Меню

Уроки русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по русскому языку на тему

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
st_po_rus.docx 22.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Государственное бюджетное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение (ГБСКОУ) для детей с ограниченными возможностями здоровья школа № 663, г. Санкт-Петербург.

Автор: Владимирская Татьяна Евгеньевна.

Должность: учитель русского языка и литературы

Коррекционно-развивающие упражнения (КРУ) — это специально подобранные задания, направленные на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей ( восприятия, внимания, памяти, мышления), а также профилактику возможных ошибок. КРУ позволяет выявить и использовать в обучении потенциальные возможности учащихся. К КРУ мы относим и общеизвестные занимательные задания (ребусы, кроссворды, загадки и т.д.).

Используя КРУ в повседневной педагогической практике, учитель

может называть их словом «игра», которое всегда вызывает у детей интерес и

радость. В игре дети незаметно для себя овладевают многими умениями и навыками и получают знания по учебным предметам.

Общие задачи КРУ можно сформулировать так:

— развитие различных видов восприятия, памяти, внимания;

— развитие мыслительной деятельности (операций сравнения, классификации,

анализа и синтеза; логичности и гибкости мышления; творческого и ассоциативного мышления);

— развитие, поддержание и повышение интереса к процессу обучения и познания;

— воспитание чувства любви к предмету;

— развитие сообразительности, внимательности, интуиции, любознательности;

— повторение и закрепление материала уроков;

— подготовка к восприятию новых тем;

— облегчение восприятия учебного материала. Цели КРУ на уроках русского языка :

1. Развитие и поддержание интереса к урокам русского языка.

3. Воспитание культуры речи.

4. Развитие языкового чутья.

6. Развитие навыков анализа и синтеза (звуко-буквенного, слогового, морфем-

ного, анализа и синтеза предложений ).

7. Развитие навыков словообразования и словоизменения.

8. Обогащение, уточнение, актуализация словарного запаса.

9. Развитие связной речи.

10. Расширение представлений и общего объема знаний по теме «Речь. Язык. Слово. Общение.»

КРУ особенно важны для детей с ОВЗ, обучающихся в специальных коррекционных школах, в частности, для детей с задержкой психического развития . Для школы Vll вида коррекционно-развивающая работа является необходимым направлением в обучении и воспитании . Указанный выше контингент детей нуждается в помощи, которая заключается в подборе и систематическом использовании особых приемов и упражнений для коррекции и развития определенных функций, для облегчения и эффективности усвоения учебного материала.

Мы предлагаем КРУ для использования на уроках русского языка для детей, имеющих ЗПР, ОНР. Рекомендуется проводить КРУ на каждом уроке.

Примерный перечень возможных КРУ

2. «Сравни. Найди отличия»

3. «Сравни. Найди общее»

4. «Установи аналогию» ( «Измени по образцу»)

5. «Продолжи фразу»

6. «Выбери правильный вариант»

8. «Верно-неверно» («Бывает- не бывает»)

9. «Красиво- некрасиво» («Выбери лучшее»)

10. «Найди пару» («Сгруппируй»)

12. «Раскрой тайну»

13. «Установи связь»

15. «Скажи по-другому»

16. «Найди указанное» («Сыщики»)

19. «Заполни пропуски» («Восстанови справедливость»)

20. «Шифровальщики» ( «Расшифруй или зашифруй слово,тему,фразу»)

Это упражнение увлекает, заинтересовывает детей, позволяет привлечь вни-

мание к занятию, сосредоточиться. Направлено на развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, орфографической зоркости, осмысленное восприятие слова. Отличия можно искать в картинках, буквах (в-р, ш-щ, л-м, У-Ч), словах (ученик — учитель, лиса – собака, орёл – Орёл, ноша – наша, Паша — Маша , пять – петь, ключ – ключик, будут – буду, плащ — плач, пуст – пусть, лежи – лижи, чистота — частота , мой – мои, моется – моются, сел – съел, пришёл – перешёл, берёзка – берёзонька, светлый – светлой, нечему — ничему ).

Это упражнение направлено на развитие мышления, внимания, наблюдательности; тренировку орфографически грамотного письма, на развитие лексико-грамматического строя речи.

  1. лиса – волк, мяч – арбуз, утёнок – котёнок, машина – конь, бра — бар
  2. глагол – прилагательное, приставка — суффикс

3. гитарист – баянист, подбежать – подъезд, водопад — звездопад

Известное, широко используемое на практике, упражнение, всегда интересное детям. Направлено на развитие мыслительной деятельности, слухового внимания, памяти; на закрепление материала уроков русского языка. Необходимо требование полного ответа на вопрос : » Почему ? «

1.Капуста, морковь, яблоко

Корова, лось, овца, лошадь

Дима, Коля, Катя, Костя

2.Пыр, кри, дом, амр

Числа, звуки, буквы

Лесник, лесная, лисичка, лес

3.Суффикс, дополнение, приставка

Запятая, тире, корень, точка

4.Дочь, речь, грач, печь

Мышь, камыш, луж, душ

Расти, росток, вырасту, растение

Направлено на развитие логического мышления, языкового чутья, расширение словаря, развитие грамматического строя речи . Это упражнение направлено на практическое овладение языковыми законами;

1. Кот — котята, лев -. , собака — .

