов, а воды — всего 100, поэтому при жарке уничтожается больше вредных микроорганизмов, чем при варке. При употреблении острой пищи обильнее выделяется желудочный сок и кислотность желудочного сока выше — в нем больше соляной кислоты, а она оказывает антибактериальное воздействие.)
2. Назовите достоинства и недостатки теории сыроедения? (Достоинства: сырая пища пережевывается гораздо дольше и медленнее и поэтому хорошо усваивается; она способствует развитию обоняния и вкуса, человек начинает замечать тонкие ароматы и испытывать новые вкусовые ощущения.).
7. Завершение ( подведение итогов)
Урок здоровья «Спортом заниматься – здоровья набираться!»
- Бумага.
- Принадлежности для рисования.
- Приветствие
- Беседа-обсуждение
- «Мысленная картинка на тему «Спорт»
- Отгадывание «спортивных» загадок
- Физкультминутка
- Рисование по теме
- Завершение
Что значит слово «здравствуйте»?
Почему, как Вы думаете, мы говорим именно это слово при встрече?
Что нужно для того, чтобы быть здоровым?
Тема нашего сегодняшнего занятия посвящена спорту.
- Мысленная картинка на тему «Спорт »
Дети с закрытыми глазами представляют мысленную картинку на тему «Спорт», с последующим обсуждением кто что представил.
- Отгадывание загадок (загадки на выбор, см. приложение «Загадки о спорте»)
Как только утром я проснусь:
Присяду, встану и нагнусь.
Все упражненья по порядку,
Поможет вырасти… (зарядка)!
Чтоб здоровье было в порядке
Мы занимаемся (зарядкой)!
Нужно делать по утрам зарядку? Зачем? Все делают?
Упражнение «Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане.
Маршируют, спрятав руки за спину.
Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.
Руки на поясе, выполняют прыжки на месте.
Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
За малиной в лес пойдем,
в лес пойдем.
Спелых ягод наберем,
наберем.
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка.
Дети водят хоровод, взявшись за руки.
Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.
Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.
Наклоняются и пытаются достать пол.
Идут по кругу, взявшись за руки.
- Рисование по теме
- Подведение итогов
Урок здоровья «Секреты здоровья: если хочешь быть здоров!»
- Приветствие
- Отгадывание загадок
- Картина «Полезные продукты»
- «Прогулка в зоопарке»
- Игра «Плохо-хорошо»
- Завершение
- Приветствие: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами поговорим о здоровом образе жизни и о его секретах и начнем с отгадывания загадок.
«Отгадывание загадок» (загадки на выбор, с обсуждением, см. приложение «Загадки о здоровом образе жизни ).
Молодцы ребята! Так какие же есть составляющие ЗОЖ? Что необходимо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми?
— правильно питаться, — заниматься спортом, — соблюдать чистоту, — соблюдать режим дня.
Совершенно верно! Молодцы!
Нужно делать по утрам зарядку? Зачем? Все делают?
Сейчас разучим веселый комплекс утренней гимнастики, называется «Прогулка в зоопарке»
Рано утром спозаранку
Собрались мы на зарядку.
Вдруг из подворотни –
Он бежит и усами шевелит.
Тут медведь пришёл,
Дети идут друг за другом.
Встают на четвереньки и
идут по кругу.
Идут как медведи,
на внешних сторонах
ступней, руки опущены. Маршируют.
Только встали дети в круг,
Сразу птички прилетели,
Крылышками махали,
Нас всех удивляли.
А потом пришёл гусь:
«Никого я не боюсь,
Дайте мне водички,
Буду я плескаться,
Буду забавляться».
Увидали это бегемотики,
Ухватились за животики
И хохочут, и хохочут,
Будто кто-то их щекочет.
А жуки-то, а жуки,
До чего же хороши:
Лапки мохнатенькие,
Спинки полосатенькие.
К обезьянам подошли,
Посмеялись от души.
Греют спинки на лужайке
Черепашки с львятами,
Светит солнце яркое,
Весело с ребятами.
Подошли к слону огромному,
Грозно топал он ногами,
Ну а мы не испугались,
Только весело смеялись.
Встают в круг.
ноги на ширине плеч, руки опущены.
Машут прямыми руками. «Чик-чирик».
руки назад, головку вверх. Наклоны вперёд.
«Га-га-га».
сидя, руки на животе.
Со словами «Ха-ха» дети поворачиваются вправо, влево.
лёжа на спине. Барахтаются «в траве», машут ногами, руками и жужжат: «Ж-ж-ж».
ноги вместе, ладошки перед лицом. Прыжки на двух ногах.
лёжа на животе,
руки за голову.
Головкой покачивают,
ножками машут.
руки на поясе, ноги вместе.
Топают ногами.
«Эй, не стойте слишком близко,
Я тигрёнок, а не киска!» —
Зарычал нам грозно тигр
После всех весёлых игр.
Мы немного испугались
И все дружно рассмеялись.
стоя, руки перед лицом.
Делают страшную рожицу
и рычат: «Р-р-р».
