135 уроков здоровья методическая разработка по теме
Методические разработки А.А. Обуховой и Н.А. Лемяскиной помогут учителю в проведении занятий кружка «Тропинки к здоровью». Авторами предусмотрены стандартные и нестандартные формы проведения. Я позволила себе немного дополнить материалы авторов.
Скачать:
Вложение
Размер
135_urokov_zdorovya.rar
242.4 КБ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Урок здоровья в 1 классе. Урок- путешествие. Тема:Путешествие в страну «Здоровье»Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Данный материал можно использовать на уроках по ОЗОЖ, а также как внеклассное мероприятие.В нем в занимательной форме разыгрываются с детьмиситуации по правильному питанию.
Урок здоровья по ОБЖ в 4 классе на тему «Что влияет на здоровье».
Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Путешествие в город Здоровейск.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: — развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау.
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат.
Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр.
Источник
Педагогика здоровья методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация на программу » Педагогика здоровья»
Скачать:
Вложение
Размер
pedagogika_zdorovya-_harebovoy_t.g.doc
76.5 КБ
Предварительный просмотр:
учителя начальных классов
МБОУ гимназия №14
Харебовой Татьяны Геннадьевны
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Существует и определение здоровья по Брехману.
Соматическое здоровье — удел биологии и медицины.
Физическое здоровье — сфера физической культуры и спорта.
Психическое здоровье — область применения психологических наук.
Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.
Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов.)
Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. «Педагогика здоровья» как раз разработана и направлена на это.
Программа по «Педагогике здоровья» ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
В ней решаются следующие задачи:
образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценности здоровья)
воспитательные (развитие у учащихся стремления организовать здоровый быт, противостоящий неблагополучной социальной и природной среде)
практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление их духовно-социального здоровья)
пропаганда здорового образа жизни , формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей;
Понятие здоровый образ жизни включает в себя следующие блоки:
Режим труда и отдыха.
Физическая активность и закаливание.
Рациональное питание.
Психогигиена и психопрофилактика.
— Создание благоприятной для человека окружающей среды.
Отказ от курения и алкоголя.
Половое воспитание и сексуальное здоровье.
— Нетрадиционные методы оздоровления.
Здоровый образ жизни — это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи, без высокого образовательного и культурного уровня всех членов общества, в первую очередь, женщины, без ее высокого духовного потенциала, без изменения отношения к личности, без самоуважения, а следовательно, без ее уважения к другим, без любви к ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то, что менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Цель занятий «Педагогики здоровья»: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Используются другие специфические для младших школьников виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и кушать здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия строятся так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
После проведения систематических занятий по данной программе, прослеживаются тенденции улучшения здоровья учащихся, развитие и расширение их знаний о сохранении и укреплении здоровья.
Источник
Учебное пособие содержит материал авторского учебного курса «Педагогика здоровья»
Название
Учебное пособие содержит материал авторского учебного курса «Педагогика здоровья»
страница
1/19
Тип
Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
Здоровьесберегающие педагогические технологии УДК 351.77(075.8) ББК 51.1(2)6я73 М678
кандидат медицинских наук, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент Н. К. Смирнов; кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-экспериментальной работе Орловского областного института усовершенствования учителей, доцент Т.В.Кузнецова
М678 Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
Учебное пособие содержит материал авторского учебного курса «Педагогика здоровья». Основное внимание уделено комплексному рассмотрению используемых в образовательном пространстве здоровьесберегаю-щих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых актуальных проблем образования — развития и становления культуры здоровья обучающихся.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано учителям-практикам, преподавателям вузов, работникам социальной сферы и всем занимающимся вопросами сохранения здоровья подрастающего поколения.
УДК 351.77(075.8) ББК 51.1(2)6я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения.
В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.
О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV—V вв. до н.э.), Эмпедокл (ГУ в. до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.
Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В.Г.Белинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности личности.
В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П.Боткин, В.Я.Мудрое, А. М.Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии.
