Урок-тренинг «Время быть здоровым»
Содержимое публикации
Урок-тренинг «Время быть здоровым» для учащихся 7 класса
Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Оборудование: бейджи двух цветов; мяч; плакаты “Правила работы”, “Река ожиданий”, “Экспресс здоровья”, «Стена вредных привычек»; стикеры: в виде корабликов, кирпичиков; листы А-4, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы).
Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7 класса.
Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются две рабочие группы, за зеленым и желтым столами.
І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Я рада приветствовать вас на уроке-тренинге, который позволит нам расширить знания о здоровье и здоровом образе жизни “Время быть здоровым!”.
Неизвестно, кто, когда, но кто-то сказал слова, которые передаются нам и, которые мы передаем нашим потомкам: “Старайтесь каждый день, для каждого дела найти какое-то позитивное начало, поскольку от того настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно, и неудачи”.
Упражнение “Три слова о себе”
Чтобы настроиться на доброжелательные отношения, предлагаю начать со знакомства. Мы все имеем право на имя, так давайте скажем, как бы мы хотели, чтобы нас сегодня называли, а также охарактеризуем себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Предлагается передавать информацию по кругу, от первого (тренера) до последнего участника. Затем участники пишут это имя на своем бейджи рядом с официальным. Когда последний участник назвал свое имя, группам дается другая задача.
Упражнение “Пожелание на сегодняшнее занятие”
Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Упражнение “Река ожиданий”
Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: «А чего я ожидаю от тренинга?» Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.
Участники озвучивают свои ожидания и размещают их на плакате “Река ожиданий”, прикрепив к берегу надежд
Упражнение “Принятие правил работы в группах”
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
7.Работать “от” и “до”.
Согласны ли вы с такими правилами? Предлагаю принять их в целом.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать на стикерах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Участники перечисляют слова-ассоциации записанные на стикерах
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Предлагаю вам посмотреть видео «Здоровье и его виды».
Участники просматривают и обсуждают видео «Здоровье и его виды»
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.
Упражнение “Экспресс здоровья”
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.
Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье
Упражнение “Модель здорового и нездорового человека”
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) Выберите слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый. Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Участники по группам создают модели здорового и нездорового человека
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.
Упражнение “Ромашка здорового образа жизни”
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.
Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.
Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека
На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья. Ведь, по мнению ученых на здоровье человека влияет очень много факторов: наследственность (20%), состояние здравоохранения (10%), окружающая среда (20%) и образ жизни (50%).
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье.
Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
Упражнение “Река ожиданий”
Мы провели с вами замечательный тренинг о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников)
Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к берегу сбывшихся надежд
Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!
Источник
Классный час «Здоровье подростков»
классный час (8 класс)
Классный час
«Здоровье подростков»
Классный руководитель 8 А класса: Кривогорницына Н.С.
2014-2015 учебный год
Цель классного часа: Формирование нравственных ценностей личности,
осознание учащимися выбора здорового образа жизни, как единственного возможного способа существования современного человека.
Форма проведения: Круглый стол, беседа.
Мастер группы: Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Думается, что ни у кого нет сомненья, в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Как вы думаете, от чего зависит здоровье человека в первую очередь?
.Наследственность.
.Качество и своевременность медицинского обслуживания.
.Внешняя среда (воздух, вода, пища и т.д.)
.Веселое настроение.
.Здоровый образ жизни.
Мастер группы: Правильно, но решающим фактором здоровья человека является его образ жизни — он определяет 60% здоровья.
1учащийся: Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден,
Вглядись в него, он весь для нас!
Мастер группы: Каждый нормальный человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем для этого?
О том, что курение является вредным для здоровья, знают даже дети, но в силу того, что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся.
Он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20лет. «Авось пронесет» — думает он. Однако нет, не пронесет. Расплата за курение неизбежна.
1учащийся: Курят герои с киноэкранов,
Курят герои известных романов,
Курят медсестры, порой и врачи,
Кто от куренья нас может спасти?
2учащийся: Народная мудрость давно гласит:
« Курить — это значит здоровью вредить»
Может издать во всех странах закон
« Курильщиков злостных с планеты вон?»
1 учащийся: Пусть каждый курильщик на миг замолчит
Послушает, как его сердце стучит
Пусть ваше сердце даст вам ответ
Стоит курить продолжать или нет?
Мастер группы: Почему же люди курят? Статистика говорит, что 50% курят
в силу привычки, 28% чтобы поддержать компанию, остальные курят, чтобы расслабиться, отвлечься якобы от неприятностей, сделать перерыв в работе и для мнимого удовольствия.
Давайте посмотрим, из-за чего начинают курить подростки: (через мультимедиа)
Из любопытства
Подросток готов начать курить, если это проба курения доставит ему удовольствие, и считает, что сможет отказаться, когда захочет.
Но даже малые дозы табака могут вызвать привыкание.
Чтобы казаться взрослее
Подросток хочет произвести впечатление взрослого и независимого в глазах сверстников. Чаще всего подросток сам себя таковым считает.