Медведь — берлога, птица -. , рыба — .

2. Русский язык — слова, математика — .

Предложение — слово, текст — .

Стол — столы, стул — . , ребёнок — .

3. Пять — пятьсот, семь — .

Лететь — летящий, петь — .

Окончание — связывать, суффикс — .

Хороший — хорош, плохой — .

Верно-неверно (бывает- не бывает)

Вариант упражнения «Найди ошибку». Учащимся нужно определить правильность утверждения. Развивает внимание, память, мышление; заставляет задуматься, учит сравнивать.

Первый вариант . Учащиеся подают сигнал о правильности (неправильности) утверждения 1. Весна бывает после лета

У слона маленькие уши

2. В слове «лось» — 4 буквы

Лилия, мимоза — деревья

В слове «ягнята» — суффикс «ат»

3. «Не» с глаголами пишется слитно

Лексика изучает правила постановки знаков препинания

Наречие изменяется по числам

Перед союзами всегда ставится запятая .

Второй вариант. «Выбери правильный вариант». В этом упражнении учащиеся должны выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов.

1. У лошади : лошадёнок \ жеребёнок \ телёнок

Рыбы живут : под рекой \в реке\ на реке

2. Гласные образуются с помощью : голоса\ шума \треска

Корень — это : часть речи \член предложения \часть слова

Изложение — это : еда из ложки \пересказ текста

3. Правило — это орфограмма \ пример \упражнение

Летящий — это глагол\ причастие \прилагательное

Разбей на группы

Это упражнение направлено на развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти, сообразительности; закрепление пройденного материала; обогащение словаря.

1. Стол, роза, ромашка, шкаф

Учебник, указка, мяч, парта, скакалка

2. Слоги, плюс, суффикс, сумма, теорема

Лум, абир, бра, зубр, ламк, рука

3. Врачом, шорох, свинцом, шепот, крыжовник

ая, ее, ат, ешь, им .

Воевать, биться, охранять, сражаться,

от, пере, тель, в, оньк, ист.

Установи связь (соедини слова в предложение)

Это упражнение направлено на развитие мышления и связной речи. Учит устанавливать связи между словами, грамматически оформлять предложение; думать, размышлять.

1. медведь – берлога, сыр – молоко, собака — шерсть

2. звуки – уши, гласные – голос, правила – грамотность

3. глагол – действие, окончание – связь, падеж — существительное

Это упражнение направлено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления, орфографической зоркости; учит задумываться, размышлять, контролировать свою речь, прислушиваться к чужим фразам. Представление нелепых ситуаций, возникающих из-за ошибок речи, позволяет доказать необходимость правильной речи, точного подбора слов, четкой формулировки своих мыслей.

«Ошибки» могут быть предложены в любом доступном для учащихся виде, самого различного характера. Задача ребенка — услышать или увидеть заданную «неправильность, нелепость, несуразицу». Ошибки могут быть представлены в картинках, буквах, словах, текстах, предложениях. Используются зрительные и слуховые варианты. В текстах могут быть » допущены» смысловые ошибки, пропуски слов, ошибки орфографии, специфические ошибки и др.

1. Собака живет в гнезде

Зимой в саду расцвели яблони

В ответ я киваю ему рукой.

2. а) Медвед, кастюля, катёнок, паша, дружда, надаче, мотолок.

б) Лос, пёт, он спить

3. Баец, спишил, слителись, плесать, молыш

Ешь, он учиться, непойдём, соберать

В лесе растут грибы

Это задание развивает навыки анализа и синтеза (звуко-буквенного, слогового, морфемного, языкового — в зависимости от цели упражнения и самого задания : «Вставь буквы», «Пропавшие слова», «Какая часть исчезла ?» Также оно нацелено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления,

Источники КРУ для учащихся различного возраста (литература).

1.Калугин М.А., Новоторцева Н.В. «Развивающие игры для младших школьников»

2.Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника»

(Ярославль,»Академия развития»,1996),стр.141,148-150,152,155-158,со 159.

3. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»

6.Винокурова Н. «Подумаем вместе»(М.1998),стр.80-95,1 и 2 сборник упр.

7.Шкатова Л.А. «Подумай и ответь.Занимательные задачи по русскому языку для 5-7

8.Брайт Л. «Развиваем интеллект»(П.П.1997).

10.Сухин И.Г. «800 загадок. 100 кроссвордов» (М.»Новая школа»1996).

11.Волина В. «Праздник букваря .Игры с буквами и словами.»(М.1996).

12.Костромина С.Н.,Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению»

13.Костромина С.Н.,Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей»

14.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей» (Ярославль,»Академия развития»,1996)

16.Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

17.Парамонова Л.Г. «Правописание шаг за шагом»(С-Пб,1998).

18.Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений»

20.Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок

чтения и письма у детей»(С-Пб.1995).

22.Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей» (Ярославль,»Академия развития»,97).

23.Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей»(Ярославль,»Академия развития»,97).

