Меню

Уроки по педагогике здоровья

135 уроков здоровья
методическая разработка по теме

Методические разработки А.А. Обуховой и Н.А. Лемяскиной помогут учителю в проведении занятий кружка «Тропинки к здоровью». Авторами предусмотрены стандартные и нестандартные формы проведения. Я позволила себе немного дополнить материалы авторов.

Скачать:

Вложение Размер
135_urokov_zdorovya.rar 242.4 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Урок здоровья в 1 классе. Урок- путешествие. Тема:Путешествие в страну «Здоровье»Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Данный материал можно использовать на уроках по ОЗОЖ, а также как внеклассное мероприятие.В нем в занимательной форме разыгрываются с детьмиситуации по правильному питанию.

Урок здоровья по ОБЖ в 4 классе на тему «Что влияет на здоровье».

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Путешествие в город Здоровейск.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: — развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау.

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат.

Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр.

Источник

Педагогика здоровья
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Аннотация на программу » Педагогика здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
pedagogika_zdorovya-_harebovoy_t.g.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

учителя начальных классов

МБОУ гимназия №14

Харебовой Татьяны Геннадьевны

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Существует и определение здоровья по Брехману.

  • Соматическое здоровье — удел биологии и медицины.
  • Физическое здоровье — сфера физической культуры и спорта.
  • Психическое здоровье — область применения психологических наук.
  • Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов.)

Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. «Педагогика здоровья» как раз разработана и направлена на это.

Программа по «Педагогике здоровья» ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

В ней решаются следующие задачи:

  • образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
  • развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценности здоровья)
  • воспитательные (развитие у учащихся стремления организовать здоровый быт, противостоящий неблагополучной социальной и природной среде)
  • практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление их духовно-социального здоровья)
  • пропаганда здорового образа жизни , формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей;

Понятие здоровый образ жизни включает в себя следующие блоки:

  • Режим труда и отдыха.
  • Физическая активность и закаливание.
  • Рациональное питание.
  • Психогигиена и психопрофилактика.

— Создание благоприятной для человека окружающей среды.

  • Отказ от курения и алкоголя.
  • Половое воспитание и сексуальное здоровье.

— Нетрадиционные методы оздоровления.

Здоровый образ жизни — это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи, без высокого образовательного и культурного уровня всех членов общества, в первую очередь, женщины, без ее высокого духовного потенциала, без изменения отношения к личности, без самоуважения, а следовательно, без ее уважения к другим, без любви к ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то, что менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Цель занятий «Педагогики здоровья»: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Используются другие специфические для младших школьников виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и кушать здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия строятся так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

После проведения систематических занятий по данной программе, прослеживаются тенденции улучшения здоровья учащихся, развитие и расширение их знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Источник

Учебное пособие содержит материал авторского учебного курса «Пе­дагогика здоровья»

Название Учебное пособие содержит материал авторского учебного курса «Пе­дагогика здоровья»
страница 1/19
Тип Учебное пособие

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие

Здоровьесберегающие педагогические технологии
УДК 351.77(075.8) ББК 51.1(2)6я73 М678

кандидат медицинских наук, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент Н. К. Смирнов; кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-экспериментальной работе Орловского областного института усовершенствования учителей, доцент Т.В.Кузнецова

М678 Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.

Учебное пособие содержит материал авторского учебного курса «Пе­дагогика здоровья». Основное внимание уделено комплексному рассмот­рению используемых в образовательном пространстве здоровьесберегаю-щих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых акту­альных проблем образования — развития и становления культуры здоро­вья обучающихся.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано учителям-практикам, преподавателям вузов, работникам социальной сферы и всем занимающимся вопросами сохранения здоро­вья подрастающего поколения.

УДК 351.77(075.8) ББК 51.1(2)6я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

©Митяева А.М., 2008

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-7507-5 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

Современные стрессовые, социальные, экологические и пси­хические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения.

В условиях общественной неустойчивости человек должен об­ладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивиду­альность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормаль­ной жизнедеятельности.

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-фило­софы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV—V вв. до н.э.), Эмпедокл (ГУ в. до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В.Г.Белинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности лич­ности.

В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения нема­лый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П.Боткин, В.Я.Муд­рое, А. М.Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии.

