Урок здоровья по стоматологии школе
Автор: Козинова Ольга Николаевна
Организация: МБОУ СОШ с.Красное
Населенный пункт: с. Красное
Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, воспитывать потребность соблюдать правила гигиены зубов и полости рта.
- Обобщить и систематизировать знания детей о значении здоровых зубов, о правилах ухода за полостью рта.
- Развивать связную речь, расширять словарный запас.
Оборудование: зубные щетки, зубная паста, предметные картинки, этикетки продуктов, плакат с изображением полости рта, видео.
Учащиеся поделены на группы.
Учитель. Отгадайте загадку.
Веселый мужичок, пока белый пиджачок.
А если пиджак потемнеет, то мужичок погрустнеет! (Зуб)
Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?
На доске появляется тема «Гигиена зубов и полости рта»
Учитель. Посмотрите отрывок из мультфильма «Птичка кари…»
Учащиеся просматривают видео.
Учитель. Что произошло с крокодилом? Почему это случилось?
Учитель. О чем мы узнаем, чему научимся?
- Узнаем о строении и значении зубов.
- Повторим правила ухода за полостью рта.
Учитель. Что такое гигиена? Найдите определение в словаре.
Учащиеся находят определение в словаре и зачитывают.
Учитель. Рассмотрите этикетки продуктов, которые находятся у вас на парте. Какое отношение они имеют к теме нашего занятия?
Учащиеся затрудняются ответить.
Учитель. Мы вернемся к этому вопросу позже. Вы сами сможете правильно на него ответить!
– Для чего нам нужны зубы?
Ученик из 1 группы. Зубы измельчают пищу, тем самым помогают лучшему ее перевариванию в желудке и кишечнике. Первые молочные зубы у человека появляются уже в первый год жизни. Затем к 10-11 годам они выпадают, а на их месте вырастаю постоянные зубы. И вот если человек потеряет постоянный зуб, то другой уже не вырастет.
Ученик из 2 группы. Зубы бывают разные: резцы, клыки, коренные. Резцы и клыки нам нужны для того, чтобы откусывать пищу, а коренными мы пережевываем.
Учитель. Что дают здоровые зубы человеку?
На доске появляется фраза «Здоровые зубы – это красивая улыбка, свежее дыхание, основа правильного пищеварения!»
Учитель. Давайте поиграем.
Игра «Вредно – полезно»
Учитель читает высказывания о здоровье зубов. Дети поднимают красный сигнал, если это вредно, зеленый – если полезно.
- Я чищу зубы утром и вечером.
- Я часто ем сладкое.
- Я перекусываю фруктами и овощами.
- Я грызу орехи зубами.
- После еды я полощу зубы водой.
- Я люблю очень холодную и очень горячую пищу.
Учитель. Как вы думаете, зубы живые?
Да, зубы – это живые органы. Каждый зуб состоит из 3 частей: коронка, шейка, корень.
Учащиеся рассматривают схему.
Ученик. Каждый наш зуб имеет 3 слоя. Первый – это эмаль. Этот слой самый прочный во всем организме человека, даже тверже костей. Следующий слой – это зубная кость. А в самом центре находится пульпа или нервы.
Учитель. Дерево крепко держится корнями в земле. Зубы так же прочно удерживаются в десне с помощью корней.
1 группа: РЕКА-РЕ+РИС-С+ЕС
2 группа: СУП-СУ+АР+ОДА-А+ОН+ТОЗ
Учитель. Какие слова получились? (Кариес, пародонтоз)
Кариес – это заболевание зубов.
Пародонтоз – это заболевание десен.
Учитель. Нарисуйте на листочке зуб. Представьте, что это замок. И вот в нем решила поселиться злая колдунья Зубная Боль. Как она попадет в неприступный замок? Где для нее будет вход?
Учитель. Нарисуйте эту дырочку – вход. Что делать, чтобы Зубная Боль не попала в замок? (закрыть дырку, заделать вход)
Что мы должны делать, чтобы больной зуб перестал болеть?
Да, ребята, надо сразу же обратиться к стоматологу! Его нужно посещать минимум 2 раза в год.
Перед вами листы с рассказами о зубах. Прочитайте. Найдите и подчеркните, чем опасны больные зубы для человека.
Учащиеся в группах выполняют задание, зачитывают ответ.
Учитель. Послушайте, что нужно делать, чтобы избежать заболеваний зубов и десен.
Ученик. Как покушал, почисть зубки.
Делай так два раза в сутки.
Лучше, чем конфеты фрукты,
Знай эти важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Запомни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Учитель. Что необходимо для чистки зубов? (щетка и паста)
Зубную пасту обязательно выбирайте по назначению она бывает лечебная и профилактическая.
Зубная щетка также влияет на качество очищения зубов. Ведь в 1мг мягкого зубного налета содержится около 700 млн бактерий. Зубные щетки бывают разной жесткости. У каждого человека щетка должна быть индивидуальной и меняться каждые 3 месяца.
Давайте вспомним правила чистки зубов.
