Внеурочное занятие «Чтобы зубы были здоровыми»
методическая разработка по зож на тему
Материал может быть использован педагогами начальной школы и дошкольных учреждений для проведения уроков окружающего мира, классных часов и внеурочных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_zuby_byli_zdorovymi.doc | 90 КБ |
chtoby_zuby_byli_zdorovymi.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4
учитель начальных классов
Бариева Галина Анатольевна,
высшая кв. категория
Актуальность. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Но в школах этой проблеме уделяется недостаточное внимание. Вот почему вопрос о формировании у детей и подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получении необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремлении вести здоровый образ жизни и воспитании в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.
Новизна состоит в расширении информационного поля, деятельностном подходе, создании условий для самореализации учащихся, соответствии новому ФГОС.
Использование инновационных технологий. Использование компьютерной презентации, работа в малых группах.
Материал может быть использован педагогами начальной школы и дошкольных учреждений для проведения уроков окружающего мира и классных часов.
Цель: Просвещение уч-ся и формирование гигиенических навыков.
1. Формировать мотивы гигиенического поведения.
2. Прививать навыки личной гигиены.
3. Учить бережно и с любовью относиться к себе, своему здоровью.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, листы А4, рисунки (см. приложение)
1. Оргмомент. Определение темы и цели занятия.
— Отгадайте загадки ( слайд 2 ):
- Белые силачи рубят калачи,
А красный говорун подкладывает.(зубы,язык)
- Полон хлевец белых овец.(рот и зубы)
— Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь? Правильно, сегодня мы поговорим о зубах, и узнаем, как сохранить их здоровыми на долгие годы.( слайд 3 )
2. Беседа по теме.
— Для чего нам нужны зубы? (Чтобы откусывать и пережёвывать пищу) А почему важно разжёвывать пищу? Можно ли проглотить большую корку хлеба или редиску целиком, неизмельчёнными?
Даже небольшую корку трудно проглотить целиком, а большую совсем невозможно. Пищу нужно хорошо пережёвывать, при этом она хорошо смачивается слюной и тогда её легче проглотить. Хорошо пережёванная пища лучше переваривается в желудке и приносит больше пользы человеку. А чтобы прожевать пищу, нужны крепкие, здоровые зубы. Кроме того, зубы нужны для того, чтобы чётко произносить слова, а также украшать лицо человека.
Когда вырастают первые зубы? Молочные зубы вырастают на первом году жизни. К 6-7 годам их 20. Некоторые из них начинают расшатываться и выпадать, на их месте вырастают новые, постоянные. К 10-11 годам все молочные зубы заменяются постоянными. И теперь если человек потеряет зуб, новый у него уже не вырастет. Вот поэтому зубы надо беречь.
А знаете ли вы, ребята, что зуб – это живой орган? (слайд 4) Каждый зуб состоит из трёх основных частей:
- Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
- Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
(Рассматривание изображения зуба, пояснение непонятных моментов.)
Знаете ли вы, что….. (слайд 5)
- Зубы покрыты эмалью.
- Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.
- Боль возникает, если в эмали появляется дырочка (кариес)
- Дырка в зубе – всегда больно!
- А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…
Стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы..» ( читает подготовленный ученик) Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные.
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять.
— Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? Отчего зубы могут портиться?
Когда мы едим, в промежутках между зубами почти всегда остаются маленькие частички пищи. Если их не удалять, вскоре они начинают гнить. Это приносит большой вред зубам, зубы разрушаются и болят. (слайд 6)
Упражнение для осанки «Гора»
Встаньте свободно, руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих.»Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы. А теперь сядьте поудобнее, я расскажу вам сказку.
4. Обучающая сказка. (слайд 7)
Жил-был один сказочный король. И была у него дочь, любила она только сладости. И всё у них было хорошо, пока не умерла у него жена. Через некоторое время король снова женился. Мачехой стала очень злая королева Зубная боль. Невзлюбила она маленькую принцессу и велела своему верному слуге Кариесу испортить девочке зубы. Зубы у принцессы Сладкоежки стали сильно болеть. Король приглашал лучших докторов со всего королевства, но ни один из них не умел лечить зубы. Тогда Министр предложил позвать из соседнего королевства врача Стоматолога. Он вылечил маленькую принцессу, чтобы она больше не болела, подарил ей зубную щётку и пасту и посоветовал есть поменьше сладкого, а побольше овощей и фруктов. Пока злой Королевы не было дома, вход в замок заделали, и она никогда больше не смогла навредить доброму королю и его дочери.
