Меню

Урок стоматологического здоровья для детей

Конспект занятия «Здоровые зубы — здоровью любы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Данное занятие знакомит детей с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Формирует представления о строении и разновидностях зубов, их предназначении.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Здоровые зубы – здоровью любы»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

— Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.

— Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).

— Закреплять знания о полезной и здоровой пище.

— Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь, воображение.

— Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену и желание иметь красивые и здоровые зубы.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное».

Предварительная работа : просмотр мультфильма «Птичка Тари», беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование : макет зуба, дидактическая игра «Вредные и полезные продукты питания», сказка «Зайка – Зазнайка», мнемотаблица «Зуб», набор для опытов «Зачем чистят зубы».

— Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).

Здравствуйте, ладошки! (хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

Здравствуйте щечки!(плюх-плюх-плюх) (погладить свои щечки)

Здравствуйте губки (чмок-чмок-чмок)

Здравствуйте , зубки (щелк-щелк-щелк)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цок-цок-цок)

Здравствуйте носики (бип-бип-бип)

Здравствуйте , глазки! (миг-миг-миг) (моргают)

Здравствуйте, гости (протянуть руки вперед)

Здравствуйте, дети и все все на свете! (помахать руками)

— Ребята, а кто помнит как зовут доброго доктора , который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей.) Правильно, Айболит. Сегодня утром он прислал вам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри. (Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)

«Здравствуйте, мои милые, друзья из детского сада №1327. Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детками. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, для чего я вам прислал эту посылку. Я надеюсь, что вы узнаете много полезного и интересного. Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)

— Правильно – это зубы. Смотрите и в посылке от Айболита, тоже лежит волшебный зубик. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать, а зубик , которого прислал нам Доктор Айболит, нам поможет.

— Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту.

— А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)

— Без зубов человек может разговаривать? Без зубов человек не сможет красиво улыбаться. Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.

— Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.

Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он совсем заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил и жизненной энергии.

— Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.

— Ребята, давайте рассмотрим с вами волшебный зубик.

— Какого цвета зуб? (белого).

— Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода от тепла от ударов.

— Кто мне скажет, чем покрыты зубы?

— Верхняя часть зуба, ребятки, называется коронкой (показываю).

— Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка).

— А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это? (корень).

— Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребятки? (корень) Где он находится? (в десне?) Корень, что делает? (крепко держит зуб).

— У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.

— Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).

— А сейчас, я предлагаю вам сейчас послушать одну историю, которая называется «Зайка-зазнайка»

Далеко – далеко в лесу, в самой чаще у зайчихи родились зайчата. Малыши быстро подрастали, и всем в лесу стало заметно, что они не похожи друг на друга. Первый зайчик был очень добрый и всегда стремился всем помогать: ежику донести грибочки, маме-зайчихе принести капусты, дяде Мише Топтыгину вытащить пчелиное жало из лапы. Зайчишку так и прозвали «Зайка – помогайка».

Второй зайка очень любил чистоту. Он был первым помощником у зайчихи. Нужно навести порядок, подмести пол, вымыть посуду – наш зайчик тут как тут. Его так и прозвали «Зайка – убирайка».

А третий любил хвастаться и часто обижал своих братьев. «Я быстрее всех бегаю и прыгаю, говорил он. _- Я самый ловкий. Я самый умный». Его стали звать «Зайка – зазнайка». Зайчиха была очень заботливой и внимательной мамой. Каждое утро она выводила свое семейство на зарядку, приучала всех умываться и чистить зубы. Она повторяла:

— Зайцы должны иметь отличные крепкие зубы, иначе как вы будите грызть морковку и капусту? Берегитесь микроба – зубоеда. Все зайчишки слушались маму и старались делать все, как она учила, кроме одного: Зайки-зазнайки.

— Не хочу умываться. Не хочу чистить зубы. Они у меня и так самые крепкие и самые беленькие.

Шло время, и наш зайчик продолжал зазнаваться и не слушаться маму. А коварный микроб не дремал. Он ждал своего часа.

И вот однажды вредный микроб-зубоед подкрался к глупому зайчишке и укусил его, когда он ел любимую морковку.

-Ой, ой, как больно!-закричал Зайка-зазнайка и схватился лапкой за щеку. К зайцам в домик срочно вылетел доктор дятел.

