Урок здоровья полости рта для школьников
Автор: Козинова Ольга Николаевна
Организация: МБОУ СОШ с.Красное
Населенный пункт: с. Красное
Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, воспитывать потребность соблюдать правила гигиены зубов и полости рта.
- Обобщить и систематизировать знания детей о значении здоровых зубов, о правилах ухода за полостью рта.
- Развивать связную речь, расширять словарный запас.
Оборудование: зубные щетки, зубная паста, предметные картинки, этикетки продуктов, плакат с изображением полости рта, видео.
Учащиеся поделены на группы.
Учитель. Отгадайте загадку.
Веселый мужичок, пока белый пиджачок.
А если пиджак потемнеет, то мужичок погрустнеет! (Зуб)
Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?
На доске появляется тема «Гигиена зубов и полости рта»
Учитель. Посмотрите отрывок из мультфильма «Птичка кари…»
Учащиеся просматривают видео.
Учитель. Что произошло с крокодилом? Почему это случилось?
Учитель. О чем мы узнаем, чему научимся?
- Узнаем о строении и значении зубов.
- Повторим правила ухода за полостью рта.
Учитель. Что такое гигиена? Найдите определение в словаре.
Учащиеся находят определение в словаре и зачитывают.
Учитель. Рассмотрите этикетки продуктов, которые находятся у вас на парте. Какое отношение они имеют к теме нашего занятия?
Учащиеся затрудняются ответить.
Учитель. Мы вернемся к этому вопросу позже. Вы сами сможете правильно на него ответить!
– Для чего нам нужны зубы?
Ученик из 1 группы. Зубы измельчают пищу, тем самым помогают лучшему ее перевариванию в желудке и кишечнике. Первые молочные зубы у человека появляются уже в первый год жизни. Затем к 10-11 годам они выпадают, а на их месте вырастаю постоянные зубы. И вот если человек потеряет постоянный зуб, то другой уже не вырастет.
Ученик из 2 группы. Зубы бывают разные: резцы, клыки, коренные. Резцы и клыки нам нужны для того, чтобы откусывать пищу, а коренными мы пережевываем.
Учитель. Что дают здоровые зубы человеку?
На доске появляется фраза «Здоровые зубы – это красивая улыбка, свежее дыхание, основа правильного пищеварения!»
Учитель. Давайте поиграем.
Игра «Вредно – полезно»
Учитель читает высказывания о здоровье зубов. Дети поднимают красный сигнал, если это вредно, зеленый – если полезно.
- Я чищу зубы утром и вечером.
- Я часто ем сладкое.
- Я перекусываю фруктами и овощами.
- Я грызу орехи зубами.
- После еды я полощу зубы водой.
- Я люблю очень холодную и очень горячую пищу.
Учитель. Как вы думаете, зубы живые?
Да, зубы – это живые органы. Каждый зуб состоит из 3 частей: коронка, шейка, корень.
Учащиеся рассматривают схему.
Ученик. Каждый наш зуб имеет 3 слоя. Первый – это эмаль. Этот слой самый прочный во всем организме человека, даже тверже костей. Следующий слой – это зубная кость. А в самом центре находится пульпа или нервы.
Учитель. Дерево крепко держится корнями в земле. Зубы так же прочно удерживаются в десне с помощью корней.
1 группа: РЕКА-РЕ+РИС-С+ЕС
2 группа: СУП-СУ+АР+ОДА-А+ОН+ТОЗ
Учитель. Какие слова получились? (Кариес, пародонтоз)
Кариес – это заболевание зубов.
Пародонтоз – это заболевание десен.
Учитель. Нарисуйте на листочке зуб. Представьте, что это замок. И вот в нем решила поселиться злая колдунья Зубная Боль. Как она попадет в неприступный замок? Где для нее будет вход?
Учитель. Нарисуйте эту дырочку – вход. Что делать, чтобы Зубная Боль не попала в замок? (закрыть дырку, заделать вход)
Что мы должны делать, чтобы больной зуб перестал болеть?
Да, ребята, надо сразу же обратиться к стоматологу! Его нужно посещать минимум 2 раза в год.
Перед вами листы с рассказами о зубах. Прочитайте. Найдите и подчеркните, чем опасны больные зубы для человека.
Учащиеся в группах выполняют задание, зачитывают ответ.
Учитель. Послушайте, что нужно делать, чтобы избежать заболеваний зубов и десен.
Ученик. Как покушал, почисть зубки.
Делай так два раза в сутки.
Лучше, чем конфеты фрукты,
Знай эти важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Запомни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Учитель. Что необходимо для чистки зубов? (щетка и паста)
Зубную пасту обязательно выбирайте по назначению она бывает лечебная и профилактическая.
Зубная щетка также влияет на качество очищения зубов. Ведь в 1мг мягкого зубного налета содержится около 700 млн бактерий. Зубные щетки бывают разной жесткости. У каждого человека щетка должна быть индивидуальной и меняться каждые 3 месяца.
Давайте вспомним правила чистки зубов.