В 70—80-е гг. XX в. многоплановый анализ здорового образа жизни проведен в трудах философов (А.П.Бутенко, В.Б.Капус­тин, М.Н.Руткевич, В.И.Столяров), социологов (В.В.Бовкун, И.М.Быховская, А.В.Лисовский, Л.Я.Рубина, П.Х.Титма), ме­диков (Н.М.Амосов, В.Е.Апарин, И.И.Брехман, А.И.Киколов, Ю. П.Лисицын, В. П. Петленко), психологов и педагогов (М. Я. Виленский, В. А. Сластёнин).

Многие дети теряют свое здоровье за период школьного обу­чения. По данным Бюро медицинской статистики РФ, дети до 14 лет страдают заболеваниями носоглотки (30%); у них выявле­ны понижение остроты зрения и слуха (5,48 %), недостаточность питания (3,8 %), нарушение осанки (сколиоз) (2,4 %) и др. Острые респираторные, вирусные инфекции провоцируют формирование хронических патологий (тонзиллиты, аденоидиты) и приводят к быстрому утомлению школьника в процессе учебной работы, на­рушают комфортность, порождают дисгармонию в отношениях человека с самим собой и окружающим миром.

Такую ситуацию можно объяснить прежде всего нездоровым образом жизни семей, несбалансированным питанием детей, пе­регрузками организма, отсутствием рационального режима труда и отдыха. Однако педагоги и организаторы образования не всегда понимают значение здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования. Поэтому одной из важных проблем школы остается формирование у школьников умения вести здоровый образ жизни.

В восприятии и оценке родителей эта проблема выступает как своеобразный запрос к педагогам — организаторам основной сту­пени школьного образования. Более 60 % родителей школьников считают, что их ребенок должен расти и развиваться в благоприят­ной среде, способствующей сохранению его здоровья и комфорт­ному самочувствию.

Чтобы хорошо учиться и успешно преодолевать трудности школьной жизни, ребенок должен быть прежде всего здоров. Фор­мирование его целостного «Я», неотъемлемой частью которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе обучения. Здоровье станет содержанием и нормативным результатом образования, которое можно обозначить как здоровьесберегающее.

Таким образом, в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддержи­вать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы сво­его физического и психического развития, противостоять жиз­ненным стрессам.

Однако обучить подростка умению успешно строить жизненно важные отношения, помочь ему жить в гармонии с собой, развить способности без потерь в здоровье осваивать сложные школьные курсы учитель массовой школы не всегда способен. Хотя, как из­вестно, здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного примера родителей и учителей, ведущих здо­ровый образ жизни.

Решение проблемы здоровья детей заключается в первую оче­редь в педагогическом осмыслении социальной валеологии в про­цессе организации школьного обучения.

Этим и занимается педагогика здоровья — наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни.

В нашей стране все острее ощущается несоответствие между неуклонно растущими требованиями семьи и общества к разви­тию личности с высоким интеллектуально-познавательным, фи­зическим потенциалом и низким уровнем состояния здоровья людей, между необходимостью здорового образа жизни и непод­готовленностью организаторов школьного образования и учите­лей к проведению валеологических (по развитию культуры здоро­вья) мероприятий.

Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффектив­но, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающих­ся. Иначе говоря, становление культуры здоровья обеспечивается, когда целенаправленно организуется система коллективных валео­логических отношений (учитель—учитель, учитель—ученик, учи­тель —родители, родители — подростки).

Учителя используют межпредметные связи, помогающие рас­ширить знания и умения учащихся в самопреобразовании своей валеологической грамотности, а у самих школьников на этой основе формируется устойчивая потребность в здоровом образе жизни и активной деятельности по укреплению собственного здо­ровья.

В мире и в отдельных странах, включая Россию с кризисными социально-экономическими условиями, сложились неблагоприят­ные тенденции, определяющие негативное физическое состояние и низкие социальные перспективы сохранения здоровья подрас­тающего поколения.

Укрепление здоровья населения страны и отдельно взятого че­ловека — комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от школы, ее грамотно­го взаимодействия с семьей.

Объединение усилий разных специалистов для решения комп­лекса проблем, связанных со здоровьем человека, возможно в рам­ках соответствующей отрасли научных знаний — педагогики здо­ровья.

Концептуально педагогику здоровья можно рассматривать как научно организованный социальный институт внедрения комплекса идей о формировании, поддержании и укреплении здоровья как особого естественно-важного функционального состояния челове­ка в системе «семья—школа—СМИ» на основе пропаганды здо­рового образа жизни, культуры здоровья. Применительно к учеб­но-воспитательному процессу, осуществляемому в школе, педаго­гика здоровья — это система, помогающая учащимся сформиро­вать здоровый образ жизни, потребность следовать этому образу жизни в дальнейшем.

