Программа «Уроки психологического здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_psihologicheskogo_zdorovya_-.docx | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
Приложение к ООП НОО
курсов внеурочной деятельности
«Уроки психологического здоровья»
для обучающихся 1-х классов
на 2018 — 2019 учебный год
Составитель: педагог-психолог Вахрушева Н.А.
Школьная жизнь – серьезное испытание для большинства детей, особенно, если эта жизнь только начинается. Для многих обучающихся начального звена школа является психотравмирующим фактором, поэтому решение вопроса сохранения психофизического здоровья школьников является первостепенным для службы социально – психолого – педагогического сопровождения. Данная тема четко обозначено в ФГОС.
В период с 7 до 10 лет у детей резко нарастают различные трудности в развитии детей. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие, особенно, если это дети с задержкой психического развития. На трудности в семье, в школе, в общении с окружающими ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Достаточно типичными становятся проявления нейротизма, снижение самооценки, тревожность, неуверенность, страхи и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости. Многие дети в этот период серьезно нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Согласовывая свои действия, педагоги, родители, специалисты смогут помочь сдержать влияние психотравмирующих факторов на психику ребенка, сохранить его соматическое здоровье. Специалисты отмечают необходимость специально организованных форм развития личности ребенка в условиях учебной деятельности и вне ее.
Направление данной программы социальное, что включает в себя формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, развитие умения адекватно переживать и выражать свои чувства, искать конструктивные способы выхода из сложных для ребенка ситуаций. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Данная программа поможет младшему школьнику быстрее построить внутришкольный круг общения, перенести формирующиеся интересы, контакты за пределы учебного процесса.
Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе практического пособия С.В Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2011. Курс рассчитан на 1 год. Проводится в 1-х классах один раз в неделю со всеми обучающимися в течение учебного года (1-а,б – 33 часа). Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Возможно задание творческого характера на дом для совместного взаимодействия ребенка с родителями.
Основные положения программы.
Цель. Создание у обучающихся мотивации на сохранение психологического здоровья, формировании у них эмоциональной стабильности и положительной самооценки.
1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития обучающихся.
2. Помочь детям овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других детей.
3. Обучить учащихся сознательному регулированию своего поведения, приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
4. Развивать способность к рефлексии.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.
6.Формировать позитивную моральную позицию ребенка в социуме.
7. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:
- Принцип позитивности , который означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества.
- Принцип духовности , который устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
- Принцип целостности развития , который усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
- Принцип индивидуального подхода , означающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
- Принцип развития и саморазвития личности , который предполагает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию.
Сроки исполнения: 1 раз в неделю со всем классом в течение учебного года (33 ч).
Объект программы : учащиеся 1-а, б классы.
Предмет: социально – личностная сфера учащихся
Основное направление программы: социальное.
Методы и формы работы: беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения, игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, тренинговые и релаксационные упражнения.
Методические рекомендации по реализации программы.
Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.
Содержанием основной части урока является’ целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.
Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.
Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).
Коррекция негативных личностных проявлений
Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)
Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости
Критерии эффективности программы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
— формирование позиции ученика;
— снижение уровня школьной тревожности;
— умение справляться с негативными эмоциями
— стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;
— повышение уверенности в себе и своих возможностях;
— мотивация на саморазвитие;
— повышение коммуникативной компетентности;
— активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- расширять кругозор, формировать познавательные мотивы деятельности
- быть внимательным к партнерам при групповом взаимодействии
- соблюдать правила игры и дисциплину
- делать анализ своего внутреннего состояния
- формировать положительную самооценку
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
- адекватно вести себя в различных ситуациях, учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
- усваивать разные способы запоминания информации.
Источник
Психологическое занятие Эмоции и здоровье
Важность влияния эмоций на здоровье ребенка.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие Эмоции и здоровье»
Занятие «Эмоции и здоровье»
Цель: обучать приёмам снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья; воспитывать культуру общения.
1.Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных).
2.Развивать умения учащихся различать разные виды эмоций;
3.Учить детей способам снятия негативных эмоций;
4. Воспитывать чувства взаимопонимания и помощи друг к другу.
Оборудование: мультимедийная установка, аудиозаписи, презентация, карточки с заданиями на каждого ребенка, настольная игра «Собери эмоции», мяч, пластмассовые мячи (синий, жёлтый) карандаши цветные, простой карандаш, ножницы, очки, клей, бумага А4.
1. Организационный момент:
Приветствие. (логоритмическое упражнение) слайд 1
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! «;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
желаю (соприкасаются большими пальцами);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? (покажите с помощью смайликов). Слайд 2
Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.
-Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, у вас на столе лежит картинка, с которой пошалил легкий весенний ветерок, соберите её. (дети собирают разрезную картинку).
— Что изображено? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд 3
— Правильно, на картинке изображены воздушные шары с разными эмоциями. И тема нашего занятия «Эмоции и здоровье», и как эмоции влияют на наше здоровье.
