Поурочный урок по самопознанию на тему «Духовное богатство человека»
Ахметова Асем Сериковна
педагог-психолог/ учитель самопознания
КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа-интернат»
Ценность: любовь
Качества: сопереживание, сострадание, бескорыстное служение людям.
Цель: расширить у учащихся понятие «духовное богатство человека» через практику общечеловеческой ценности праведное поведение. Задачи: — раскрывать у учащихся значимость стремления к постоянному духовному самосовершенствованию, сопереживанию, бескорыстию; — развивать стремление к внимательному отношению к людям и духовному росту; — обогащение внутреннего мира новыми знаниями о духовном богатстве человека. | Ресурсы: (материалы, источники) | |||
Ход урока: 1. 1. Орг.момент. Позитивный настрой «Свет». 2. Вопросы: 1. Что вы чувствовали во время позитивного настроя? Постарайтесь сохранить эти ощущения в течение всего дня. 2.Проверка домашнего задания( опережающее задание)Прочитать в учебнике на стр. 144-146 рассказ В.Сухомлинского «Оставить себя в человеке». Беседа по вопросам: 1. Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? 2. Какими хотели видеть матери своих детей? 3. Что помогло Чернокосой матери выздороветь? 4. Что доставляло боль одной из матерей? 5. Какого из сыновей можно назвать духовно богатым? Почему? 6. Чему учит этот рассказ? 7. Приведите примеры проявления вашей любви к матерям? | Примечания Музыкальное сопровождение «Для души» | |||
3. 3.Позитивное высказывание (цитата). «Важно не то, сколько вы сделаете, а то, сколько любви вы вложите в свой труд». ( монахиня, основатель женского монастыря, Лауреат Нобелевской премии) Беседа по вопросам:
| ||||
4.4.Рассказывание истории (беседа).Подарок от учителя. Рассказ о Матери Терезе. Сегодня на уроке я хочу рассказать вам о человеке, духовное богатство которого распространилось на весь мир. Имя этого человека – мать Тереза. Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу) родилась в городе Скопье, Македония в семье простого продавца зелени. Агнес была хорошенькая, послушная, внимательная. Прекрасно пела в церковном хоре, играла на гитаре, помогала маме. Раз в неделю мать Тереза вместе с мамой навещала в городе больных, относила нищим еду и одежду. Мама хотела, чтобы её дети были чутки к человеческой нужде и учились любить своих ближних. Она часто напоминала им: «Вам повезло, вы живёте в красивом доме, у вас есть еда, одежда, вы ни в чём не нуждаетесь. Но вы не должны забывать, что множество людей испытывает голод; есть дети, которым нечего есть, нечего одеть, а когда они болеют, у них нет денег на лечение». Молодая девушка еще в свои 18 лет поняла, что не проживет и дня без общения с Богом. А поэтому ушла в миссионерский орден под названием «Лоретские сестры». Свое служение она начала в Индии. Там мать Тереза прожила 16 лет, постоянно обучая бедных и нищих детей географии и истории на их родном языке. На протяжении этих 16 лет она добилась многого и стала директором одной из известных школ. Но за одну ночь все изменилось… 16 августа 194 8г. мать Тереза получила долгожданное разрешение стать вольной монахиней. Женщина переоделась в самое простое и дешевое сари и с мелочью в кармане ушла от опрятной сестринской обители в грязные Калькуттские трущобы. Там она основала приют в полуразрушенном доме, где собирала бедных и брошенных детей. Чуть позже мать Тереза упросила городские власти отдать ей заброшенный храм, где и был открыт всемирно известный «Дом для умирающих». Именно в том храме мать Тереза собирала всех тех, кто был смертельно болен. Она обхаживала их, кормила, делала перевязки до самой их смерти. Все, кто доживал свои дни в этом благословенном храме, чувствовали глубочайшую любовь этой великой женщины. А тем временем, благотворители со всего мира направляли свои средства в этот «Дом для умирающих». Все знали, что эти деньги пойдут только во благо тому, кто в них так остро нуждается. Но мать Тереза не ограничилась только бедной Индией. Она помогала всем несчастным в Африке, Ирландии. Эта женщина была всегда там, где стонали и умирали. В 1997 году мать Тереза получила Нобелевскую Премию мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Перед роскошным залом стояла старенькая, измученная, но такая счастливая женщина в потрепанном сари. Деньги за премию она потратила на приюты для бедных и детей. 5. Беседа по вопросам: 1. Чья жизнь стала примером для всех? 2. Какое решение приняла мать Тереза в свои 18 лет? 3. Как помогала всем людям мать Тереза? 4. Какие чувства у вас возникли при прослушивании рассказа? 5. Что поразило вас в данном рассказе? 6. Какими качествами обладала мать Тереза? 7. Чему учит история о матери Терезы? 8. Приведите свои примеры из жизни людей, посвятивших себя служению людям. | ||||
6. 5.Творческая деятельность, групповая работа. Класс делится на 3 группы по ценностям: любовь, покой, истина. 1 группа: составить кластер на тему: «Духовное богатство человека». 2 группа: Проанализировать рассказ «Случай на Параолимпийских играх в Сиэтле» и ответить на вопросы. Однажды на параолимпийских играх в Сиэтле 9 участников забега вышли на дистанцию 100 метров. Все они имели физические и умственные недостатки. После стартового сигнала все побежали: не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат и дойти до финиша. Один юноша споткнулся, упал на дорожке и заплакал от обиды и бессилия. Остальные восемь участников забега, услышав плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Помогли юноше подняться и так, вдевятером, взявшись за руки, они дошли до финиша. Стадион встал и аплодировал несколько минут. Может, у атлетов и были умственные недостатки, но они не испытывали недостатка в отзывчивости. Быть одиноким победителем не главное в жизни. Главное — помочь другим, даже если это означает замедлить шаг и изменить направление. Беседа по вопросам: 1.Кто участвовал в спринтерском забеге на параолимпийских играх в Сиэтле? 2.Что произошло во время забега? 3.Почему зрители аплодировали поступку спортсменов? 4.Что, на ваш взгляд, самое важное в жизни человека? 3 группа: составить словесный портрет духовно богатого человека. | ||||
7. 6.Групповое пение.Песня «Самая главная в жизни профессия быть человеком». 1 куплет Нам от самого порога жизнь раскинула пути. Выбирай свою дорогу и по ней смелей иди. Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил. Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил. Припев: Только помни, только помни в грохоте и ритме века: Самая главная в жизни профессия — быть человеком. Только помни, только помни в грохоте и ритме века: Самая главная в жизни профессия — быть человеком. 2куплет В жизни прожитой дороги очень уж порой круты. Мы к себе бываем строги, за собою жжём мосты. Ненавидим мы и любим, разрушаем и творим. И в жару, и в холод лютый мы друг другу говорим: Припев. Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил. Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил. Источник разработка занятия на тему «Духовное здоровье» |
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект занятия на тему «Духовное здоровье» | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия на тему
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п. Коминтерн»
Шепелина Салтанат Закаровна
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «…воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». [1] Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников — это основа образовательного процесса в целом, в том числе – это основа формирования ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Поэтому занятие, посвященное духовному здоровью, будет очень актуальным.
Содержание занятия предполагает, что дети уже знают важные правила сохранения физического здоровья, а также то, что впоследствии познакомятся с третьим компонентом здоровья – социальным.
Данную разработку можно использовать для проведения классного часа (4 кл. и старше). Кроме того, материалы разработки можно использовать на уроках по предметам «основы безопасности жизнедеятельности» и «основы здорового образа жизни» (региональный компонент). Можно включать тему «Духовное здоровье» в качестве вводного урока по этическому блоку программы по озож в нескольких классах и рассматривать это понятие, постепенно наполняя его новым содержанием. В полном объеме материал урока можно использовать в 7 классе, где по действующей программе предусмотрено изучение понятия «здоровье духовное».
Материал также может быть использован и на занятии кружка здорвьесберегающей направленности.
По типологии урок заявлен как «открытие новых знаний». С понятием «духовное здоровье» дети знакомятся в ходе эвристической беседы при доминирующей роли учителя, а вот его влияние на здоровье физическое открывают в ходе самостоятельной работы в группах.
Разработка будет полезна классным руководителям, учителям, преподающим основы здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Тема: Духовное здоровье
Цель: на основе осознания понятия «духовное здоровье» способствовать совершенствованию личности школьников.
— формирование понятия «духовное здоровье», уяснение его влияния на здоровье физическое;
— развитие речи, мыслительных операций анализа, синтеза, конкретизации;
— воспитание стремления к укреплению своего духовного здоровья.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые технологии, методы и приемы: технология развития критического мышления; эвристическая беседа, самостоятельная работа, рассказ учителя; анализ высказываний мудрых, кластер, синквейн.