Именно школе предоставляется возможность решать нравствен­ные, валеологические и социальные проблемы.

Основными из этих проблем являются;

— сохранение здоровья и психики ребенка, формирующихся в условиях огромного потока информации, стрессов, экологической несовместимости природы человека и научно-технического про­гресса;

— создание благоприятных условий для деятельности самого школьника, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической (управление движениями и функциональ­ными возможностями организма), психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями), интеллекту­альной (управление своим мышлением).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторические предпосылки развития культуры здоровья личности

Основы педагогической валеологии были заложены в России в середине XIX — начале XX в. Н. И. Пироговым (1856) и И. И. Меч­никовым (1907). Н. И. Пироговым в его работах впервые выделе­ны такие основные компоненты здоровья, как духовный, нрав­ственный, социальный и соматический, которые ныне выступают частью научно обоснованной модели здоровья — модели Все­мирной организации здравоохранения. Продолжением работ Н.И.Пирогова стало создание И.И.Мечниковым учения, которое он назвал «ортобиоз» — правильная жизнь. Именно И.И.Мечни­кову принадлежит идея о необходимости научных обоснований правил индивидуальной человеческой жизни. Вклад этих ученых в создание целостной научной теории здоровья, в осмысление че­ловеком правил естественно здорового образа жизни на практике до конца 70-х гг. XX в. не был полностью востребован.

Лишь в 1980 г. И.И.Брехман ввел в научную литературу новый термин — «валеология» (от лат. valeo — здравствовать, быть здо­ровым), обозначив актуальное направление в науке, связанное с изучением и становлением здоровья, выявлением методов его ак­тивного формирования. Термин оказался настолько емким, что стал использоваться для обозначения науки фундаментальной, не­обходимой для обучения, воспитания, профилактической работы, лечения и психофизической реабилитации подрастающего поко­ления.

Современная жизнь создает много проблем и предъявляет по­вышенные требования к человеку и его здоровью. В связи с этим важно воспитать общественное сознание в отношении здоровья не только как личного достояния каждого человека, но и как достояния всего общества, сохранение которого должно стать ста­бильной ценностной ориентацией личной жизни граждан и госу­дарства. Вместе с тем в условиях современной цивилизации мно­гие элементы человеческой культуры, развития техники, эконо­мики и средств отношения к природе вступают в противоречия с требованиями здорового образа жизни, со здоровьем человека и его развитием в целом. Одним из критериев оценки эффективно­сти развития культуры должна быть ее роль в нравственном и физическом совершенствовании человека, сохранении его здоровья и активного долголетия.

Индивидуальная культура выступает как особый деятельност-ный способ освоения человеком мира, включая внешний — при­роду и общество — и внутренний мир человека. Очень важно, что человек рассматривается как субъект собственного развития и одновременно главный результат своей деятельности по измене­нию себя самого. Культуру с этой точки зрения можно опреде­лить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественно-преобразовательной (материальной и духовной) деятельности.

Таким образом, под индивидуальной культурой понимается особого рода отношение человека в системе его отношений к са­мому себе, свойственных только человеку как субъекту активной деятельности по самоизменению. В связи с этим культуру здо­ровья следует определять не только как сумму знаний, но и как активно-заинтересованное поведение, основанное на нравствен­ных началах отношения человека к физическому потенциалу сво­его развития.

Содержание валеологии как научной отрасли базируется на концепции здоровья человека, которая, в свою очередь, является отражением представлений о сущности и предназначении чело­века. Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом опреде­ляются уровнем его интеллектуального и нравственного потенци­ала, поэтому человеку очень важно научиться видеть свое един­ство с окружающим миром и культурными запасами знаний чело­вечества, где подлинная красота человеческого тела включает в себя физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работо­способности и социальной активности при максимальной про­должительности жизни. Следовательно, со школьной скамьи не­обходимо учить человека осознавать, что здоровье — это главная ценность жизни, которую надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней сознательной жизни.

