Меню

Уроки физкультуры для детей с ослабленным здоровьем

Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем

Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем

Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объема, а также от условий, в которых происходит организованная или самостоятельная двигательная деятельность.

У большинства ослабленных и часто болеющих детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья.

Чаще всего встречаются такие сочетания, как нарушения опорно-двигательного аппарата, повторные простудные заболевания, нарушения функций сердечно-сосудистой системы и заболевания носоглотки и др.

Поэтому так же, как и при проведении закаливания, необходим тщательный отбор средств и методов физической культуры на организованных занятиях при участии врача дошкольного учреждения или специалиста по лечебной физкультуре.

Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».

Нередко дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. К сожалению, это не всегда настораживает педагога. Напротив, педагог нередко стремится необоснованно ограничить их и без того низкую потребность в движениях, при этом дальнейшее двигательное развитие ребенка происходит замедленными темпами.

По данным исследований, примерно 50 % ослабленных детей имели сниженную двигательную активность (на 20–30 % по сравнению с большинством детей). Как правило, у них же отмечалось существенное отставание в двигательном развитии, и прежде всего это проявлялось при выполнении упражнений, требующих умения координировать движения, и в упражнениях на развитие скоростно-силовых качеств. Подобные примеры свидетельствуют о том, что дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием в двигательном развитии. Однако и такие подчас незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые чаще всего носят обратимый характер (гипертрофия миндалин 1-й степени, остаточные явления рахита, уплощенная стопа и др.), не должны быть причиной освобождения ребенка от занятий физической культурой. Дети нуждаются в полноценном физическом воспитании. Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей, если оно правильно организовано и педагог учитывает все обстоятельства, связанные с их здоровьем, способствует не только устранению имеющихся у них отклонений в развитии двигательных умений, но и улучшению их психофизического статуса.

Первый этап организации двигательного режима для ослабленных и часто болеющих детей должен включать все не противопоказанные им виды двигательной деятельности, однако содержание ее должно быть щадящим. В данный период вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной деятельностью и физическими усилиями. Это относится к таким упражнениям, как бег, прыжки, подвижные игры с высокой интенсивностью движений, игры-соревнования (игры-эстафеты); исключаются упражнения, выполняемые в ускоренном темпе, и упражнения, связанные преимущественно со статическими нагрузками. При выполнении детьми обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и частота их повторений должны быть умеренными.

Читайте также:  Яйцо куриное с1 10шт здоровье

Подобные назначения делаются врачом индивидуально после тщательного медицинского обследования ребенка. При обследовании детей обязательно проводится функциональная проба сердечно-сосудистой системы с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний за 30 с) — проба Мартинэ—Кушелевского; обследуется также уровень развития двигательных навыков, физических качеств, состояние координации движений по общепринятой схеме с использованием контрольных упражнений. На основании анализа данных комплексного обследования детям рекомендуется определенное, наиболее адекватное для них содержание занятий физической культурой, включающее эффективное в оздоровительном отношении сочетание упражнений.

Организуя занятия физической культурой с детьми, имеющими некоторые ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения — дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.

Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса.

Положение рук «вверх», «вперед», отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой в замедленном темпе или вращение руками из разных исходных положений также способствует укреплению мышц плечевого пояса и дыхательной мускулатуры. Сходные функции выполняют упражнения для мышц туловища, живота и нижних конечностей: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами, разнообразные движения туловища — наклоны в стороны, вперед, легкое сгибание назад, вращательные движения туловищем. Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы — это один из путей повышения ее тонуса, что способствует полноценному дыханию и нормальному газообразованию. Укрепление мышц туловища, живота, ног можно усилить за счет использования гимнастического оборудования и различных предметов — гимнастических палок, обручей, мячей.

Проводя занятия с ослабленными детьми, особое внимание следует уделять наличию у них противопоказаний к выполнению отдельных физических упражнений. Например, если у ребенка плоскостопие, ему противопоказана спортивная ходьба, ходьба на пятках, босиком по мягкой основе; полезна для него ходьба «по-медвежьи». Для детей, имеющих «О-образные» ноги (остаточные явления рахита), наоборот, противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов.

При «X-образных» ногах нецелесообразны прыжки с зажиманием между коленей мешочков с песком, ходьба с подпрыгиванием на носках. Полезны такие упражнения, как поза сидя по-турецки и ходьба «по-медвежьи».

Помимо физкультурного оборудования и специальных предметов, на занятиях с часто болеющими, ослабленными детьми целесообразно использовать разные по назначению тренажеры. Один из них — «бегущая дорожка» — массажер, приспособленный по размеру к росту школьника. Этот тренажер позволяет детям и побегать, и походить в пределах заданного отрезка времени. Такие упражнения способствуют раздражению рефлексогенных зон стопы, предупреждая тем самым обострение заболеваний верхних дыхательных путей.