За компанию
Порой это происходит вопреки желанию, только бы быть принятым в понравившуюся компанию.
Чтобы похудеть
Это все равно, что привить себе какую-либо болезнь и
«таять» от нее.
Потому что это модно
В современном мире количество курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в
странах с высоким уровнем жизни число курильщиков сокращается.
Из-за влияния рекламы
Красивые пачки на витринах, плакатах, в кино. Преуспевающие модные люди, которые занимаются настоящим делом, и, конечно, курят, потому что им некогда заниматься своим здоровьем.
Многим курильщикам кажется, что курение приближает их к респектабельной жизни, но именно респектабельные люди наиболее активно отказываются от курения.
1учащийся: От курения куча болезней
Это рак, бронхит, трахеит
Так зачем же всем ждать момента,
Когда сердце у вас заболит.
2учащийся: Ведь табак мозг и сердце дурманит
Молодым и старика
Независимо от знаний,
Прямо скажем: слабакам.
3учащийся: Запомни: человек не слаб
Рожден свободным, он не раб
Сегодня вечером, как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, призирая сигарету,
Не стану больше я курить,
Я — человек! Я должен жить!»
Мастер группы: Долю в приобщении к вредным привычкам вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее опасность. Помните, у Пушкина:
О, люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас же пристрастно змий зовет,
к себе, к таинственному древу.
Запретный плод вам подавай
И без того вам рай не рай…
В народе никогда не оставались равнодушными к такой пагубной привычке, как алкоголь, поэтому сложили много пословиц и поговорок на эту тему.
Приведите примеры таких высказываний. Ответы учащихся:
« Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит»
« После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй — на обезьяну, а потом превращается в свинью»
« Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения, гроздь омерзения»
Цена, которую платит человечество за « пробу запретного плода» слишком высока. В мире алкоголь стал третьей причиной смерти, после рака и коронарной болезни сердца. А психологический ущерб, разрушенные семьи, смерть близких, низкий уровень образования, сложности с работой.
1учащийся: Пьянство пагубно отражается на судьбах тех, кто окружает его:
исключен мир в семье, омрачено детство детей, причиняя им душевные муки.
…Почему мой папа такой?
Вечно пьяный и вечно злой?
Никогда за собой не следит
И на всех почему-то кричит.
Открывает пинком он дверь
И врывается в дом как зверь
Нас обзывает плохими словами
И все в доме толкает ногами…
2учащийся: С чего все началось?
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга «уважают»,
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают….
( идет фрагмент фильма: « И все-таки я люблю..»)
3учащийся: Наш 21 век — проблемный век!
Об этом помни человек
Переступили жизни край.
Хотелось им всех благ честивых
Но их душа не божий рай!
Людьми вновь стать предельно сложно,
Дурман проходит лишь на миг…
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
1учащийся: Цвет лица землист, а он не старый…
В доме холод, грязь…и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена….
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен.…А он, при всем притом,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
Мастер группы: Истощенное, с исколотыми венами тело, отрешенный взгляд ничего невыражающих глаз, бессвязная речь, а главное полное безразличие к происходящему вокруг, (фрагмент фильма о наркомании.)
Да страшная картина, название которой — наркомания. Часто наркоманом становится человек, не обретший себя в личной жизни, обделенный вниманием, дружбой, пониманием, любовью.
2учащийся: Наркомания- это пустые глаза, оживляющиеся только при виде шприца или таблеток.
3учащийся: Наркомания- это тяжелые поражения мозга и печени, сердца и внутренних органов! Это инфекционные и венерические болезни. Это- СПИД — самое опасное из всех заболеваний.
1 учащийся: Наркомания- это горе миллионов отцов и матерей, жен и мужей. Это разрушенные семьи, невостребованные таланты, преданные чувства, сломанные судьбы!
Мастер группы: И все это страшная плата за краткий миг искусственной, химической радости. В последнее время употребление наркотических средств приобрело такой размах, что затронуты практически все страны мира, угрожая всем слоям общества, включая и несовершеннолетних детей.
Каждый год от наркотиков умирает больше молодых людей, чем во время войны.
2учащийся: Он хотел быть похожим на очень крутого
Он не думал, что это для жизни угроза,
А теперь в словаре его только три слова
Шприц, наркотик и доза…
3учащийся: В этом не было, в общем-то, умысла злого,
Травка первая пахла как дивная роза
А теперь в словаре его только три слова
Шприц, наркотик и доза….
1учащийся: Где поэзия? Где обещанный рай?
Лишь страдания, боль наступают упрямо,
Мой сыночек, прошу тебя, не умирай!
Шприц, наркотик и мама…
2учащийся: По самую глотку наливаясь грязью,
В винных парах и в дыму с никотином,
Свой организм приведешь к безобразию
И жизнь урежешь наполовину.
Мастер группы: Вот и закончился наш классный час и хочу, подводя итоги услышать ваше мнение о вредных привычках. Говорят учащиеся, (делятся мнениями и соответственно делают выводы)
На экране эпиграф: « Было бы здоровье, а счастье найдется» (пословица)
Источник