Здоровьесберегающие технологии на уроках истории
В статье приводятся примеры проведения физкультминуток на уроках по истории (например «Олимпийские игры», «Древняя Греция», Возвышение москвы», «Древний Египет». «Богатыри»), ролевых игр («Раб и рабовладелец»), родительских собраний («Здоровый образ жизни») и классных часов («Скажим нездоровым привычкам «НЕТ», «Мы за здоровый образ жизни») по формированию здорового образа жизни.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках истории»
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории
Учитель истории: Телкова Л.Б.
В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений ее работы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуальна. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.
Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей.
От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.
Как известно, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологи на своих уроках может и должен применять каждый учитель. По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды; психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к само регуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием; социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Во избежание усталости учащихся следует чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке в любом классе надо проводить физкультминутки. Но как сделать так, чтобы ребенок, не делал физическую разминку просто, потому что надо, а наряду с этим получил и положительные эмоции. А ведь эмоциональная среда на уроке, тоже важный компонент здоровьесберегающих технологий. Поэтому физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать физкультминутку «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему. Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории.
1. Урок по истории Древнего мира «Древнее Двуречье»
Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует
(Встали, руки вверх, потянулись)
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях
(Кистями рук делаем «фонарики»)
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу
(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы
(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу
(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)
2. Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности»
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
3.Урок по теме «Древняя Греция»
Руки вверх мы поднимаем,
Виноград мы собираем,
Все корзины соберём
И на рынок повезём.
По пути нарвём оливок,
Нынче будет славный рынок,
Будем сыты и одеты.
Хлеба купим целый воз,
Поместился бы в обоз!
4. Урок по истории России «Возвышение Москвы»
Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.
И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (…и тянемся)
Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)
5. Урок по теме: «Древний Египет»
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем «фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
6. На истории России «Богатыри»
Вот мы руки развели
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо. И ещё, через левое плечо.
Конечно, такие уроки интересны ученикам младшей и средней школы Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценированное» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями обеспечен на целый урок.
Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, я пытаюсь решить важную задачу, выделенную в данной работе, ведь как говорят пожилые люди: «Все болезни от нервов». Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.
Со слабыми и больными детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими учащимися.
Но ученикам старшей школы здоровье также необходимо. Тем более, что нагрузки на обучающихся постоянно растут, особенно в связи с подготовкой к ЕГЭ. Поэтому я обращаю внимание на следующее: планирую смену видов деятельности через 7-10 минут , их должно быть в течение урока от 4 до 7: применяю дидактические игры, ввожу искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаю обучающихся в групповую и парную работу, использую эмоциональную передачу содержания учебного материала, юмор; для рациональной организации учебной деятельности учащихся использую на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровье разрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление меж предметных связей.
Главной своей задачей я считаю, необходимость обоснованно и доказательно показать учащимся важность бережного отношения к самому себе, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники не приобретали целый список болезней.
С этой целью проводятся родительские собрания на тему «Здоровый образ жизни», мастер-классы «Я и мы» и другие, широко пропагандируется учение Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Эта мысль красной нитью проходит через все уроки истории, обществознания и права, т.к. выстраиваемые на доске и в тетради логические цепочки показывают, что история человечества, а следовательно история общества зависит от личной заинтересованности людей в изменениях или сохранении жизни без изменений . И если человек любит себя и окружающих, то отношение его будет добрым и бережным. В план моей воспитательной работы с учащимися входит раздел «Хочу быть здоровым». Здесь использую самые различные формы работы: беседы, встречи со специалистами, диспуты, анкетирование, тренинги, обзор литературы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания и классных часах провожу такие внеклассные мероприятия как: «Молодёжь за здоровый образ жизни» (Брейн-ринг); «Береги здоровье смолоду» (Часы общения с приглашением врачей — педиатров; в старшие классы – специалистов из наркологического и кожно — венерологического диспансеров); конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам»; -Акции «Нет — нецензурным словам», «Нет — наркотикам», «Нет – курению», «Нет – СПИДу», «Доброта спасёт мир».
Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:
— в 5 классах при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;
— на уроках правоведения в 9, 10 классах обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;
— на уроках обществознания в 7 классах, изучая психолога — возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия — осознанные понимание и контроль своего поведении;
— при изучении глобальных проблем человечества в 5- 11 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня — это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табак курение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности). Естественно, что вышеназванные темы рассматриваются согласно возрастным особенностям детей, но они не оставляют равнодушными ни детей, ни подростков.
Без сомнения, здоровье сберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А также от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.
Источник
Статья «Формирование представление о здоровом образе жизни на уроках истории»
специалист в области арт-терапии
Формирование представлений о здоровом образе жизни
на уроках «Истории Отечества»
Одной из важнейших составляющих жизни человека всегда было и остаётся его здоровье. Важным элементом внутренней культуры человека является понимание того, что забота о собственном здоровье, его сохранение и приумножение должна быть предметом постоянного внимания самого человека (в том числе школьника, студента), а затем уже органов здравоохранения. Человек, который не думает о своем здоровье, не может состояться как индивид, как личность, как профессионал, не может реализовать свое предназначение.
Общеобразовательная школа находится еще только на подходе к становлению курса «Основы здорового образа жизни», который, не имея самостоятельного статуса, реализуется в содержании отдельных учебных дисциплин, таких как: ОБЖ, биология, валеология, физическая культура. Однако тема профилактики здорового образа жизни и формирования у обучающихся знаний и представлений об отдельных составляющих здоровья присутствует и раскрывается и на других уроках, в частности, на таком, на первый взгляд далёком от темы здоровья предмете, как «История». Здоровье на Руси всегда являлось первой и важнейшей мерой ценности любого человека. С пожелания здоровья — «Здравствуйте», «Здравие желаю!», «Будьте здоровы» всегда начиналось и заканчивалось обращение людей друг к другу (в отличии, например, от приветствия «Добрый день!» у западноевропейских народов). Здоровый образ жизни сегодня — это не только феномен общественного сознания, но и верный признак внутренней культуры человека, проникнутого заботой о собственном здоровье.
Однако, в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни. Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:
-формировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
-использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
-формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности;
-систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.
Кроме использования на уроках истории различных здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз влияние на отношение обучающихся к своему здоровью имеет и содержание учебного предмета «История Отечества».
Первая (вступительная) часть посвящена общим вопросам: что такое история, что она изучает, какие использует методы изучения. Здесь необходимо отметить, что важной частью истории является изучение народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок. Обучающимся следует напомнить, что одной из тем русского народного творчества было здоровье человека. Для этого можно привести конкретные примеры. Пословицы: здоровье дороже богатства; не рад больной и золотой кровати; тот здоровья не знает, кто болен не бывает; самого себя лечить, только портить; здоровому все здорово. Поговорки: болен – лечись, а здоров – берегись; будь не красен, да здоров; горьким лечат, а сладким калечат; здоров будешь — все добудешь. Следующий большой раздел касается жизни наших предков – восточных славян. Из текста учебника дети узнают, что славяне были сильными, красивыми, выносливыми, трудоспособными людьми. Эту тему следует развить. Почему же у славян было крепкое здоровье? Они, говоря современным языком, соблюдали режим дня. Вставали «с петухами», ложились спать «когда солнышко садилось», в период «полуденного пекла» делали перерыв в работе. Употребляли в пищу продукты, богатые полезными веществами, которые выращивали в поле, на огороде, собирали в лесу и ловили в реках: рожь, пшеницу, грибы, ягоды, орехи, мёд диких пчёл, рыбу, овощи (свёкла, морковь, лук, горох), фрукты (яблоки, груши, сливы). Обязательно каждый день ели горячую пищу (супы, каши), пили чистую воду. О пользе употребления этих продуктов также есть упоминания в творчестве: хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят; лук – от семи недуг. Обязательному упоминанию подлежат также полезные привычки наших предков: долгое нахождение на свежем воздухе, умывание «ключевой водой», походы в баню. Эти привычки, переросшие в национальные традиции, сохранялись на всём протяжении существования государства «Древняя Русь». Именно любовь к чистоте, соблюдение правил гигиены уберегли славян от страшных бедствий, постигших Западную Европу: эпидемий чумы и холеры. Правила повседневной жизни людей настолько отличались, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, выйдя замуж за французского короля, в ужасе писала своему отцу: «Куда ты прислал меня? Улицы здесь грязны, храмы уродливы, а нравы дики! А что за пища! Вместо каш, пирогов, блинов – кислое вино и мясо с кровью. Вместо бани, которую мы посещали каждую неделю – обтирания водой. Король моется не чаще одного раза в год!».