В 70—80-е гг. XX в. многоплановый анализ здорового образа жизни проведен в трудах философов (А.П.Бутенко, В.Б.Капустин, М.Н.Руткевич, В.И.Столяров), социологов (В.В.Бовкун, И.М.Быховская, А.В.Лисовский, Л.Я.Рубина, П.Х.Титма), медиков (Н.М.Амосов, В.Е.Апарин, И.И.Брехман, А.И.Киколов, Ю. П.Лисицын, В. П. Петленко), психологов и педагогов (М. Я. Виленский, В. А. Сластёнин).
Многие дети теряют свое здоровье за период школьного обучения. По данным Бюро медицинской статистики РФ, дети до 14 лет страдают заболеваниями носоглотки (30%); у них выявлены понижение остроты зрения и слуха (5,48 %), недостаточность питания (3,8 %), нарушение осанки (сколиоз) (2,4 %) и др. Острые респираторные, вирусные инфекции провоцируют формирование хронических патологий (тонзиллиты, аденоидиты) и приводят к быстрому утомлению школьника в процессе учебной работы, нарушают комфортность, порождают дисгармонию в отношениях человека с самим собой и окружающим миром.
Такую ситуацию можно объяснить прежде всего нездоровым образом жизни семей, несбалансированным питанием детей, перегрузками организма, отсутствием рационального режима труда и отдыха. Однако педагоги и организаторы образования не всегда понимают значение здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования. Поэтому одной из важных проблем школы остается формирование у школьников умения вести здоровый образ жизни.
В восприятии и оценке родителей эта проблема выступает как своеобразный запрос к педагогам — организаторам основной ступени школьного образования. Более 60 % родителей школьников считают, что их ребенок должен расти и развиваться в благоприятной среде, способствующей сохранению его здоровья и комфортному самочувствию.
Чтобы хорошо учиться и успешно преодолевать трудности школьной жизни, ребенок должен быть прежде всего здоров. Формирование его целостного «Я», неотъемлемой частью которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе обучения. Здоровье станет содержанием и нормативным результатом образования, которое можно обозначить как здоровьесберегающее.
Таким образом, в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам.
Однако обучить подростка умению успешно строить жизненно важные отношения, помочь ему жить в гармонии с собой, развить способности без потерь в здоровье осваивать сложные школьные курсы учитель массовой школы не всегда способен. Хотя, как известно, здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного примера родителей и учителей, ведущих здоровый образ жизни.
Решение проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом осмыслении социальной валеологии в процессе организации школьного обучения.
Этим и занимается педагогика здоровья— наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни.
В нашей стране все острее ощущается несоответствие между неуклонно растущими требованиями семьи и общества к развитию личности с высоким интеллектуально-познавательным, физическим потенциалом и низким уровнем состояния здоровья людей, между необходимостью здорового образа жизни и неподготовленностью организаторов школьного образования и учителей к проведению валеологических (по развитию культуры здоровья) мероприятий.
Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффективно, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся. Иначе говоря, становление культуры здоровья обеспечивается, когда целенаправленно организуется система коллективных валеологических отношений (учитель—учитель, учитель—ученик, учитель —родители, родители — подростки).
Учителя используют межпредметные связи, помогающие расширить знания и умения учащихся в самопреобразовании своей валеологической грамотности, а у самих школьников на этой основе формируется устойчивая потребность в здоровом образе жизни и активной деятельности по укреплению собственного здоровья.
В мире и в отдельных странах, включая Россию с кризисными социально-экономическими условиями, сложились неблагоприятные тенденции, определяющие негативное физическое состояние и низкие социальные перспективы сохранения здоровья подрастающего поколения.
Укрепление здоровья населения страны и отдельно взятого человека — комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от школы, ее грамотного взаимодействия с семьей.
Объединение усилий разных специалистов для решения комплекса проблем, связанных со здоровьем человека, возможно в рамках соответствующей отрасли научных знаний — педагогики здоровья.
Концептуально педагогику здоровья можно рассматривать как научно организованный социальный институт внедрения комплекса идей о формировании, поддержании и укреплении здоровья как особого естественно-важного функционального состояния человека в системе «семья—школа—СМИ» на основе пропаганды здорового образа жизни, культуры здоровья. Применительно к учебно-воспитательному процессу, осуществляемому в школе, педагогика здоровья — это система, помогающая учащимся сформировать здоровый образ жизни, потребность следовать этому образу жизни в дальнейшем.
