Классный час для 5 класса на тему «О беде по имени СПИД»
классный час (5 класс) на тему
Цель классного часа: познакомить учащихся с первичным понятиями о СПИДе, о способах распространения заболевания и мерах профилактики. Привлечь внимание учащихся к проблеме СПИДа. Формировать у них отношение к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_v_5_klasse_o_bede_po_imeni_spid.zip | 481.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
авторских разработок внеклассных мероприятий
по профилактике ВИЧ/СПИДа
Классный час для 5 класса на тему
«О беде по имени СПИД»
Дудка Ольга Алексндровна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 5 класса
Пахаревской ош 1-3 ступеней
Джанкойский район — 2014 год
Классный час для 5 класса «О беде по имени СПИД»
Тема. О беде по имени СПИД.
Цель: познакомить учащихся с первичным понятиями о СПИДе, о способах распространения заболевания и мерах профилактики. Привлечь внимание учащихся к проблеме СПИДа. Формировать у них отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: презентация, иллюстрации по теме классного часа,
Форма: классный час
Ход классного часа.
Вступление. Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора для вас неизвестна.
— Сегодня мы, жители планеты Земля, единой семьей живем в 21 веке.
— Каким оно будет третье тысячелетие?
Это волнует все человечество. Оно уже созрело до понимания того, что даже малые добрые перемены немыслимы без участия каждого из нас.
Здоровье на свете превыше всего,
Богатства земли не заменят его!
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его береги, как сердце, как глаз!
Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни.
Стук в дверь. Входят дети.
Дети: А можно ли нам поприсутствовать на вашем мероприятии?
— Мы буквы. Вместе мы составляем какое-то слово. Но у нас ничего не получается. Помогите нам его составить.
— Ребята, посмотрите внимательно на эти буквы и попробуйте составить слово. Дети называют слово «СПИД».
— Тема нашего сегодняшнего классного часа « О беде по имени СПИД».
— Давайте посмотрим, что же означает каждая буква в этом слове.
Далее идет расшифровка слова СПИД.
С – синдром (признаки болезней);
П – приобретенного (СПИД – болезнь не наследственная, она передаётся от больного человека здоровому);
И – иммуно- (связанный с иммунной системой человека);
Д – дефицита (недостаточность защитных сил организма).
СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые, и дети во всем мире. СПИД вызывается вирусом. Вирус – очень маленький организм, который способен вызвать разные заболевания, в том числе и СПИД.
Вирус передается от человека к человеку через кровь, потому этой болезнью чаще всего болею взрослые. СПИД – это неизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток и микстур для лечения, поэтому чтобы не заразиться, надо следить за своим здоровьем и заниматься профилактикой. Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заражения. Надо соблюдать личную гигиену: чистить зубы собственной щеткой, ни с кем не обмениваться. Гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть загрязнены кровью, в которой находиться вирус.
Если вы видите, что у вашего друга течет кровь, то сразу же позовите на помощь взрослых. Ребенок не может заразиться, находясь рядом с другом, больным СПИДом. Можно спокойно давать ему свои книжки, ручки, тетрадки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездить в одном транспорте. Не надо бояться детей, которые заболели СПИДом.
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всем мире проводиться много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему. А теперь давайте посмотрим презентацию. (Просмотр презентации).
Учитель: Для дальнейшей нашей работы я предлагаю распределиться на группы. Названия групп написаны на карточках разного цвета. Каждый из вас вытягивает карточку соответствующего цвета. В каждой группе будет работать гость, который будет помогать детям обобщать вопросы.
Дети вытягивают карточки . А теперь займите места по своим группам..
Учитель раздаёт первый вопрос всем группам.
Вопрос первой группе: «Чистюля»
— Слово гостю. (Медсестра школы). СПИД на сегодня – смертельное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает прежде всего иммунно-защитную систему организма и вызывает постепенную гибель защитных клеток, что делает организм беззащитным перед болезнями. При ослаблении иммунной системы человек становится уязвимым для различных болезней, особенно инфекционных (туберкулез, пневмония). Источником инфекций является человек – носитель ВИЧ или больной СПИДом. В больших количествах ВИЧ содержится в крови, в грудном молоке.
СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. На сегодня еще не разработана вакцина и нет лекарств, полностью излечивающихся от этого заболевания. Данному вирусу подтвержден только человек, животные – вне опасности.
— Что это за вирус – ВИЧ?
Этот вирус был открыт учеными Парижа и Америки. Распространялся особенно быстро в центральной Африке. Уже было сказано, что ВИЧ может размножаться только внутри клеток зараженного человека. Он навсегда остается в клетках зараженного человека. ВИЧ заражает, разрушает и уничтожает белые клетки крови, находящиеся в организме. ВИЧ также может поражать другие клетки мозга, кишечника. Вирус может существовать вне организма в течение короткого времени. Он очень чувствителен к теплу и умирает при температуре 56 градусов Цельсия.
— Всем участникам команды большое спасибо за работу.
ИГРА «Цепная реакция»
— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цепная реакция». Для проведения этой игры прошу вас занять места на маленьких стульчиках.
Учитель: А теперь давайте представим, что вас молодых людей совершенно не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Все вы думаете – СПИД — это где-то там, далеко, нас эта проблема не коснется. Эта игра поможет нам реально познакомиться с факторами стремительного распространения ВИЧ – инфекции, если о ней не задумываться.
Учитель объясняет условия игры.
— Участники рассаживаются по кругу. Учитель раздает карточки и просит участников рассмотреть их так, чтобы не видели соседи.
— Представьте, что вы – жители города Н. Любой город живет своей жизнью – есть день и ночь. Днем все спокойно, а ночью на город спускаются темные силы, которые пытаются захватить власть. Это так называемые «вирусы».
— Вы получили карточки с названием вашей роли. Среди вас есть мирные жители, которые днем трудятся, а ночью отдыхают, есть один «вирус», который днем якобы тоже трудиться, а ночью выходит на охоту и заражает одного гражданина, который становиться носителем вируса, и уже следующей ночью может заразить другого.
— Вы граждане города N. Вы отработали день и засыпаете. Все закройте глаза. Открывает глаза «вирус» и показывает одного человека, который окажется зараженным этой ночью.
— Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью был заражен один житель города N путем переливания крови.
Снова на город опустилась ночь. Все закройте глаза. Затем просыпается «вирус» и «носитель вируса». Каждый из них заражает по одному человеку. Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью было инфицировано два человека путём кормления грудным молоком больной матерью и путём нанесения татуировки.
3 и 4 КРУГ ПОВТОРЯЕТСЯ ПО АНАЛОГИИ.
Игра заканчивается в тот момент, когда количество носителей вируса превысило количество оставшихся неинфицированных мирных жителей. По окончании игры учитель выстраивает пирамиду из «носителей вируса».
ИТОГ. – За время игры вы познакомились с основными путями передачи инфекции и его распространением. В начале игры у нас был заражен один человек. Встаньте, сколько человек было заражено за три ночи. Посмотрите на эту пирамиду, и вы убедитесь, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция. Спасибо всем за участие в этой игре.
Вопрос второй группе «Мойдодыр»
— Как СПИД передается, а как не передается?
— Слово гостю. (Медсестра школы) Человек может заразиться ВИЧ от инфицированного или больного СПИДом. Заражение происходит, когда вирус проникает в кровь другого человека.
Заразиться можно разными путями:
— путём нанесения татуировки;
— при переливании зараженной крови;
— при использовании зараженными иглами и шприцами, при введении наркотиков;
— новорожденный от зараженной матери.
ВИЧ не передается при повседневном общении. Нельзя зарзится через дверные ручки, рукопожатие, туалет, баню, бассейн, общую посуду, еду, укусы комаров и других насекомых. Не передается он через поцелуй и объятия. Неопасными являются пот, моча, кал, слезы, слюна, выделение из носа. ВИЧ не может проникнуть через неповрежденную кожу или передаваться по воздуху, как вирусы простуды и гриппа. ВИЧ не может быть причиной для разъединения людей.
«Как уберечься от заражения ВИЧ?»
Основной путь передачи инфекции среди детей и подростков – инъекционное употребление наркотиков. Как говорят, где наркомания, там и СПИД.
