Естествознание. 11 класс
Биологическая активность веществ
Каким органическим веществам, необходимым для жизнедеятельности живых организмов, свойственна интенсивная биологическая активность?
Следствия неполноценного питания
Заполните пропуск в тексте.
– заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Витамины
Установите соответствие между термином и его определением.
Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности живых организмов, которым свойственна интенсивная биологическая активность
Близкие по структуре к витаминам вещества, которые могут заменять в организме витамины, но не могут выполнять функции витаминов
Заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины
Витамины
Выделите мышкой 3 слова, которые относятся к теме урока.
Витамины
Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.
– переизбыток витаминов, вызывающий обратимые негативные изменения в организме.
– заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Витамины
Витамины и антивитамины
Соедините попарно элементы так, чтобы каждому термину соответствовало его определение.
Витамины
Подчеркните слова, которые пропущены в тексте:
1. _________ – недостаток витаминов, вызывающий обратимые негативные изменения в организме.
2. ___________ – переизбыток витаминов, вызывающий обратимые негативные изменения в организме.
3. __________ – заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Витамины и антивитамины
Ответьте на вопросы, чтобы решить кроссворд. В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка:
Витамины
Выделите мышкой 3 слова, которые относятся к теме урока.
1. Заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
2. Близкие по структуре к витаминам вещества, которые могут заменять в организме витамины, но не могут выполнять функции витаминов.
3. Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности живых организмов, которым свойственна интенсивная биологическая активность, благодаря которой они выполняют функции регулирования обмена веществ.
Открытия и исследования витаминов
Восстановите последовательность этапов открытия витаминов.
Синтез кристаллического витамина
Опыты Николая Лунина
Открытие действия лимонов, как средства профилактики цинги
Переизбыток и недостаток витаминов
Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.
1. – недостаток витаминов, вызывающий обратимые негативные изменения в организме.
2. – переизбыток витаминов, вызывающий обратимые негативные изменения в организме.
3. – заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Источник
Урок по теме «Витамины»
Конспект урока по теме «Витамины»
рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.
обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;
сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;
развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
развить умения и навыки самостоятельной работы;
формировать понятие о здоровой пище.
воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике ;
показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
прививать навыки здорового образа жизни;
формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Тип урока: урок изучения нового материала.
чтение текстов слайдов и учебника,
работа с таблицами.
Работа со слайдами,
работа с муляжами фруктов и овощей,
Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации,
работа по заполнению схем, таблиц.
Формы организации урока:
презентация по теме,
плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки,
муляжи овощей и фруктов,
План с указанием основных этапов урока
— сообщение темы и цели урока
Мотивация учебной деятельности:
— подготовка к восприятию новых знаний;
Изучение нового материала
Организационный конец урока: рефлексия
подведение итогов урока
1 Организационный момент(1 мин) Здравствуйте, ребята. Зовут меня Вера Павловна. Я проведу у вас урок биологии. Ребята, сегодня мы проводим открытый урок, на нём присутствуют гости. Давайте покажем гостям наши знания и умения работать на уроке. Уселись все поудобней, спинки выпрямили приготовились к уроку и улыбнулись. Ну что, вы готовы?
2 . Повторение пройденного материала Фронтальная беседа по вопросам.
1. Для чего человеку необходима пища?
2. Что такое продукты питания и питательные вещества
А еще в продуктах много веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Мы о них поговорим сегодня.
Поработаем по карточкам.
1.На карточках изображены продукты животного и растительного происхождения.
Задание: а) выберите и подчеркните продукты растительного происхождения.
б) выберите и подчеркните продукты животного происхождения.
3 Актуализация знаний, объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя
Ребята, а вы любите читать красочные журналы? Урок мы проведем в виде устного журнала, название которого вы узнаете отгадав этот кроссворд из загадок.
1 . Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий . (Виноград)
2. Младший брат апельсина (Мандарин)
3. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять.