Именно школе предоставляется возможность решать нравственные, валеологические и социальные проблемы.
Основными из этих проблем являются;
— сохранение здоровья и психики ребенка, формирующихся в условиях огромного потока информации, стрессов, экологической несовместимости природы человека и научно-технического прогресса;
— создание благоприятных условий для деятельности самого школьника, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической (управление движениями и функциональными возможностями организма), психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями), интеллектуальной (управление своим мышлением).
Исторические предпосылки развития культуры здоровья личности
Основы педагогической валеологии были заложены в России в середине XIX — начале XX в. Н. И. Пироговым (1856) и И. И. Мечниковым (1907). Н. И. Пироговым в его работах впервые выделены такие основные компоненты здоровья, как духовный, нравственный, социальный и соматический, которые ныне выступают частью научно обоснованной модели здоровья — модели Всемирной организации здравоохранения. Продолжением работ Н.И.Пирогова стало создание И.И.Мечниковым учения, которое он назвал «ортобиоз» — правильная жизнь. Именно И.И.Мечникову принадлежит идея о необходимости научных обоснований правил индивидуальной человеческой жизни. Вклад этих ученых в создание целостной научной теории здоровья, в осмысление человеком правил естественно здорового образа жизни на практике до конца 70-х гг. XX в. не был полностью востребован.
Лишь в 1980 г. И.И.Брехман ввел в научную литературу новый термин — «валеология» (от лат. valeo — здравствовать, быть здоровым), обозначив актуальное направление в науке, связанное с изучением и становлением здоровья, выявлением методов его активного формирования. Термин оказался настолько емким, что стал использоваться для обозначения науки фундаментальной, необходимой для обучения, воспитания, профилактической работы, лечения и психофизической реабилитации подрастающего поколения.
Современная жизнь создает много проблем и предъявляет повышенные требования к человеку и его здоровью. В связи с этим важно воспитать общественное сознание в отношении здоровья не только как личного достояния каждого человека, но и как достояния всего общества, сохранение которого должно стать стабильной ценностной ориентацией личной жизни граждан и государства. Вместе с тем в условиях современной цивилизации многие элементы человеческой культуры, развития техники, экономики и средств отношения к природе вступают в противоречия с требованиями здорового образа жизни, со здоровьем человека и его развитием в целом. Одним из критериев оценки эффективности развития культуры должна быть ее роль в нравственном и физическом совершенствовании человека, сохранении его здоровья и активного долголетия.
Индивидуальная культура выступает как особый деятельност-ный способ освоения человеком мира, включая внешний — природу и общество — и внутренний мир человека. Очень важно, что человек рассматривается как субъект собственного развития и одновременно главный результат своей деятельности по изменению себя самого. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественно-преобразовательной (материальной и духовной) деятельности.
Таким образом, под индивидуальной культурой понимается особого рода отношение человека в системе его отношений к самому себе, свойственных только человеку как субъекту активной деятельности по самоизменению. В связи с этим культуру здоровья следует определять не только как сумму знаний, но и как активно-заинтересованное поведение, основанное на нравственных началах отношения человека к физическому потенциалу своего развития.
Содержание валеологии как научной отрасли базируется на концепции здоровья человека, которая, в свою очередь, является отражением представлений о сущности и предназначении человека. Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем его интеллектуального и нравственного потенциала, поэтому человеку очень важно научиться видеть свое единство с окружающим миром и культурными запасами знаний человечества, где подлинная красота человеческого тела включает в себя физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Следовательно, со школьной скамьи необходимо учить человека осознавать, что здоровье — это главная ценность жизни, которую надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней сознательной жизни.
