Меню

Урок здоровья тема иммунитет

Занятие по внеурочной деятельности «Иммунитет»
план-конспект занятия по зож (2, 3, 4 класс) по теме

Данная разработка может быть использована как занятие по внеурочной деятельности, так и как классный час для учащихся 2-4 классов. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Итог занятия проводился на основе повторения и рефлексии внеурочной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_po_programme_zdoroveyka.docx 22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность «Здоровейка» 2класс

Цель: способствовать формированию и развитию знаний об иммунитете формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;

развивать познавательные интересы, поисковую активность детей, творческие способности, речь;

воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни.

Личностные действия: способность в ситуации выбора принимать верные решения

по сохранению и укреплению своего здоровья, самостоятельно высказывать

самые общие, простые правила здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности, планировать, прогнозировать

с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения, контролировать

свою деятельность, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: учиться с достаточной точностью выражать свои мысли, слышать и понимать речь других, учиться сотрудничеству в процессе групповой работы, творческое самовыражение учащихся.

Оборудование: экран, проектор, пазлы «Мультфильмы», картинки мультипликационных героев, надписи: «Школа здоровья» и «Иммунитет», модель человека, карточки, заготовки щитов, елочка, шары.

1.Организационный момент «Пазлы «Мультфильмы»

Объединение в группы учащихся: при входе в кабинет каждый ученик получает элемент пазла. На столах стоят картинки мультипликационных героев, соответствующих пазлам у детей. Ученики подходят и занимают место за столом, если их элемент можно сложить в картинку с остальными участниками.

Когда 4 группы сложились, представитель каждой группы называет героя их пазла и название мультфильма.

Учитель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы, слушать сказки?

-Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы? А расскажут вам сказку ученики 4 класса, которые, также как и вы, посещают занятия по «Здоровейке».

2. Создание п роблемной ситуации.

Ученица: В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались………………

Учитель: Что сказали мудрецы мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите:

-Как вы думаете, почему люди болеют? Что нужно сделать для того чтобы быть здоровым?

Ученик: Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

Учитель: И мы с вами сейчас пришли и поучимся в Школе здоровья. Эта школа необычная, сегодня нас здесь ожидает много интересных заданий.

3.Актуализация знаний « Ассоциативный куст «Иммунитет».

Учитель: Вы не просто так объединились в группы и именно эти герои пришли к нам на занятие. Скажите, чему учит каждый герой в своем мультфильме?

По ходу высказываний детей на доске появляются соответствующие иллюстрации: предметы личной гигиены, питание, спортивный инвентарь, смайлик.

Учитель: Как сказал мудрец из сказки, здоровье человека зависит прежде всего от его образа жизни. Если мы будем соблюдать все то, что вы назвали, мы сможем защититься от неприятностей, болезней и что мы сформируем у себя?

4.Постановка учебной задачи.

Подведение детей к формулированию темы и цели занятия.

Иммунитет – невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», например вирусов. Но и иммунитету нужна помощь организма. Человек должен поддерживать свою иммунную систему. Его можно создать искусственным путём, для чего проводят профилактические прививки.

6.Оздоровительная минутка «Лечебная гимнастика».

Следующее задание в нашей «Школе здоровья» это физические упражнения, которые мне помогут провести мои помощники из 4класса.

— Упражнение «Деревце»
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.)
Опустите руки и расслабьтесь.

— Разминайте каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево.

— Игра в «кинконга»: на выдохе мягко постукивать себя по грудной клетке кулачками, произнося звуки «а», «о», «у».

7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая работа « Модель «Здорового человека»

Теперь мы с вами попробуем сами сделать модель здорового человека.

На доске появляется силуэт человека, выберите: Какими физическими и нравственными качествами должен обладать здоровый человек? (у детей карточки листики с качествами , физическими и нравственными). Учащиеся из каждой группы по очереди подходят к доске, называют выбранные ими качества, переворачивают карточки (с другой стороны это элементы одежды) и «одевают» человека.

Вывод: здоровый человек имеет хорошее, крепкое физическое здоровье. Обратите внимание, как выглядит здоровый человек: он внешне красив и на его лице сияет улыбка.

8. Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний. Работа в группах «Щит от болезней».

Учитель: Щит — предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жёсткой кожи) для предохранения от ударов, стрел. Давайте создадим щит от болезней.

Представители групп получают заготовку для щита в виде фигуры: круг, овал, квадрат и прямоугольник, а также конверты с картинками. Задание: создать свой щит от болезней в технике «коллаж» и защитить его перед остальными учащимися.

9.Физминутка «Дискотека Деда Мороза»

К нам пришел еще один гость. Угадайте, кто?

Все сбываются мечты.