Как его названье дети? (Картофель)
4. Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа . (Груша)
5. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его . (Лимон)
6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый . (Апельсин)
7. Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
8. Как назвать это всё одним словом? (Фрукты)
-Какое ключевое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?
Учащиеся называют слово «Витамины».
2слайд И так наш журнал называется «Витамины» Откройте свои тетради, запишите число, тему урока — “Витамины”.
Сегодня на уроке мы будем говорить о ВИТАМИНАХ, познакомимся с основными группами витаминов, выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания, узнаем что такое гипервитаминоз и гиповитаминоз. А в конце урока вас ждет сюрприз.
3слайд Открываем первую страничку, под названием «Давайте познакомимся» Витамины – это биологически активные вещества, которые необходимы для существования организма и требуются человеку в небольших количествах. Учащиеся записывают определение витаминов в тетрадь. Витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. В настоящее время известно около 80 витаминов и обозначаются они латинскими буквами.
Классификация витаминов.
Все известные нам витамины делятся на две г руппы: жирорастворимые и водорастворимые Жирорастворимые витамины – A, D, E и К – попадают в организм с жирами пищи
К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамины С,РР и другие. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно
4 слайд Вторая страничка называется «Историческая» История открытия витаминов.
Русский врач Николай Иванович Лунин в 1881 г Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Открытие Н.И. Лунина доказало, что в продуктах питания кроме жиров, белков, углеводов содержатся еще вещества, которые называются витаминами. Витамины содержатся в продуктах питания натурального происхождения. Исследования Н.И.Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли. Опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке.
Историческая справка 1920 г.- открыты витамины группы А
1921г. — открыт и выделен в чистом виде витамин Д
1922 г.- открыты витамины группы В, витамины группы Е (Евинсом), русский ученый Бессонов выделил витамин С в чистом виде
5-6Слайд Открываем третью страничку, под названием «Удивительная азбука здоровья»
Продукты, богатые витамином
Витамин С или аскорбиновая кислота
Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, лимоны,апельсины, петрушка, щавель.
Витамин В1,В2, В6, В12
Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Улучшает органы зрения, снимает усталость глаз. Играет важную роль в обмене веществ.
Цветная капуста, орехи, злаковые яйца, зеленый горошек, отруби, ягоды и фрукты, рыба, куриное мясо, молоко, икра
Витамин А способствует нормальному обмену веществ, играет важную роль в формировании костей и зубов, а также жировых отложений, необходим для
роста новых клеток, замедляет процесс старения.
капуста, творог, молоко, яичный желток, фрукты морковь, орехи, помидоры.
Витамин Д — эргокальциферол
Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.
Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис, зелень.
7 слайд Открываем четвертую страничку, под названием «Айболит»
Виды витаминной недостаточности. Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз , состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов – гипервитаминоз . Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу . Запишите в тетради эти определения. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. 8слайд Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара-рафинада, маргарина, молочных продуктов и др. Но лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Овощи обеспечивают нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Необходимо, по возможности, больше есть свежих овощей и фруктов.
Откройте учебник на странице 154,внимательно посмотрите на эту таблицу и скажите «Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?» Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. У вас на столах лежат таблички « Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков.» Посмотрите внимательно сколько можно употреблять витаминов в сутки.
Источник
Урок на тему «Витамины»
Урок по теме: «Витамины»
Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество
развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;
развитие умений применять полученные знания на практике;
определять личностную значимость темы для каждого ученика.
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;
продемонстрировать необходимость и важность познания природы родного края, для использования даров природы.
Витамины, авитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые,
водорастворимые, цинга, бери- бери, рахит.
Портрет Н.И Лунина.
Выставка овощей и фруктов; жиро и водорастворимых
Таблицы «Содержание витаминов в продуктах питания»,
«Суточная норма потребления витаминов»;
· Выставка книг о витаминах и витаминных растениях;
· Выставка детских рисунков на тему: «Памятник витаминам»;
· Подборка статей из газет и журналов о витаминах и их значении;
· Выставка рекламных проспектов о поливитаминах;
· Портрет Н. И. Лунина.
