Меню

Урок здоровья стоматология детский сад

Тема занятия № 18. Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание детей в организованных детских коллективах. Проведение уроков здоровья.

Важным разделом профилактической стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) детей дошкольного и школьного возраста. Особое значение имеет ГОиВ для детей раннего возраста, когда закладываются основы гигиенических знаний, формируются гигиенические навыки и привычки. Поэтому организация и проведение гигиенического воспитания и обучения навыкам правильного и систематического ухода за полостью рта в организованных детских коллективах среди детей разного возраста является важной составляющей работы детского стоматолога при проведении мероприятий первичной профилактики стоматологических заболеваний в рамках комплексной программы профилактики. Гигиеническое воспитание состоит из двух важных разделов: санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта. Это обучение проводят в специальном центре гигиенического воспитания (комната гигиены и профилактики), который организуется в детских учреждениях или поликлинике и оснащен необходимым оборудованием (таблицы, стенды, плакаты, диапроекторы, раковины, зеркала, наборы средств гигиены и профилактики и т. д.). Если в детском кабинете или школе нет возможностей выделить помещение для этих целей, всю необходимую наглядную агитацию можно разместить в одном из холлов, а практические занятия проводить в умывальной или другой приспособленной для этого комнате.

Элементы гигиенического обучения и воспитания в организованных детских коллективах

1.Гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях.

Важнейшая задача детского стоматолога — гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста с целью сформировать у них гигиенические умения, навыки и создать условия для перерастания их в потребность. Эффективность гигиенического обучения детей этой группы не может быть высокой при отсутствии организационной системы ГОиВ (гигиенического обучения и воспитания) по вопросам стоматологии в детском дошкольном учреждении с четким распределением функциональных обязанностей между стоматологом и привлекаемыми специалистами; при отсутствии методики поэтапного обучения детей дошкольного возраста указанным навыкам и необходимых для реализации данной системы методических материалов; без умения врачей-стоматологов осуществлять санитарно-просветительную работу с детьми этой группы; без помощи в осуществлении ГОиВ со стороны персонала детских учреждений.

Учитывая необходимость обеспечения непрерывности и повторяемости элементов обучения, можно так сформулировать принципы реализации системы ГОиВ:

1. поэтапность с постепенным нарастанием уровня гигиенических знаний и навыков в каждой возрастной группе

2. включение занятий по гигиене в программу воспитания в детском саду (два занятия во второй младшей группе и по одному — во всех остальных);

3. закрепление навыков и знаний: во время гигиенического самообеспечения, в процессе занятий по математике, родному языку, изобразительной деятельности, творческих и сюжетно-ролевых игр;

4. непосредственное выполнение программы ГОиВ силами воспитателя группы под контролем педагога-методиста и старшей медсестры при общем руководстве детского стоматолога;

5. обеспечение воспитателей методическими материалами и средствами передачи знаний и навыков детям.

Организация санитарно-просветительной работы и гигиенического обучения в разных детских коллективах — достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа и гигиеническое образование не может быть достаточно эффективной.

Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода — комплексность воздействия на ребенка.

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам профилактики стоматологических заболеваний охватывает четыре основные группы:

• педагоги (воспитатели и учителя);

• медицинские работники детских дошкольных учебных заведений и школ;

Обучение детей правильным навыкам по уходу за полостью рта — наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Он должен строиться с учетом возрастных психоэмоциональных особенностей и поведенческих реакций детей разного возраста.

Читайте также:  Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

При проведении с детьми занятий по гигиеническому уходу за полостью рта целесообразно использовать сформулированные В.В. Тербовой (1983) педагогические рекомендации, которые способствуют усвоению материала:

1. чередование хоровых и индивидуальных ответов;

2. сочетание языковых ответов с практическими действиями;

3. использование разнообразных игровых моментов и ситуаций (ребенок учится сам, учит любимую игрушку);

4. обоснование необходимости выполнения задания (если мы не научим Ушастика правильно чистить зубы, они у него заболят).

