Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.
Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.
Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.
При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
К специальной медицинской группе (СМГ) относят учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. К специальной медицинской группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Занятия с такими учащимися должны проводиться учителем физической культуры под наблюдением школьного врача.
Преподавание предмета «Физическая культура» предполагает: компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников; сообщение им знаний по физической культуре; формирование у них двигательных умений и навыков; поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения.
В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, положена учебная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьника. Программа рассчитана на учителей физической культуры, имеющих специальное образование.
Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании, влиянии занятий физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки, учить элементарным правилам самоконтроля.
Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям.
В программный материал по гимнастике включены: раздельные упражнения на расслабление мышц; дыхательные упражнения; упражнения на формирование осанки; упражнения для профилактики плоскостопия; ОРУ; танцевальные упражнения; упражнения в равновесии, в висах и упорах. Для юношей 10-11 классов включают упражнения с гантелями весом не более 1-2 кг. После 3-4-х месяцев регулярных занятий вес можно увеличить до 2,5-3 кг.
Из раздела легкая атлетика: строго дозированная ходьба и бег; метания правой и левой рукой; прыжки в длину с места.
Подвижные игры и спортивные игры требуют строгой дозировки. Любая игра должна быть закончена за 7-10 минут до окончания урока. («Гонка мячей по кругу»; «Передал – садись»; «Пионербол»; «Мяч капитану»; элементы баскетбола, волейбола) Игры в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам по 3-5 мин.
Лыжная подготовка: ходьба на лыжах по равнинной местности, при подъемах в пологую гору; закаливание; оздоровление.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
— укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
— повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
— повышение физической и умственной работоспособности;
— повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
— формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
— обучение рациональному дыханию;
— освоение основных двигательных умений и навыков;
— воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
— создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.
В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока.
Подбор упражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3-5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин.
Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.
Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
Учитель обязан познакомиться с диагнозами заболеваний учащихся, особенностями протекания болезни, знать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений. Следует знать, что в составе группы могут быть ученики с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Дифференцированный подход можно осуществить, применяя следующие приемы:
1. Построение учащихся не по росту, а по степени физической работоспособности.
2. Перед каждым упражнением определяется ЧСС.
3. При проведении эстафет более подготовленные стоят в начале колонны.
4. При проведении игр ученики, имеющие слабую подготовленность, заменяются через 2-3 мин.
Комплектуется группа школьным врачом совместно с врачом лечебной физической культуры районной детской поликлиники и преподавателем физического воспитания школы. При этом учитывается характер заболеваний, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся. Возможны совместные занятия школьников с различными заболеваниями, так как у детей при многих заболеваниях имеются сходные между собой нарушения функций той или другой системы. Группы должны формироваться с учетом возрастов (для 1-4, 5-8, 9-11 классов). Численность группы не должна превышать 10-15 человек. В зависимости от функционального состояния школьников и характера заболеваний группа может подразделяться на подгруппы. Нагрузку надо индивидуализировать.
Занятия должны проводиться строго по расписанию 2-3 раза в неделю по 30-45 минут во внеурочное время, контролируется завучем и врачом. Только при систематических занятиях в кабинете ЛФК школьник может освобождаться от уроков физической культуры по предъявлению справки. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся сроки ограничения нагрузок могут быть изменены врачом.
Цикл занятий со СМГ делится на 3 периода:
Подготовительный – 1,5-2 месяца. Его задачи:
1. Изучение функциональных возможностей каждого занимающегося.
2. Проверка их физической подготовленности.
3. Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы, дыхательной и центральной нервной системой.
4. Повышение устойчивости их организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Основной. Длительность зависит от приспособленности организма к физической нагрузке. Его задачи:
1. Продолжается дальнейшая тренировка всех систем организма.
2. Укрепление и совершенствование функций мышечной системы.
3. Обучение основным двигательным навыкам из числа предусмотренных программой по физической культурой.