Во всем мире стали понимать, что укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, формирование здорового образа жиз­ни, увеличение продолжительности жизни и активного творче­ского периода — важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством, здравоохранением, школой и каж­дым человеком. В конце 60-х гг. XX в. службы социального обес­печения, здравоохранения, военные ведомства США, Скандинав­ских и других развитых стран с тревогой сообщали о нарастаю­щем ухудшении здоровья населения, а правительства начали раз­рабатывать программы «борьбы со злом века» и вести усиленную пропаганду здорового образа жизни. В начале 70-х гг. прошлого столетия в обществе была осознана необходимость изменения образа жизни. Начался массовый отказ от курения (в США, на­пример, реклама сигарет и спирто-водочных изделий запрещена) и других вредных привычек. В массовом сознании стройная фи­гура, крепкое здоровье, увлечение спортом становятся не модой, а нормой, признаком культуры.

Таким образом, хорошее здоровье осознается как один из глав­ных источников счастья и радости человека, неоценимое его бо­гатство, которое медленно и с трудом накапливается, но быстро и легко теряется.

Между тем общепринятого определения здоровья не существу­ет. Ученые-медики рассматривают его как «состояние организма человека, которое обеспечивает полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности». Причем Г. М. Куко-левский считает, что «здоровье — это естественное состояние орга­низма, характеризующее его уравновешенность с окружающей средой при отсутствии каких-либо болезненных изменений». По мнению других медиков (Н.М.Амосов и др.), понятие здоровья должно включить не только наличное функциональное состоя­ние, но и «потенциальную способность к мобилизации его резер­вов, например, при выполнении напряженной физической и ум­ственной работы». Важные аспекты психологического здоровья (И. И. Брехман) рассматриваются как «физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой».

В 90-х гг. XX в. на основе положений физиологической кон­цепции формирования здоровья детей, разработанных лаборато­рией здоровья детей школьного возраста НИИ педиатрии РАМН, дано комплексное и, с нашей точки зрения, наиболее полное оп­ределение здоровья растущего организма как динамичного и вме­сте с тем устойчивого состояния к патологическим и экстремаль­ным воздействиям, которое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем организма, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Идея воспитания здорового человека имеет глубокие корни.

Мало кто задумывается, что и у здоровья есть мера, как и сред­ства, повышающие его уровень. Зная меру здоровья человека, можно с известной надежностью прогнозировать его здоровье на близкое и далекое будущее.

Более тысячи лет назад великий Авиценна описал степени здо­ровья и болезни. По его мнению, бывает «тело здоровое до преде­ла; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; затем тело в хорошем состоянии, быстро воспринимаю­щее здоровье; затем тело, больное до предела». Позднее в «табли­цах здоровья», составленных в середине XI в. арабским ученым Абу ибн Бутляном, как и в «Каноне врачебной науки» Авиценны, даются те же основные условия, необходимые для сохранения здо­ровья. К ним относятся свет, воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, умеренные эмо­ции. Приводятся сведения о том, как следует управлять своими эмоциями и страстями, такими, как гнев, радость, печаль, досада, страх.

Как видим, древние врачи намного глубже и шире, чем совре­менные, понимали многообразие здоровья как динамического состояния организма. Неслучайно многие древние медицинские трактаты посвящены не столько лечению болезней, сколько спо­собам сохранения здоровья. В России еще в 1800 г. появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно», ориентировавшее на изу­чение собственного организма («Диететика»), содержавшее прак­тические советы и правила, как сохранить здоровье детей, посе­щающих школу. Позднее среди факторов здорового образа жизни (ЗОЖ) рассматривалось влияние окружающей среды, стихийных сил природы, космоса (М.В.Соколов, 1849; С.Аррениус, 1900). По тем временам эти исследования были смелы. «Диететика» переиздавалась и стала материалом для научного осмысления многи­ми учеными (Ж.Гулен, 1791; И.Венцель, 1803; В.Фармаковский, 1845; Э.Бокк, 1872; Ф.Шольц; 1888; В.Бехтерев, 1906; и др.). В ра­ботах В.М.Бехтерева, в частности в его книге «Личность и усло­вия развития ее здоровья», в которой открыта зависимость фор­мирования здоровья от условий работы ребенка в школе, для нас интересен вывод о рациональном воспитании, которое должно развивать в ребенке бодрый дух, необходимый для борьбы с жи­тейскими невзгодами.

Таким образом, на рубеже столетий в России существовала обоснованная точка зрения ученых на роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирова­нии ЗОЖ.