— А что же делать нам, когда болят зубы? Нужно регулярно, два раза в год, проверять зубы у стоматолога. Некоторые дети боятся лечить зубы из-за боли, но это неправильно: пока дырочка маленькая, боли не будет. (слайд 8)
5. Продолжение беседы. Тренинг «Уход за зубами»
— Как надо ухаживать за зубами ? (Утром и вечером чистить зубы, после еды полоскать рот) (слайд 9)
Что необходимо иметь каждому для ухода за зубами? (Пасту, щётку, стакан. Они должны содержаться в чистоте, у каждого члена семьи своя щётка)
Как правильно чисть зубы? (слайд 10)
- Тщательно вымыть руки (слайд 11)
- Смочить щётку, нанести пасту на щётку
- Расположить щётку вдоль дёсен, движение сверху вниз, тщательно очистить каждый зуб (слайд 12)
- Очистить внутреннюю поверхность
- Очистить жевательную поверхность вперёд-назад круговыми движениями
- Почистить язык ( слайд 13)
- Прополоскать рот
- Промыть щётку и поставить в стакан
Под музыку дети показывают движения в том порядке, который нужно соблюдать при чистке зубов.
6. Практическая работа в группах.
Беседа о том, что полезно и что вредно для зубов.
— Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?
(творог, молоко, каша, овощи и фрукты)
— Что вредно для зубов?( Есть очень холодную и очень горячую пищу, грызть орехи, есть много сладкого, грызть несъедобные предметы) ( слайд 14)
Работа в группах.
Для каждой группы приготовлены листы с рисунками весёлого и грустного зубов, рисунки различных продуктов. Дети принесли на урок этикетки от продуктов, которые часто едят дома. Задание:
- Выбрать продукты питания, позволяющие поддерживать здоровье зубов, наклеить этикетки и картинки возле рисунка весёлого зуба.
- Выбрать продукты, разрушающие зубы, наклеить этикетки и картинки возле рисунка грустного зуба.
- Доказать свой выбор.( работы прикрепляются на доску)
— О чём мы говорили сегодня на занятии?
-Что нового вы узнали?
— Какие выводы для себя вы сегодня сделали?
— Давайте разучим стихотворение, которое подведёт итог нашего занятия. (слайд 15)
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Не конфеты ешь, а фрукты –
Очень нужные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
1. Мильман И.И. «Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах»
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников»
3. Прокофьева С.И. «Румяные щёки»
Распечатать на разных листах для каждой группы.
Источник
Здоровые зубы — здоровый организм
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) по теме
1.Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.
2.Познакомить с видами зубов и построением зубов.
3.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zdorovye_zuby_-_zdorovyy_organizm.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровые зубы — здоровый организм
1.Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.
2.Познакомить с видами зубов и построением зубов.
3.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Методы и приемы работы: слово учителя, беседа, практические работы.
Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты «Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки для практических работ.
1. Организационный момент.
Приветствие. Настрой на урок.
— Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово «Здравствуйте! Здравствуйте!». И вы тоже по чаще говорите «Здравствуйте!» маме, папе, друзьям, прохожим и, конечно же, нашим гостям. (Дети поворачиваются лицом к гостям, здороваются).
— Вы почувствовали, как у них поднялось настроение? Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове «здоровье» много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте.
2. Вводная часть.
— Перед вами лежат 2 листа и 2 фломастера (красный, черный). На одном нарисуйте маску здорового мальчика, на другом – больного.
— Почему здорового мальчика вы нарисовали красным, а больного – черным? В чем еще различие?
(У здорового мальчика – Здрасика, щеки горят, глаза сияют, он улыбается. А больной – Фырка грустный, некрасивый).
— А скажите, что нужно человеку, чтобы быть здоровым; зайчонку, чтобы грызть морковку; бобренку, чтобы строить домик; волчонку, чтобы стучать от холода?
— Конечно, здоровые зубы.
3. Основная часть.
— Не зря говорят, что «Зубы – зеркало организма».
— Как вы думаете, почему?
— Сегодня мы с вами поговорим о том, как беречь и охранять свои зубы.