Если бы мы собирали корзину полезных продуктов. Какие продукты бы мы в нее положили?
Правильно. А теперь каждый нарисуйте тот продукт, который можно будет положить в эту корзину. И мы все вместе сделаем большую картину под названием «Полезные продукты».
Дети рисуют свои «полезные продукты», по завершении все картинки приклеиваются на общий коллаж.
На правильные утверждения хлопаем, на неверные прячем руки за спину:
Перед сном много пить
Гулять на свежем воздухе
Наедаться перед сном
Смотреть страшные фильмы
Ложиться в одно и то же время
Играть в шумные игры
Спать на жѐсткой постели
Играть перед сном в компьютер
- Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг. – М, 1997.
- Бильдина, И. Сценарий родительского собрания «Учите детей быть здоровыми» [Текст] / И. Бильдина // Управление школой. – 2008. — № 12. – С. 41-42.
- Борисов, В.М. Загадки, скороговорки, считалки [Текст] / В.М. Борисов. – М: Астрель, 2001. – 63 с.
- Михалков, С.В. Про девочку, которая плохо кушала: Стихи [Текст] / С.В. Михалков. — М., 1999. – 15 с.
- Пащинская, Г.Н. Загадка — ума зарядка [Текст] / Г.Н. Пащинская // Русские народные загадки. – Калининград. – 1982. – 15 с.
- Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5- 8 лет [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2003. – 144 с.
- Шибанова, Н.Ю., Хорунжина С.И. Как быть здоровым [Текст] / Н.Ю. Шибанова Н. Ю., С.И. Хорунжина. – Кемерово, 2007. – Ч. 1. Питание для здоровья. – 81 с.
- Яворовская, Т.В. и др. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по проведению игровых мероприятий с обучающимися (воспитанниками) в рамках проекта «Школьное питание»: «Каша – радость наша!», «Правильно питайся – силы набирайся!», «В здоровом теле – здоровый дух» [Текст] / Т.В. Яворовская и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2008. – 20 с.
Загадки о продуктах питания
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто – . (Фрукты).
Не шит, не кроен,
И все без застежек. (Кочан капусты)
Голова большая, шея тоненькая (Кочан капусты)
Без окон без дверей, полна горница людей (Огурец)
Сам алый сахарный,
Кафтан зеленый бархатный (Арбуз)
Сидит на дереве,
Кругла, как шар, красна как кровь,
Сладка как мед (Вишня)
Маленькая печка с красными угольками (Гранат)
Целый табун лошадей, на одной привязи (Гроздь винограда)
Не разбив горшочка, не съешь кашки (Орех)
Маленький Иван, костяной кафтан (Орех)
Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается (Гриб).
Сидит баба на грядках,
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет,
Тот слезы проливает (Луковица)
В темной темнице,
А коса на улице. (Морковь)
В красной ермолке,
Всяк наклонится. (Земляника)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …(Горох)
Маленькое озерко, а дна не видать (молоко в чашке)
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко.
Под кустом найдешь ….(Картошку)
Для него не нужен ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…(Лук)
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождя не взмокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Конечно же, я…(Свекла)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок. (Морковь)
Стоит Егорка
В красной ермолке;
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (Репа)
Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек
И все без застежек. (Кочан капусты)
Алый сапог
В земле горит. (Свекла)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апельсин)
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженное)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Вкусны — оближешь пальчики —
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Бублики)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)
Меня одну не едят,
А без меня мало едят. (Соль)
В воде родится, воды боится. (Соль)
Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал – там и пропал.(Сахар)
Из песочницы песок
Сыплют в чай, в кефир и в сок.(Сахар)
На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (Сахар)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апельсин)
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я один тебя не съем, разделю ребятам всем. (Бублик)
В мундире родился,
Ни разу не бился. (Картофель)
В воду сахар, из продуктов
Сыплем только сухофрукты,
Варим где-то час, и вот
Получается…(Компот)
Эту сладкую сосульку
Называют петушком.
Эта сладкая сосулька
Тает лишь под языком. (Леденец)
Свежий и соленый
Он всегда зеленый.(Огурец)
Даже от воды полнеет,
Не стыдится, а краснеет,
Не повешен, а висит,
Упадет – не голосит.(Помидор)
Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов! (Чай)
Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода. (Молоко)
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки… (Суп)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка)
Оно трясется на столе,
А называется… (Желе)
Это хлеб, но он не наш,
Называется… (Лаваш)
В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь, . » (Каравай)
То, о чем загадка здесь,
Хорошо с чайком поесть,
С виду – маленький батон
И с начинкой сладкой он. (Рулет)
На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Бублики)
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста. (Пирожок)
Он знатный, темный,
Нежный, сладкий –
На сладкоежек очень падкий.
Сластен он ловит поутру
И тает сам у них во рту.(Шоколад)
Много блюд в столовой нашей нам готовят повара,
Но вкуснее щей и каши баклажанная ….(Икра)
Источник
➤ Adblockdetector