Именно школа должна быть так благоустроена (этически и эс­тетически), чтобы влиять на нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать библейский Эдем (В.Л.Фармаковский). За­нятия же следует проводить в атмосфере благожелательности, при­вивая основы этики взаимоотношений, пробуждая добрые нравы. Эти рекомендации особенно ценны тем, что побуждают учителей к формированию ЗОЖ ребенка так, чтобы дети сами стремились к гармонии с окружающим миром. Серебряный век в русской культуре связан с особым интересом к экзистенциальным про­блемам, гармонии человека с собой и окружающим миром. Назо­вем лишь нескольких его представителей: Ш.Отто (1864), Ш.Се­верин (1908), Л.И.Ляховский (1910), И.И.Орлов (1912), О.Брон­штейн (1918) и др.

Наряду с проблемами здоровья в науке разрабатывались и внед­рялись в практику кардинальные системы семейного воспитания, оценивалось его влияние на формирование потребности в здоро­вом образе жизни (И.Г.Мюллер, М.И.Покровская и др.). Пред­принята была и попытка привлечь внимание учителя к необходи­мости формирования здоровых привычек у школьников. Однако, как ни старались отечественные ученые обратить внимание учи­телей на здоровье детей, массовая школа осталась глуха к призы­вам, а педагогика как наука не предлагала тогда научно обосно­ванного перечня необходимых валеологических знаний в програм­ме методической подготовки будущего учителя.

Таким образом, уже на рубеже веков медицина ставила про­блемы, подсказывала пути их педагогического решения, но педаго­ги массовой школы, решая чисто гигиенические вопросы, пребы­вали в рамках жесткой учебно-предметной системы организации труда детей в их школьной жизни. В силу этого медицина пыта­лась (и сейчас порой пытается) исправлять здоровье детей, разру­шенное педагогами, семьей, обществом и самими детьми.

Следующий этап в развитии валеологических подходов — 20-е гг. XX в. В этот период изучаются адаптационные механизмы чело­веческого организма в связи с изменением биосреды (В. Р. Эккодт, 1922; Саркизов-Серазини, 1925; П.Г.Мезерницкий, 1936; и др.). Правда, данные исследования не отражены в методической лите­ратуре педагогического профиля. Появляются работы, рассматри­вающие зависимость процесса формирования ЗОЖ школьников от уровня личностного развития их сознания, воли и «установки доминанты волевого посыла» (И.Т.Назаров, 1929; Е.А.Андри­анова, 1941). В работе И.Т.Назарова «Культура воли, система воспитания здоровой личности» особая роль отводится учителю, поскольку именно он, по мнению автора, ответственен за воспи­тание воли ребенка как условия формирования положительных целевых установок личности в области ЗОЖ. Именно личное отно­шение и воля позволяют совершенствовать адаптационные возмож­ности организма, помогая сохранить здоровье в экстремальных ситуациях. И. Т. Назаров разработал рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в которых предлагал специально по­добранную систему активных гимнастических упражнений, улуч­шающих координацию, повышающих работоспособность, чтобы реакция нервной системы организма на изменение ситуации ста­новилась почти автоматической. Сегодня мы назвали бы этот под­ход экологией человека. Несомненная ценность работы И.Т.На­зарова, на наш взгляд, состоит в том, что им предложены важные пути и средства развития здоровой личности с идеальной нервной системой.

В конце 40-х — начале 50-х гг. XX в. специалисты обращаются вновь к проблемам формирования здоровья школьников, поскольку новая установка на гигиенический аспект ЗОЖ была вызвана неблагоприятными условиями послевоенного времени. Осново­положником советской системы формирования здоровья школь­ников можно считать И. И. Мильмана. Ученый утверждал, что учи­тель — главная фигура в процессе обучения школьников «технике выполнения гигиенических навыков». Он разработал систему уро­ков здоровья, а его ученики и последователи — серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике ее при­менения: санитарии, сохранению работоспособности человека, увеличению продолжительности его жизни.

Во многих публикациях послевоенного периода подчеркивалась особая роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни (М.В.Антропова, 1958; А.А.Гжанский, 1965; В.К.Шуру-хина и В.В.Волков, 1965). Правда, авторы не предлагали меха­низмов формирования ЗОЖ школьников и акцентировали внима­ние лишь на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. Для своего времени их рекоменда­ции были новым словом в организации гигиенического режима учебного учреждения и повышении его санитарной культуры. Правда, они предлагали не систему совместных действий семьи и школы, а лишь отдельные методические материалы по организа­ции комплекса дней здоровья и уроков здоровья, которые не обес­печивают решения проблемы формирования культуры здоровья школьников.