Наркоманы заражаются при наборе шприцом наркотика из одной емкости, куда может попасть частичка зараженной крови, или в процессе приготовления наркотика.
Чтобы уберечься от заражения ВИЧ, нужно вести себя так, чтобы стало невозможным попадание в кровь каких-либо объектов, содержащих вирусы. Следует категорически отказаться от наркотиков, соблюдать индивидуальные меры защиты. Будьте внимательными! Научитесь противостоять СПИДу безопасным поведением!
Учитель . Далее я предлагаю вам следующую игру, которая называется «Степень риска».
На доске линия красного цвета. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», Небольшой риск», «Риск отсутствует». Каждый участник по очереди вытягивает карточку с надписью и приклеивает на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.
- Поцелуй в щеку,
- Инъекция в лечебном учреждении,
- Переливание крови
- Уход за больным СПИДом
- Нанесение татуировки
- При кормлении ребенка грудным молоком больной матерью
- При использовании чужих средств гигиены
- При пользовании общественным туалетом
- При укусе клопа
- При объятии
После проведения этой игры мы ещё раз убедились, при каких условиях степень риска заряжения ВИЧ имеет «Высокий риск», «Небольшой риск», «Риск отсутствует».
Вопрос третьей группе «Золушка»
«Как можно обнаружить СПИД? И что делать человеку – больному СПИДом»
— Слово гостю (Медсестра школы). Единственный способ обнаружить СПИД — сдать анализ крови. Бесплатно в любом СПИД — центре, а так же в поликлиниках можно анонимно пройти обследование. Человеку больному СПИДом, нужно помнить, что он не одинок. Многие люди смогут оказать ему помощь и поддержку. Можно позвонить по телефону доверия: люди, работающие там, готовы внимательно выслушать и поддержать вас.
Подготовленные заранее дети читают стихотворения.
Нависла над землёй угроза
У всей планеты новая беда.
Ведь СПИД родился на земле –
Болезнь, пришедшая извне.
И тот, кто ею заболел,
Наверно, Богу надоел,
Иль грешником большим он был
И чертика в себя вселил.
Пройдут года, а может, и века,
Пока уйдет с планеты навсегда,
И. может, людям повезет, И СПИД пораньше уползет.
Каждый в ответе за жизнь на планете
Правители, старцы, наивные дети…
Свои у нас цели, и вкусы , и взгляды
На слезы и радость, на смерть и награды.
Но все же есть качество, в чем мы едины,
В оценке которого нет середины.
Все в качестве этом равны меж собою,
Поэтому, может не ценим порою
То, что дала нам с рождением мать,
Что жизнью зовем и должны сохранять –
Учитель. Здоровье самый бесценный дар, который дан природой только раз! Здоровый образ жизни – путь к счастью, благополучию и процветанию!
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайся не ленится
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И конечно, закаляйтесь-
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите.
По возможности всегда
На прогулку в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!.
Чтоб здоровье сохранить,
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!
Учитель. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Всем участникам нашего классного часа мы хотим вручить такие же ленточки. В память умерших от СПИДа мы зажжём свечу и почтим минутой молчания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.
Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.
Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.
Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип урока.
Разработка содержит позновательный материал о Всемирном дне Борьбы со спидом.
Классный час «О беде по имени СПИД".
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс.
Источник
Урок «ВИЧ и его профилактика»
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
1 декабря- всемирный день борьбы со СПИДом. СПИД- чума XXI века, от которой пока не найдено лекарства. Следующее поколение подростает, и оно должно быть осведомлено о способах распространения ВИЧ, к чему приводит этот вирус, и как он развивается в организме человека. Урок разработан для учеников старших Кунашакского района Челябинской области, но может быть адаптирован и для учебных учреждений других районов и даже регионов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация, заставляет задуматься, шокирует | 1.38 МБ |
urok.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1984 году болезнь была обнаружена у великого танцора Рудольфа Нуриева. Не помог и курс лечения экспериментальным препаратом — азидотимидином. 6 января 1993 года в возрасте 54 лет Рудольф Нуриев умер.
В 1992 году умер знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов.