— Так, так. Понятно. У вас кариес, голубчик. Надо срочно лечить, — сказал доктор Он быстро вылечил зубик зайке, но след от укуса микроба-зубоеда так и остался – маленькая пломба. С тех пор зайка перестал зазнаваться. Утром на зарядку первым выбегал и про зубки не забывал. А микроб-зубоед до сих пор где-то прячется и ждет, когда появится еще какой-нибудь зазнайка, который не хочет чистить зубы.

— Какими были зайчата?

— Кто из них поступал правильно и кто неправильно?

— Почему случилась неприятность с Зайкой-зазнайкой?

— Надо ли слушаться старших? — А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.

Физкультминутка: Долго мы сидеть устали, И со стульчиков все встали, Потянулись, потянулись, Солнышку мы улыбнулись, Вправо, влево наклонились Быстро к речке мы спустились, Льется чистая водица Мы умеем сами мыться, Зубы чистить, умываться Полотенцем вытираться, Вправо, влево наклоняться, Физкультурой заниматься Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям физкультпривет!

— Как называется заболевание зуба? (Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)

— Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.

-Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба), (дырочка в зубе).

— Как вы думаете, от чего может потрескаться эмаль зуба.

— Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами. На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам – сердцу, глазам, почкам.

— Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).

— Вспомним нашу историю про Зайку. Все могло закончиться очень печально, но на помощь пришли помощники.

— Как вы думаете, кто эти помощники?

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка).

— Правильно, на помощь пришли помощники — это зубная щетка и зубная паста.

— Кто мне скажет как надо правильно чистить зубы?

Дид. игра «Как правильно надо чистить зубы?»

— Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетинку. Как почистили зубки, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3 месяца нужно покупать новую зубную щетку. (показ картинки)

— Есть еще один секрет, ребятки: очень важно правильно чистить зубы. Садитесь за столы. Мы проведем опыт с расческами. Представим себе, что расчески – это наши зубки, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.

— Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (нет).

— Вот так у нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.

— Попробуем почистить наши зубки. -Возьмите зубные щетки и проведите слева направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).

— А теперь сверху вниз, и переверните расческу снизу-вверх. Что получилось?

— Чистыми стали наши зубки?

— Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (сверху вниз верхние зубки и снизу-вверх нижние.

А сейчас я вам покажу, что происходит с зубами, если их не чистить.

Эксперимент «Зачем чистят зубы?»

Провожу химический опыт, который наглядно показывает детям, что будет, если не чистить зубы .

— Вот видите, что может случится с зубами, если их не чистить, зубная эмаль разрушается.

-Ребята, а если нет возможности почистить зубки, что нужно делать? (прополоскать ротик водичкой).

— А если все-таки случилась беда, и зубы заболели, что нужно делать?

— Надо обязательно показать их зубному врачу.

— Как называется зубной врач? (стоматолог).

— Дети, чтобы зубы были здоровы, нужно не только правильно за ними ухаживать, но и есть полезные продукты.

Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»

-Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать? (ответы детей).

Чтобы зубы укреплять, Будем в пищу потреблять: Лук, капусту, апельсины, Не забудем витамины, Масло, гречку и горох, Молоко, томаты, сок

— Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно? (В центр обруча раскладываются картинки с полезными продуктами для зубов, а за обручем вредные)

— Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.

Будут здоровыми зубы всегда, Если полезная в доме еда. Мясо, кефир и фрукты – Очень нужные продукты. Сахар зубы разрушает, А яблоко укрепляет.

Мнемотаблица на слово «Зуб». — А теперь мы разберем с вами мнемотаблицу. Затем дети ее запоминают 10-15 секунд, мнемотаблица убирается, а дети воспроизводят ее графически по памяти на листах с незаполненными пронумерованными клеточками.

2 – чтобы зубы были здоровыми, нужно есть полезные для них продукты – фрукты и овощи.

3 – у пилы тоже есть зубы: (Ела, ела дуб, поломала зуб,зуб)

4 – Зубам нужен уход: чистить пастой и щеткой.

6 – У треугольника три ула, три стороны, в слове «зуб» три буквы, треугольник похож на зуб.

7 – цыфра 3 похожа на букву З.

8 – Когда зубу нужна помощь, нужно идти к доктору, а также надо посещать стоматолога для профилактики.

