«Азбука здоровья» на уроках русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок- практикум по теме «Повторение изученного о глаголе» позволит обогатить словарный запас учащихся, закрепить орфографические и пунктуационные навыки на материале, который поможет им грамотно заботиться о своем здоровье, предупредить вредные привычки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по здоровьесберегающим технологиям. | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по здоровьесберегающим технологиям.
Учитель русского языка и литературы Рябикова В.Р.
«Азбука здоровья» на уроке русского языка в 8 А классе.
Урок-практикум по теме «Повторение изученного о глаголе»
Цель: обогащение словарного запаса учащихся,
закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье,
предупредить вредные привычки, способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
Оборудование: иллюстрации, таблицы, музыка для релаксации ( звучит при написании текста о релаксации)
1 . Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
2.Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”.
Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).
3. Текст для орфографического разбора. Объяснить орфограммы, пунктуацию. ( Записать на доске)
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум — прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
4.Текст для диктанта. Объяснить знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах.
Музыка для релаксации расслабляет, снимает психическое напряжение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки живой природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.
5. Материал для сообщения. (1-ый подготовленный ученик)
19 февраля 1906 года семью Маяковских постигло большое горе: неожиданно от заражения крови умер отец.
Он готовился сдавать дела багдадского лесничества, так как получил новое назначение…
Владимир Константинович сшивал бумаги, уколол палец иголкой, и у него сделался нарыв. Он не обратил на это внимания и уехал в лесничество, но там ему стало ещё хуже. Вернулся домой он в плохом состоянии. Операцию было уже поздно делать. Ничем нельзя было помочь. ( Из воспоминаний матери В.В.Маяковского.)
— Расскажите о первой помощи при различных повреждениях кожи. Выводы учителя.
6.Спортивно-оздоровительная страница в пословицах и поговорках.
Ларчик мудрых мыслей:
“Пешком ходить — долго жить”,
“Будешь двигаться — через хребет перевалишь, будешь сидеть — в яму скатишься”,
“Систематически заниматься спортом — значит заботиться о своём здоровье”,
“Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
— Прокомментируйте одну из пословиц .
— Назовите известные вам пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.
7. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
8. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.
Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо.
Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
9. Текст для диктанта.
В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.
— Расскажите о правилах дорожного движения.
10. Материал для сообщения. ( 2-ой подготовленный ученик)
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры. Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами. ( Физкультминутка)
11.Беседа о здоровом питании. Страница рационального питания.
1. Ларчик мудрых мыслей:
“Здоров на еду, да хил на работу”,
“Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест”, “После обеда полежи, после ужина походи”,
“Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
“По яблоку в день – и доктор не нужен”,
“Ешь просто — доживёшь лет до ста”.
2 . На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром говорили: “Щи да каша – пища наша”. Чем же объяснить возникновение фразеологизмов: “С ним каши не сваришь”. “Заварить кашу”?
3. Запишите меню, исправив в нём ошибки.( записать на доске)
Источник
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку по теме
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber_tehnologii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе
« Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Школьная программа у современного школьника очень насыщенна. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках русского языка
1.Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
— Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
— Я хочу быть здоровым!
— Я могу быть здоровым!
— Я буду здоровым!
2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
3. Разбор слова по составу.
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст – персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» — корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово
«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.
4. Формулировка и запись в тетрадь выводов о правильной жизни и здоровье по литературным произведениям.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
Дети легко и охотно приходят к заключению:
— Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
— Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
— Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
— Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
— Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Источник
Конспект урока-здоровья по русскому языку
специалист в области арт-терапии
Открытый урок (нестандартный урок-здоровья )
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель МБОУ «Школа № 16» г. Ростова-на-Дону
Кузьменко Татьяна Валерьевна,
Учитель начальных классов ,
учитель высшей категории
Формы организации познавательной деятельности
Подводящий диалог, фронтальная, групповая, индивидуальная
Познакомить учащихся с именем прилагательным как частью речи
1.Познакомить с основными признаками имён прилагательных
2.Познакомить с ролью имён прилагательных
3. Развивать умение заботиться о своём здоровье на уроке
воспитывать потребность в здоровом образе жизни
уметь определять и формулировать цель урока
планировать свою деятельность на уроке
оценивать правильность действий
Уметь добывать новые знания
уметь слушать и слышать речь других
уметь высказывать совё суждение
уметь совместно договариваться в группах и в паре
1.Знакомство (за 5 мин. до начала урока)
2. Организационный момент
5.Электронная гимнастика для глаз
6.Актуализация опорных знаний
7.Самоопределение к деятельности
8.Открытие новых знаний
Применение новых знаний
10.Итог урока. Рефлексия
Компьютер, проектор, карточки для работы на уроке, плакат-смайлик для оценивания своей деятельности на уроке
ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые гости!