Формы организации детей: коллективная, групповая, парная
I этап. Вызов ( актуализация опорных знаний, мотивация, формулирование темы).
Сегодня мы продолжим разговор о здоровье – величайшей ценности для человека. Прежде чем определить тему нашего занятия, давайте вспомним, что мы уже знаем о составляющих здоровья.
Используется прием «кластер». Дети уже много знают, о том, как беречь здоровье физическое. Они называют эти факторы. Учитель проводит стрелки от слова «физическое» и прикрепляет таблички с напечатанными словами.
Здоровье
Физическое ?
соблюдение правил личной гигиены;
отказ от употребления алкоголя, наркотиков, курения.
А сейчас мы поработаем с высказываниями мудрых и они помогут нам определить тему нашего урока и начать ее обсуждение.
1слайд. Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.
Прочитайте 1ое высказывание. О чем говорится в нем? (…) «Здоровое тело» – это о здоровье физическом, а «здоровый дух» — как вы понимаете это словосочетание? (…) Речь идет о важнейшем компоненте здоровья человека – его духовном здоровье. Итак, тема нашего урока (кл. часа) – духовное здоровье . Кластер дополняется: духовное.
II этап. Осмысление
Что же подразумевается под этим понятием? Давайте снова обратимся к высказываниям мудрых:
Упавший духом гибнет раньше срока.
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
О чем же говорится в этих высказываниях? (…) .
По мере ответов детей продолжается построение кластера (духовное здоровье — красота души, сила духа, душевное здоровье). Далее работа продолжается в виде беседы с наводящими вопросами, уточнениями и дополнениями учителя:
Человек – существо сложное. Для полного счастья ему нужно сначала удовлетворить свои самые необходимые, жизненные потребности – в пище, в крыше над головой, в тепле. Но как только все они удовлетворены, человеку хочется чего-то большего – успеха, признания, положительных эмоций, творчества, любви . Это духовная сфера жизни человека.
Может ли человек, не понимающий, для чего он живет, добиться успеха в жизни? (. ) Значит, наличие смысла и целей в жизни – важнейшая характеристика духовной сферы человека. А в чем состоят эти цели, и как он их добивается — это уже характеристика его духовного здоровья.
Предположим, у двух молодых людей одна цель – поступить учиться на престижный факультет института. Один, не рассчитывая на свои силы, идет на платное отделение, а другой упорно готовится, и, пусть даже не с первого раза, но поступает благодаря собственным знаниям. Кто добьется больших успехов в профессии, а, значит, и признания? (…) Тот, кто больше знает и умеет добиваться поставленных целей. Благодаря чему он достигнет успеха? (. ) Благодаря силе воли, упорству, трудолюбию, т.е. определенным чертам характера. Характер, конечно у всех разный. Можно ли его изменить – от каких-то черт избавиться, какие-то выработать в себе? (…) Работа над собой, самовоспитание или самосовершенствование – также важнейший показатель духовного здоровья человека.
Один из показателей духовного здоровья на нашей схеме мы обозначили как душевное здоровье. Чтобы не было повтора – «духовное здоровье – душевное здоровье» давайте уточним и исправим — эмоциональное или душевное равновесие. Человек находится в эмоциональном равновесии, когда у него на душе спокойно: нет тревог, нет переживаний, нет отрицательных эмоций. Длительное переживание отрицательных эмоций способно вызвать различные заблевания – неврозы, язвы, болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.
Человек, находящийся в эмоциональном равновесии, умеет контролировать свои мысли и поступки, управлять своими эмоциями. Он умеет понимать окружающих. Он умет правильно оценить ситуацию и найти достойный выход из нее.
Человеку нужно осознавать, что постоянно сожалеть о прошлом и бояться будущих ошибок бессмысленно. Прошедшие события уже никак нельзя изменить, а будущее целиком зависит от настоящих действий . Кто понимает это – тот п онимает личную ответственности за собственную жизнь и развитие. Не нужно обвинять во всем судьбу. Все, что рано или поздно происходит, как плохое, так и хорошее, чаще всего является результатом собственных решений человека и сделанного им выбора.
Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывали, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?». Индийские ученые предположили, что возможно в этом кроется смысл человеческой жизни. Действительно, сильный духом человек любит людей , он никогда не отвечает местью на любое совершенное зло. Это не означает, что не следует добиваться справедливости и заслуженного наказания. Просто сила духа предполагает умение признавать собственные ошибки, понимать мотивы и чувства другого человека, прощать даже серьезные проступки.
