Меню

Урок витамины 8 класс с технологической картой

Технологическая карта урока «Витамины»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Технологическая карта урока «Витамины» составлена с применением Технологии развития критического мышления.

Скачать:

Вложение Размер
Витамины 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»

Цель: изучить разнообразие витаминов и определить их биологическую сущность.

  • сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах;
  • познакомить классификацией витаминов, представителями и их содержанием в продуктах питания;
  • сформировать понятия «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»;
  • раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ.

Личностные: воспитание ценности здорового образа жизни через формирование понимания значимости правильного питания для здоровья человека и осознанного соблюдения правил приема витаминных препаратов.

Регулятивные УУД: умение индивидуально (при сопровождении учителя): определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение: умение находить опорные слова, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • выделять существенные признаки витаминов в группе органических веществ; классифицировать витамины;
  • аргументировать, приводить доказательства особой биологической роли витаминов в обмене веществ;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) на здоровье человека;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, правильного питания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения продуктов питания как источника витаминов;
  • находить информацию о разнообразии витаминов в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • работать в группе сверстников при решении учебных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Тип урока: Открытие новых знаний

Педагогическая технология: технология развития критического мышления.

Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Роль витаминов в организме человека», видеофрагмент программы «Жить здорово» с Еленой Малышевой , наглядные карточки.

Источник

Технологическая карта урока по теме Витамины (8 класс)
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Технологическа карта урока биолгии на тему Витамины.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

по теме Витамины

Цель Рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Учитель: Запанкова Анна Михайловна

Структура и ход урока

Методы, формы и приемы деятельности

Оценивание отдельных этапов урока

Проверить готовность к уроку

Проверяет, цитирует четверостишье

Готовятся, приветствую учителя

Оценка учителя и учащихся.

Проверка учащихся по теме Обмен веществ.

Выдача карточек с тестовыми заданиями

Выполняют и сдают ответы учителю

Письменная работа учащихся с последующей самопроверкой

  1. Изучение нового материала

А. Постановка темы и проблемы урока, плана.

Б. Разрешение проблемы.

Актуализировать знания учащихся. Мотивировать на дальнейшую деятельность.

Организовать работу в группах.

Поддержать активность учащихся в совместной деятельности

Скоординировать работу учащихся на этом этапе. Познакомится с более полной характеристикой витаминов и обмена веществ

Предлагает отве тить на вопросы. Мотивирует на поиск причин.

Раздать материалы для изучения.

Направлять деятельность учащихся, координация действий.

Поддержка активности учащихся.

Формулируют тему урока, план. Отвечают на вопросы, предлагают свои гипотезы, аргументируют их.

Работа по материалам с текстом, заполнение таблиц, подготовка выступлений по заданиям.

Учащиеся демонстрируют ответы, отвечают на вопросы.

Вербальные вопросы учителя

Письменная работа учащихся

Личностные, коммуникативные, позновательные

  1. Закрепление и обобщение пройденного

Выявить уровень учащихся при изучении нового материала

Выдача материала, корректировка выводов.

Фиксируют правильные ответы.

Делают выводы по уроку.

Работа учащихся с карточками самооценки.

Письменная работа учащихся с взаимопроверкой.

Исходя от уровня самооценки определить домашнее задание.

Разъяснить домашнее задание

учащимся, мотивировать на его выполнение.

Записываю в дневниках.

Мотивировать учащихся Я – позиции, выявить эмоциональное настроение учащихся.

Выбор эмоционального настроения учащихся.

Работа со слайдом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по УМК Н.С.ПурышевойКарта урока составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Подробно расписан каждый элемент урока, методы и приемы деятельности учителя и .

Цель темы: Научить обучающихся знакомиться, используя изученную лексику в монологических и диалогических высказываниях, развитие умений устной речи; знакомство с буквой О о.

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» — 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)Тип урока: урок изучения нового материала.Цельурока: изучение особенностей строе.

Данная методическая разработка является технологической картой урока по теме «История Олимпийских игр» в 7 классах.Составлена по материалу из учебника «Английский язык для 7 классов п.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: «Экология», 6 класс. Авторы УМК: Афанасьева О.В. и Михеева И.В. Английский язык. 6 класс. Учебник для .

технологическая карта урока по теме «Витамины&quot.

В ходе проведенного занятия будет сформировано знание о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Источник

Урок в 8 классе «Витамины» с презентацией
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Открытый урок для РМО биологов в МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школе.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vitaminy.docx 44.64 КБ
vitaminy.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Павлово-Посадского муниципального района

Урок биологии в 8 классе

Кубецкой Тамарой Викторовной

2013-2014 учебный год

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации , беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

— Что помогает нам сохранить здоровье?

— Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

— Какие питательные вещества содержатся в пище?

— Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

— Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

— Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

— Что вы слышали о витаминах? ( Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению ).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

— Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

  1. Изучение нового материала.
  1. Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося. Приложение 1.

  1. Определение витаминов, их роль в организме.

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).

При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2.

Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.

Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4.

Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5.

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.

— Какой витамин самый важный?

— Что является источником витаминов в организме?

— Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

— Как восполнить недостаток витаминов в организме?

— Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

  1. Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

“Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  • витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
  • витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
  1. Сохранение витаминов в продуктах питания.

Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр.155-156 и ответьте на вопрос.

— Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

— А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

  1. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

3.А теперь проверим свои знания.Тест№1.Работа и проверка в парах.

4.Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям.Кому?

(Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

— Понравился ли тебе урок?

— Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

— Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

— Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В 6 , В 12 , РР, F, Н.

Из истории открытия витаминов

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В 1 . Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

  1. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

5. Переизбыток витаминов вызывает:

6. Витамины были открыты:

7. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е

9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Тест по теме «Витамины»

1.Являются ли витамины источником энергии?

а) да б) нет в) только некоторые

2.Являются ли витамины материалом для биосинтеза?

а) да б) нет в) только некоторые

3.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:

4.Недостаток витамина А приводит:

а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге

5. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей, называются________________

6. Куриная слепота возникает при недостатке________________

7. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у детей_________.

8. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и кровеносной систем.

9. При длительном хранении витамин А ___________.

10.Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.

Источник

Читайте также:  Тетравит витамины для людей
Adblock
detector