Во всем мире стали понимать, что укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни и активного творческого периода — важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством, здравоохранением, школой и каждым человеком. В конце 60-х гг. XX в. службы социального обеспечения, здравоохранения, военные ведомства США, Скандинавских и других развитых стран с тревогой сообщали о нарастающем ухудшении здоровья населения, а правительства начали разрабатывать программы «борьбы со злом века» и вести усиленную пропаганду здорового образа жизни. В начале 70-х гг. прошлого столетия в обществе была осознана необходимость изменения образа жизни. Начался массовый отказ от курения (в США, например, реклама сигарет и спирто-водочных изделий запрещена) и других вредных привычек. В массовом сознании стройная фигура, крепкое здоровье, увлечение спортом становятся не модой, а нормой, признаком культуры.
Таким образом, хорошее здоровье осознается как один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но быстро и легко теряется.
Между тем общепринятого определения здоровья не существует. Ученые-медики рассматривают его как «состояние организма человека, которое обеспечивает полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности». Причем Г. М. Куко-левский считает, что «здоровье — это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенность с окружающей средой при отсутствии каких-либо болезненных изменений». По мнению других медиков (Н.М.Амосов и др.), понятие здоровья должно включить не только наличное функциональное состояние, но и «потенциальную способность к мобилизации его резервов, например, при выполнении напряженной физической и умственной работы». Важные аспекты психологического здоровья (И. И. Брехман) рассматриваются как «физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой».
В 90-х гг. XX в. на основе положений физиологической концепции формирования здоровья детей, разработанных лабораторией здоровья детей школьного возраста НИИ педиатрии РАМН, дано комплексное и, с нашей точки зрения, наиболее полное определение здоровья растущего организма как динамичного и вместе с тем устойчивого состояния к патологическим и экстремальным воздействиям, которое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем организма, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.
Идея воспитания здорового человека имеет глубокие корни.
Мало кто задумывается, что и у здоровья есть мера, как и средства, повышающие его уровень. Зная меру здоровья человека, можно с известной надежностью прогнозировать его здоровье на близкое и далекое будущее.
Более тысячи лет назад великий Авиценна описал степени здоровья и болезни. По его мнению, бывает «тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; затем тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; затем тело, больное до предела». Позднее в «таблицах здоровья», составленных в середине XI в. арабским ученым Абу ибн Бутляном, как и в «Каноне врачебной науки» Авиценны, даются те же основные условия, необходимые для сохранения здоровья. К ним относятся свет, воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, умеренные эмоции. Приводятся сведения о том, как следует управлять своими эмоциями и страстями, такими, как гнев, радость, печаль, досада, страх.
Как видим, древние врачи намного глубже и шире, чем современные, понимали многообразие здоровья как динамического состояния организма. Неслучайно многие древние медицинские трактаты посвящены не столько лечению болезней, сколько способам сохранения здоровья. В России еще в 1800 г. появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно», ориентировавшее на изучение собственного организма («Диететика»), содержавшее практические советы и правила, как сохранить здоровье детей, посещающих школу. Позднее среди факторов здорового образа жизни (ЗОЖ) рассматривалось влияние окружающей среды, стихийных сил природы, космоса (М.В.Соколов, 1849; С.Аррениус, 1900). По тем временам эти исследования были смелы. «Диететика» переиздавалась и стала материалом для научного осмысления многими учеными (Ж.Гулен, 1791; И.Венцель, 1803; В.Фармаковский, 1845; Э.Бокк, 1872; Ф.Шольц; 1888; В.Бехтерев, 1906; и др.). В работах В.М.Бехтерева, в частности в его книге «Личность и условия развития ее здоровья», в которой открыта зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе, для нас интересен вывод о рациональном воспитании, которое должно развивать в ребенке бодрый дух, необходимый для борьбы с житейскими невзгодами.
Таким образом, на рубеже столетий в России существовала обоснованная точка зрения ученых на роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формировании ЗОЖ.
Именно школа должна быть так благоустроена (этически и эстетически), чтобы влиять на нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать библейский Эдем (В.Л.Фармаковский). Занятия же следует проводить в атмосфере благожелательности, прививая основы этики взаимоотношений, пробуждая добрые нравы. Эти рекомендации особенно ценны тем, что побуждают учителей к формированию ЗОЖ ребенка так, чтобы дети сами стремились к гармонии с окружающим миром. Серебряный век в русской культуре связан с особым интересом к экзистенциальным проблемам, гармонии человека с собой и окружающим миром. Назовем лишь нескольких его представителей: Ш.Отто (1864), Ш.Северин (1908), Л.И.Ляховский (1910), И.И.Орлов (1912), О.Бронштейн (1918) и др.