А что касается получения знаний – об этом очень хорошо сказано в русской пословице «Век живи, век учись». Кроме того, получение знаний — это один из способов самосовершенствования, о котором мы уже говорили. Учеными доказано, что люди, постоянно занятые умственным, творческим трудом, обладают более крепким здоровьем и дольше живут.
Давайте теперь определим взаимосвязи между компонентами духовного здоровья, между компонентами духовного и физического – проведем стрелки и обоснуем. ( Примеры возможных детских рассуждений: если человек любит людей, он не будет обвинять их в своих неудачах, это связано с пониманием личной ответственности за свое развитие; если человек знает о вреде курения и имеет сильный характер, он не начнет курить; красота души – это доброта, милосердие, т.е. любовь к людям, положительные черты характера и т.д.)
Здоровье
Физическое Духовное
двигательная активность; красота души
правильное питание; сила духа
закаливание; смысл жизни
соблюдение правил личной гигиены; самовоспитание
безопасное поведение; эмоциональное равновесие
отказ от употребления алкоголя, ответственности за свою жизнь и развитие
наркотиков, курения. любовь к людям
Итак, можно сделать вывод, что духовное здоровье человека – это здоровье его разума, это его ценности, убеждения и его отношение к окружающему миру.
Также как и физическое, духовное здоровье может быть крепким и слабым. Если физическое здоровье зависит от состояния органов, то духовное — от того, видит ли человек смысл своей жизни, в чем он состоит, как он их добивается; хочет ли он добиться признания со стороны окружающих и какими способами он это делает, какие у него желания, с добротой или со злом смотрит на жизнь, на людей и т. д.
Поработаем в группах. Каждая группа получит по 2 высказывания великих людей о духовном здоровье. Ваша задача:
- Объяснить, как вы поняли эти высказывания.
- Привести примеры из жизни, из книг или фильмов или просто свои рассуждения, подтверждающие эти высказывания.
- Сделать выводы.
Высказывания для 1 группы:
Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.
Высказывания для 2 группы:
Надежда выздороветь — половина выздоровления.
У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
После обсуждения в группах дети делятся своими мыслями, примерами, выводами. (Если учащиеся затрудняются, учитель может наводящими вопросами натолкнуть на соответствующие мысли, например: Какие люди чаще всего начинает злоупотреблять алкоголем, и тем самым губят свое физическое здоровье? (Не нашедшие смысла своей жизни, слабохарактерные, не увлеченные каким-либо интересным занятием и т.д.).
Основные выводы, к которым нужно подвести детей:
— духовно здоровые, сильные духом люди быстрее выздоравливают;
— необходимо заниматься самовоспитанием, тренировать свою душу.
Итак, проводим еще одну стрелку в нашем кластере: физическое и духовное здоровье взаимосвязаны.
И в подтверждение я бы хотела вам рассказать об удивительной женщине, нашей современнице, которой духовное здоровье и работа над его укреплением помогли преодолеть страшное заболевание.
Рассказ учителя: « В Киеве живет удивительная женщина Ривиль Кофман, которая, заболев страшной болезнью, в результате которой теряется чувствительность нервных клеток, не должна была выжить. Ее пять лет лечили в больницах. Печень Ривиль уже расслаивалась от побочных эффектов лекарств. Зрение падало, речь становилась сбивчивой, передвигалась она преимущественно на костылях. По прогнозам врачей в ближайшее время их пациентку ожидала слепота, немота, полная неподвижность и смерть. Но уход от жизни не входил в ее планы. И она начала работать над собой. С точки зрения медицины Ривиль занялась глупостями. Она боролась с болезнью творческим мышлением. В своем воображении она купалась под струями небесного водопада, вымывавшими болезнь из каждой клеточки. Каждый день она представляла, как рота бравых солдатиков специальными насосами чистит ее печень, высасывая из нее склеротические бляшки. Разговаривала со своим организмом, убеждала больные клетки жить в гармонии со здоровыми. Это было гораздо сложнее, чем выпить таблетку. Она представляла себя на операционном столе на небесах. Консилиум хирургов-ангелов принял решение менять печень Ривиль не всю и полностью, а по частям. И она фантазировала о том, как долька за долькой орган восстанавливается. Когда спустя пару лет ее направили на УЗИ, врач не поверил своим глазам: печень была здорова.