И, постель не заправляя,

Под подушку смотришь ты:

Если там найдешь подарок,

Это – самый лучший знак. (Святой Николай)

Коллективная игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Я называю двустишие. Если вы с ним согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны – молчите.

— Кто из вас всегда готов

Жизнь прожить без докторов? (дети: «Это я, это я, это все мои друзья»)

— Кто не хочет быть здоровым,

Бодрым, стройным и веселым? (дети молчат)

— Кто из вас не ходит хмурым,

Любит спорт и физкультуру? ( «Это я, это я, это все мои друзья»)

— Кто мороза не боится.

На коньках летит, как птица? («Это я, это я, это все мои друзья»)

-Ну а кто начнет обед –

С жвачки импортной, конфет (дети молчат)

— Кто же любит помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны? («Это я, это я, это все мои друзья»)

— Кто поел — и чистит зубки

Ежедневно дважды в сутки? (Это я, это я, это все мои друзья)

— Кто из вас из малышей

Ходит грязный до ушей? (дети молчат)

— Кто согласно распорядку

Выполняет физзарядку? (Это я, это я, это все мои друзья)

На изображении елочки необходимо прикрепить игрушки красного и желтого цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии, и какое настроение у учащихся в конце занятия.

Источник

Урок по теме «Иммунитет»

Разделы: Биология

Много веков назад вспышки инфекционных заболеваний – эпидемии уносили тысячи жизней.

Самые старые архивы указывают на то, что человек едва человек научился записывать свои мысли знаками, уже страдал от многих инфекционных заболеваний.

Болезни всегда пугали человека. Особое внимание к себе привлекали болезни, которые охватывали большое количество людей и валили их с ног – эпидемии чумы, холеры и т.д. В настоящее время ученые изучили причины, которые вызывают эти болезни и научились противостоять им с помощью вакцин и предупредительных прививок.

Цель урока: раскрыть и сформировать у учащихся значение иммунитета, предупредительных прививок, познакомить с видами иммунитета.

1. Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия:

– иммунитет;
– инфекционные заболевания;
– вакцина;
– лечебная сыворотка.

2. Продолжить формировать умение работать с текстом учебника и с научной литературой.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения на примерах научных открытий, успехов отечественной медицины.
  2. Продолжить нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, показывая опасность СПИДа.
  3. Показать пользу предупредительных прививок

Развивающие задачи:

  1. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации работы на уроке (путем обсуждения проблемных вопросов о иммунитете, самостоятельное формулирование выводов о пользе предупредительных прививок)

Оборудование: раздаточный материал – таблица “Инфекционные болезни”, таблица “Виды лейкоцитов”, ноутбук, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный

Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с материалом учебника, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Опрос:

Тестовый опрос:

  1. Что входит в состав плазмы (сыворотка, фибриноген, эритроциты, тромбоциты)?
  2. Где вырабатываются антитела (селезенка, печень, красный костный мозг)?
  3. Какие форменные элементы крови участвуют в свертывании (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)?
  4. Какова роль тканевой жидкости (омывает клетки, переносит вещества, образует лимфу)?
  5. Участвуют в свертывании крови (эритроциты, тромбоциты, соли кальция, фибрин, фибриноген)?
  6. Белок, придающий крови красный цвет (гемоглобин, фибрин, плазма)?

Фронтальный опрос:

  1. Назовите форменные элементы крови?
  2. Какая форма у эритроцитов?
  3. Сколько живет эритроцит?
  4. Какими свойствами обладает гемоглобин?
  5. Что такое малокровие или анемия?
  6. Строение лейкоцита?
  7. Каковы функции лейкоцитов?
  8. Какие лейкоциты называют фагоцитами?
  9. Каковы функции тромбоцитов?
  10. Кто участвует в свертывании крови?

III. Изучение новой темы:

Вопрос: Какие ассоциации у вас вызывает слово “иммунитет”?

Ответы учащихся: невосприимчивость к болезни, инфекции, прививки, упадок сил и так далее.

Рассказ учителя: История иммунитета

Много веков назад вспышки инфекционных заболеваний – эпидемии уносили тысячи жизней.

Самые старые архивы указывают на то, что человек едва человек научился записывать свои мысли знаками, уже страдал от многих инфекционных заболеваний.

Болезни всегда пугали человека. Особое внимание к себе привлекали болезни, которые охватывали большое количество людей и валили их с ног. Отсюда первоначально такие болезни называли “повальные болезни” Потом они получили название – “поветриями”, так как они распространялись так быстро, как будто их переносил ветер.

В XIX веке ученый – Фракасторо обосновал учение о передаче болезней через контакты и несколько позднее были открыты возбудители болезней – бактерии.

Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античности до современных ему врачей, он впервые сделал попытку дать общую теорию эпидемических болезней и описание целого ряда заразных недугов: оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и т. д. Фракасторо по праву можно считать основоположником науки эпидемиологии: он впервые заговорил о истинной природе болезни, способах распространения болезни и о ее переносчиках – бактериях.

В начале XX века русский ученый Илья Мечников сделал одно из самых великих открытий в области иммунитета. Он провел эксперимент: взял морскую звезду, воткнул в нее шип розы – и через некоторое время шип исчез. Благодаря этому эксперименту были открыты фагоциты (белые клетки крови) – специальные клетки, которые захватывают и уничтожают попавшие в организм инородные тела.

Немецкий ученый Пауль Эрлих спорил с Мечниковым. Он утверждал, что главная роль в защите организма принадлежит не клеткам, а антителам (иммуноглобулинам) – специфическим молекулам, которые образуются в жидкой части крови.

Непримиримые научные соперники – Мечников и Эрлих – разделили Нобелевскую премию. Они оба оказались правы: фагоциты являются компонентом врожденного иммунитета, а антитела – приобретенного.

Сейчас мы с вами послушаем как поэты и художники в своих произведениях отображали эту тему.

К доске выходят учащиеся и читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина “Пир во время чумы” (см. Приложение 1)

Проблемный вопрос – скажите о каком заболевании идет речь в поэме? (чума)

Однако не только поэты в стихах описывали эти страшные болезни, уносившие тысячи жизней, но и художники изображали их на своих картинах (см. Рисунок)

Мы с вами знаем, что не все умирали во время вспышек инфекционных заболеваний. Возникает вопрос: почему?

Далее учитель предоставляет слово ученику с сообщением на тему “Иммунитет”

Вопрос: Что же такое иммунитет?

Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

На экране – таблица “Виды лейкоцитов” (см. Приложение 2)

Вопрос: Какие виды лейкоцитов способны вырабатывать антитела, обеспечивающие специфичность иммунитета.

Дети, смотря на экран, отвечают – лимфоциты, учитель добавляет – фагоциты.

В процессе исторического развития в организме животных и человека выработалась иммунная система.

Вопрос: Какими ми же органами она образована?

Ответ:

– костный мозг;
– вилочковая железа (тимус);
– лимфатические узлы;
– селезенка;
– скопление лимфоидной ткани по ходу дыхательных путей и органов пищеварения.

Клеточный иммунитет (фагоцитоз) – уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки (фагоциты)

Гуморальный иммунитет – посторонние тела удаляются с помощью антител, химических веществ, доставляемых кровью.

Задание для учащихся: найдите в тексте кто открыл клеточный и гуморальный иммунитет и каким он бывает еще? Каким еще бывает иммунитет?

На доске:

Предупредительные прививки (рассказ учителя сопровождается записями в тетради)

Общеизвестно, что причиной многих заболеваний являются болезнетворные микробы.

Причастность микробов к заразным болезням была доказана французским ученым Луи Пастером (сообщение учащегося)

В тетради:

Эпидемия – вспышка инфекционных болезней.
Вакцина – жидкость, содержащая ослабленные микробы или их яды.
Лечебная сыворотка – самостоятельно.

Задание: проработайте в парах таблицу “Классификация иммунитета” на стр.76 и запишите ее в тетради (см. Приложение 3)

Закрепление: на экране тест.

Из перечня (1-12) выберите правильные выберите правильные ответы на вопросы (I-XIII):

1.Недостаточность лейкоцитов 7.Иммунитет
2.Недостаточность эритроцитов, гемоглобина 8.Фагоцитоз
3.Недостаточность тромбоцитов 9.Нарушение функции желтого костного мозга
4.Образование антител 10.Нарушение функции красного костного мозга
5.Образование фибрина, свертывание крови 11.Предупредительные прививки
6.Образование гемоглобина, эритроцитов 12.Заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы в организме

I. Защитная реакция организма, предостерегающая его от потери крови.
II. Причины малокровия
III. Способы защиты организма от инфекционных заболеваний и чужеродных веществ
IV. Меры предупреждения инфекционных заболеваний
V. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ
VI. Условие предотвращения малокровия
VII. Способ уничтожения бактерий в организме
VIII. Одна из причин болезни – несвертываемости крови
IX. Невосприимчивость организма к инфекциям
X. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
XI. Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови
XII. Способ создания искусственного иммунитета
XIII. Проявления нарушения постоянства состава крови

Ответы: I – 5; II-2, 10; III – 4,7,8; IV – 11; V – 7; VI – 6; VII – 8; VIII – 3; IX – 7; X – 12 ;XI – 10; XII – 11; XIII – 1, 2, 3, 12.

Источник

Читайте также:  Желаю бесконечного счастья радости крепчайшего здоровья хороших
Adblock
detector