Заключительный. Предшествует переводу школьника в подготовительную группу. Длится 1-2 месяца. Занятия приближаются к занятиям школьного урока физической культуры по содержанию с несколько сниженной физической нагрузкой. Используется преимущественно материал гимнастического раздела, подвижных игр, легкой атлетики, лыжной подготовки. Исключаются упражнения с длительным статическим напряжением, натуживанием, упражнения на быстроту (в подготовительной группе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы).
Помещение, в котором проводятся занятия, должны отвечать всем необходимым гигиеническим требованиям (чистый пол, свежий воздух, площадь на 1-го занимающегося не менее 4 м 2 ). В теплое время года хорошо проводить занятия на свежем воздухе. Большое значение имеет организация правильного режима дня, рациональное питание. Для детей имеющих неправильную осанку или искривление позвоночника, необходимо предусмотреть отдых среди дня в течение 1,5-2 ч. в положении лежа на спине, животе.
В СМГ занимаются физической культурой дети с различными заболеваниями. Для детей, имеющих отклонения со стороны ССС (неактивная фаза ревматизма, функциональное изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Рекомендуются ОРУ, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении — лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 15 сек. в I четверти 1 го года обучения до 1,5-2 мин. в конце 2 го года обучения).
Детям с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) тоже противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Особое внимание уделять дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания особенно углубленного выдоха. Удлинению выдоха помогают упражнения на развитие диафрагмального дыхания и упражнения дыхательного характера с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) букв или их соединений (бря, бри, бру,…).
Эти упражнения должны рекомендоваться детям для выполнения дома до 3 – 5 раз в день. Для детей с заболеваниями почек значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде до 10-15 минут. Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие перенапряжение нервной системы (упражнения в равновесии, уменьшение времени игр и т.д.).
При заболевании органов зрения исключаются упражнения, связанные с сотрясением тела. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Для детей, имеющих лишний вес, рекомендуется упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи). Нарушение осанки — упражнения, лежа на спине, животе, четвереньках, танцевальные упражнения, танцевальные игры. Каждое физическое упражнение должно выполняться свободно, без задержки дыхания. Следует обращать внимание на глубину выдоха.
Источник
Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем
Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем
Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объема, а также от условий, в которых происходит организованная или самостоятельная двигательная деятельность.
У большинства ослабленных и часто болеющих детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья.
Чаще всего встречаются такие сочетания, как нарушения опорно-двигательного аппарата, повторные простудные заболевания, нарушения функций сердечно-сосудистой системы и заболевания носоглотки и др.
Поэтому так же, как и при проведении закаливания, необходим тщательный отбор средств и методов физической культуры на организованных занятиях при участии врача дошкольного учреждения или специалиста по лечебной физкультуре.
Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».
Нередко дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. К сожалению, это не всегда настораживает педагога. Напротив, педагог нередко стремится необоснованно ограничить их и без того низкую потребность в движениях, при этом дальнейшее двигательное развитие ребенка происходит замедленными темпами.
По данным исследований, примерно 50 % ослабленных детей имели сниженную двигательную активность (на 20–30 % по сравнению с большинством детей). Как правило, у них же отмечалось существенное отставание в двигательном развитии, и прежде всего это проявлялось при выполнении упражнений, требующих умения координировать движения, и в упражнениях на развитие скоростно-силовых качеств. Подобные примеры свидетельствуют о том, что дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием в двигательном развитии. Однако и такие подчас незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые чаще всего носят обратимый характер (гипертрофия миндалин 1-й степени, остаточные явления рахита, уплощенная стопа и др.), не должны быть причиной освобождения ребенка от занятий физической культурой. Дети нуждаются в полноценном физическом воспитании. Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей, если оно правильно организовано и педагог учитывает все обстоятельства, связанные с их здоровьем, способствует не только устранению имеющихся у них отклонений в развитии двигательных умений, но и улучшению их психофизического статуса.