Ребятки, а к вам я хочу обратиться так, как я это делаю каждое утро в своих классах уже на протяжении многих лет: Здравствуйте, самые лучшие на свете Дети! Настроение у вас? Надеюсь это смайлик на доске , который я нарисовала, поднял вам настроение? Давайте его- такого весёлого и активного…сожмём в кулачок и не отпустим. Он нам — ох как ещё пригодится на уроке!Давайте покажем не только гостям, но и самим себе, как вы умеете работать на
уроках и при этом беречь своё здоровье .Сегодня в вашей жизни необычный день . Ведь урок русского языка проведёт не ваша любимая и любящая Вас учительница Людмила Александровна, а я. Вы и уважаемые гости ничего не знаете, такДавайте познакомимся. Зовут меня Татьяна Валерьевна. Я классная мама сразу двух классов. Я очень рада, что мы будем работать вместе. А, вы любите ли вы путешествовать?Тогда предлагаю вам совершить на уроке путешествие в школу Здоровья!
Слайд № 2 В некотором Ростовском царстве, в некотором Первомайском государстве, не на небе, на земле расположена большая красивая МБОУ «Школа № 16». В ней работаю я и мои ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ коллеги. Это мои ученики так назвали школу – школа здоровья, когда я их спросила, почему они так считают они ответили, что здесь они не только учатся добывать знания, но и учатся с вашей помощью и других учителей заботиться о своём здоровье, а ВМЕСТЕ С НАМИ И НАШИ РОДИТЕЛИ! Слайд 3
Слайд № 4 В этой школе я училась с 1 по 10 класс. А потом пришла работать . Я с детства мечтала стать учителем. Моя первая учительница, Атискова Ефросинья Антоновна — это человек доброй души и большого сердца. Ей 90 лет. Именно она помогла мне выбрать профессию учителя. Я её очень люблю. А можно ли мою учительницу назвать долгожителем? Да! А как вы считаете, в чём секрет долголетия ?
Итак, сегодня вы не ученики, а путешественники. Ваши тетради – это записные книжки путешественников.
— А теперь откройте свои записные книжки, расположите их правильно,запишем дату нашего путешествия. Помните!
При неправильной осанке нарушается работа внутренних органов и появляются боли в суставах, мышцах, пояснице, стопах. Какой мы сделаем вывод, ребята? ( Вывод! Правильная осанка – ключ к ….. здоровью!)
А теперь, прежде, чем приступить к работе — разомнём пальчики.
Пальцы рук связаны с головным мозгом и
внутренними органами. Покажите мне свои пальчики.
Массаж большого пальца -повышает деятельность головного мозга,
указательного – повышает работу желудка,
Массаж среднего –повышаетработу позвоночника,
массаж безымянного – улучшает работу печени,
мизинец помогает работе сердца.
Итак, пальчиковая гимнастика! Слайд № 5
3.Как приятно, что мои ученики считают, что школа- это школа здоровья! Продолжаем наше путешествие.
Первая остановка – Словарная. Слайд № 6
А ГДЕ остановка? ( любимое место всех учеников)
СЛАЙД № СТОЛОВАЯ. Что нужно употреблять в пищу, чтобы быть здоровым? (Овощи, фрукты, ягоды). Какое питание в столовой? (правильное)
Здесь вас ждёт встреча с особенными словами! Мои любимые ученики-почемучки очень переживают за меня и приготовили для вас задания — загадки: Кто самый смелый и пойдёт к доске?
Давайте соберем «урожай».Слайды с загадками № 8-15
(Один ученик работает у доски , остальные — на месте )
ВНИМАНИЕ — ПИШЕМ В первый СТОЛБИК (столбиков будет три)
Ставим ударение и подчёркиваем буквы, которые обозначают безударные гласные звуки.
Работа в парах (взаимопроверка)
Если в слове допустили ошибку, лечим его дома, выполняем работу над ошибками.
Так почему же наши словарные слова — особенные? ( они полезные и в них много витаминов) Какой сделаем вывод?
ВЫВОД! (Правильное питание – залог здоровья!)
