Методическая разработка урока «Здоровье и здоровый образ жизни»
методическая разработка на тему
Конспект урока к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._zdorove_i_zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема урока: Здоровье и здоровый образ жизни
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Учебная: Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизни.
Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивающая: Развивать познавательные умения анализировать и делать выводы. Развивать творческое мышление учащихся.
Материально-техническое оснащение урока: Плакаты. Компьютер, проектор, презентация
Интеграция предмета: Биология.
1. Организационный момент:
Сообщение темы и цели урока, ознакомление с кратким содержанием урока.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:
Мозговой штурм «Что такое здоровье?».
На ватмане изображен рисунок солнца. Давайте представим, что это солнышко наше здоровье и на лучах этого солнца запишем ответы на наш вопрос.
Преподаватель записывает все варианты ответов.
Затем предлагает определение понятия здоровья Всемирной Организации Охраны Здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов .
В применение к нам – это умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостояние внешним и внутренним «врагам» и болезням.
3. Изложение нового материала
- Какое значение имеет здоровье в жизни человека?
- От чего зависит здоровье?
Лекция с элементами беседы. Презентация
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
- Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
- Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
• полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие;
• нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
• умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Факторы, влияющие на здоровье.
Что влияет на здоровье?
Упражнение «Факторы, влияющие на здоровье».
Учащиеся пишут на карточках в виде облаков факторы, влияющие на здоровье человека, и эти облака затем закрывают Солнце. Какое настроение, когда погода солнечная и теплая? А когда пасмурно? Обсуждение.
Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.
Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%
Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)
Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье!
Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы внешней среды бывают:
- физические (давление, излучение, температура);
- химические (пища, вода, ядовитые вещества);
- биологические (растения, микроорганизмы, животные);
- психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.
Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.
Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Вопрос: Можно ли считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?
Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
Необходимо также учитывать и факторы , отрицательно влияющие на здоровье : курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка .
Вопрос: Как вы думаете какие факторы мешают заниматься здоровьем?
4. Закрепление нового материала:
- Здоровье –это….
- Какие бывают виды здоровья?
- Перечислите основные факторы, которые влияют на здоровье.
- Какие выводы вы для себя сделали в процессе обсуждения темы сегодняшнего урока?
- Можно ли заставить человека захотеть быть здоровым?
5. Подведение итогов урока:
Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет мудрец, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке – живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая, почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.
Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него.
От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты – в будущем.
Домашнее задание: Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным; укажите основные причины, отрицательно влияющие на состояние вашего здоровья.
Преподаватель: Горшкова Оксана Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: познакомить подростков с понятием здоровый образ жизни, сформировать представления о себе, своём здоровь.
Участники волонтёрской бригады «Мы вместе» прзываю вести здоровый образ жизни.Показывают сценку из школьной жизни, которая помогает понять,как равнодушие толкает молодыжлюдей к трагедии.
В методической разработке использованы материалы о здоровом образе жизни.
Методическая разработка на тему «Здоровый образ жизни» содержит подробный план-конспект мероприятия, презентацию.
Тест дающий понятие и знание по здоровому образу жизни.И показывающий соотношение естественных процессов человека (прием пищи,сон и т.д).
Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному .
Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному .
Источник
Методическая разработка занятия по ЗОЖ «Твоё здоровье в твоих руках!»
специалист в области арт-терапии
Твоё здоровье в твоих руках!!
Методическая разработка занятия
«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений»
Цель: Обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
1. Проанализировать глубину понимания термина «здоровье» учащимися.
2. Научить определять некоторые параметры своего физического здоровья.
3. Разобрать с учащимися основные факторы, влияющие на здоровье.
4. Выработать правила сохранения своего здоровья.
1. Карточки зеленого, желтого и красного цветов (по количеству учащихся).
2. Анкеты: «В какой Вы физической форме?» (по количеству учащихся).
3. Таблицы витаминов и минералов (по количеству учащихся).
4. Памятка — Рекомендации специалистов: «чудо-ходьба» (по количеству учащихся).
Учитель : «Здравствуйте!»- говорим мы при встрече друг другу, желая в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем.
Тема нашего сегодняшнего урока «Твоё здоровье в твоих руках!». За урок мы выясним, что такое здоровье, научимся определять некоторые параметры своего физического здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него.
Учитель : ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что такое здоровье?»
Ученики : разные ответы дают.
Учитель: обобщает ответы, читает эпиграф.
— Сегодня мы подробно рассмотрим физический аспект здоровья, а в дальнейшем — психический и социальный.