Наряду с проблемами здоровья в науке разрабатывались и внедрялись в практику кардинальные системы семейного воспитания, оценивалось его влияние на формирование потребности в здоровом образе жизни (И.Г.Мюллер, М.И.Покровская и др.). Предпринята была и попытка привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьников. Однако, как ни старались отечественные ученые обратить внимание учителей на здоровье детей, массовая школа осталась глуха к призывам, а педагогика как наука не предлагала тогда научно обоснованного перечня необходимых валеологических знаний в программе методической подготовки будущего учителя.
Таким образом, уже на рубеже веков медицина ставила проблемы, подсказывала пути их педагогического решения, но педагоги массовой школы, решая чисто гигиенические вопросы, пребывали в рамках жесткой учебно-предметной системы организации труда детей в их школьной жизни. В силу этого медицина пыталась (и сейчас порой пытается) исправлять здоровье детей, разрушенное педагогами, семьей, обществом и самими детьми.
Следующий этап в развитии валеологических подходов — 20-е гг. XX в. В этот период изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в связи с изменением биосреды (В. Р. Эккодт, 1922; Саркизов-Серазини, 1925; П.Г.Мезерницкий, 1936; и др.). Правда, данные исследования не отражены в методической литературе педагогического профиля. Появляются работы, рассматривающие зависимость процесса формирования ЗОЖ школьников от уровня личностного развития их сознания, воли и «установки доминанты волевого посыла» (И.Т.Назаров, 1929; Е.А.Андрианова, 1941). В работе И.Т.Назарова «Культура воли, система воспитания здоровой личности» особая роль отводится учителю, поскольку именно он, по мнению автора, ответственен за воспитание воли ребенка как условия формирования положительных целевых установок личности в области ЗОЖ. Именно личное отношение и воля позволяют совершенствовать адаптационные возможности организма, помогая сохранить здоровье в экстремальных ситуациях. И. Т. Назаров разработал рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в которых предлагал специально подобранную систему активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, чтобы реакция нервной системы организма на изменение ситуации становилась почти автоматической. Сегодня мы назвали бы этот подход экологией человека. Несомненная ценность работы И.Т.Назарова, на наш взгляд, состоит в том, что им предложены важные пути и средства развития здоровой личности с идеальной нервной системой.
В конце 40-х — начале 50-х гг. XX в. специалисты обращаются вновь к проблемам формирования здоровья школьников, поскольку новая установка на гигиенический аспект ЗОЖ была вызвана неблагоприятными условиями послевоенного времени. Основоположником советской системы формирования здоровья школьников можно считать И. И. Мильмана. Ученый утверждал, что учитель — главная фигура в процессе обучения школьников «технике выполнения гигиенических навыков». Он разработал систему уроков здоровья, а его ученики и последователи — серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике ее применения: санитарии, сохранению работоспособности человека, увеличению продолжительности его жизни.
Во многих публикациях послевоенного периода подчеркивалась особая роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни (М.В.Антропова, 1958; А.А.Гжанский, 1965; В.К.Шуру-хина и В.В.Волков, 1965). Правда, авторы не предлагали механизмов формирования ЗОЖ школьников и акцентировали внимание лишь на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. Для своего времени их рекомендации были новым словом в организации гигиенического режима учебного учреждения и повышении его санитарной культуры. Правда, они предлагали не систему совместных действий семьи и школы, а лишь отдельные методические материалы по организации комплекса дней здоровья и уроков здоровья, которые не обеспечивают решения проблемы формирования культуры здоровья школьников.