Вывод прост . Одно яблоко в день,– и вы здоровы! Приятно и недорого! Яблоко самый полезный и вкусный фрукт в жизни человека.) Ведь недаром в русских народных сказках про яблочки говорили МОЛОДИЛЬНЫЕ.
В магазине выбор за вами: жвачка или яблоко. Будьте здоровы!)
Постановка учебной задачи и ее решение
Слайд № 16 (видео Космическая гимнастика для глаз)
Ребята, а почему для вас я выбрала именно космическую физминутку?
Какой завтра день? Сможет ли человек стать космонавтом, если не будет соблюдать здоровый образ жизни? не занимается спортом, пьёт, курит …
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Следующая остановка – Повторительная
Как называются слова в 1 столбике (Сущ.)
Что обозначают существительные?
На какой вопрос отвечают существительные?
Что обозначают глаголы?
На какой вопрос отвечают?
Работа в парах (подумайте- обсудите)
Назовите глаголы на тему здоровье (бегать, прыгать, скакать, плавать, играть, закаляться, гулять, двигаться, отжиматься, танцевать, подтягиваться, Запишем несколько глаголов в третий столбик.
4.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Скажите, ребята, а могу я записать в этот же столбик слово Здоровый ? (Нет ) Оно лишнее!(Оно не сущ. И оно не глагол
Почему? (потому что это другая часть речи, которую не знаем)
-Сформулируйте цель урока (будем изучать новую часть речи)
-А чтобы научиться находить новую ч.р. среди других что для этого нужно узнать про эту ч.р.? (надо знать — что обозначает и на какие вопросы отвечает)
СЛАЙД 17 Прочитайте на слайде тему урока. Кто догадался, как называется новая часть речи? (имя прилагательное)
Что МЫ должны узнать об этой части речи :
На какие вопросы отвечает?
Помните, что сегодня вы не просто путешественники, а путешественники-исследователи.
К слову Огурец давайте подберём и запишем слово какой ? ( Зелёный)
Яблоко , какое ? (Сладкое )
Капуста? Какая ? (Большая) Слайд № 18
Что обозначают слова, которые мы записали во второй столбик?
Мы перечисли Признаки предмета!
Мы подбирали прилагательные
На какой вопрос отвечают?
Попробуйте сформулировать правило.
Давайте сравним наше правило с правилом на слайде. Прочитаем его.
5.Продолжаем путешествие. Остановка – Спортивная в спортзале! Слайд № 2
Слайд № 22. Физминутка
Какой делаем вывод?
Вывод- по утрам делайте зарядку, занимайтесь спортом! Для чего? Для чего? (Чтобы быть здоровым!).
6.Применение новых знаний
Работа в группах ( каждая группа получает задание, выбирает секретаря группы) Если возникнут затруднения, сигнализируйте мне красным карандашом.
Обратите внимание, какого они у нас цвета. (зелёные) Оказывается, зелёный цвет создаёт чувство лёгкости и успокоенности, помогает сконцентрироваться, помогает сохранить зрение.
РАБОТА В ГРУППАХ
Кого могут характеризовать эти слова? (БОЛЬНОГО). Подберите слова, противоположные по значению. Как они называются? (Антонимы)Что такое антонимы? Слова, какой части речи будете подбирать и записывать? (Прилагательные)
Подберите антоним к слову Больной
7. Самостоятельная работа.
ПРОБЛЕМА: зачем нужны прилагательные
Для чего нужны в речи имена прилагательные?
Работа в группах
Чего в нём не хватает?
Прошли _______________дни. Наступила ___________весна.
_____________лучи солнца ласкают землю. По небу плывут ___________________облака. По дорожкам и тропинкам побежали ________________ручейки. Из земли показалась _____________
травка. Все рады весне!
Какую роль в речи играют прилагательные? Слайд № 24
8.Подведение итога урока. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие в школу здоровья? Мои ученики и я желаем всем здоровья, а так же всем гостям нашего урока.
Какова была цель нашего сегодняшнего урока?
(познакомиться с новой частью речи, узнать, как она называются, на какие вопросы отвечают и учиться заботиться о своём здоровье)
Достигли ли мы ее?
Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
На какие вопросы оно отвечает? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Легко было заботиться о своём здоровье во время урока?
Вы подросли в своих знаниях. Ребята, а ещё вы весь урок учились заботиться о своё здоровье. Твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
А теперь оцените себя, свою работу на уроке. На доске смайлик. На улыбку приклейте тот магнит, который вы выбрали. Откройте конверты. Оцените себя – выберите нужный рисунок и приклейте!
Источник