— Ни волчонок, ни зайчонок, ни бобренок не могут жить без зубов. А мы? Подумаешь, один зуб заболел. Вон их сколько у нас! Возьмите зеркальце и посчитайте, сколько у вас зубов. У всех по-разному. Потому что в вашем возрасте молочные меняются постоянными. А у взрослого, который заботится о своих зубах-32. И все они нам нужны. Передние острые. Служат для того, чтобы резать пищу. Это резцы (Показ на макете. Слово прикрепляется на доску). Заостренные зубы – клыки. Они нужны, чтобы разрывать ее. Толстые, тупые зубы – чтобы пережевывать. Они называются коренными.
Демонстрация макета зубов.
— Покажите где резцы, клыки и коренные зубы.
— Каждый из твоих зубов нужно беречь. Это вы уже знаете. А что такое беречь?
(Не грызть орешки, не открывать зубами лимонад, не увлекаться сладостями, больше есть фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу).
4. Практическая работа №1.
— Красным подчеркните те продукты, которые способствуют оздоровлению зубов. Черными – наоборот.
— А что, если человек много ест сладкого?
В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов. Некоторые виды бактерий при поступлении в рот сахара, вырабатывают клейкие вещества.
На доске появляется запись:
БАКТЕРИИ + САХАР = КЛЕЙКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Так образуется зубной налет. Бактерии налета выделяют кислоту. А кислота начинает разрушать эмаль, защитный слой зуба. (Показ по таблице «Как развивается кариес»). Тогда начинается кариес. Кариес растет, появляется полость – начинается боль. Кариес распространяется, доходит до пульпы – сильные боли.
— Что надо делать, чтобы избежать этого?
Практическая работа №2. Работа на компьютере.
— Поставь под картинками цифры 1,2,3 – показывающие последовательность развития кариеса.
Практическая работа №3.
— Заполни пропуски в предложениях, используя эти слова: кислота, кариес, полость.
— Чтобы избежать этого мы будем дружить с Тюбиком и Щеткой. Кто покажет, как правильно чистить зубы?
(Показ на макете). Надо чистить в продолжении трех минут сверху, снизу, снаружи, изнутри.
— Закрыли глазки, отдыхаем. (Звучит тихая музыка). (В это время учитель выходит из класса, надевает белый халат, шапочку и держит стоматологический инструмент).
6. Закрепление изученного на уроке.
— Тук, тук, тук! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – стоматолог. Наша профессия очень древняя. Если перевести его с латинского языка, языка на котором говорили древние римляне, это – зубовед, зубной врач, дантист.
— Вы, ребята, забыли самое главное, прийти ко мне в кабинет и не привели своих друзей – Здрасика и Фырку. Что? Не болят зубы? Значит, скоро заболят. Ведь стоматолог не только лечит зубы, но и объясняет, что надо делать, чтобы избежать болезни. Поэтому нужно посетить этот кабинет хотя бы 2 раза в год. Что, что? Говорите, и так всё знаете? А это мы сейчас проверим. Я задаю вам вопросы, а вы ищите ответ на карточках
(У каждого ученика комплект карточек).
— Сколько раз в день нужно чистить зубы?
(Мы чистим зубы дважды в день).
— А может быть хватит и одного раза? Вечером уже не хочется. Это днем надо выглядеть красиво, ночью никто и не видит?
(И делать это нам не лень).
— Сколько времени и чем чистить зубы?
(Три минуты щеткой с пастой).
— Какие лучше, какие чуть хуже чистить?
(Чистим зубы все подряд).
— Как начинается чистка зубов?
(Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри).
— А зачем внутри чистить зубы?
(Вычищаем всех бактерий).
(И язык почистили).
— Запомните его. Напишите на бумаге и выйдя на перемену, отдайте эти листочки детям из соседних классов, чтобы они тоже запомнили эти несложные правила, научили других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого внеклассного мероприятия с презентацией.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм.
На данном занятии дети познакомятся с основными группами продуктов, узнают о правильном принципе питания, а также поиграют в познавательную игру на уроке.
Цель: 1.Научить детей правильно ухаживать за полостью рта. 2.Познакомить с видами зубов и построением зубов. 3.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. .
Классный час по здоровому образу жизни.
Данный материал можно использовать на внеклассном мероприятии в 1-2 классах.
Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр.
Источник