Мишель Фуко (1926-1984), французский философ, оказавший значительное влияние на общее культурное развитие ХХ века.
Джия Каранджи- американская супермодель
Фредди Меркьюри (лидер группы «QUEEN») умер 24 ноября 1991 года.
СПИД и его профилактика
Синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД) — заболевание инфекционной природы, характеризующееся нарушениями функций иммунной системы и суммой различных клинических признаков. Вирус, вызывающий эту болезнь, получил название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) . В результате ВИЧ-инфицирования у человека происходит прогрессирующее разрушение иммунной системы .
Т-ЛИМФОЦИТЫ — «ПОМОЩНИКИ» (Т-хелперы, Т-4, CD-4) — один из важнейших типов белых клеток крови. Помогают организму бороться с инфекциями. ВИЧ вторгается в эти клетки и ослабляет или разрушает их. Количество Т-4-лимфоцитов в 1 мл крови (называемое также иммунным статусом) служит одним из показателей развития ВИЧ-заболевания: при статусе ниже 200 возникает риск развития опасных для жизни оппортунистических заболеваний.
Человек может и не знать , что он заражен, передавая вирус другим людям. В течение ВИЧ-инфекции выделяют четыре периода: инкубационный, первичных проявлений, вторичных проявлений, период поражений. Инкубационный период продолжается от 3 дней до нескольких месяцев. Период первичных проявлений , связанный с диссеминацией (распространением) ВИЧ-инфекции, длится от нескольких дней до 2,5 месяца, но может затянуться до 1 года. Период вторичных проявлений продолжается от нескольких месяцев до 8—10 лет. Идет активная иммунная перестройка. Продолжительность периода поражений — от нескольких месяцев до 3—5 лет. Начинается он с того момента, когда впервые клинически отмечается заболевание, свидетельствующее о снижении иммунитета.
Сегодня в мире 40 миллионов людей живут с вирусом иммунодефицита человека. СПИД уже унес жизни более 20 миллионов человек, только в 2006 году от СПИДа умерли свыше 3 миллионов больных, в том числе около 400 тысяч — дети до 15 лет. В России зарегистрировано около 400 тысяч ВИЧ-положительных.
СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и передающаяся при половом контакте и с кровью. Впервые ВИЧ-инфекция в своей финальной стадии (СПИД) была описана в 1981 г. в США. В 80-е гг. отмечено распространение ВИЧ-инфекции на территориях Европы, Австралии, Азии. Наибольший процент зараженных — среди населения стран Карибского бассейна, Центральной Африки, США, Западной Европы. Болеют преимущественно жители городов.
C каждым днем в мире становится на 14 тысяч инфицированных больше Распространенность вируса ВИЧ в мире На сегодняшний день в мире 80 миллионов ВИЧинфицированых www.civilg8.ru
www. coitin.com Распространенность ВИЧ-инфекции по регионам РФ На 01.12.2012 зарегистрировано 682000 ВИЧинфицированых
На 01.12.2012 выявлено 28448 ВИЧинфицировных
Пораженность ВИЧ — инфекцией жителей Челябинской области на 01.12.2012 г. 29 Кунашакский МР : 71 ВИЧинфицированый, из них под наблюдением находятся 49 человек, из них 4 человека детей в возрасте от 8 до 14 лет. Умерло 8 человек от СПИДа.
Пути , которыми вирус может передаваться от ВИЧ-инфицированных и больных СПИД: при переливании зараженной крови; при незащищенных сексуальных контактах; через инфицированные шприцы; от матери ребенку: во время беременности, во время родов и при кормлении грудью. www.venda.ru
Предварительный просмотр:
СПИД и его профилактика.
Цель занятия : заложить основы формирования индивидуальных навыков безопасного поведения, сформировать толерантное отношение к людям зараженным ВИЧ.
- сформировать представления о болезни века;
- познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;
- выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья и толерантного отношения к ВИЧ — инфецированым.
Оборудование и материалы: проектор, презентация .
Приёмы и методы: рассказ, беседа, проигрывание практических ситуаций.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Учащиеся садятся перед доской, как в кинотеатре.