Когда я шла к вам на занятие, то по пути встретилась с воздушным шариком и он рассказал мне историю и попросил от вас помощи: Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Чтобы вернуть им лица вы должны пройти 5 испытаний. Вы согласны помочь нашим друзьям волшебным воздушным шарам. Слайд 4
Девиз нашего занятий: Слайд 5
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду применять.( совместное чтение девиза)
2. Основная часть:
Итак, мы отправляемся 1 наше испытание
Давайте сыграем в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий. Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
горе — радость
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный
здоровый — больной
-Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.
— Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания. Слайд 6
Эмоции – это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!
— Какие эмоции вы знаете? Слайд 7
— положительные и отрицательные. Они помогают человеку регулировать своё поведение.
— Где выражаются эмоции? (на лице) Слайд 8
— При помощи чего выражаются эмоции? ( бровей, глаз, рта)
— Верно, т.е. при помощи мимики лица.
Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справиться с трудностями, а значит помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья. Слайд 9
Перед вами задание: Максим и Кирилл выполняют задание « Дорисуй недостающего смайлика» ( работа с карточками), а Саша, Олеся и Слава «Найди и обведи такое же лицо»
Максим, какого смайлика ты нарисовал? А ты Кирилл? Молодцы, вы правильно определили недостающего смайлика.(поощрение жетоном)
— Сколько обвели вы таких же лиц, как в рамке (6)
-Молодцы, вы справились с задание (раздаю смайлики)
– Иногда ребята ссорятся из-за пустяков, спорят, говорят друг другу неприятные, злые слова. После этого они могут нагрубить другим людям, испортить им настроение. Этим можешь оказаться и ты. Что же делать? (Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос).
– Умейте внимательно выслушать собеседника. Отвечайте спокойно. Доказывайте свою правоту словами, а не кулаками. В трудных ситуациях старайтесь понять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, заботой, доброй шуткой. Тогда и вы не почувствуете себя одиноко.
Отрицательные эмоции. Они передаются окружающим нас людям и вредят нервной системе и всему организму в целом. Слайд 12
Если человек будет испытывать, проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью. Как справиться с отрицательными эмоциями: занятие спортом, прогулка на свежем воздухе, контрастный душ, общение с хорошими друзьями, общение с животными, творческая и трудовая деятельность, чтение книг, просмотр фильмов. Слайд 13
Сегодня у нас день неожиданных встреч. Мы встретимся с героями мультфильмов (просмотр первых кадров).
— Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок мультфильфа «Верните Рекса!»
— Кто герои этого мультфильма?
– Определите чувство, которое испытывает мальчик. (Он грустит)
— Как вы определили, что мальчик грустит?
Упражнение «Раздели эмоции» Слайд 14
Я предлагаю вам самостоятельно, разделить положительные эмоции от отрицательных. В конверт с солнышком вложите только положительные эмоции, в конверт с тучкой – отрицательные эмоции.( приложение 1).
А сейчас мы с вами проверим правильность выполненного задания. Слайд 15-18
— Молодцы и с этим заданием вы справились! ( поощрение жетонами- смайликами)
– Если кто-то из вас в школе получил хорошие отметки, прибрал дома, помог родителям, и они его похвалили, то у них и вас появились какие эмоции?
– Вы прочитали интересную книгу, решили, наконец, задачу, которая никак не сходилась с ответом, – все это вызывает положительные эмоции.
– Если происходящее вас радует, появляется улыбка на лице. Хорошее настроение передается другим людям.
А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение. Слайд 19
— Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные !
Следующий отрывок мультфильма «Просто так»
— Кто герои этого мультфильма?
– Определите эмоцию, которую испытывает мальчик?
— Определите эмоцию, которую испытывает ослик?
Задание «Эмоции Мишки». Вырежь, эти фигурки и приклей так, чтобы мордочка Мишки выражала какую-то эмоцию. Напоминаю о Т.Б.при работе с клеем и ножницами. Слайд 20-21
— Молодцы еще с одним испытанием вы справились ( поощрение смайликами)
Игра «Волшебные очки».
Психолог рассказывает: «Жил-был один волшебник, который изобрёл удивительные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и рассказал:
Я радуюсь, когда…
Мама радуется, когда…
Учитель радуется, когда…
3 этап: Заключительная часть:
Из всех эмоций лучше всех,
Которые рождают смех.
Смеяться, право не грешно,
Когда действительно смешно!
Здоровье – царство смеха,
Сам смех – тропа к успеху.
И нам всё удаётся
Когда душа смеётся!
В объятия смеха спеши!
Смех – это душ для души!
Рефлексия: Слайд 22
— Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно? ( жёлтый мяч по кругу)
— Что было сложно, не понравилось? ( синий мяч по кругу)
— Подошло к концу наше занятие. Посчитайте свои смайлики. Молодцы вы были сегодня великолепны и легко справились с испытаниями. Слайд 23
А теперь я попрошу вас и гостей сделайте волшебные воздушные шары снова разными и нарисуйте им свое настроение. (работа с шарами). Слайд 24.
Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в круг. Я желаю, вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю эти волшебные шары с вашим настроением. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня были вместе! Мы спокойны и добры! Приветливы и ласковы! Мы всегда здоровы! Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу! А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».
Источник
➤ Adblockdetector