План урока по теме «Витамины»
Постановка познавательной задачи
Индуктор. Учитель демонстрирует плоды: томат, баклажан, огурец, яблоко, перец.
Учитель: Что это?
Учитель: А. В. Леонтович сказал: «Плоды – это музыка и поэзия питания»
Что привлекает человека в плодах?
Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины.
Эпиграф нашего урока «Мал золотник, да дорог», так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах. В настоящее время очень часто можно услышать или увидеть информацию об этих веществах.
Как вы думаете, а как давно человек знаком с витаминами ? Оказывается, всего лишь 127 лет.
Цель нашего занятия : обобщить информацию о витаминах, познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи.
история открытия витаминов
содержание витаминов в продуктах питания
продукты – источники витаминов
зачем человеку нужны витамины?
способы сохранения витаминов в пище…
Витаминами (вита – жизнь (латин), амины (греч.) вещества, содержащие азот- называют группу биологически активных органических веществ, различной химической природы, поступающих в организм с пищей растительного и животного происхождения.
· Витамины – низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме.
Они не образуются в организме человека или образуются в малых количествах. Синтезируются витамины в растениях, поэтому основными источниками витаминов являются фрукты и овощи. Некоторые витамины синтезируются в животных организмах. Действуют витамины на обмен веществ самостоятельно или в составе ферментов.
Витамины.
Водорастворимые В, С. Жирорастворммые А, Е, Д, К.
История открытия витаминов
Христиан Эйкман (бери-бери)
Содержание витаминов в продуктах питания
(принимать только по назначению врача)
Суточная потребность (сам.работа с текстом учебника в группах в группах)
продукты – источники витаминов
Всё хорошо в меру. Содержание витаминов в организме человека иногда изменяется как в сторону повышения так в сторону уменьшения, что приводит к нарушениям, называемым авитаминозами, гиповитаминозами и гипервитаминозами. Пищевой рацион не обеспечивает должное поступление витаминов в организм.
После окончания работы одному представителю от группы необходимо выступить и доложить всем присутствующим основные вопросы, рассмотрены в предлагаемых текстах.
Зачем человеку нужны витамины?
Способы сохранения витаминов в пище.
Заглянем на страничку TV передачи «Здоровье»
Раздел «Химия на кухне»
Что происходит с едой, когда мы её готовим?
1.Если вам предложат комплекс различных витаминов, какие выберите вы, чтобы избежать увядания кожи?
* Знаменитая мадам Виардо каждое утро съедала горсть проросших зёрен пшеницы и оставалась до самой смерти молодой. Интересно, почему?
1.В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его кушать:
а) в свежем виде; б) замороженном ; в) консервированном.
2. Чем зимой на севере можно компенсировать отсутствие солнечных лучей? (овощами; яичным желтком; лимоном)?
3. В каких случаях витамины могут разрушаться?
* Откуда эскимосы получают необходимые витамины:( из рыбы; рыбьего жира; мяса оленей)?
* В каком продукте питания содержится наибольшее разнообразие витаминов: в хлебе, свежей капусте, печени, молоке ?
Таким образом, наш разговор о витаминах подошел к своему логическому завершению. Давайте сформулируем выводы по уроку.
Вывод: «Витамины полезны для каждого человека, если употреблять их в меру, чтобы не навредить организму» Витамины – биологически активные вещества, которые являются обязательным участниками обменных процессов в организме.При их недостатке возникают болезненные состояния – авитаминозы.
с.166 -169, изучить, объединить информацию из таблиц, сдать на проверку на следующем уроке, дополнить таблицу новыми витаминами (помимо учебника)
Оцените урок: 1.Удовлетворены ли вы своей работой?
2. Появился ли интерес к содержанию урока?
3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества?
Сведения о витаминах (прочитайте текст учебника и т.д., заполните таблицу)
Роль в организме
В каких продуктах содержится
Номер материала: ДБ-1444146
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник