Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии».
рабочая программа по химии на тему
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.docx | 45.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Директор МБОУ СОШ №2
« 10 » сентября 2012 года
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
на уроках химии»
Трегуб А.В., учитель химии
В условиях продолжающегося обострения социально-экономических проблем и демографического спада задача сохранения здоровья подрастающего поколения стоит весьма остро. Поэтому особую актуальность приобретает формирование у учащихся знаний, ценностных ориентаций и навыков, необходимых для анализа и планирования собственного поведения, направленного на осуществление здорового образа жизни.
По данным специалистов, подростковый возраст в настоящее время является периодом снижения уровня здоровья учащихся. Частично это связано с распространением отклоняющегося поведения, выражающегося в употреблении алкоголя, табакокурении, наркомании.
В данной ситуации постановка перед школой адекватных образовательных задач направленных на формирование у учащихся приоритетов здорового образа жизни и усиление личностной ответственности за сохранение собственного здоровья становится очень важной.
«Укрепление авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности сегодня становится в ряд важнейших задач модернизируемого образования. Поэтому, проблема разработки методики формирования у учащихся приоритетов здорового образа жизни в предметном обучении, в частности — на уроках химии — приобретает особую актуальность.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.
1. Информационная карта.
2. Актуальность программы.
3. Концептуальные основы.
4. Цель и задачи.
5. Основные этапы реализации программы.
6. Содержание деятельности.
7. Ожидаемые результаты.
8. Список литературы.
1. Информационная карта.
Полное название программы
«Формирование здорового образа жизни»
Территория, представившая программу
МБОУ «Средняя общеобразовательная
684093, Камчатский край, г.Вилючинск, ул.Гусарова, д.49
сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Сроки реализации программы
Количество участников программы
Все учащиеся школы
Возраст участников программы
Краткое содержание программы
В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний, а также продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями.
2. Актуальность программы.
Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива МБОУ СОШ №2 является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «Формирование здорового образа жизни». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.
Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе, разрушает их от поколения к поколению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются:
- Соматическое и физическое здоровье «я могу».
- Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
- Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
- Психическое здоровье — «я хочу».
- Нравственное здоровье – «я должен».
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведёт к самым негативным последствиям.
Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование здорового образа жизни» актуально для нашей школы.
Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений нравственной болезни общества захлестнул города и посёлки.
Особенно подвержены этому влиянию дети 13-14 летнего возраста из неблагополучных по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат.
Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.
3. Концептуальные основы программы.
Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.
Специфика предметного обучения химии позволяет продвинуть решение проблемы сохранения собственного здоровья посредством формирования у учащихся культуры потребления веществ и материалов. Поэтому в рамках методики обучения химии необходимо создание целостной методической системы, доступной для внедрения в массовую педагогическую практику. Одной из целей осуществления данной методической системы является формирование у учащихся культуры потребления веществ и материалов, используя широкую интеграцию химии с другими предметами общего образования.
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Для обеспечения успешной работы программы педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
- Педагогический профессионализм;
- Уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);
- Сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
- Поддержка детских инициатив, творчества;
- Сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
- Индивидуальный подход и коллективное творчество;
- Позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
- Педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика)
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ.
Источник
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности
«Единственная красота,
которую я знаю, — это здоровье.»
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Здоровье человека зависит
(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения):
- на 50% – от образа жизни;
- на 25% – от состояния окружающей среды;
- на 15% – от наследственной программы;
- на 10% – от возможностей медицины.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Химия — один из самых трудных предметов в средней школе. Но у моего предмета очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Технология обучения и воспитания на основе системно – деятельностного подхода — одна из основных образовательных технологий в моей работе.
Но сегодня я хотела бы остановиться на одном из принципов здоровьесбережения — Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии.
На своих уроках, начиная с 7 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни.
- Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты.
- Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу щёлочи.
На уроках химии стараюсь подбирать задания, которые имеют практическую направленность.
Например, в 9 классе при изучении темы «Углерод, его соединения», обсуждаем следующие вопросы:
- Почему категорически запрещается длительная работа двигателей внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях?
- Какова первая помощь при отравлении угарным газом?
- Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по несколько таблеток карболена (активированного угля)?
- В некоторых вулканических местностях углекислый газ выделяется из трещин земной коры и накапливается в больших количествах в пещерах и долинах. Таковы знаменитые «Собачья пещера» около Неаполя и «Долина смерти» на острове Ява. Животные, чаще всего собаки, попадая в такие места, погибают, а взрослые люди – нет. Подумайте, почему в этих местах оксид углерода (IV) оказывает удушающее действие только на животных невысокого роста.
При изучении темы «Сера, её соединения, свойства» обсуждаем следующие вопросы:
- Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека? Объясните механизм воздействия сероводорода на организм человека.
- Правила разбавления серной кислоты водой
При изучении различных тем обращаю внимание ребят на то, что очень многие вещества входят в состав синтетических моющих средств. А так как не все из них являются безопасными для нашего здоровья, то необходимо соблюдать правила обращения с ними.
В КИМах Основного Государственного экзамена в 9 классе есть вопрос, который как раз и касается вопросов безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни, химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья.
Совместно с учениками подготовили проекты «Жевательная резинка», «Синтетические моющие средства», «Чипсы: польза или вред», «Майонез – полезный или вредный продукт», «Исследование покупных и натуральных соков», «Пищевые добавки», «Свинец – загрязнитель окружающей среды».
В ходе исследований различных продуктов питания ребята знакомятся с их составом, влиянием веществ на организм человека.
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.
Источник