Игра «Действуй по порядку»
Учащиеся получают карточки с изображением этапов чистки зубов. По сигналу выстраиваются по порядку.
Учитель. Но не всегда есть возможность почистить зубы. Что же тогда делать? (После еды полоскать рот кипяченой водой)
Сейчас мы повторим движения во время чистки зубов.
Учитель показывает на модели ротовой полости. Учащиеся повторяют на своих зубах с помощью индивидуальных зубных щеток.
Учитель. Мы поговорили о том, как ухаживать за зубами. А от чего еще зависит здоровье наших зубов? Вернемся к этикеткам продуктов. Найдите слова, за которыми скрывается что-то сладкое (сахар, сироп, фруктоза, мальтоза). Разделите этикетки на 2 группы: с низким содержание сахара и низким.
Как этикетки продуктов связаны с темой нашего занятия? (На здоровье зубов оказывают влияние продукты питания)
Игра «Польза – вред для зубов»
Учащиеся в группах распределяют полезные и вредные продукты для зубов. Объясняют свой выбор.
Учитель. Что нового вы узнали? Что понравилось?
Какие 3 основных правила необходимо соблюдать?
- Ежедневно чисть зубы утром и вечером.
- Перекусывать фруктами и овощами, меньше употреблять сладкого.
- Не менее 2 раз в год посещать стоматолога.
Учащиеся получают памятки с правилами ухода за зубами и ротовой полостью.
Литература
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4 классы/ сост. Козлова М.А. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Источник
Факультативное занятие ОЗОЖ «Гигиена полости рта. Заболевания зубов и дёсен»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (240 кБ)
Цели:
- Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и десен (парадантоз), мерами их профилактики.
- Повторить основные правила по уходу за зубами.
- Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: схемы, муляж «Зубы и зубная щетка», плакат «Строение зуба», видеофильм, валеологический самоанализ на парте, зубные пасты, практикум «Чистка зубов» раздаточный материал.
I. Организационный момент.
(Готовность класса к уроку)
а) — Здравствуйте, ребята.
Стоматологи ежегодно удаляют около четырёх тонн детских зубов.
Как нам не попасть в этот список?
У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).
Вот видите, все в классе испытали эту неприятную боль.
Поэтому мы сегодня на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и десен, узнаем причины, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики.
Запись темы в тетрадь.
б) Девизом нашего факультативного занятия будут являться слова (прочтем
их хором)
Здоровые зубы — гарантия здоровья
Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов.
(ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, а, следовательно, обеспечивают нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта);
- Если пища плохо пережевана, то и пищеварительная система будет от этого страдать (например: болеть живот).
- Не на всякие зубы приятно смотреть. Почему?
- Здоровые зубы — это красивая и обворожительная улыбка, правильная речь.
II. Работа над новым материалом.
а) — Рассмотрим строение зубов (плакат на доске (карточки на парте (Приложение 3)). Вот из чего состоит зуб.
- Эмаль — твердое покрытие (в организме нет ничего более твердого).
- Дентин — еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью.
- Под дентином — расположена пульпа — мягка ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.
- У зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти.
- Основание зуба со всех сторон окружено десной.
б) Заболевание зубов и десен.
Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят.
Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес — образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.
(таблица «Заболевание зубов. Кариес») Если воспаляется десна, и другие т.е. мягкие ткани — это заболевание называется парадонтит. Он может возникнуть, если не лечить кариес, а так же — от механического повреждения десны (например, грубой пищи, зубной щеткой).
Запись в тетрадь.
Кариес — образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.
Парадонтит — воспаление тканей вокруг зуба.
(если кариес не лечить может произойти воспаление тканей вокруг зуба (парадонтит).
— Скажите, от чего же разрушаются зубы?
(ответы: — Не соблюдение гигиенических правил ухода за зубами).
— Какие основные правила ухода за зубами вы знаете?
(ответ: — чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды, не есть холодного — горячего или наоборот, не грызть твердые предметы, посещать стоматолога и т.д.)
— Молодцы! (Прослушайте рекомендации. Соответствуют ли ваши правила рекомендациям врача-стоматолога).
в) Беседа со школьным стоматологом.
(врач стоматолог может быть приглашён; проводит беседу или конкурс …)
г) Сейчас мы просмотрим рекомендации (использование зубных паст)
Вопрос после просмотра.
На какие группы делятся зубные пасты? (гигиенические и лечебно-профилактические).
Для чего используют гигиенические (для снятия налета, механическое очищение).
Лечебно-профилактические содержат экстракты трав, лекарственных растений, витамины, (они лечат и проводят профилактику.
(перед занятием учитель предлагает принести пасты или коробки от паст)
На столе пасты, выберите лечебно-профилактические.
- Почему, вы считаете, что это лечебно-профилактические? (читают, что входит в состав) они лечат и проводят профилактику.
- Очень хорошо! (А какими пастами вы пользуетесь дома?) (называют).
- Рассмотрите внимательно дома состав ваших паст и определите к какой группе они относятся? гигиенические или лечебно-профилактические.