Оценка состояния здоровья учащихся
Учитель : существует множество методик определения состояния своего физического здоровья, рассмотрим некоторые из них:
1. Русский врач Амосов Н. М. предложил определять «размер здоровья». «Размер
здоровья»- это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но он заставляет задуматься.
— Если вы не болели в течение всего учебного года — у вас самый высокий уровень здоровья. (зеленая карточка)
— Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов — средний уровень (желтая карточка)
— А если вы болеете во время обычных учебных нагрузок — уровень здоровья самый низкий (красная карточка)
Ученики поднимают карточки, а учитель рисует на доске кривую «размер здоровья класса».
2. Анкетирование «В какой Вы физической форме?»
Учащиеся заполняют анкеты, затем учитель диктует ключ, после чего ученики подсчитывают баллы и сдают анкеты. Учитель рисует на доске кривую «физическая форма класса».
3. Подсчет основных показателей физического развития:
· Возьмем вес человека, выраженный в граммах, разделим его на рост. Если
результат деления дает 350-450 – это норма. Если 500 и больше – человек обладает лишним весом. Если результат 300 – говорит об исхудании.
· Измерим окружность грудной клетки и вычтем из полученного значения половину
роста. Если окружность груди окажется меньше половины роста, значит грудная клетка развита слабо. Если же результат вычитания колеблется от 0 до 5см – развитие
удовлетвори тельное. Если результат равен 5-12 см – хорошее. Результат более 12 см – отличное развитие.
· Из величины роста, выраженной в сантиметрах, отнять сумму цифр,
показывающих вес и окружность груди. Если результат окажется менее 10 – телосложение
очень крепкое, 16-2- — хорошее, 21-25 – среднее, 26-30 – слабое, более 30 – очень слабое.
· Показатель силы кисти, мышц рук:
4-8 подтягиваний на перекладине – удовлетворительно
15-12 сгибаний рук – удовлетворительно
· Показатель силы брюшного пресса (положение лежа на спине до положения сидя)
Более 25 – отлично
Ученики подсчитываю показатели, учитель вычерчивает кривые на доске.
Учитель: теперь обобщим полученные результаты, наглядно представленные на доске, о физическом здоровье класса в целом.
Факторы, влияющие на физическое здоровье человека
Учитель: теперь рассмотрим основные факторы, влияющие на наше физическое здоровье. Что это за факторы, как Вы считаете?
Ученики: перечисляют факторы, влияющие на здоровье.
Учитель: обобщает ответы. Дает классификацию факторов.
1. Полноценное питание;
Организм человека подчиняется законам термодинамики. В соответствии с ними сформулируем первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма.
Второй принцип рационального питания – соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при
Максимальное разнообразие питания определяет третий принцип рационального питания.
Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рационального питания. Под режимом питания подразумевается регулярность, кратность и чередование приемов пищи.
Соблюдение указанных основных принципов рационального питания делает его полноценным.
Д/З: Используя таблицы витаминов и минералов составьте каждый для себя примерный рацион на неделю.
2. Рациональный режим дня;
Режим дня школьника – это своего рода тайм-менеджмент, где основной задачей является рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха.
Соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, предохраняет организм от переутомления, укрепляет здоровье и обеспечивает повышение успеваемости. Создается возможность за сутки успеть многое сделать при сохранении высокой работоспособности и хорошего здоровья.
Основными видами деятельности школьника являются:
§ учебные занятия в школе и дома;
§ активный отдых (желательно с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
§ регулярное и достаточное питание;
§ физиологически полноценный сон;
§ свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Рекомендации по составлению режима дня для школьника
Начать день лучше с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию. Ее продолжительность в зависимости от возраста 10-30 минут.
Обязателен горячий и довольно плотный завтрак. Вернувшись из школы надо пообедать и отдохнуть без чтения книг и просмотра телевизора.
Особенно важно пребывание на свежем воздухе достаточное количество времени.
Уроки лучше всего учить с 16 до 18 часов, что соответствует физиологическому ритму наилучшего усвоения информации.
Сон имеет существенное значение для нормальной деятельности организма. При сокращении длительности сна организм не отдыхает полностью. Дети становятся вялыми. Школьники хуже усваивают учебный материал, делают много ошибок в счете и письме.
Общая продолжительность сна должна составлять для детей 15-18 летнего возраста – 8-9-часов.
Д/з: Используя эти рекомендации составьте режим своего дня.