II. Объяснение нового материала
ВИЧ/СПИД — глобальная проблема человечества. Несмотря на усилия учёных всего мира, вакцина от ВИЧ пока не изобретена, и профилактика остаётся единственным средством сдерживания эпидемии. Информация о путях распространения и способах защиты от ВИЧ-инфекции доступна населению. Тем не менее, эпидемия нарастает. (слайд)
Синдром — совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния. (слайд)
Приобретенного — заболевание приобретается в течение жизни. (слайд)
Иммунного — недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней. (слайд)
Дефицита — отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.
История возникновения СПИДа.
Какова же история возникновение СПИДа? (слайд)
1959 — Врачи в Заире замораживают образец крови больного непонятной болезнью. Как выясняется позже, он был инфицирован вирусом иммунодефицита человека. В этом же году в английском городе Манчестер умирает от таинственного недуга молодой моряк, часто бывавший в Африке. Образца его крови не осталось, и поэтому точный диагноз был невозможен, но, судя по, истории болезни, он умер от СПИДа. (слайд)
1976 — В Норвегии от таинственной болезни умирает целая семья: муж-моряк, жена и их9-летняя дочь. Все трое болели с конца 60-х годов. В 1971 году врачи заморозили образцы их крови. Спустя много лет выяснится, что все были заражены ВИЧ. (слайд)
1981 — появился термин СПИД, когда многое об этой инфекции было еще не известно. В настоящее время он приемлем для обозначения только последней стадии заболевания. (слайд)
1983 — учёные Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание — СПИД. Слово «вирус» латинское.
1987 — В СССР впервые поставлен диагноз «СПИД». (слайд)
1997 — Для лечения СПИДа предложен новый класс препаратов — ингибиторы протеазы. Их высокая эффективность позволяет говорить о ВИЧ, как о контролируемой инфекции. (слайд)
Под электронным микроскопом ВИЧ напоминает экзотический цветок. На линии в 1 см может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц. По внешней оболочке вируса расположены шарообразные выступы (лепестки) — рецепторы, при помощи которых вирус прикрепляется к клеткам в организме человека. (слайд)
Объясните, пожалуйста, что такое «ВИЧ-инфекция» и «СПИД»? Это одно и то же или речь идет о разных вещах? (слайд)
Возбудителем болезни является ретро-вирус, который называется ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. То есть, сама болезнь называется СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ — вирус, ее вызывающий.
Единственный источник распространения ВИЧ — зараженный этим возбудителем человек. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в ткани, как роговица глаза, как известно не имеющая сосудов. В первые недели после проникновения в организм вирус себя никак не проявляет. Он «приспосабливается» к человеку и распространяется по различным органам и тканям. Человек уже заражен, но выявить инфекцию сложно. (слайд)
Стадии протекания болезни: (слайд)
Первая стадия — острая инфекция. Она протекает как «гриппоподобное заболевание» (повышение температуры, насморк, кашель, сыпь на коже). Спустя 2-3 нед. Острый период проходит. Следует отметить, что в 60-70 % случаев острое начало может отсутствовать. Человек, не зная о наличии вируса, может заражать других. (слайд)
Вторая стадия — асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования. (слайд)
Третья стадия — персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3-5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфоузлов, головные боли, расстройства кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен. (слайд)
Четвертая стадия — пре-СПИД и собственно СПИД. По мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается не только с патогенными, но и с обычными микробами, с детства живущими в легких, кишечнике, на коже. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10 %. Смертельный исход неизбежен.
От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда и 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям. (слайд)
Пути передачи ВИЧ-инфекции
В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи: (слайд)
Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов. (слайд)
Вертикальный путь передачи. Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. ВИЧ-инфецированной беременной женщине в ходе консультирования объясняются последствия сохранения беременности и возможность рождения инфицированного ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 50 %.
Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:
- (слайд) — при дружеских объятиях и поцелуях;
- (слайд) — через рукопожатия;
- (слайд) — при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
- (слайд) — через предметы производственной и домашней обстановки;
- (слайд) — через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;
- (слайд) — в общественном транспорте;
- (слайд) — насекомыми, в том числе и кровососущими;
- (слайд) — воздушно-капельным путем.