- В нашем районе в воде мало фтора .Какой можно сделать вывод?( лучше пользоваться лечебно — профилактическими пастами, содержащими фтор.)
г) Практическое занятие.
Одним из основных правил ухода за полостью рта является правильная чистка зубов. (Приложение 4)
Сейчас мы проведем с вами практическое занятие по чистке зубов.
Найдите на столе карточки с рекомендациями «Как правильно чистить зубы».
У меня на столе макет. (Дима будет проводить показ на манекене, а вы для этого будете использовать расческу и зубную щетку).
Мальков читает последовательность вслух, все выполняют действия (не торопитесь).
Молодцы! Еще раз (закончили).
III. Итог урока.
- Итак с чем мы познакомились на уроке? Сегодня мы познакомились с основными заболеваниями зубов и десен и повторили основные правила гигиены полости рта.
- Выполним самоанализ.
- Если вы выполняете то или иное правил напротив поставь знак «+», если нет «-».
- Сопоставь количество «плюсов» и «минусов».
- Если «+» больше, значит ты правильно ухаживаешь за зубами, если меньше, то вы должны сделать для себя вывод, что нужно еще дополнить для сохранения здоровых и крепких зубов.
IV. Все материалы которые есть на парте, вклейте в тетрадь по теме «Гигиена полости рта. Заболевание зубов и десен». Спасибо! До свидания!
Источник
Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение соблюдать правила личной гигиены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zuby.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».
Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение соблюдать правила личной гигиены.
Оборудование: рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за зубами, приспособления для чистки зубов, словарные слова, рисунок «Строение зуба», этикетки от продуктов, тетради, карандаши, плакат «Сохрани улыбку красивой», кружки для рожицы.
Загадка: Полон хлевец белых овец. ( Зубы)
— Что помогает переваривать пищу?
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зыбами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте оказались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
III. Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…»
Как у нашей Любы
Целый день бедняшка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять.
— Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
— Почему появилось повреждение?
— Случалось ли такое с вами? Расскажите.
IV. Продолжение беседы.
Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Рисунок «Строение зуба»
Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Дырка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…
Нарисуй зуб- Замок, в котором поселилась Зубная Боль.
Дети делают зарисовки в тетрадях.
— Где будет вход в замок? (Это дырочка)
— Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход) Зуб перестанет болеть.
— Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)
— Как называют зубного врача? (Стоматолог)
VI.Работа с рисунком — карточкой
— Рассмотрите рисунки и расскажите, что вы видите на картинках.
— Какие правила мы должны соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?
— Что вредно для зубов?
- Грызть орехи;
- Есть очень холодную и очень горячую пищу;
- Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
V. Игра «Спрятанный сахар».
Детям раздаются этикетки от продуктов.
- Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мед и др.)
- Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.
— Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?
Доктор Здоровая Пища советует, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.
VI. Практикум «Чистка зубов»
— Назовите главных помощников, сохранения зубов здоровыми. (Зубные пасты, щетки).
«Я попрошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной».
- Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз.
- Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щетки снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки — вперед назад.
- Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
Мы научились правильно чистить зубы, а какие правила ухода за зубами мы с вами должны знать?
VII. Правила ухода за зубами.
- Чистить зубы не менее двух раз в день.
- Соблюдать правила чистки зубов.
- Не употреблять много сладкой пищи.
- Полоскать рот после каждого приема пищи.
- Чаще употребляйте овощи, фрукты и другие полезные продукты.
- Дважды в год посещайте стоматолога.
VIII. Разучивание стихотворения.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
IX. Повторение пройденного.
— Как беречь зубы?
— Сколько раз мы чистим зубы в день?
— С помощью каких предметов мы чистим зубы?
— Какие зубы надо чистить? (Все)
— Как начинается чистка зубов? ( Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.)
А зачем внутри? (Вычищаем все бактерий)
А что делаем в последнюю очередь? ( Чистим язык и споласкиваем рот)
С чем познакомились на уроке? Почему нужно следить за зубами? (Чтобы были здоровыми, чтобы была красивой улыбка)
Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает наше внимание на этот момент. (Зубы)
Так зачем нам нужны здоровые зубы?
Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Давайте исполним нашу песенку:
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса-
От улыбок проясняться
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
Улыбка, улыбка до ушей
Такая улыбка хоть завязочки пришей
Улыбка до ушей (2 раза)
Хоть завязочки пришей.
Дети рисуют рожицу: круг, в нем два глаза, нос и улыбку до ушей. Вывешивается плакат «Сохрани улыбку красивой».
Тема: «Зубы. Правила ухода за зубами».
Правила чистки зубов:
- Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз.
- Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щетки снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки — вперед назад.
- Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
Правила ухода за зубами.
- Чистить зубы не менее двух раз в день.
- Соблюдать правила чистки зубов.
- Не употреблять много сладкой пищи.
- Полоскать рот после каждого приема пищи.
- Чаще употребляйте овощи, фрукты и другие полезные продукты.
- Дважды в год посещайте стоматолога.
Источник