«Я поверила в свои внутренние силы, в то, что мой организм — это красивая машина, которая устала от заправок плохим бензином, — объясняет Ривиль. — И начала работать со своим телом сама. Всегда просыпалась в хорошем настроении, здоровалась со всеми своими органами, чем, кстати, занимаюсь и по сей день. Делала утреннюю зарядку своих мыслей и органов. Я завела дневник добрых дел, и стала искать тех, кто слабее меня, кому могу помочь».
Больше года прикованная к постели Ривиль, увидела по телевизору репортаж о детях, больных лейкозом. И их глаза. Так в жизни безнадежно больного человека появилась цель. «Их надо заставить улыбаться! — сказала Ривиль дочке Юле, — и я знаю, как я это сделаю!» Когда, прикованная к кровати, она задала себе вопрос: «Какое важное дело ждет меня на этом свете, ради чего стоит бороться со смертью?», она поклялась сама себе, что встанет на ноги – будет всю жизнь спасать неизлечимо больных детей. Ведь они сами не могут понять, что с ними происходит, что от них хочет болезнь. Поэтому им надо помочь. «Пальцы еще меня плохо слушались, но я смастерила первых двух кукол и направилась с ними в детское онкоотделение (больница для больных раком – примечание учителя ) Киева. Позже эти визиты вошли в систему. Разговаривала с детьми, расспрашивала о самочувствии, улыбалась, песни пела вместе с ними, показывала представления, сочиняла сказки. Одна из них — о бешеной раковой клетке баракабале, пришелице с другой планеты, которую все боятся, но она на самом деле сама боится нас». Больничная жизнь ребят, проходящих химиотерапию, не блещет радостными событиями и разнообразием. Добрая фея Ривиль со своими постановками вырывала детвору из угнетающей атмосферы. Она работала со всеми вместе и с каждым по отдельности, и результаты потрясали.
Ривиль не позволяла близким себя жалеть, перестала себя считать больным человеком. Вскоре к ее ногам вернулась чувствительность. «Главный принцип победы над болезнью — не ставить ее на трон, иначе она завоюет всю вашу территорию, будет требовать жертв и поклонения».
Стимулом, который шаг за шагом отдалял Ривиль от ее страшного диагноза, была сама жизнь, желание делать что-то хорошее и полезное».
Вот какой замечательный пример победы духовного здоровья над неизлечимой болезнью. Кто желает поделиться впечатлениями от услышанного? (…)
А меня поразило еще то, что именно болезнь подтолкнула ее к тому, чтобы помогать больным детям. Ведь она поняла, что может бороться с болезнью, а маленьким детям в этой борьбе нужна помощь. Так что получилось взаимовлияние духовного и физического здоровья.
III этап: Рефлексия
Работа в парах. Давайте составим синквейны по теме нашего занятия. У каждой пары получится свой синквейн. Они помогут нам определить, что самое важное для себя узнали вы по теме сегодняшнего урока (кл. часа, занятия).
Выслушиваются составленные синквейны с краткими комментариями типа «Замечательно. Интересно. Логично».
Духовное здоровье Духовное здоровье
Добрый, сильный духом Умный, отзывчивый
Любить, узнавать, воспитывать Учиться, уважать, сочувствовать
Духовное здоровье – это красота души Духовное здоровье – это здоровье ума
Если дети не спросят о третьей стрелке в кластере «Здоровье», учитель может сам нацелить детей на поиск информации (в старших классах): о третьей составляющей человеческого здоровья вы можете узнать в Интернете, а затем мы обсудим этот вопрос в классе.
Использованные источники информации:
[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М., «Просвещение», 2009. С12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данную методическую разработку можно использовать на уроках лечебной физкультуры.
На занятии учащиеся раскрывают секреты здорового образа жизни. Закрепляют знания по сохранению и укреплению здоровья. .
Современные подростки начинают приобщаться к употреблению алкогольных напитков очень рано и, более того, образ жизни многих из них связан с достаточно частым употреблением определенных видов спиртных .
Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий.
Цель: упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком, в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку.
В материале предаставлен конспект просветительского занятия, направленного на формирование в образовательном пространстве мировоззрения и самосознания здорового образа жизни. Задачи: 1.пропаганда идей.
Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие. Здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо нау.
Источник
➤ Adblockdetector