III. Закрепление изученного.
Возможные вопросы, которые ученики могут задать :
1. Где можно сдать анализ на ВИЧ/СПИД анонимно? Сколько времени делается анализ крови?
Анализ крови можно сдать в любом медицинском учреждении. Он делается в течение 3-4 дней в лаборатории серодиагностики инфекционных заболеваний.
2. Как предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией?
Вести здоровый образ жизни и пользоваться презервативами.
3. Какой процент заражений от ВИЧ-инфицированной матери ребенку?
Риск рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-инфицированной матери составляет примерно 50%.
4. Есть ли место, где могут собираться ВИЧ-инфицированные и общаться друг с другом?
В настоящее время делается все возможное для создания таких мест, а пока проводится группы психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и их семей.
5. Может ли заразиться ребенок при кормлении грудью?
6. Пути передачи ВИЧ-инфекции?
— при незащищенных половых контактах;
— при использовании необеззараженных шприцов, игл;
— от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время родов, беременности, кормлении грудью.
7. Что делать при уколе иглой порезе острыми предметами после ВИЧ-инфицированного?
При уколах: выдавить каплю крови, обработать 3-% раствором перекиси водорода, вымыть руки с мылом и еще раз обработать руки 30%спиртом или водкой, наложить на рану лейкопластырь и надеть напальчник.
При порезах: обработать рану 70% спиртом или 5% раствором настойки йода, вымыть руки с мылом и еще раз обработать их, на рану наложить лейкопластырь и надеть напальчник. Так же сдать кровь на анализ.
8. Есть ли лекарство от ВИЧ/СПИДа?
Существующие сегодня антивирусные препараты не излечивают дольного СПИДом, а лишь замедляют развитие болезни, т.к. вирус иммунодефицита склонен к постоянной изменчивости.
9. Определяется ВИЧ-инфицированный по внешнему виду?
Определить инфицированный ли человек по внешнему виду практически невозможно.
10. Сколько живет ВИЧ-инфицированный?
В период носителя ВИЧ, инфицированный практически здоров, максимальная длительность носительства ВИЧ более 20 лет. О продолжительности жизни следует говорить после появлений новых методов лечения до 10 лет. В настоящее время с появлением новых методов лечения этот срок может быть увеличен. Однако это не относится к лицам, продолжающим прием наркотиков и имеющих другие поведения, ухудшающие здоровье.
11. Имеет ли смысл кодироваться от наркомании ВИЧ-инфицированному?
Имеет, дольше проживете.
12. Что опаснее ВИЧ или венерические заболевания?
Опаснее ВИЧ, т.к. венерические заболевания лечатся.
13. Бывают ли ошибочные результаты на ВИЧ-инфекцию?
Ошибочные результаты бывают в связи с некоторыми заболеваниями иммунной системы, поэтому при одном ИФА+ анализ не считается положительным, а делают повторно.
14. Чем отличается ВИЧ от СПИДа?
ВИЧ -вирус иммунодефицита человека. ВИЧ-инфицированный — практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита человека. СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.
15. Когда впервые был обнаружен СПИД?
1982 год. Американский центр по контролю заболеваний (СДС) ввели в реестр болезней новое заболевание — синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Ему было дано описание. В США и в Западной Европе за ним началось официальное наблюдение.
16. Можно ли вылечиться от ВИЧ-инфекции?
В настоящее время лекарство не найдено. Предложен ряд новых препаратов, но их эффективность еще изучается.
17. Передается ли ВИЧ-инфекция через укусы животных? ( Не передается).
1. Игра: «Риск заражения»
Цель: закрепить знание учащихся о путях передачи ВИЧ-инфекции.
Место проведения: Школьный класс.
Необходимые материалы: Два набора карточек
Ведущий раскладывает на столе или на полу 4 карточки-сектора:
. Ведущий раздает участникам игры карточки, на которых указаны:
— типы социального поведения (употребление наркотиков, незащищённые половые контакты, ведение здорового образа жизни).