В педагогических вузах за рубежом проблема обучения здоровью («Health Education*) разрабатывалась E.Ruth (1958), R.Schneider (1958), A.Harhett (1959), B.Sahders (1959). К будущим педагогам они предъявляли следующие требования. Педагог должен быть прежде всего примером отношения к собственному здоровью, мастерство будущего учителя заключается в развитии эмоционального окружения, использовании игры в учебно-воспитательном процессе. Все это способствует снятию утомления, повышению работоспособности школьников. В их работах выделена особая область знаний о росте и развитии ребенка, личном и общественном здоровье и способах его достижения, личной и общественной гигиене.
Учитель должен знать элементарные гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, профилактические мероприятия и обсуждать их с детьми; уметь проводить тестирование уровня функционирования органов зрения, слуха и т.д., коррекцию физических дефектов; выполнять программы безопасности жизнедеятельности школьников и оказания первой медицинской помощи; развивать физические качества учащихся и умение организовать правильный отдых; планировать учебные программы с учетом физического и умственного здоровья школьников.
Зарубежные исследователи указывают на особую необходимость оздоровительных методов обучения в учебно-воспитательном процессе: проблемное решение задач на уроке с демонстрацией опытов, выставки, ролевые игры, путешествия и т.д. В рамках программы «Health Education* в США не только культивируют у школьников моду на здоровье и разумное отношение к ЗОЖ, но и прививают здоровые привычки. В Канаде у учеников формируют состояние умственного и физического здоровья при особом внимании к здоровому школьному окружению. В Германии создают условия для естественного развития ребенка в образовательном учреждении. В Аргентине у детей развивают особый интерес к себе и к собственному здоровью, воспитывают чувство долга и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Таким образом, за рубежом в системе профессиональной подготовки будущего педагога любой направленности выделен аспект «Health Education*, идентичный аспекту валеологической работы учителя, социального педагога со школьниками в Российской Федерации. Вместе с тем в зарубежных программах не всегда четко представлен перечень знаний будущих педагогов о сущностной характеристике ЗОЖ школьников, социально-педагогических технологиях его формирования.
В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. в России появляются целевые работы об охране здоровья детей (некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме, например А.М.Сергиевским), пособия, помогающие понять природу заболеваний ребенка, обучающегося в школе, предупредить возникновение фобий и дидактоневрозов.
В связи с увеличением детских заболеваний, вызванных несоответствием учебно-воспитательной работы гигиеническим требованиям, специалисты проводят больше исследований по вопросам гигиенического воспитания, охране здоровья обучающихся, где самое серьезное внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
Однако попытки привлечь работников образования к школьным проблемам ЗОЖ в этот период не увенчались успехом, возможно, потому, что в организации гигиенически здорового режима жизнедеятельности школы не были предусмотрены психолого-педагогические механизмы внедрения системы мер на уровне интеграции медицинских, педагогических и психологических знаний в обучающие системы. Впрочем, и до сих пор параметры гигиенического «портрета» учебного учреждения относятся к прерогативе деятельности санитарных врачей и школьного врача, в лучшем случае учителя физической культуры или директора школы, а остальные педагоги ответственности за здоровье детей не несут.
Правда, в начале 80-х гг. XX в. появляются некоторые работы, предназначенные для сети учреждений гигиенического просвещения учащихся, инструктивно-методические письма о задачах школы. В это же время А.И.Киколов (1985), Е.М.Теллер (1985) изучают соматические отклонения (близорукость, сколиозы, плоскостопие и др.) и напрямую связывают их с неадекватной физическим запросам ребенка организацией учебного процесса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы сущность педагогики здоровья, ее цели и задачи?
2. Как происходило становление и развитие педагогики здоровья?
3. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья.
Творческое задание. Составьте библиографию трудов ученых, названных в этой главе, и раскройте их вклад в развитие педагогики здоровья.
Брехман И. И. Валеологня — наука о здоровье. — М., 1990. Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.
Здоровый образ жизни: проблемы, пути утверждения / под ред. А. И. Ав-раменко. — Минск, 1988.
Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995.
Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни / пер. с англ. — М., 1990.
Киколов А. И. Обучение и здоровье. — М., 1985.
Книга о здоровье / под ред. Ю.П.Лисицына. — М., 1988.
Митяева А. М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. — Орел, 2001.