Первый этап организации двигательного режима для ослабленных и часто болеющих детей должен включать все не противопоказанные им виды двигательной деятельности, однако содержание ее должно быть щадящим. В данный период вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной деятельностью и физическими усилиями. Это относится к таким упражнениям, как бег, прыжки, подвижные игры с высокой интенсивностью движений, игры-соревнования (игры-эстафеты); исключаются упражнения, выполняемые в ускоренном темпе, и упражнения, связанные преимущественно со статическими нагрузками. При выполнении детьми обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и частота их повторений должны быть умеренными.
Подобные назначения делаются врачом индивидуально после тщательного медицинского обследования ребенка. При обследовании детей обязательно проводится функциональная проба сердечно-сосудистой системы с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний за 30 с) — проба Мартинэ—Кушелевского; обследуется также уровень развития двигательных навыков, физических качеств, состояние координации движений по общепринятой схеме с использованием контрольных упражнений. На основании анализа данных комплексного обследования детям рекомендуется определенное, наиболее адекватное для них содержание занятий физической культурой, включающее эффективное в оздоровительном отношении сочетание упражнений.
Организуя занятия физической культурой с детьми, имеющими некоторые ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения — дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.
Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса.
Положение рук «вверх», «вперед», отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой в замедленном темпе или вращение руками из разных исходных положений также способствует укреплению мышц плечевого пояса и дыхательной мускулатуры. Сходные функции выполняют упражнения для мышц туловища, живота и нижних конечностей: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами, разнообразные движения туловища — наклоны в стороны, вперед, легкое сгибание назад, вращательные движения туловищем. Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы — это один из путей повышения ее тонуса, что способствует полноценному дыханию и нормальному газообразованию. Укрепление мышц туловища, живота, ног можно усилить за счет использования гимнастического оборудования и различных предметов — гимнастических палок, обручей, мячей.
Проводя занятия с ослабленными детьми, особое внимание следует уделять наличию у них противопоказаний к выполнению отдельных физических упражнений. Например, если у ребенка плоскостопие, ему противопоказана спортивная ходьба, ходьба на пятках, босиком по мягкой основе; полезна для него ходьба «по-медвежьи». Для детей, имеющих «О-образные» ноги (остаточные явления рахита), наоборот, противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов.
При «X-образных» ногах нецелесообразны прыжки с зажиманием между коленей мешочков с песком, ходьба с подпрыгиванием на носках. Полезны такие упражнения, как поза сидя по-турецки и ходьба «по-медвежьи».
Помимо физкультурного оборудования и специальных предметов, на занятиях с часто болеющими, ослабленными детьми целесообразно использовать разные по назначению тренажеры. Один из них — «бегущая дорожка» — массажер, приспособленный по размеру к росту школьника. Этот тренажер позволяет детям и побегать, и походить в пределах заданного отрезка времени. Такие упражнения способствуют раздражению рефлексогенных зон стопы, предупреждая тем самым обострение заболеваний верхних дыхательных путей.
Индивидуальную работу по физической культуре с ослабленными детьми лучше проводить в игровой форме: детям предлагаются игровые упражнения, например, «космонавты готовятся к полету», «туристы в походе»; преподаватель может включить игровой момент и при использовании тренажера «колибри» и диска «здоровье».
Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые ее изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера.
Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы — прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, перышко» и др.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы упражнения, тренирующие выносливость мышц спины (этот показатель по материалам обследования у детей данной группы значительно отстает от возрастного). Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие мышечный корсет, а также упражнения для связочно-мышечного аппарата голени и стопы.
Физические упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, включают ходьбу с высоко поднятыми руками; поочередное выбрасывание рук вперед («бокс»); наклоны корпуса вправо-влево; поочередное поднимание ног вверх, лежа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе), — имитация езды на велосипеде, имитация ходьбы; одновременное сгибание правой руки в локтевом суставе и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах, затем наоборот. Хорошим упражнением для улучшения осанки является поза «кошка притаилась» — прогибание и выгибание корпуса стоя на четвереньках.
Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересеченной местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию теплых ножных ванн; их целесообразно включить в начало занятий физической культурой.
Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в школьных учреждениях формах работы по физическому воспитанию. Лучше всего эти упражнения проводить в утренние часы. Четкое выполнение основополагающих рекомендаций к организации двигательной деятельности часто болеющих и физически ослабленных детей, безусловно, послужит укреплению их здоровья и коррекции имеющихся отклонений со стороны определенных функциональных систем организма. Однако этот процесс может быть значительно более эффективным, если осуществлять его в условиях рациональной организации других видов деятельности и полноценного отдыха детей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Физическая культура
Физическая культура Одним из важнейших элементов личной гигиены и здорового образа жизни является физическая культура. Простейшими видами физической культуры должны заниматься все здоровые взрослые и дети. Для людей, страдающих хроническими заболеваниями, физические
Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг
Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг Что связывает культуру и мозг?Нередко на этот вопрос ученые отвечают, что человеческий мозг, где возникают все мысли и действия, создает культуру. Исходя из того,
Разницу между здоровьем сыроеда и здоровьем человека-блюдомана можно познать лишь опытным путем
Разницу между здоровьем сыроеда и здоровьем человека-блюдомана можно познать лишь опытным путем Мне кажется, что принципы сыроедения прежде всего должны быть приняты детскими садами и яслями, домами для сирот, больницами и ресторанами, и конечно же, должны быть
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ «…А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки) всяких движений! Это очень важно»[1]. В.И. Ленин 1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская физическая культура возникла в нашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Детище Октября — советская физическая культура создавалась и совершенствовалась на основе указаний
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ В В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ В В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Медицинское обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях – компетенция медицинского персонала и врачей базовых детских поликлиник. Оно также подконтрольно органам санитарного надзора и народного
За здоровьем – в санаторий
За здоровьем – в санаторий С давних времен климатотерапия использовалась для лечения разнообразных заболеваний. Санаторно-курортное лечение – идеальный вариант для постепенного избавления от метеозависимости и улучшения самочувствия. Определенные климатические
Глава 4 Лечебная физическая культура
Глава 4 Лечебная физическая культура Лечебная физическая культура (ЛФК) — это несложный и вместе с тем весьма эффективный метод лечения ВСД, который широко применяется во всем мире. Лечебное действие ЛФК при ВСД обусловлено парадоксальной реакцией сердечно-сосудистой
Лечебная физическая культура
Лечебная физическая культура Целебное действие физических упражнений известно давно. Так, например, в Греции в период расцвета ее культуры врачи смотрели на лечебную гимнастику как на обязательный и значительный элемент всей эллинской медицины. Известные врачи Древней
В лес с музыкой за здоровьем
В лес с музыкой за здоровьем Один мой давний знакомый, долго и безуспешно «достававший» свою супругу требованиями обратиться к врачам, недавно поведал мне такую историю.Жена его уже около двух лет страдала головными болями и повышенной раздражительностью (вкупе с
Глава 4 Ожирение и проблемы со здоровьем
Глава 4 Ожирение и проблемы со здоровьем Об ожирении можно думать, если фактическая масса вашего тела более чем на 15 % превышает идеальную массу. Статистика утверждает, что наибольшая вероятность прожить дольше, активнее и радостнее свою жизнь имеется у людей, имеющих
Гормоны и проблемы со здоровьем
Гормоны и проблемы со здоровьем Обычно женщины вспоминают о гормонах лишь раз в месяц – во время «критических дней», когда они сами напоминают о себе перепадами настроения, повышением аппетита и другими неприятностями. Но ведь гормоны контролируют почти всякий аспект
Скрытые проблемы со здоровьем
Скрытые проблемы со здоровьем Если у вас проблемы с памятью, то стоит обсудить со своим врачом возможность наличия у вас скрытых заболеваний. Вот некоторые самые распространенные из
Источник