24-26.Ломакин П.И. «В мире слов»(1-3 части)

28.Савкова З.В. «Риторические игры»(С-Пб.1998).

29.Волина В. «Веселая грамматика»(М.»Знание»,1995).

30.Подгаецкая И.М.,Постникова И.И.»Необъятный мир слова» (М.»Просвещение»,95)

31.Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках «(М.»Просвещение»,1991).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствуют раскрытию творческих способностей и вызывают интерес к новым открытиям, а следовательно и кпредмету — ру.

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл.

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в.

Доклад на тему «Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ&quot.

В данном сообщении даны приёмы работы на уроках русского языка при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями для развития грамотного письма.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального на.

Источник

Конспект по русскому языку для обучающихся детей с ОВЗ «Предмет и его название»

специалист в области арт-терапии

Цель: Дать понятие о словах, обозначающих предмет, учить соотносить предмет и его название .

Личностные результаты: Положительное отношение к учению; принятие позиции ученика. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; сравнивание своих результатов со своими одноклассниками.

Познавательные УУД: обучение высказываниям своих предположений; выделение и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между обучающимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Предметные результаты: получить знания о словах, обозначающих названиях предметов и умения дифференцировать их по вопросам.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Продолжительность урока : 40 минут.

Научить ставить вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие предмет.

Расширять словарный запас.

Способствовать активизации психических процессов: внимания, мышления, памяти, творческой активности.

Развивать речь, мелкую двигательную моторику.

Создать условия психологической комфортности для каждого ребёнка.

Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Способствовать воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: тетрадь, ручка, слова на магнитах, учебник.

Деятельность учителя и учащихся

1. Организационный момент

— Сели красиво, спинки выпрямили, ножки вместе, руки положили перед собой.

На вас надеюсь я, друзья.

Мы веселый, дружный класс

Всё получится у нас.

Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.

— Сегодня на нашем уроке гости, повернитесь, поприветствуйте гостей (поклоном головы)

(Проверка готовности к уроку)

— Давайте проверим, все ли готово к уроку русского языка? Тетради, учебник, пенал.

Учитель демонстрирует правильную посадку во время урока

Обучающие сидят за партами, проверяют всё ли готово к уроку.

2. Актуализация знаний

— Какое время года наступило?

— Какой звук чаще звучит в скороговорке?

Семь суток сорока старалась, спешила, сшить себе сапоги.

— Какая буква в алфавите стоит перед буквой «п».

— Давайте откроем тетради, число и классная работа у вас уже написано. Мы с вами уже знаем много словарных слов, сегодня на уроке у нас новое словарное слово коньки , давайте пропишем его красиво, аккуратно и без ошибок, соединяя правильно все буквы, но перед эти сделаем пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
— Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Повторяют за учителем

Учитель вывешивает картинку со словарным словом

Обучающиеся открывают тетради, прописывают словарное слово

3. Изучение нового материала

— Молодцы! Отложите пожалуйста ручки в сторону и посмотрите на доску.

— Тема нашего урока сегодня «Предмет и его название». И сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в сказку. А встречает нас волшебник. У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превратиться в любой предмет.

— На доске появляются картинки с ручкой, пеналом и домом и столом.

— Какое название имеет этот предмет?

— А это что за предмет? Какое название он имеет?

— Посмотрите у нас остались еще два предмета, какое название у них?

— Вокруг нас множество предметов и у каждого из них есть своё название. Окно, стул, стол, шкаф, компьютер.

— Давайте откроем учебник на стр.92, найдем упражнение 2. Все его нашли?

— В упражнении задание, составить предложение заменяя картинки словами.

Мяч закатился под стол.

— Давайте с вами подумаем, что же в этих предложениях является предметами.

— Молодцы, ребята! Что-то мы немного устали, давайте разомнёмся.

Учитель показывает на первый предмет

Обучающиеся называют название предмета

Обучающиеся смотрят на картинки, составляют предложения

(повтор движений по показу)

5. Работа в тетрадях

— Давайте теперь запишем в тетрадь полученные предложения.

— Мы с вами выяснили, что в предложениях есть слова, обозначающие названия предметов.

— В первом предложении какое слово обозначает предмет?

Слово, которое обозначает предмет учитель подчеркивает чертой, затем обучающиеся подчеркивают его у себя в тетради.

— Во втором предложении какое слово обозначает предмет?

Слово, которое обозначает предмет учитель подчеркивает чертой, затем обучающиеся подчеркивают его у себя в тетради.

Учитель пишет предложения на доске, затем обучающиеся пишут их в тетрадь.

Учитель еще раз читает предложение.

6. Закрепление знаний

— Отложите пожалуйста свои ручки в сторону.

— Сегодня мы познакомились с новой для нас темой «Предмет и его название».- Мы узнали, что вокруг нас много предметов и у каждого из них своё название.

— Молодцы, ребята! Вы так хорошо занимались, вы так старались.

— Домашнее задание. Стр. , упр. .

-Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.

— Спасибо за работу. Урок окончен.

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет отметки

Номер материала: ДБ-307325

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году

Время чтения: 1 минута

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Время чтения: 1 минута

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Проект здоровье 21 века
Adblock
detector