Важный раздел гигиенического воспитания населения — обучение методам гигиены полости рта. Характер обучения должен быть строго дифференцированным. Одной из задач ГОиВ детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта как к обязательному компоненту окружающей обстановки. Особое значение это приобретает в процессе гигиенического воспитания и обучения детей младшего возраста, когда возможность проведения санитарно-просветительной работы ограничена малым словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса.

Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу­дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей. Врач стоматолог также может выступать с докладами на родительских собраниях.

Обучение детей — наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

Источник

Урок здоровья «Берегите ЗУБЫ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Для детей среднего и старшего возраста

Скачать:

Вложение Размер
urok_zdorovya_zuby_.doc 18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья «Берегите ЗУБЫ»

Цель: учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Закрепить правила ухода за зубами и технику чистки зубов.

Материалы к занятию: изображение зуба, зубные щетки на каждого ребенка, картинки с изображением полезной пищи и вредной, памятка «Как сохранить здоровые зубы».

1.Воспитатель: Сегодня у нас с вами урок здоровья.

Отгадав загадку, вы узнаете о чем мы сегодня поговорим.

Полон хлевец белых овец (зубы)

-Как вы думаете, а для чего нам нужны зубы?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастит.

  • А у вас болели когда-нибудь зубы?
  • Почему это происходило?
  • Что вы делали, когда возникла зубная боль?

Зуб — это живой орган. Давайте посмотрим из чего он состоит. Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения, но если за зубами неправильно ухаживать или питаться неправильно, то эмаль начинает разрушаться, образуются дырочки — кариес.

Чтобы зубы не болели, за ними надо ухаживать. Поэтому у зубов есть помощники.

Кто со мной не знается,

Тот от боли мается (зубная щетка)

Надо помнить, что зубная щетка и зубная паста должны соответствовать возрасту, быть специальными — для детей.

Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3-4 месяца.

2.Практикум чистки зубов.

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки — сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
  2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение щетки — снизу вверх.
  3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки — вперед назад.
  4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  5. Не забудьте почистить язык.

3.Давайте посмотрим на табличку и выберем полезную пищу для здоровья и зубов.

Как поел почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год 2 раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

-Что нового вы узнали на нашем занятии?

— Как нужно относиться к своим зубам? Почему?

— Как нужно ухаживать за зубами?

А теперь посмотрите на памятку «Как сохранить здоровые зубы» и запомните 4 правила:

  1. Зубы необходимо чистить.
  2. Проверяйтесь у стоматолога 2 раза в год.
  3. Есть меньше сладостей.
  4. Есть много фруктов и овощей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививать детям культурно – гигиенические навыки, умение правильно ухаживать за зубами и ротовой полостью, уточнить и дополнить знания детей о здоровой пище, здоровом образе жизни. Развивать интерес к.

рекомендации как правильно ухаживать за зубами дошколят.

Данной непосредственной образовательной деятельностью нацелена на формирование умения детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к своим зубам, объяснить в игровой форме ва.

Беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

В Power Point создана игра в анимационном режим. Всплывают картинки по щелчку, и после ответа детей «Полезно» или «Вредно» картинка уходит по щелчку вправо или влево.

Цель проведения этого НОД-дать детям представление о необходимой части организма – зубах, приучать беречь зубы, соблюдаеть правила ухода за ними; развивать внимание, память.

Источник

НОД Урок здоровья «Здоровье зубов в твоих руках»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Данной непосредственной образовательной деятельностью нацелена на формирование умения детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к своим зубам, объяснить в игровой форме важность здоровых зубов для всего организма.

Скачать:

Вложение Размер
nod_zuby.docx 18.13 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Урок здоровья в подготовительной группе

«Здоровые зубы»

Цель: формировать умение детей заботиться о своём здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.

развивать внимание, память, воображение, представление о том, что здоровье зубов – одна из важных составляющих здорового образа жизни;

обучающие – дать новые знания о правилах и навыках ухода за зубами;

воспитательные – воспитывать у детей правильное отношение к здоровью, желание и умение работать в коллективе, воспитывать чувство сопереживания, сочувствия.