В педагогических вузах за рубежом проблема обучения здоровью («Health Education*) разрабатывалась E.Ruth (1958), R.Schneider (1958), A.Harhett (1959), B.Sahders (1959). К будущим педагогам они предъявляли следующие требования. Педагог должен быть прежде всего примером отношения к собственному здоровью, мастерство будущего учителя заключается в развитии эмоциональ­ного окружения, использовании игры в учебно-воспитательном про­цессе. Все это способствует снятию утомления, повышению рабо­тоспособности школьников. В их работах выделена особая область знаний о росте и развитии ребенка, личном и общественном здоровье и способах его достижения, личной и общественной гигиене.

Учитель должен знать элементарные гигиенические требова­ния к учебно-воспитательному процессу, профилактические меро­приятия и обсуждать их с детьми; уметь проводить тестирование уровня функционирования органов зрения, слуха и т.д., коррек­цию физических дефектов; выполнять программы безопасности жизнедеятельности школьников и оказания первой медицинской помощи; развивать физические качества учащихся и умение орга­низовать правильный отдых; планировать учебные программы с учетом физического и умственного здоровья школьников.

Зарубежные исследователи указывают на особую необходимость оздоровительных методов обучения в учебно-воспитательном про­цессе: проблемное решение задач на уроке с демонстрацией опы­тов, выставки, ролевые игры, путешествия и т.д. В рамках про­граммы «Health Education* в США не только культивируют у школьников моду на здоровье и разумное отношение к ЗОЖ, но и прививают здоровые привычки. В Канаде у учеников формиру­ют состояние умственного и физического здоровья при особом внимании к здоровому школьному окружению. В Германии со­здают условия для естественного развития ребенка в образова­тельном учреждении. В Аргентине у детей развивают особый ин­терес к себе и к собственному здоровью, воспитывают чувство долга и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Таким образом, за рубежом в системе профессиональной под­готовки будущего педагога любой направленности выделен аспект «Health Education*, идентичный аспекту валеологической работы учителя, социального педагога со школьниками в Российской Федерации. Вместе с тем в зарубежных программах не всегда чет­ко представлен перечень знаний будущих педагогов о сущност­ной характеристике ЗОЖ школьников, социально-педагогических технологиях его формирования.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. в России появляются целевые работы об охране здоровья детей (некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме, например А.М.Сергиевским), пособия, помогающие понять при­роду заболеваний ребенка, обучающегося в школе, предупредить возникновение фобий и дидактоневрозов.

В связи с увеличением детских заболеваний, вызванных несо­ответствием учебно-воспитательной работы гигиеническим требо­ваниям, специалисты проводят больше исследований по вопро­сам гигиенического воспитания, охране здоровья обучающихся, где самое серьезное внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Однако попытки привлечь работников образования к школь­ным проблемам ЗОЖ в этот период не увенчались успехом, воз­можно, потому, что в организации гигиенически здорового режи­ма жизнедеятельности школы не были предусмотрены психоло­го-педагогические механизмы внедрения системы мер на уровне интеграции медицинских, педагогических и психологических зна­ний в обучающие системы. Впрочем, и до сих пор параметры ги­гиенического «портрета» учебного учреждения относятся к пре­рогативе деятельности санитарных врачей и школьного врача, в лучшем случае учителя физической культуры или директора шко­лы, а остальные педагоги ответственности за здоровье детей не несут.

Правда, в начале 80-х гг. XX в. появляются некоторые работы, предназначенные для сети учреждений гигиенического просве­щения учащихся, инструктивно-методические письма о задачах школы. В это же время А.И.Киколов (1985), Е.М.Теллер (1985) изучают соматические отклонения (близорукость, сколиозы, плос­костопие и др.) и напрямую связывают их с неадекватной физи­ческим запросам ребенка организацией учебного процесса.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?

2. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?

3. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.

Творческое задание. Составьте библиографию трудов ученых, назван­ных в этой главе, и раскройте их вклад в развитие педагогики здоровья.

Брехман И. И. Валеологня — наука о здоровье. — М., 1990. Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.

Здоровый образ жизни: проблемы, пути утверждения / под ред. А. И. Ав-раменко. — Минск, 1988.

Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений // Госу­дарство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995.

Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения принципам здо­рового образа жизни / пер. с англ. — М., 1990.

Киколов А. И. Обучение и здоровье. — М., 1985.

Книга о здоровье / под ред. Ю.П.Лисицына. — М., 1988.

Митяева А. М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. — Орел, 2001.

Источник

Читайте также:  Внеурочка для 2 класса мое здоровье
Adblock
detector