Игра «Вредные и полезные советы»

А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Раскусывать леденцы и жевать их.
  5. Есть сметану, рыбу, яйца.
  6. Чистить зубы надо детским кремом.
  7. Долго жевать жевательную резинку.
  8. Пить теплое молоко.
  9. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  10. Открывать зубами крышки бутылок.
  11. Посещать стоматолога два раза в год.
  12. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
  13. Пользоваться специальными детскими зубными пастами.
  14. Пить горячий чай.
  15. Есть овсяную кашу.
  16. Полоскать рот после еды, если нет под рукой зубной щетки.
  17. Ковырять вилкой в зубах.
  18. Есть молочные продукты.
  19. Есть мороженное.
  20. Менять зубную щетку раз в 2-3 месяца.
  21. Раскалывать зубами орехи.
  22. Закалять свой организм, заниматься спортом, делать утреннюю гимнастику.

— Молодцы, дети понравилось вам сегодня играть? Итак, ребята, что же нового вы узнали сегодня?

— Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

— Доктор Айболит хочет, чтобы зубки у вас были здоровыми и не болели и прислал вам стихотворение и небольшой подарок, чтобы вы не забыли как ухаживать за зубами.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!

Источник

Урок стоматологического здоровья для детей

Автор: Гора Елена Александровна

Организация: МБОУ НШ №1

Населенный пункт: Ростовская обл., г. Батайск

Цель: систематизация знаний по гигиене полости рта.

  • 1. Познакомить с основными заболеваниями полости рта. 2. Обобщить знания, о правилах и способах ухода за зубами. 3. Способствовать развитию навыков личной гигиены. 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни. 6. Составить и оформить памятку «Как ухаживать за зубами».

Ход классного часа

  1. Организационный момент

В путь – дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь

Я здоровье – берегу

Вам я тоже помогу.

  1. Введение в тему

— Жила – была на свете Улыбка.

— Милая такая добрая Улыбка! Она дарила людям Радость и Хорошее Настроение! И все у неё было хорошо! Ей нравилось бродить по улицам, перескакивая с лица на лицо, видя свое отражение в луже на мостовой или в лице случайного прохожего. Но однажды так сильно взгрустнулось нашей Улыбке, что она прямо растаяла.

— Как вы думаете, что произошло с улыбкой? (Ответы детей)

— Какая улыбка без красивых и здоровых зубов?

— Сегодня мы проведём занятие по теме «Здоровые зубы – красивая улыбка».

— Мы с вами поговорим о том, как сохранить улыбку красивой и что нужно для этого делать.

III. Работа по теме

1. Беседа о зубах

— Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На нем изображены люди, которые улыбаются.

— Внимательно рассмотрите рисунки и скажите, что больше привлекает ваше внимание? ( Зубы)

— Не на всякие зубы приятно смотреть!

— Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)

— Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними — 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)

2. Практическое занятие

— Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.

— Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)

— А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте вырастает постоянный)

— Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.

— Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

3. Интересные факты

— В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

— Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.

(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)

У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.

-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).

— У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).

— В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!

— А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

4. Строение зуба

— Молочные и постоянные зубы внешне отличаются друг от друга. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое.

Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка – часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Чем же покрыты наши зубы? Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?

4. Причины разрушения эмали зубов.

— Возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произойдёт со стеклом? Стекло треснет.

— Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

Кислота, которая содержится в продуктах, тоже разрушает эмаль. Рассмотрим, как зубная паста помогает нашим зубкам!

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят), а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)

Фразы:

– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:

  • грызть ручки и карандаши (прыгают)
  • правильно питаться (сидят)
  • часто есть сладкое (прыгают)
  • грызть орехи (прыгают)
  • чистить зубы (сидят)
  • есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
  • ходить вовремя к врачу (сидят)

5. Советы стоматолога

— Итак, у нас возникла зубная боль. К какому врачу мы пойдём за помощью? (К стоматологу)

— Давайте прочтём советы стоматолога.

6. Практикум «Чистка зубов».

— Ребята, давайте вспомним, как правильно чистить зубы?

(Ученики показывают, как правильно чистить зубы)

  • Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
  • Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
  • Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
  • Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  • Не забудьте почистить язык.
  1. Игра «Да и нет».

(Заранее подготовленный ученик проводит игру)

— Признавайтесь, часто ль чистите вы зубы?

Молодцы, я всем вам верю,

Но ваши знания проверю.

Если дам совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите хором: «Нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

IV. Подведение итога

(Дети зачитывают памятку)

  1. Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
  2. Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
  3. Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
  4. Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
  5. Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.

V. Рефлексия.

У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.

— Чего не хватает в зубике? (Улыбки)

— Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.

(Дети оживляют зубик.)

— Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе.

Источник

Читайте также:  Психологическое здоровье учащихся начальной школы
Adblock
detector