Материалы и оборудование: зубик – игрушка, сшитый из ткани, таблички здоровых и больных зубов (на каждого ребенка), картинки зубной щётки, пасты, зубной нити и т.д., оформленные в игровой плакат, расческа, вата и зубная щетка, витаминки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель вдруг видит у себя на столе необычного гостя – Зубика. Спрашивает у детей:

« А кто это? Зачем пришел к нам?»

Дети: – Дети отвечают, делают предположения.

— Посмотрите, что это у Зубика? Срочная телеграмма.

“Доктор, поскорее приезжайте

И молочные зубки спасайте!”

В.: – Мне срочно нужно в страну здоровых зубов, а Вы будете моими помощниками!.

Но вот беда: вход в страну преградили злые монстры, которые не хотят нас пускать. Как Вы думаете: кто они?

— Бактерии, которые скапливаются у нас во рту. А если эти бактерии вовремя не удалять, они превратятся в Кариес. Болезнь, которая поражает эмаль зубов. А как с ними бороться?

На доске висит плакат с изображением грустного зуба в окружении кариозных монстров. При правильном ответе ребенка картинка с кариозными монстрами переворачивается и появляется изображение правильного ответа ребенка. Когда прозвучат все ответа, изображение грустного зубика на веселое.

— Правильно, соблюдать правила ухода за зубами. Посмотрите на наше первое задание. Вход нам преградили кариозные монстры, поборимся с ними? Если мы выиграем, то увидим братца нашего Зубика, он и поведет нас дальше.

— Что нам нужно для того, чтобы зубы были здоровыми? Дети перечисляют:

Зубная щетка, паста, зубная нить, полезная еда, правила чистки зубов, витамины, полоскание рта после приема пищи.

— Вы правильно назвали одну из причин здоровья зубов, это умение правильно их чистить! А сколько раз в день?

Плакат «Правила чистки зубов»

-Ой! Посмотрите на наш Зубик, у него появились коричневые пятнышки! Это кариозные монстры, кариес! А как Вы думаете – почему? Ответы детей.

— Зубик, тебя, наверное, неправильно чистят?

Проведем опыт – вызываю помощника! Вывод: Чистить зубы снизу вверх. Не забывать о деснах, языке(пятнышки с зубов исчезают). Посмотрите, мы еще победили монстров и уже почти добрались до страны Здоровых зубов.

— Пока мы учились правильно чистить зубы, мы немножко загрустили и устали. Хотите отдохнуть? А Зубик поиграет вместе с нами.

Дидактическая игра: «Веселый и грустный зубик». Правила игры: если то, о чем я говорю, полезно для зубов, вы поднимаете веселый зубик, если вредно – грустный!

  • Не есть много сладкого.
  • Больше есть фруктов.
  • Не грызть твёрдые предметы.
  • Ходить к врачу.
  • Пить колу и есть чипсы.
  • Использовать зубную нить.
  • Чистить чужой зубной щеткой.
  • Грызть орехи, карандаши, ногти.
  • Кушать конфеты, вафли, печенье, мороженое, торт.
  • Кушать одновременно горячую и холодную пищу
  • Чистить зубы снизу вверх
  • Принимать витамины

III. Заключительная часть

-Молодцы, порадовали Зубик! И победили всех монстров! Теперь Зубик очутился в своей стране, и за помощь он хочет Вас отблагодарить. Он дарит Вам стихотворение.

Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

— Давайте пообещаем Зубику, что мы выучим это стихотворение. Оно поможет нам сохранить наши зубы здоровыми много лет.

— Зубик Вам принес еще один подарок, угадайте, что это? (Загадка про витамины).

В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно? — .
(Витамины)

Раздаю детям!

Рефлексия: Вам сегодня было интересно? Вы узнали много нового?

Если да – улыбаюсь — улыбнитесь мне в ответ, и помашите «веселым зубиком»!

Источник

Adblock
detector