3. Постоянные рациональные физические нагрузки;
Учитель: Я сейчас расскажу вам одну притчу. В одном царстве тяжело заболел царь, и никто не смог его вылечить. Приводят к нему лекарей со всех концов царства, но ему все хуже и хуже. Наконец, вызвали одного лекаря, который тут же потребовал, чтобы ему никто не мешал в то время, пока он будет наедине с царем, и приготовили коня, навьюченного золотом. Что же он сделал? Лекарь своими издевательствами заставил, вынудил царя встать, а затем броситься вслед за ним в погоню на коне (сам он сел на коня, навьюченного золотом). Представьте себе: царь верхом на коне, в грудь ему – свежий воздух, в лицо – свежий ветер! Конечно, здесь он понял, в чем заключалась …..
Продолжите мысль, ребята!
Ученик: …в чем заключалась его болезнь, и в чем заключалось его лечение.
Учитель: Да, и больше этот царь никогда не позволял себе лежать, всегда находился в движении. Естественно, все его болезни отступили.
Уместно здесь прозвучат слова Сократа: «Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай! Хочешь быть здоровым – бегай!».
Особенно благотворно на организм влияют такие виды спорта в которых задействованы разные группы мышц – это плавание, борьба, бег на лыжах, танцы. И даже обычная ходьба, в достаточном количестве, может творить чудеса. Внимательно прочитайте приложение 4 и попробуйте его использовать в повседневной жизни.
4. Влияние окружающей среды (как пагубное, так и плодотворное);
Учитель: у каждого человека есть свои вредные привычки , и это практически для всех проблема, которая играет далеко не последнюю роль в их жизни. Самыми распространёнными привычками, вредящими здоровью человека, являются: наркомания, курение и алкоголизм. И каждая из этих вредных привычек не имеет абсолютно ничего
общего со здоровым образом жизни.
1. Употребление токсичных веществ — токсикомания. Токсические вещества,
пагубно влияющие на организм человека и вызывающие привыкание к ним: табак, вещества хозяйственно-бытового назначения (например, бензин, ацетон, синтетические моющие средства) и другие средства наркотического действия, в том числе лекарственные. Возможные последствия использования токсических веществ подростками даже при первом употреблении: сильная головная боль, тошнота, рвота, одышка, учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, резкое падение кровяного давления, галлюцинации, аллергические реакции у аллергиков, в тяжелых случаях острая кислородная недостаточность в клетках головного мозга и сердечной мышце.
2. Курение, его отрицательное воздействие на организм. В составе табака около 300
веществ, большинство из них вредно для здоровья: никотин, канцерогенные вещества (т. Е. вызывающие злокачественные опухоли), тяжелые металлы и др. Попадание этих веществ при курении в табачный дым, содержание в нем ядовитых газов (сероводорода, угарного и углекислого газа), синильной кислоты и других вредных для организма веществ. Постепенное формирование физической зависимости от табакокурения. Отрицательное воздействие табачного дыма на курильщиков и людей, находящихся с ними в одном помещении.
Появление у курильщиков утреннего кашля, болей в области сердца, желудка, головных болей, потливости, колебаний артериального давления; потеря сна, аппетита; спазмы сосудов, нервозности. Влияние табачного дыма на легочную ткань: потеря ее эластичности, нарушение ферментативных процессов, происходящих в легких. Возможное развитие тяжелых заболеваний: хронического бронхита, инфаркта сердца, рака и др.
3. Алкоголизм. Отравляющее действие алкоголя на центральную нервную систему, процессы торможения в ней, что приводит к снижению самоконтроля, самообладания, появлению несдержанности, самонадеянности, развязности. Снижение у алкоголиков умственной и физической работоспособности, ухудшение координации движений, ослабление умственных способностей, деградация личности.
Под влиянием алкоголя перерождение клеток печени, образование язвы, рака желудка, заболеваний других внутренних органов.
Развитие в результате привыкания к алкоголю хронического заболевания —
алкоголизма. Его симптомы: дрожание рук, а иногда и всего тела, психическое возбуждение, страхи, потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, повышенное влечение к спиртным напиткам, потеря чувства меры при их употреблении. На последних стадиях развития заболевания включение алкоголя в обмен веществ. Отставание в физическом и умственном развитии детей алкоголиков.
4. Наркомания — болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическим действием. Запрещение законом распространения наиболее опасных наркогенных веществ (опиум, гашиш, героин и др.). Быстрое развитие (иногда, после 2—3 приемов) физической и психической зависимости от наркогенных веществ. Тяжелое состояние — «ломка» (болезненность мышц, суставов, озноб, головная боль, слабость и др.) при их отсутствии. Социальная опасность наркомании, способность человека на любые действия, даже тяжелые преступления для получения наркотиков. Необходимость социальной и медицинской помощи для лечения наркомании.
Источник