— предметы общего пользования (общая посудой, общая одежда, общественный туалет, бритвенные принадлежности, маникюрные принадлежности, медицинские инструменты, инструменты для татуировок и пирсинга).
— биологические жидкости организма (кровь, слеза, слюна, материнское молоко).
Участникам игры дается 2-3 минуты подумать, относится ли то, что указано в полученной карточке, к высокому, низкому риску заражения ВИЧ-инфекцией или не относится.
Предлагаем положить каждому свою карточку, в сектор, который наиболее, по вашему мнению, отражает степень риска инфицирования. В случае если вы не знакомы с каким-либо понятием или не знаете, куда отнести карточку, то положите ее в сектор «Не знаю». Пустая карточка остается у игрока.
Ведущий рассматривает и поясняет карточки, положенные в каждый из 4 секторов, в такой последовательности:
Игроку с пустой карточкой предлагается придумать ситуацию, приводящую к высокому или низкому риску либо не представляющую никакого риска заражения ВИЧ-инфекцией. Ситуация не должна дублировать уже рассмотренные.
2. Рассмотрим ситуацию отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
Вот характерный пример отношения к ВИЧ-инфицированной пациентке:
«В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусов иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу. Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки.
Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Её поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр. В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось долгое время:»
Есть и другие примеры, которые показывают, что зараженные ВИЧ взрослые люди были вынуждены уволиться с работы, уехать из родного города ввиду враждебного к ним отношения.
— Почему люди так поступали к ВИЧ-инфицированным?
— Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?
ВИЧ-инфицированный человек в повседневной жизни никому не угрожает. С ним можно жить в одной комнате, есть из одной посуды, сидеть за одной партой. Нельзя заразиться при рукопожатии, дружеских объятиях и поцелуях, в транспорте, от укусов насекомых, животных.
Больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Необходимо усвоить, что это, прежде всего — люди. Как и у всех других, у них есть чувства, потребности, надежды. Чтобы помочь такому человеку, нужно остаться его другом.
Невозможно привыкнуть к тому, что два человека из 1000 носят в своих клетках смерть, что у ВИЧ-инфицированных нет надежды выжить. Что в больнице, в парикмахерской кроме обычного набора услуг тебе могут оказать еще одну «услугу». Мы редко задумываемся над страшными цифрами, ведь того, о чем они говорят, мы не видим и не можем потрогать руками. Зачем обращать внимание на то, что тебя лично не касается? Но, тем не менее, это происходит в нашем селе, в нашей стране, на нашей планете. Болезнь распространяется и в какой-то момент может коснуться лично вас. Вы этого хотите? А может, стоит начать каждому бороться со СПИДом в своей душе, в своем маленьком мире?
1 декабря — Всемирный день профилактики СПИДа.
В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить людей на эту проблему.
IV. Анализ урока
Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно.
V. Домашнее задание
Написать письмо необычному “адресату”– вирусу иммунодефицита человека. Что вы можете сообщить ему? (О его «завоеваниях», «победе» над какими людьми). Что вы еще хотите рассказать ему? Знаете ли вы количество пострадавших от него ребят в нашем городе? С чем связано развитие ВИЧ-эпидемии?
В послании рекомендуйте написать, что человечество одержит над ним победу (ученые разработают против него защитную прививку (вакцину) или эффективные лекарства). Будет ли «символическое послание» серьезным или шуточным – остается на усмотрение ребят.
- Санитарное просвещение в школе в отношении профилактики СПИДа и болезней, передаваемых половым путём: Руководство ВОЗ, Юнеско, 1994 год.
- Ананьев В.А. “Легальные и нелегальные наркотики”– практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: Издание 2, переработанное и дополненное С-Пб ГМНПП “Иматон”, 2000 год.
- А.А.Быков, Е.Н.Худяков, Н.В.Бочкарёва, Н.В.Шокурова “Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа” учебно-методическое пособие для учителей ОУ: Издание “Практика-М” г. Самара, 2002 г.
- СПИД. Современные представления – пособие для учителей, г. Ноябрьск, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: — позна.
Наглядный материал для подростков по теме «»Профилактика употребления ПАВ».
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно.
Акция «Засветись» проводится в целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени.
«Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи». .
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы .
Источник