Читайте также:  Селен вреден для здоровья

Индивидуальную работу по физической культуре с ослабленными детьми лучше проводить в игровой форме: детям предлагаются игровые упражнения, например, «космонавты готовятся к полету», «туристы в походе»; преподаватель может включить игровой момент и при использовании тренажера «колибри» и диска «здоровье».

Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые ее изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера.

Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы — прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.

Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, перышко» и др.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы упражнения, тренирующие выносливость мышц спины (этот показатель по материалам обследования у детей данной группы значительно отстает от возрастного). Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие мышечный корсет, а также упражнения для связочно-мышечного аппарата голени и стопы.

Физические упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, включают ходьбу с высоко поднятыми руками; поочередное выбрасывание рук вперед («бокс»); наклоны корпуса вправо-влево; поочередное поднимание ног вверх, лежа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе), — имитация езды на велосипеде, имитация ходьбы; одновременное сгибание правой руки в локтевом суставе и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах, затем наоборот. Хорошим упражнением для улучшения осанки является поза «кошка притаилась» — прогибание и выгибание корпуса стоя на четвереньках.

Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересеченной местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию теплых ножных ванн; их целесообразно включить в начало занятий физической культурой.

Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в школьных учреждениях формах работы по физическому воспитанию. Лучше всего эти упражнения проводить в утренние часы. Четкое выполнение основополагающих рекомендаций к организации двигательной деятельности часто болеющих и физически ослабленных детей, безусловно, послужит укреплению их здоровья и коррекции имеющихся отклонений со стороны определенных функциональных систем организма. Однако этот процесс может быть значительно более эффективным, если осуществлять его в условиях рациональной организации других видов деятельности и полноценного отдыха детей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Физическая культура

Физическая культура Одним из важнейших элементов личной гигиены и здорового образа жизни является физическая культура. Простейшими видами физической культуры должны заниматься все здоровые взрослые и дети. Для людей, страдающих хроническими заболеваниями, физические

Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг

Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг Что связывает культуру и мозг?Нередко на этот вопрос ученые отвечают, что человеческий мозг, где возникают все мысли и действия, создает культуру. Исходя из того,

Читайте также:  Акафист матроны для здоровья

Разницу между здоровьем сыроеда и здоровьем человека-блюдомана можно познать лишь опытным путем

Разницу между здоровьем сыроеда и здоровьем человека-блюдомана можно познать лишь опытным путем Мне кажется, что принципы сыроедения прежде всего должны быть приняты детскими садами и яслями, домами для сирот, больницами и ресторанами, и конечно же, должны быть

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ «…А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки) всяких движений! Это очень важно»[1]. В.И. Ленин 1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская

1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ

1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская физическая культура возникла в нашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Детище Октября — советская физическая культура создавалась и совершенствовалась на основе указаний

УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ В В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ В В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Медицинское обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях – компетенция медицинского персонала и врачей базовых детских поликлиник. Оно также подконтрольно органам санитарного надзора и народного

За здоровьем – в санаторий

За здоровьем – в санаторий С давних времен климатотерапия использовалась для лечения разнообразных заболеваний. Санаторно-курортное лечение – идеальный вариант для постепенного избавления от метеозависимости и улучшения самочувствия. Определенные климатические

Глава 4 Лечебная физическая культура

Глава 4 Лечебная физическая культура Лечебная физическая культура (ЛФК) — это несложный и вместе с тем весьма эффективный метод лечения ВСД, который широко применяется во всем мире. Лечебное действие ЛФК при ВСД обусловлено парадоксальной реакцией сердечно-сосудистой

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура Целебное действие физических упражнений известно давно. Так, например, в Греции в период расцвета ее культуры врачи смотрели на лечебную гимнастику как на обязательный и значительный элемент всей эллинской медицины. Известные врачи Древней

В лес с музыкой за здоровьем

В лес с музыкой за здоровьем Один мой давний знакомый, долго и безуспешно «достававший» свою супругу требованиями обратиться к врачам, недавно поведал мне такую историю.Жена его уже около двух лет страдала головными болями и повышенной раздражительностью (вкупе с

Глава 4 Ожирение и проблемы со здоровьем

Глава 4 Ожирение и проблемы со здоровьем Об ожирении можно думать, если фактическая масса вашего тела более чем на 15 % превышает идеальную массу. Статистика утверждает, что наибольшая вероятность прожить дольше, активнее и радостнее свою жизнь имеется у людей, имеющих

Гормоны и проблемы со здоровьем

Гормоны и проблемы со здоровьем Обычно женщины вспоминают о гормонах лишь раз в месяц – во время «критических дней», когда они сами напоминают о себе перепадами настроения, повышением аппетита и другими неприятностями. Но ведь гормоны контролируют почти всякий аспект

Скрытые проблемы со здоровьем

Скрытые проблемы со здоровьем Если у вас проблемы с памятью, то стоит обсудить со своим врачом возможность наличия у вас скрытых заболеваний. Вот некоторые самые распространенные из

Источник

Adblock
detector