Следующим этапом изучения истории нашей страны, где поднимается тема здорового образа жизни, является эпоха преобразований Петра I. Здесь в сравнении идут различные факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на здоровье. Например, употребление по утрам кофе, прогулки (в том числе и водные), высокая двигательная активность, вошедшие в моду при новом российском императоре, можно отнести к факторам, благоприятно влияющим на здоровье, а чрезмерное употребление алкоголя, появление табака, отдельные элементы одежды (корсеты у женщин и тонкие рейтузы у мужчин) наносили здоровью ощутимый вред. В качестве дополнительного творческого задания можно составить с обучающимися списки вредных и полезных привычек того времени, сравнить, кто из императоров России придерживался более здорового образа жизни, а кто действовал наоборот.
Отдельной темой следует выделить отношение конкретной исторической личности к своему здоровью. Например, яркий человек и выдающийся полководец А.В. Суворов. В детстве был слабым, болезненным ничем не примечательным ребёнком, но у него была цель – стать военным. Долго и упорно шёл будущий генералиссимус к своей мечте: занимался спортом, много гулял, занимался верховой ездой и фехтованием, закалялся. Итог – известен всем. Этот полководец не проиграл ни одного сражения в своей жизни, один из немногих в мире получил высшее воинское звание и золотыми буквами вписал своё имя в мировую военную историю. Другой пример. Русский император Пётр II. С 13 лет употреблял спиртные напитки, ел много жареной и копчёной пищи, каждый день устраивал балы и другие увеселительные мероприятия. В 14 лет скончался от обилия приобретённых болезней, в том числе и от того, что перегруженная печень не могла больше перерабатывать алкоголь.
После падения самодержавия и смены императорской власти на советскую, появились и новые особенности жизни людей. Многие квартиры стали коммунальными, в них завелись клопы и блохи, отсутствовала горячая вода, бани стали общественными и работали по определённому графику. Первые годы советской власти – это период расцвета многих болезней, которые неизбежно появлялись в городских кварталах.
Более поздняя эпоха Страны Советов – это уже другая история. В стране происходило активное развитие медицины, проводились парады физкультурников, работало большое количество бесплатных спортивных секций, любой гражданин страны мог пойти на массаж или съездить в санаторий. Употребление алкоголя и курение вызывало общественное осуждение и всячески наказывалось. Неслучайно одной из причин победы нашего народа в Великой отечественной войне называют крепкое здоровье того поколения людей.
Период истории современной России это – с одной стороны, высокий уровень развития медицины, активная пропаганда здорового образа жизни, повышение цен на алкоголь и табачные изделия, а с другой стремительное ухудшение здоровья нации вследствие злоупотребления вредными привычками и безответственного отношения к собственному здоровью.
Таким образом, мы убедились, что изучая историю нашей страны, можно проследить, как менялось отношение людей к здоровью, какие вредные и полезные привычки были и есть в нашей стране, какие позитивные и негативные примеры может найти лично для себя каждый. И какой выбрать для себя путь: здорового, активного человека или вечно хворающего, ленивого жителя.
Источник