Игра «Действуй по порядку»
Учащиеся получают карточки с изображением этапов чистки зубов. По сигналу выстраиваются по порядку.
Учитель. Но не всегда есть возможность почистить зубы. Что же тогда делать? (После еды полоскать рот кипяченой водой)
Сейчас мы повторим движения во время чистки зубов.
Учитель показывает на модели ротовой полости. Учащиеся повторяют на своих зубах с помощью индивидуальных зубных щеток.
Учитель. Мы поговорили о том, как ухаживать за зубами. А от чего еще зависит здоровье наших зубов? Вернемся к этикеткам продуктов. Найдите слова, за которыми скрывается что-то сладкое (сахар, сироп, фруктоза, мальтоза). Разделите этикетки на 2 группы: с низким содержание сахара и низким.
Как этикетки продуктов связаны с темой нашего занятия? (На здоровье зубов оказывают влияние продукты питания)
Игра «Польза – вред для зубов»
Учащиеся в группах распределяют полезные и вредные продукты для зубов. Объясняют свой выбор.
Учитель. Что нового вы узнали? Что понравилось?
Какие 3 основных правила необходимо соблюдать?
- Ежедневно чисть зубы утром и вечером.
- Перекусывать фруктами и овощами, меньше употреблять сладкого.
- Не менее 2 раз в год посещать стоматолога.
Учащиеся получают памятки с правилами ухода за зубами и ротовой полостью.
Литература
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4 классы/ сост. Козлова М.А. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Источник
Урок здоровья по стоматологии школе
Автор: Гора Елена Александровна
Организация: МБОУ НШ №1
Населенный пункт: Ростовская обл., г. Батайск
Цель: систематизация знаний по гигиене полости рта.
- 1. Познакомить с основными заболеваниями полости рта. 2. Обобщить знания, о правилах и способах ухода за зубами. 3. Способствовать развитию навыков личной гигиены. 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни. 6. Составить и оформить памятку «Как ухаживать за зубами».
Ход классного часа
- Организационный момент
В путь – дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь
Я здоровье – берегу
Вам я тоже помогу.
- Введение в тему
— Жила – была на свете Улыбка.
— Милая такая добрая Улыбка! Она дарила людям Радость и Хорошее Настроение! И все у неё было хорошо! Ей нравилось бродить по улицам, перескакивая с лица на лицо, видя свое отражение в луже на мостовой или в лице случайного прохожего. Но однажды так сильно взгрустнулось нашей Улыбке, что она прямо растаяла.
— Как вы думаете, что произошло с улыбкой? (Ответы детей)
— Какая улыбка без красивых и здоровых зубов?
— Сегодня мы проведём занятие по теме «Здоровые зубы – красивая улыбка».
— Мы с вами поговорим о том, как сохранить улыбку красивой и что нужно для этого делать.
III. Работа по теме
1. Беседа о зубах
— Посмотрите, пожалуйста, на экран.
На нем изображены люди, которые улыбаются.
— Внимательно рассмотрите рисунки и скажите, что больше привлекает ваше внимание? ( Зубы)
— Не на всякие зубы приятно смотреть!
— Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)
— Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними — 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)
2. Практическое занятие
— Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.
— Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)
— А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте вырастает постоянный)
— Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.
— Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.
3. Интересные факты
— В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.
— Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.
(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)
—У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.
-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).
— У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).
— В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
— А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
4. Строение зуба
— Молочные и постоянные зубы внешне отличаются друг от друга. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое.
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.
Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.
Шейка – часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Чем же покрыты наши зубы? Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?
4. Причины разрушения эмали зубов.
— Возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произойдёт со стеклом? Стекло треснет.
— Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!
Кислота, которая содержится в продуктах, тоже разрушает эмаль. Рассмотрим, как зубная паста помогает нашим зубкам!
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят), а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)
Фразы:
– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:
- грызть ручки и карандаши (прыгают)
- правильно питаться (сидят)
- часто есть сладкое (прыгают)
- грызть орехи (прыгают)
- чистить зубы (сидят)
- есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
- ходить вовремя к врачу (сидят)
5. Советы стоматолога
— Итак, у нас возникла зубная боль. К какому врачу мы пойдём за помощью? (К стоматологу)
— Давайте прочтём советы стоматолога.
6. Практикум «Чистка зубов».
— Ребята, давайте вспомним, как правильно чистить зубы?
(Ученики показывают, как правильно чистить зубы)
- Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
- Игра «Да и нет».
(Заранее подготовленный ученик проводит игру)
— Признавайтесь, часто ль чистите вы зубы?
Молодцы, я всем вам верю,
Но ваши знания проверю.
Если дам совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите хором: «Нет!»
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Если мой совет хороший-
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
-Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Будет ваш каков ответ?
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Запомните совет полезный:
Грызть нельзя предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
IV. Подведение итога
(Дети зачитывают памятку)
- Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
- Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
- Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
- Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
- Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
- Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.
V. Рефлексия.
У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.
— Чего не хватает в зубике? (Улыбки)
— Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.
(Дети оживляют зубик.)
— Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе.
Источник